Материал на проверке

Клубный час, как эффективная форма социализации старших дошкольников

0
0
Материал опубликован 19 January

Внедрение педагогической технологии эффективной социализации и развития коммуникативных способностей дошкольников «Клубный час» в МАДОУ «Детский сад №352» г. Перми

Воспитатель высшей квалификационной категории Пастухова Лариса Владимировна МАДОУ «Детский сад № 352» г. Перми



Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребёнку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Известно, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности. Если проанализировать жизненную ситуацию современного дошкольника, то свободное общение детей занимает от 10% до 20 % времени их жизнедеятельности. Как правило, это происходит в специально отведённых режимных моментах (прогулка, свободная игра). Сложившаяся ситуация не позволяет эффективно развивать определённые личностные качества, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребёнку предоставляется возможность соотносить своё поведение с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, актуализировать психологические резервы личности соответственно ситуации общения и межличностного взаимодействия.

По мнению Д.Б. Эльконина, процесс социализации протекает уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок отдаляется от взрослого, выходит за рамки семейных взаимоотношений и становится частью глобального мира человеческой культуры, овладевая социальным опытом.

Ребёнок становиться социальным существом благодаря общения и взаимодействию со взрослым, в первую очередь с родителями. Совместная деятельность взрослых и детей сопровождается речевыми оборотами.

Коммуникация – это форма взаимодействия, которой ребёнок впервые овладевает в сотрудничестве со взрослым, а затем с другими детьми.

Социализация является эффективной, если у старших дошкольников развиты следующий коммуникативные умения:

умение договариваться, самостоятельно решать конфликты и сотрудничать во время совместной деятельности;

Умение активно работать в паре или небольшой группе.

Умение вежливо обращаться за помощью и советом, благодарить,

Умение в доступной понятной форме высказывать свою точку зрения.

Первые признаки социализации, как утверждает В.Г. Маралов проявляются, когда дошкольник начинает ориентироваться в социальной деятельности и поведении, делая первые попытки ответственного отношения за свои действия и поступки. Ответственность в контексте социализации детей старшего дошкольного возраста рассматривается автором, как способность побороть импульсивность желаний, понять свои возможности, а в дальнейшем появление инициативы и самостоятельности. На первых этапах инициатива формируется в форме индивидуального проявления ребёнка, но на следующих этапах её развитие приобретает социальный характер, например, организация игр и продуктивной деятельности, оказание помощи и т.д.

По словам Н.Ф. Головановой, в процессе социализации главной характерной линией развития ребёнка выступает самостоятельное усвоение определённого социального опыта, где деятельность главный инструмент. Но накопление социального опыта для дошкольника возможно не в любом виде деятельности. Ребёнку в данном возрастном периоде доступна игровая и продуктивная деятельность, поэтому при создании соответствующих условий развития можно обеспечить эффективную социализацию.

Впервые Н.П. Гришаева в своём методическом пособии «Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации» вводит следующее определение: эффективная социализация – это приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе. Это одно из фундаментальных условий существования ребёнка в социуме и его личной готовности к школе.

По мнению автора, новой задачей детского сада становится создание дружественного социума в рамках дошкольной организации для успешного изменения образовательного процесса, способного развивать социальные навыки детей, необходимые для развития их личности в условиях стихийно развивающего общества.

Понимая всю важность процесса социализации детей дошкольного возраста, мы решили расширить деятельность в этом направлении и приступили к внедрению педагогической технологии эффективной социализации ребёнка в ДОУ, автором которой является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Наталья Петровна. Нами была выбрана технология «Клубный час» -  технология эффективной социализации и развития коммуникативных способностей дошкольников.

Клубный час – это технология, в основу которой положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности.

Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут самостоятельно выбрать вид деятельности, из предложенных педагогами и перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаться в группу.

Этапы подготовки и проведения Клубного Часа.

Подготовительный этап.

Методическое сопровождение педагогов (семинары, педагогические часы и т.д.)

Формирование приказов и актов учреждения, регламентирующих работу (ответственный за организацию Клубного Часа, творческая группа).

Все сотрудники детского сада проходят оповещение (через приказ) и
инструктаж о проведении клубного часа, помощники воспитателей
назначаются дежурными на клубном часе.

Проведение родительских собраний для сообщения о значимости социализации и внедрения технологии Клубного Часа

 В работе с детьми, предполагает организацию психологического настроя детей на будущий клубный час. Необходимо привлечь внимание детей к самой теме клубного часа, переключить их от предыдущих занятий, установить границы порядка и дисциплины в условиях занятия по интересам.

Ресурсное обеспечение «Клубного часа»:

- планы – схемы;

- знаки, указатели, названия клубов;

- коробочки, корзиночки, сумочки и т.д.;

- 3 кружка красного цвета.

Основной этап реализует главное содержание клубного часа.

Завершающий этап предполагает общее осмысление всего, что происходило на клубном часе.

После завершения клубного часа, все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Начинается рефлексия:

- где дети были,

- что им запомнилось,

- хочет ли ребёнок ещё раз туда пойти и почему?

- планировали ли они перед К.Ч. куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему?

- удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Необходимо, чтобы дети сами высказались по главным вопросам:

Рефлексия от ведущего каждого клуба, рефлексия «смотрящих»:

- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей?

- как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости

соблюдали ли дети, правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты.

- какие задачи необходимо решать на предстоящем К. Ч



На начальном этапе мы совместно с воспитателями и специалистами предварительно обсуждаем и определяем:

тематику «Клубных часов», составляем перспективный тематический план на полугодие. Это необходимо, так как «Клубный час» может проводиться в различных формах, разного типа. Необходимо распределить нагрузку равномерную для педагогов.

Типы клубного часа:
Свободный. Дети перемещаются по всей территории детского сада и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых. Дети могут посетить малышей, помочь им в различных видах деятельности: одеться, нарисовать рисунок, построить башню. Также не исключено посещение специалистов: решить кроссворд с учителем
-логопедом, поиграть в мяч с инструктором по физкультуре, спеть песню с музыкальным руководителем.

Тематический. Это когда «Клубные часы» включены в план месяца. Например, тема недели «Космос» могут быть организованы постройка космического корабля, викторина «Космонавт» и т. д.

Творческий. Дети старшего дошкольного возраста сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей. Например: организация творческой мастерской по изготовлению оформления к празднику детского сада.

Квест — игра. Это решение умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игроков.

Музейный. Дети собирают у себя музейные экспонаты по определённой теме, а затем самостоятельно проводят экскурсии для других пришедших детей

2) периодичность и длительность «Клубного часа». Мероприятие проходит 1 раз в 2 недели. Одно из главных условий проведения «Клубного часа» — его длительность, а именно не менее 1 часа, так как в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт;

3) организационные моменты «Клубного часа». Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения. Вводится система запрещающих знаков, как предлагают авторы, для безопасного передвижения детей по детскому саду.

4) Также мы с педагогами определили, что в начале учебного года в «Клубном часе» принимают участие подготовительные и старшие группы». В ноябре, могут присоединяться средние группы (в зависимости от типа и темы клубного часа). В некоторых случаях, могут принимать участие дети 2 мл группы. В нашем ДОУ дети старших и подготовительных групп в качестве волонтёров приходили во 2 мл группы и включались в ту деятельность, которая была, при этом помогая или играя с детьми.

В нашем учреждении данная технология перенесла некоторое творческое переосмысление. Несмотря на то, что теоретические аспекты реализации технологии «Клубный час» были достаточно хорошо изучены, на практике педагоги столкнулись с организационными трудностями. Это выражалось в неравномерном распределении воспитанников по организованным клубам. То есть в рамках одного мероприятия, на одном клубе могли побывать до 15 воспитанников, на другом 5. Данный факт позволил проанализировать деятельность педагогического коллектива и внести ряд изменений. Педагоги более тщательно стали прорабатывать рекламу клубов, что способствовало повышению интереса дошкольников к предложенной деятельности. Также, педагогическим коллективом было принято решение ввести входные ограничения в виде «свободных мест на клубные часы». У детей в данном случае появились личные - уникальные кружочки. Перед каждым клубом выкладывался лист с кружочками по количеству мест в клубе. Если место есть, ребёнок на свободный кружочек кладёт свой личный кружок, при выходе забирает.

Помимо этого, для скоординированности в проведении клубных часов в нашем ДОУ была разработана технологическая карта, которая включает в себя организацию клубов:

номер локации

Название / тема

Содержание

Наполнение локации

Действия взрослого

Ответственный









Система «Красных кружков». Каждому ребёнку на время «Клубного часа» выдаётся по три красных кружка, которые он кладёт в сумочку. Кружки может забрать любой взрослый, если ребёнок не соблюдает правила поведения во время «Клубного часа». Взрослый обязательно говорит ребёнку, за что он отобрал кружок. На рефлексии по окончании мероприятия ребёнок выкладывает кружки перед собой, при нехватке у него одного или двух кружков он должен будет рассказать, кто и за что их забрал. Если у ребёнка забирают один кружок, он сразу идёт в свою группу, но не пропускает следующий «Клубный час». Если же забирают два или три кружка, то следующий «Клубный час» ребёнок пропускает. Система красных кружков важна для саморегуляции поведения дошкольников.

правила поведения детей во время «Клубного часа» (установленные авторами):

«Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу»;

«Если взял игрушку поиграть — положи её на место, когда уходишь»;

«Кто первый взял игрушку, тот в неё и играет»;

«Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа»;

«Говори спокойно»;

«Ходи спокойно»;

«Возвращайся в группу по сигналу звонка»;

«Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в неё, если устал»;

Непосредственно перед проведением «Клубного часа» дети обсуждают все правила.





Из опыта работы МАДОУ «Детский сад № 352» г. Перми.

Методическая разработка

Мы предлагаем рассмотреть «Клубный час» как одну из составных форм организации совместной деятельности.

В процессе социализации дети познают устоявшиеся в своем окружении (родители, педагоги, сверстники и т.д.) социальные правила, нормы и традиции. А.В. Запорожец в своих работах выделяет следующие критерии усвоения дошкольниками социальных норм:

- мотивация при участии в разных видах деятельности,

- знание социальных норм и их применение при взаимодействии со взрослыми и сверстниками,

- активное познание окружающего мира через продуктивную деятельность.

Опираясь на эти данные, при разработке клубных часов мы в первую очередь ориентировались на продуктивные виды деятельности и игру. Но т.к. педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут самостоятельно выбрать вид деятельности, из предложенных педагогами, конечно включали и общение, познавательно -исследовательскую, двигательную и др.

При разработке технологической карты клубного часа, педагоги, планируя деятельность в клубе отталкивались от видов деятельности и простых форм, представленных в разнообразных сочетаниях.

На начальном этапе внедрения данной технологии, мы столкнулись с тем, что, заходя в клуб, дети ждали, когда их посадят и начнут говорить, что делать. Некоторым детям было не интересно находиться в клубах, где не была организована какая-либо деятельность при помощи взрослого. Они часто нарушали правила, проверяя границы пространства и дозволенного. Но к четвертому Клубному Часу наметилась резкая тенденция на снижение нарушения правил, педагоги стали больше и разнообразней предлагать виды деятельности. Так же регулярное проведение рефлексии, обсуждение в кругу, того, что происходило на Клубном Часе, стало дисциплинировать детей, не только во время Клубного Часа, но и в другие режимные моменты, что позволило установить более тесный контакт и понимание между детьми и взрослыми. Дети стали отзывчивей друг к другу.

Количество клубов во время «Клубного часа» работает в зависимости от количества участвующих в нем групп. При проведении клубов, педагогами нашего ДОУ, было обозначено комфортного для работы клуба среднее количество участников – 10 человек. Поэтому исходя из этого, зная сколько примерно будет детей, планировали количество клубов (например, 50 детей – 5 клубов). С середины года стал добавляться клуб волонтёров. Количество выбранных центров зависит от ребёнка. Если в начале реализации технологии дети старались попасть во все клубы, и часто не успевали посетить запланированные клубы, то к концу года дети делали выбор осознано: «Лучше я схожу только в творческую мастерскую и успею сделать поделку до конца и подарю маме и в легокомнату. Зато все успею сделать до конца».

Например, при подготовке к тематическому клубному часу по русской культуре, основным задачам клубного часа были добавлены задачи:

воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.

создание в ДОУ предметно -развивающей среды, способствующей нравственно -патриотическому воспитанию.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.