12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ванчугова Светлана Михайловна10373
В профессии уже более 30 лет. Люблю свою работу и своих учеников
Россия, Кировская обл., советск

Ванчугова Светлана Михайловна

Учитель начальных классов

МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска Кировской области



Тематические дни как эффективная форма воспитания младших школьников

А.С. Макаренко утверждал, что « нельзя ограничивать процесс воспитания классной работой», воспитание происходит « на каждом метре Земли»

Сегодня я хочу поделиться одной из « изюминок» своей работы- тематические дни, когда все уроки и занятия  в этот день посвящены одной теме или календарному празднику.

Это « День птиц», « День космонавтики» , « День добра», « День Земли», «День солнца» и многие другие. Конечно, это требует немалой подготовки, чтобы составить учебный материал по всем предметам интересным, разнообразным , соответствующим дидактической цели и календарно- тематическому планированию, но когда видишь результат- светящийся « огонёк» познания в глазах ребят, их желание работать, познавать новое, видишь их успех, то понимаешь, что время на подготовку потрачено не зря.


t1655571237aa.jpgt1655571237ab.jpg

Остановимся поподробнее на одном таком дне, который мы проводили 7 апреля- Всемирный день здоровья. Все мероприятия этого дня должны были способствовать воспитанию и формированию ценности здоровья социального и физического, расширению и углублению знаний и навыков по гигиене, профилактике вредных привычек.  К этому дню ребята готовили рисунки и стихи на тему « Здоровый образ жизни ». Утро началось с весёлой зарядки перед уроками. На уроке русского языка , изучая тему « Слитное и раздельное написание» детям были предложены упражнения , содержание которых отражало правильное или негативное влияние привычек на организм человека. Вот некоторые из заданий:

-Спишите, раскройте скобки, докажите правильность написания. Раскройте главную мысль стихотворения.

1 группа (По)езжай (в)страну Здоровья,

(От)дыхай там сколько угодно.

Но (не)забывай ( про) труд,

А то мышцы ( ото)мрут.

2 группа У меня один лишь друг,

Компом все его зовут.

Целый день (с)ним (про)вожу,

(на)прогулки (не)хожу.

Спортом я (не) занимаюсь

И совсем ( не ) закаляюсь.

Я сутулый и хромой.

Чувствую, что я больной.

3 группа Я учился целый день,

И (по)верьте мне ( не ) лень.

( за) компьютером сидеть,

Фильмы, игры ( по) глядеть.

(На) все сайты без разбора

(вы)хожу я ( до) упора.

Стало плохо (с) головою

И ( с) глазами…

Что ( со) мною?

На уроке также был проведен выборочный диктант, работа в парах, игра « Противоположности». Дидактическая цель была реализована через различные виды работ с содержанием материала , направленного на формирование правильных привычек здорового образа жизни и отказ от вредных привычек, в данном случае отказ от бесконтрольного применения гаджетов.

На уроке математики рассматривалась тема « Решение задач» . Детям были предложены различные задачи, содержание которых также способствовало воспитанию здорового образа жизни.

Приведу примеры некоторых таких задач.

Бегун пробежал 1000 м за 4 минуты. Сколько метров он пробежит за 8 минут?

( рассмотрите различные способы решения задачи) . Какие качества помогают бегуну показывать хорошие результаты? Что даёт человеку занятие спортом?

Сердце здорового человека бьётся 70 ударов в минуту. Сердце курящего человека вынуждено биться на 5 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходиться давать сердцу курящего человека за сутки? ( решите задачу, сделайте вывод по ее содержанию).

Чтобы перейти улицу на зелёный свет, нужно подождать 35 секунд. Сэкономив эти секунды, можно потерять не только здоровье, но и жизнь. Ученику, спешащему в школу, нужно остановиться у трёх светофоров. Сколько времени это займёт? Запиши ответ в секундах. Выполни перевод в минуты.

В сюжете данных задач содержатся конкретные факты из реальной жизни, способные оказать большее влияние на ребёнка, чем назидательная беседа.

На уроке литературного чтения в этот день мы знакомились с произведением С.Я. Маршака

« Ледяной остров» . Обучающиеся узнали историю о недосягаемом острове Удресте, на который можно добраться только по воде летом или на собачьей упряжке зимой, так как в остальное время остров окружен океаном и подвижными льдами. Но когда одному из жителей острова понадобилась помощь врача, то доктор совершил прыжок с парашютом и жил на этом острове до выздоровления больного. Ребята узнали, что история основана на реальных событиях. Познакомившись с произведением, делаем вывод: какие качества помогают людям выжить в экстремальных условиях. Учащиеся составляют синквейн о главных героях.

На классном часе в этот день мы совершили заочное путешествие в Страну здоровья. Побывали в городах « Спортивный», « Витаминный», сделали остановки на станциях « Правильное питание» и « Чистюлькино» . В каждом населённом пункте дети узнавали для себя что- то новое и выполняли занимательные задания. На занятии поговорили о том, что такое витамины, определили, в каких продуктах содержатся витамины А, B, C, D , выбрали соответствующие продукты.
Далее побеседовали о правильном питании и с интересом сыграли в игру "Вредно или полезно", отгадывая продукты по контуру. На станции "Чистюлькино"поговорили о предметах личной гигиены, вспомнили, что к ним относится . Ребята наощупь доставали из волшебного мешочка предметы и определяли, что это. В конце занятия каждый прочитал наизусть стихотворение о здоровом образе жизни или показал рисунок и прокомментировал его.

На всех уроках в течение дня ребята сами проводили физкультминутки, разминку для глаз, дыхательную гимнастику.

Организация и проведение тематических дней несет огромный воспитательный потенциал. Это не просто разовые мероприятия на отдельную тему, а целый комплекс занятий, уроков, объединенных одной идеей, способствующий формированию у обучающихся ценностей познания, творчества, настойчивости, целеустремлённости, нравственного выбора, смысла жизни. У детей формируется опыт социальной коммуникации, ценностное отношение к природе, окружающей среде ( День Солнца. День Земли. День подснежника. ). Милосердие, сострадание, доброта, справедливость ( День добра. День кошек. День книгодарения. День улыбки.) , ценности достоинства, духовного мира человека ( Дни, посвященные православным и календарным праздникам).

Считаю, что данная форма организации учебной деятельности эффективна как в образовательном, так и в воспитательном плане.




t1655571237ac.jpg

b1655620241.jpg
x1655620276.jpg


Опубликовано


Комментарии (1)

Куликова Ирина Геннадьевна, 18.06.22 в 20:40 1Ответить Пожаловаться
С выводами, сделанными автором, согласна полностью! Предложенная форма организации учебной деятельности эффективна как в образовательном, так и в воспитательном плане. Спасибо за разработку, Светлана Михайловна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.