Воркшоп как эффективная форма обучения дошкольников совместно с родителями

5
2
Материал опубликован 20 July 2020 в группе


ВОРКШОП КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ

Аннотация. Статья посвящена определению содержания и роли воркшопа как эффективной формы обучения дошкольников совместно с родителями. Автором принимаются во внимание основные тенденции развития дошкольного образования в ближайшее время. Выявлен вопрос внедрения дистанционного обучения в российском дошкольном образовании. Анализируются современные экспертные прогнозы о влиянии новых технологий на систему образования и перспективы развития технологии воркшоп. Определено, что воркшоп является инновационным форматом образования и воспитания дошкольников совместно с родителями, который соответствуют принципам непрерывного образования, независимости и развития личного потенциала.

Ключевые слова: воркшоп, дошкольник, педагог, обучение, воспитание, дистанционное образование.


В современных условиях распространения пандемии отечественное образовательное пространство испытывает ряд динамических изменений, детерминированных социально-экономическими, геополитическими и информационными процессами. Российская образовательная система дошкольного уровня как социальный институт в своем развитии опирается не только на внутренние движущие силы, но и в значительной степени подвергается воздействию внешних факторов. Все это актуализирует поиск содержания и направлений модернизации дошкольного образования, соответствующих стандартам международного сообщества и образовательного развития посредством дистанционных технологий с учетом взаимодействия педагога и родителей. Целью данной статьи является исследования сущности и роли использования технологии воркшоп в качестве эффективной формы обучения дошкольников совместно с родителями.

Непосредственное осуществление взаимодействия педагога и родителей основывается на изучении особенностей семьи и использовании методов воздействия участников педагогического процесса друг на друга. Выбор любой модели поведения педагога для взаимодействия с родителями дошкольника должен предполагать использование соответствующих средств и форм взаимодействия [7]. Так, воркшоп можно рассматривать как интерактивную технологию обучения посредством получения актуального опыта и личного переживания, которая предусматривает органическое сочетание индивидуальной и самостоятельной работы с интенсивным групповым взаимодействием участников образовательного процесса [3].

В современных условиях бурных изменений и быстрого старения информации и распространения карантинных мер в мире традиционная учебная модель приобретает существенные ограничения, что приводит к поиску форм, методов и технологий обучения, способствующих формированию и развитию личности ребенка, его самостоятельности, готовности к сотрудничеству, творчеству и способности принимать решения [4]. В психолого-педагогической теории актуализация личностной парадигмы привела к росту интереса к диалогу педагога-воспитателя и родителей как средства построения новой системы педагогических отношений, поскольку диалог предполагает столкновение мнений, идей, активный поиск истины [5]. Благодаря современным разработкам и популяризации интерактивных и дистанционных форм, методов и технологий обучения, широкую популярность приобрел термин воркшоп (англ. workshop – «мастерская», «цех»), под которым скрывается разнообразие толкований, соображений и примеров - от учебных курсов, технологий или форм к маркетинговым презентациям.

В последнее время в дошкольном образовании пользуются популярностью игровые воркшопы, позволяющие в удобной и непринужденной обстановке усвоить альтернативные умственные модели и сформировать навыки продуктивных, творческих подходов и креативного мышления в решении предлагаемых задач и проблем. Наиболее полно раскрыты принципы и технологические аспекты организации и проведения занятий такого типа, а также обобщенно разнообразие подходов к определению воркшопа в работах К. Фопеля. В частности, исследователь рассматривает воркшоп как:

‑ интенсивное учебное мероприятие, на котором участники учатся благодаря собственной активности;

‑ учебную группу, которая помогает всем участникам стать после окончания обучения более компетентными, чем до начала; учебный процесс, в котором и воспитатель, и родитель принимает активное участие в образовании и развитии дошкольника, и во время которого участники много узнают друг от друга;

‑ тренинг, результаты которого зависят, прежде всего, от вклада родителей и в меньшей степени - от знаний воспитателя, что особенно актуально в рамках дистанционного обучения;

‑ учебный процесс, который сосредотачивается на переживаниях и впечатлениях участников, а не компетентности педагога [6].

Взаимодействие родителей и педагога происходит на фоне сохранения духа мастерской, когда теория не существует в отрыве от практики, а обучение - в отрыве от действий, изучения практических аспектов любой проблемы или вопросов, что и отличает воркшоп от других форм и технологий обучения [2]. Из пассивного слушателя каждый участник превращается в активного творца учебного процесса. В ходе воркшопов даже необходимые теоретические «вкрапления» и декларация знаний играют незначительную роль, а акцент заключается в получении динамического знания, когда в рамках дистанционного обучения родители дошкольников самостоятельно могут определять цели обучения и разделяют с педагогом ответственность за процесс и результаты воспитания, обращаясь к рефлексии приобретенного опыта. Поэтому любой хорошо организованный воркшоп предусматривает совокупность различных методов, которые активизируют участников и включают в процесс групповых дискуссий и рефлексии, самостоятельного приобретения знаний.

Эффективная коммуникация с родителями может быть основана исключительно на глубоком понимании потребностей ребенка, собственной роли и роли дошкольного учреждения в обеспечении этих потребностей, а также роли семьи и их взаимосвязей [1]. Такая коммуникация в воркшопе возможна только в случае наличия базовых знаний и владения воспитателем коммуникативными навыками, понимание принципов просветительской работы как таковой. Эксперты всех уровней акцентируют внимание на том, что среди родителей достаточно много тех, кто полностью переводит выполнение всех образовательных функций исключительно на ДОУ даже в период дистанционного обучения.

В отличие от не менее модных тренингов, семинаров и мастер-классов, воркшоп не ставит в центр фигуру ведущего или преподавателя.

Темой занятия воркшопа может стать что угодно: основы чтения, проблемы усвоения письменных навыков, математические викторины, а также общественно значимые темы (окружающий мир, роль семьи в воспитании ребенка и пр.), литературное творчество, музыка и т.п. В результате взаимодействия усилий педагогов ДОУ и родителей дети получают гораздо больше, чем на привычных занятиях. Кроме того, навыки сотрудничества, которые дошкольники развивают на воркшопах, помогают им быстрее найти себя.

Занятия по технологии воркшопа могут проводиться и в классах, дома, на природе и пр. Интерактивность и эффективное общение – важнейшие принципы воркшопа. Проще всего ребенку дошкольного возраста взаимодействовать со знакомыми и близкими. Педагог выступает в воркшопе в качестве консультанта, который введет детей и родителей в курс дела, обратит внимание на грубые ошибки в ходе обсуждений или, например, поможет организовать экскурсию. Также можно устроить совместный воркшоп с родителями, которые готовы поделиться опытом относительно определенных тем занятий в виде марафона.

Опыт применения воркшоп-марафона в нашем ДОУ позволяет констатировать, что а поисках «истины» участники (первично, родители и дети) формулируют вопросы по той или иной теме и потом вместе с педагогом ищут ответы на них. Темы для обсуждения могут быть любые. Даже самые необычные мнения получают право на существование и служат предметами дискуссии на воркшопе. Главная цель воркшоп-марафона – сделать так, чтобы родителям и детям захотелось мыслить, действовать и уверенно идти к своей цели, которая заключается в том, чтобы суметь обучить в случае необходимости дошкольников в условиях получения образования и воспитания в семье.

Вывод. Воркшоп в последнее время используется для обозначения особой формы и технологии работы с группой учащихся, в которой преобладают интерактивные формы работы и ведущая роль в получении знаний и принятии решений принадлежит активности самих участников учебной группы. Роль воспитателя в структуре построения воркшопа заключается не только в предоставлении материала, а скорее в активизации группы и посредничестве между участниками: детьми и родителями, оптимизации процесса получения знаний дошкольниками и поиска решений. Воркшоп обычно является практическим семинаром или тренингом, который может проходить в форме лекции, практикума, круглого стола, марафона и пр.

Воркшоп как метод обучения основан на изучении практических аспектов любого вопроса или проблемы. Это своеобразная мастерская, в которой профессионал, в контексте данного исследования – воспитатель (педагог) дошкольного образовательно учреждения, не просто делится своими мыслями и полученным опытом, но также инициирует дискуссии и обмен мнениями при помощи привлечения родителей к обсуждению предлагаемой проблематике.


Список использованной литературы

Анастасиади Е.В. Взаимодействие ДОУ и семьи для обеспечения целостного развития ребёнка // Дошкольное образование в стране и мире: исторический опыт, состояние и перспективы: материалы международной научно - практической конференции. М.: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. С. 480-484.

Вальтер Е.А. Современные технологии взаимодействия ДОУ и семьи // Традиции и инновации дошкольного образования: материалы Всероссийского заочного семинара. Иркутск: МЦПТИ «Микс», 2014. С. 423-426.

Крайнова Ю.Н. Современные технологии: метод workshop // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 13. С. 105-109.

Овчинникова И.Б., Часовских О.Н. Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. №2. С.149-151

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 713с.Барчугова Е.В., Рочегова Н.А. Воркшоп (workshop) как актуальная форма обучения // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции. Сборник статей. М.: МАИ (государственная академия), 2012. С. 165-169.

Фопель К.В. Групповая сплоченность. М.: Генезис, 2011. 336 с.

Manouselis N., Drachsler H., Verbertand K., Santos O. C. Recommender Systems for Technology Enhanced Learning: Research Trendsand Applications // Hardcover, New York: Springer, 2014. 306 р.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный материал!!!

22 July 2020

Спасибо за качественную работу! Отдельно хочется отметить оформление статьи - соответствует "требованиям к оформлению научных статей". Всегда приятно видеть ответственное отношение к публикации.

23 July 2020