Урок информатики в 5 классе «Кодирование информации»
Урок информатики в 5 классе «Кодирование информации»
Тип урока: Изучение нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
метапредметные – умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;
личностные – понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.
Решаемые учебные задачи:
Закрепить знания об информационных процессах;
Обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;
Сформировать общие представления о роли кодирования информации;
Поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
Условный знак;
Код;
Кодирование;
Декодирование.
Используемые на уроке средства ИКТ:
Персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор.
Электронное приложение к учебнику:
Презентация «Кодирование информации».
Ход урока
Организационный этап:
Здравствуйте ребята! Чтобы добиться хороших результатов на уроке, вы должны быть внимательны. Давайте настроим свой мозг на активную работу.
Этап актуализации знаний:
Что такое информация?
Виды информации по форме представления.
С помощью чего человек получает информацию?
Какие действия можно совершать с информацией?
Какие вы знаете носители информации?
Как происходит передача информации?
- А теперь мы перейдем к теме сегодняшнего урока.
3. Этап изучения нового материала:
Посмотрите на слайд. Тема нашего урока зашифрована… Нам надо ее разгадать, для этого, возьмите шифр на ваших столах.
Тема: Rjlbhjdfybt byajhvfwbb. (У ребят на столах будут лежать подсказки – рисунок клавиатуры, который ребята должны увидеть, а затем сказать, что на клавиатуре две буквы (русская и латинская), тема путешествия записана русскими буквами с помощью латинского алфавита).
Итак, тема нашего урока:
Кодирование информации. (Слайд 2)
(Слайд 3) Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака. Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.
(Слайд 4) Код — это система условных знаков для представления информации.
Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.
С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы – “зебру”. “Зебра” является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу! Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей команды светофора. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Код используется для оценки знаний в школе (число “5” — код отличных знаний, “4” — код хороших знаний, “3” — удовлетворительных, “2”— плохих). По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
(Слайд 5-6) Одна и та же информация может быть представлена различными кодами, иначе говоря, в разных формах.
Люди выработали множество форм представления информации.
- К ним относятся:
- Разговорные языки (более 2000);
- Язык мимики и жестов;
- Язык рисунков и чертежей;
- Научные языки (математики, физики, химии);
- Языки искусства (музыка, живопись, скульптура);
(Слайд 7) Специальный способ представления информации для слепых (Французского педагога Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых.);
- Азбука Морзе;
4. Этап применения изученного материала:
(Слайд 8) Посмотрите на слайд, попробуем узнать скороговорку. Как вы думаете, какая первая буква будет? Возьмите лист и напишите ее.
Вторая и третья буква одинаковая. Какая? (записываем скороговорку)
Физкультминутка: Светофор. У светофора три сигнала. Красный ученики присаживаются. Желтый встаем и моргаем глазками. Зеленый шагаем на месте.
6. Этап контроля и самоконтроля, рефлексии и коррекции:
Сейчас вам предстоит самостоятельно в парах поработать с кодированием информации.
Откройте рабочие тетради на странице 66 №85
Ответы
Винчестер (жесткий диск)
Джойстик
Дискета
Дисковод
Клавиатура
Модем
Монитор
Мышь
Принтер
Сканер
Ученики проверяют (друг у друга задание)
7. Этап информации о домашнем задании:
1) § 7 п.1,2
2) Создать свой шифр и закодировать слово информатика
8. Этап подведения итогов урока
Что нового вы узнали на уроке?
Чему вы сегодня научились?
Рефлексия. Ребята, посмотрите на слайд. И закодируйте свое настроение на листе бумаги.