12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фролов Александр Дмитриевич154
Россия, Алтайский край, Камень-на-Оби

Урок информатики в 5 классе «Кодирование информации»


Тип урока: Изучение нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

метапредметные – умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;

личностные – понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Решаемые учебные задачи:

Закрепить знания об информационных процессах;

Обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;

Сформировать общие представления о роли кодирования информации;

Поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

Условный знак;

Код;

Кодирование;

Декодирование.

Используемые на уроке средства ИКТ:

Персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор.


Электронное приложение к учебнику:

Презентация «Кодирование информации».


Ход урока


Организационный этап:

Здравствуйте ребята! Чтобы добиться хороших результатов на уроке, вы должны быть внимательны. Давайте настроим свой мозг на активную работу.

Этап актуализации знаний:

Что такое информация?

Виды информации по форме представления.

С помощью чего человек получает информацию?

Какие действия можно совершать с информацией?

Какие вы знаете носители информации?

Как происходит передача информации?

- А теперь мы перейдем к теме сегодняшнего урока.

3. Этап изучения нового материала:

Посмотрите на слайд. Тема нашего урока зашифрована… Нам надо ее разгадать, для этого, возьмите шифр на ваших столах.

Тема: Rjlbhjdfybt byajhvfwbb. (У ребят на столах будут лежать подсказки – рисунок клавиатуры, который ребята должны увидеть, а затем сказать, что на клавиатуре две буквы (русская и латинская), тема путешествия записана русскими буквами с помощью латинского алфавита).

Итак, тема нашего урока:

Кодирование информации. (Слайд 2)

(Слайд 3) Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака. Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

(Слайд 4) Код — это система условных знаков для представления информации.

Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.

С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы – “зебру”. “Зебра” является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу! Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей команды светофора. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Код используется для оценки знаний в школе (число “5” — код отличных знаний, “4” — код хороших знаний, “3” — удовлетворительных, “2”— плохих). По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.

(Слайд 5-6) Одна и та же информация может быть представлена различными кодами, иначе говоря, в разных формах.

Люди выработали множество форм представления информации.

- К ним относятся:

- Разговорные языки (более 2000);

- Язык мимики и жестов;

- Язык рисунков и чертежей;

- Научные языки (математики, физики, химии);

- Языки искусства (музыка, живопись, скульптура);

(Слайд 7) Специальный способ представления информации для слепых (Французского педагога Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых.);

- Азбука Морзе;

4. Этап применения изученного материала:

(Слайд 8) Посмотрите на слайд, попробуем узнать скороговорку. Как вы думаете, какая первая буква будет? Возьмите лист и напишите ее.

Вторая и третья буква одинаковая. Какая? (записываем скороговорку)

Физкультминутка: Светофор. У светофора три сигнала. Красный ученики присаживаются. Желтый встаем и моргаем глазками. Зеленый шагаем на месте.



6. Этап контроля и самоконтроля, рефлексии и коррекции:

Сейчас вам предстоит самостоятельно в парах поработать с кодированием информации.

Откройте рабочие тетради на странице 66 №85

Ответы

Винчестер (жесткий диск)

Джойстик

Дискета

Дисковод

Клавиатура

Модем

Монитор

Мышь

Принтер

Сканер

Ученики проверяют (друг у друга задание)

7. Этап информации о домашнем задании:

1) § 7 п.1,2

2) Создать свой шифр и закодировать слово информатика

8. Этап подведения итогов урока

Что нового вы узнали на уроке?

Чему вы сегодня научились?

Рефлексия. Ребята, посмотрите на слайд. И закодируйте свое настроение на листе бумаги.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.