Что такое комбинаторика
Комбинаторика — раздел математики о вычислении количества различных комбинаций каких-либо элементов.
В заданиях по комбинаторике обычно нужно выяснить, возможно ли составить комбинацию определённого вида и сколько различных комбинаций можно составить.
Пример:
1. Сколько различных трёхзначных номеров телефона можно составить из пяти цифр? (Ответ: 125)
2. Сколькими различными способами можно составить танцевальную пару, если в коллективе 3 мальчика и 4девочки? (Ответ: 12).
3. Сколькими различными способами можно образовать пару дежурных, если в классе остались Надя, Вика, Саша и Юра? (Ответ: 6).
4. Сколькими различными способами можно выбрать двух учеников (одного - чистить доску, второго - подметать пол), если в классе остались Надя, Вика, Саша и Юра? (Ответ: 12)
Один из способов решения задач комбинаторики — это рассмотреть все возможные комбинации элементов, что называется полным перебором вариантов.
Древовидная диаграмма — один из способов показать и систематизировать все размещения. С помощью древовидной диаграммы осуществляется полный перебор.
Сколько различных двузначных чисел можно составить из цифр 1, 2 и 3, если каждую использовать только один раз?
Решение:
Составляется древовидная диаграмма:
Ответ: можно составить 6 различных чисел.
Пример:
Р ассмотрим 3-й пример (см. выше):
Сколькими различными способами можно образовать пару дежурных, если в классе остались Надя, Вика, Саша и Юра?
На древовидной диаграмме видно, что можно образовать только 6 пар дежурных (Надя и Вика, Надя и Саша, Надя и Юра, Вика и Саша, Саша и Юра, Вика и Юра), т.к. каждая пара повторяется 2 раза.
Рассмотрим 4-й пример:
Сколькими различными способами можно выбрать двух учеников (одного — чистить доску, второго — подметать пол), если в классе остались Надя, Вика, Саша и Юра?
Используется та же древовидная диаграмма, но в данном случае ответ будет 12 пар, т.к. каждая пара из диаграммы отличается. Если детей поменять местами, они выполняют уже другие функции.
С помощью древовидной диаграммы были получены различные результаты, т.к. в 3 и 4 примере были рассмотрены различные виды комбинаций: сочетания и размещения.
Такого рода диаграммы в подробностях удобно рисовать только для сравнительно небольшого числа вариантов, а, например, для сотен комбинаций дерево вариантов целиком не нарисуешь. Тогда приходится действовать по-другому. Чаще всего при различных подсчетах используют правило умножения:
Для того чтобы найти число всех возможных исходов независимого проведения двух испытаний А и В, следует перемножить число всех исходов испытания А и число всех исходов испытания В.
Марина купила 3-х кроликов: серого (с), белого (б) и рябого (р). Сколько существует различных способов посадить этих кроликов в 3 клетки, если в одной клетке может находиться только 1 кролик?
Первый вариант решения — схематический рисунок.
1-я клетка | 2-я клетка | 3-я клетка | Исходы (6 способов) |
серый (с) | белый | рябой | с, б, р |
| рябой | белый | с, р, б |
белый (б) | серый | рябой | б, с, р |
| рябой | серый | б, р, с |
рябой (р) | серый | белый | р, с, б |
| белый | серый | р, б, с |
Это задание можно решить по-другому, используя закон умножения.
Если элемент A можно выбрать k способами и затем второй элемент B можно выбрать m различными способами, то пару элементов A и B можно выбрать k⋅m способами.
Закон выполняется так же, если нужно выбирать по 1 элементу из трёх, четырёх и т. д. групп.
Второй вариант решения — с использованием закона умножения:
чтобы посадить кролика в клетку, нужно выбрать пару — кролик и клетка.
В первую клетку можно посадить одного из 3 кроликов — 3 возможности.
Во вторую клетку можно посадить одного из 2 оставшихся кроликов — 2 возможности.
В третьей клетке остаётся последний кролик — 1 возможность.
Вместе 3⋅2⋅1 =6 (возможностей).
Ответ: кроликов можно распределить по клеткам 6 способами.
При составлении схемы важен цвет каждого кролика, а если использовать закон умножения, то важно только количество кроликов и клеток.
Использование закона умножения упрощает и ускоряет решение задач.
Юра хочет подобрать одежду для классного вечера. Сколько различных комплектов одежды может получиться у Юры, если у него есть майки 2-х цветов, но у каждого цвета есть 3 различных вида (одноцветная майка, в полоску и в клеточку), а также белые и чёрные шорты?
Чтобы получился комплект, нужно выбрать цвет, вид майки и шорты.
По закону умножения Юра может одеться 2⋅3⋅2 =12 различными способами.
Закон умножения используется, чтобы вычислить число упорядоченных комбинаций — размещений.
Таблица
В отдельных случаях для систематизации данных составляются таблицы комбинаций.
Простой игровой кубик бросается 2 раза и полученные пункты перемножаются. Сколько различных произведений можно получить?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 |
3 | 3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 |
4 | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 |
5 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
6 | 6 | 12 | 18 | 24 | 30 | 36 |
Различные произведения — это 1;2;3;4;5;6;8;9;10;12;15;16;18;20;24;25;30;36 — всего 18 различных результатов.
Закон сложения в комбинаторике
В вазе лежат 5 яблок, 4 груши и 3 мандарина. Сколько существует возможностей взять один фрукт из вазы?
Если взять яблоко, то существует 5 возможностей,
если взять грушу, то существуют 4 возможности,
если взять мандарин, то существуют 3 возможности.
Значит, чтобы взять один фрукт из всех лежащих в вазе, существует 5+4+3=12 возможностей.
Этот пример можно обобщить.
Допустим, что есть две группы: в одной k различных элементов, во второй n различных элементов. Если из первой группы какой-либо элемент можно выбрать k способами, а из второй — n способами, то выбрать один элемент из первой или второй группы можно k+n способами.
Это называется законом сложения в комбинаторике. Закон сложения также используется, если нужно выбрать элемент из трёх, четырёх и т. д. групп.
Закон сложения используется тогда, когда нужно выбрать только 1 элемент.
Чтобы использовать закон сложения:
1. нужно понять, каковы группы, из которых нужно выбрать 1 элемент;
2. нужно выяснить количество элементов в каждой группе;
3. нужно убедиться, что в различных группах, из которых выбирают элемент, нет одинаковых элементов.
Пример:
Вика должна выбрать только один десерт из 8 видов коктейля, 5 видов мороженого и 5 видов йогурта. Сколькими способами она может выбрать десерт?
Решение:
используется закон сложения, т. к. Вика должна выбрать или коктейль, или мороженое, или йогурт.
8+5+5=18.
Ответ: Вика может выбрать десерт 18 способами.
При использовании закона сложения надо следить, чтобы ни один из способов выбора объекта a не совпадал с каким-либо способом выбора объекта b.
Если такие совпадения есть, то закон сложения утрачивает силу, и мы получаем лишь (k+n−m) способов выбора, где m — число совпадений.
Итак:
если объект a можно получить k способами, объект b — n способами, то объект «a или b» можно получить k+n−m способами, где m — это количество повторяющихся способов.
Пример:
в группе 7 человек имеют «5» по математике, 9 человек — «5» по философии. В сессии 2 экзамена. Известно, что 4человека сдали сессию отлично. Сколько человек имеет хотя бы одну пятерку в сессии?
Решение: 7+9−4=12.
Используя закон умножения, часто нужно вычислить произведения натуральных чисел по порядку, начиная с 1.
Например, 1⋅2⋅3⋅4⋅5⋅6⋅7 и т. д. Не всегда важно вычислить числовое произведение. Чтобы можно было короче записать выражения такого вида, в математике используется знак "!".
Произведение всех натуральных чисел от 1 до n называется факториалом числа n и записывается n! (читается как «эн факториал»).
n!=1⋅2⋅3⋅...⋅(n−2)⋅(n−1)⋅n
Принято, что 0!=1
1!=1
2!=2⋅1=2
3!=3⋅2⋅1=6
4!=4⋅3⋅2⋅1=24
5!=5⋅4⋅3⋅2⋅1=120
6!=6⋅5⋅4⋅3⋅2⋅1=720
Пример:
1. Вычисли значение выражения.
a) 5!+4!=5⋅4⋅3⋅2⋅1+4⋅3⋅2⋅1=120+24=144
Пример:
Сколькими различными способами можно составить список учеников, если в нём должно быть 25 различных учеников?
1⋅2⋅3⋅...⋅24⋅25=25!
Ответ: Список можно составить 25! различными способами
Перестановки — это специальный случай размещений, когда выборка так же велика, как данное множество.
Размещения по n элементов из n называются перестановками из n элементов.
Вычисляя перестановки, определяют, сколькими различными способами можно переупорядочить элементы множества, не меняя их количество.
Количество перестановок обозначается как Pn, где n — количество элементов множества.
Перестановки вычисляются по формуле Pn=n!
Если дано множество из двух элементов a;b, из этого множества можно составить две упорядоченные выборки: a;b и b;a.
Из двух элементов (n=2) можно составить 2 перестановки, т. е. P2=2!=1⋅2.
Если дано 3 элемента a;b;c, размещения такие:
1. a;b;c 3. b;a;c 5. c;a;b
2. a;c;b 4. b;c;a 6. c;b;a
Данные элементы можно переупорядочить 6 способами, т. е. P3=3!=1⋅2⋅3=6.
Обрати внимание!
В заданиях на перестановки не важно назвать сами перестановки, а важно назвать их число.
Пример:
сколькими различными способами можно составить список учеников из 6 человек?
P6=6!=6⋅5⋅4⋅3⋅2⋅1=720.
Ответ: список учеников можно составить 720 различными способами.
Пример:
в соревнованиях участвуют 6 команд: A; B; C; D; E и F. Сколько существует вариантов расположений команд с первого по шестое место, где команда A ни на первом, ни на последнем месте?
1. Вычисляются все возможные порядки построения команд.
(Для команды A есть 6 различных позиций: 1-е место, 2-е место, 3-е место... 6-е место.)
P6=6!=6⋅5⋅4⋅3⋅2⋅1=720.
2. Вычисляются все возможные порядки, где команда A не на первом месте.
(Значит, для команды A есть только 5 различных позиций: 2-е место, 3-е место... 6-е место.)
P5=5!=5⋅4⋅3⋅2⋅1=120.
3. Вычисляются все возможные порядки, где команда A не на последнем месте.
(Значит, для команды A есть 5 различных позиций: 1-е место, 2-е место, 3-е место, 4-е место, 5-е место.)
P5=5!=5⋅4⋅3⋅2⋅1=120.
4. Вычисляется, сколько существует вариантов расположений команд с первого по шестое место, где команда Aни на первом, ни на последнем месте. Из количества всех возможных вариантов вычитаются вычисленные ограничения: 720−(120+120)=480 (способов).
Ответ: при данных условиях команды можно расставить 480 различными способами.
Перестановки с повторениями
Если в основном множестве k элементов a1,a2...ak, и выборка n элементов составляется так:
элемент a1 повторяется n1 раз,
элемент a2 повторяется n2 раз
...
элемент ak повторяется nk раз —
такие выборки называются перестановками с повторениями.
Их возможное количество вычисляется по формуле:
Pn¯=Pn1,n2,...nk/n!n1!⋅n2!⋅...⋅nk!.
Пример:
сколько различных пятибуквенных слов можно составить из букв слова «манна»?
Решение:
в слове буквы а и н повторяются 2 раза, а буква м — один раз.
P5¯=P2,2,1=5!/2!⋅2!⋅1!=2⋅3⋅4⋅5/2⋅2=30
Выборками называются подмножества какого-либо множества.
Упорядоченными выборками называются выборки, в которых важен порядок элементов.
Если в выборке поменяют местами два элемента, и получится другая выборка, то данная выборка является упорядоченной.
Например, из цифровых выборок упорядоченными являются номера телефонов, коды, числа, т. к. с переменой элементов местами появляются другие выборки.
Если речь идёт об упорядоченных выборках, то {#;Δ}и{Δ;#} являются различными выборками.
Неупорядоченными выборками называются выборки, в которых не важен порядок элементов.
Например, из множества двузначных чисел неупорядоченные выборки составляют числа, которые делятся на 3, т. к., если заменить порядок цифр в таких числах, их делимость не изменится.
Если речь идёт о неупорядоченных выборках, то {#;Δ}и{Δ;#} являются одинаковыми выборками.
Неупорядоченные выборки Упорядоченные выборки
Из 10 учеников нужно выбрать 2 дежурных.
Если менять местами дежурных, пара останется той же.
Гена из 8 книг выбирает для чтения 3 книги.
Если менять местами книги, не изменится выбранная литература. | Из 10 учеников нужно выбрать старосту класса и его заместителя.
Если менять местами 2 учеников, изменятся их должности.
Гена из 8 книг выбирает для чтения 3 книги и составляет список их прочтения.
Если менять книги местами, получится другой список. |
Размещением из n элементов по m элементов (m≤n) называется упорядоченная выборка элементов m из данного множества элементов n.
Количество размещений из n элементов по m элементов обозначается Amn (читается как «размещение из nэлементов по m элементов»).
| ← m показывает количество элементов размещения (сколько элементов выбирается) |
↑ n показывает количество элементов данного множества | |
1. Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 2;3;4;5;6 (если цифры не должны повторяться)?
Решение:
выбираются 2 элемента из множества 5 элементов.
В данном случае n=5 (т. к. дано множество с 5 цифрами), а m=2 (т. к. нужно выбрать 2 цифры для числа).
Вычисляем A2 5.