Урок математики в 9 классе «Комбинаторика. Элементы комбинаторики. Примеры комбинаторных задач»
Технологическая карта урока математики
Класс: 9
Учебник: Алгебра, 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией С.А. Теляковского, Москва, Просвещение, 2010
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы работы учащихся: работа в тетради, фронтальная работа класса, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска.
Тема урока:
«Комбинаторика. Элементы комбинаторики. Примеры комбинаторных задач»
Цель урока:
формировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач.
Задачи:
образовательные:
познакомить с разделом математики – комбинаторикой, элементами комбинаторики;
показать примеры комбинаторных задач;
формировать у учащихся навыки решения простейших комбинаторных задач;
формировать умение выбирать рациональные способы решения комбинаторных задач;
развивающие:
развитие логического мышления, умения анализировать задачи;
воспитательные:
воспитывать информационную культуру учащихся, формировать навыки групповой работы.
Технологическая карта урока
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
Формируемые УУД |
||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные, личностные |
||||||
1 |
Организационный момент |
Приветствие класса Организационные вопросы: класс предварительно разделить на группы по 4-5 человек. |
Настраиваются на работу. |
2 |
Прогнозирование своей деятельности. |
Умение слушать и вступать в диалог. |
||
2 |
Вводная беседа. Актуализация знаний. |
Инфографика (на интерактивной доске) https://drive.google.com/file/d/0BxCS13dsgyfgM1ZIODdRQ1FMM3c/view?usp=sharing Прил. 1 |
Вступительное слово учителя. Задание: изучить инфографику, определить, о какой науке идет речь, чем занимается эта наука, каковы её основные элементы и цели, чему она учит. |
Ученики работают в группах, изучают инфографику, отвечают на поставленные вопросы. |
5 |
Поиск и выделение необходимой информации. |
Постановка цели учебной задачи. |
Умение слушать и вступать в диалог. Умение обосновать свою точку зрения. |
3 |
Изучение нового материала. |
На доске задание:
Прил.2 |
Вместе с учениками определяет цель и задачи урока. |
Вместе с учителем определяют цель и задачи урока. |
2 |
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. |
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. |
Умение слушать и вступать в диалог |
Предлагает ученикам задание. Нужно попытаться практически решить задачу. |
В группах обсуждают решение. Одна из групп предлагает свое решение классу, остальные учащиеся вносят свои изменения или поправки, если это необходимо. |
5 |
||||||
Показывает ученикам правильность оформления данной задачи. Рассказывает о способе решения комбинаторных задач – способе перебора возможных вариантов. Предлагает ученикам придумать задачи, которые можно решать способом перебора возможных вариантов. |
Записывают решение в тетрадь.
Записывают название данного способа. |
1
1
2
|
||||||
4 |
Решение задач. |
Раздает ученикам карточки с задачами, комментирует, направляет работу учащихся. Прил.3 Раздает группам образцы решений задач и контролирует процесс обмена тетрадями между группами. Прил.4 Раздает критерии оценивания заданий. Прил.5 Подводит итоги выполнения задания |
В группе решают задачи, помогают друг другу в случае затруднений.
Обмениваются тетрадями с другой группой и проверяют выполнение задач с помощью критериев.
Оценивают свою деятельность, просматривают ошибки (если они есть) |
3
3
2 |
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают ответы обучающихся. |
|
5 |
Физминутка. |
2 |
||||||
6 |
Изучение материала урока |
Презентация «Дерево возможных вариантов. Комбинаторное правило умножения» http://www.slideshare.net/Tatyanakulikova2012/ss-55393139 Прил.6 |
С помощью презентации объясняет новый материал. |
Делают записи в тетрадь, задают вопросы по мере объяснения и отвечают на вопросы учителя. |
5 |
Овладение системой математических понятий. Формирование умений работать с информацией. Установления аналогий подведения под понятие. |
Формирование способности принимать и сохранять учебные задачи. |
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
7 |
Усвоение материала, отработка навыка решения задач. |
Задает задание для самостоятельного выполнения, консультирует по решению задач. |
Учащиеся выполняют работу в тетради самостоятельно. Работа по учебнику. 716, 721, 719 (а) Первые 3 ученика, справившиеся с заданием сдают тетради на проверку учителю и воспроизводят решение на доске, а остальные сверяют свои записи с эталоном на доске. |
8 |
Умение осознанно применять полученные знания на практике. |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. |
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. |
|
8 |
Рефлексия |
На доске табличка
Прил.7 |
Вместе с учениками формулирует основные тезисы изученного материала. Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке. Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока; говорит о дальнейшем плане изучения темы; выставляет ученикам оценки за урок. |
Отвечают на вопросы, делают выводы о том, какой способ решения задач- удобнее, легче? Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока. |
2 |
Анализ объектов и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения. Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия. |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. Адекватно воспринимать оценку учителя. |
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. |
9 |
Домашнее задание |
|
Задает дозированное домашнее задание |
Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока. |
2 |
Приложение 1.
https://drive.google.com/file/d/0BxCS13dsgyfgM1ZIODdRQ1FMM3c/view?usp=sharing
Приложение 2.
Приложение 3.
У Тани есть розовая, желтая, красная кофта и черная, зеленая, синяя юбки. Сколько различных нарядов можно составить из них?
Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 4, если цифры в записи числа не повторяются?
В алфавите племени УАУА имеются только две буквы – «а» и «у». Сколько различных слов по три буквы в каждом слове можно составить, используя алфавит этого племени?
Приложение 4.
РЧ РЗ РС КЧ КЗ КС ЖЧ ЖЗ ЖС ------ 9 нарядов
204 240 402 420 ----- 4 трехзначных числа
УУУ УУА УАА УАУ АУА ААУ ААА АУУ - 8 слов
1 задача - «3»
2 задачи - «4»
3 задачи – «5»
Приложение 5.
Приложение 6.
http://www.slideshare.net/Tatyanakulikova2012/ss-55393139
Приложение 7.
https://drive.google.com/file/d/0BxCS13dsgyfgMWFPb0FnUGJsNmM/view?usp=sharing
http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/16784_9c31351c8316efe17b8db442ec579556.jpg.jpg (оригинал)
Литература
Алгебра. 9 класс. Учебник. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. - М.: 2010.— 271 с.