12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
#294 Россия, Тверская обл., Андреаполь Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок математики в 9 классе «Комбинаторика. Элементы комбинаторики. Примеры комбинаторных задач»
Технологическая карта урока математики
Класс: 9
Учебник: Алгебра, 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией С.А. Теляковского, Москва, Просвещение, 2010
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы работы учащихся: работа в тетради, фронтальная работа класса, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска.
Тема урока:
«Комбинаторика. Элементы комбинаторики. Примеры комбинаторных задач»
Цель урока:
формировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач.
Задачи:
образовательные:
познакомить с разделом математики – комбинаторикой, элементами комбинаторики;
показать примеры комбинаторных задач;
формировать у учащихся навыки решения простейших комбинаторных задач;
формировать умение выбирать рациональные способы решения комбинаторных задач;
развивающие:
развитие логического мышления, умения анализировать задачи;
воспитательные:
воспитывать информационную культуру учащихся, формировать навыки групповой работы.
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) | Формируемые УУД | ||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные, личностные | ||||||
1 | Организационный момент | Приветствие класса Организационные вопросы: класс предварительно разделить на группы по 4-5 человек. | Настраиваются на работу. | 2 | Прогнозирование своей деятельности. | Умение слушать и вступать в диалог. | ||
2 | Вводная беседа. Актуализация знаний. | Инфографика (на интерактивной доске) Прил. 1 | Вступительное слово учителя. Задание: изучить инфографику, определить, о какой науке идет речь, чем занимается эта наука, каковы её основные элементы и цели, чему она учит. | Ученики работают в группах, изучают инфографику, отвечают на поставленные вопросы. | 5 | Поиск и выделение необходимой информации. | Постановка цели учебной задачи. | Умение слушать и вступать в диалог. Умение обосновать свою точку зрения. |
3 |
Изучение нового материала. | На доске задание:
Прил.2 | Вместе с учениками определяет цель и задачи урока. | Вместе с учителем определяют цель и задачи урока. | 2 | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | Умение слушать и вступать в диалог |
Предлагает ученикам задание. Нужно попытаться практически решить задачу. | В группах обсуждают решение. Одна из групп предлагает свое решение классу, остальные учащиеся вносят свои изменения или поправки, если это необходимо. | 5 | ||||||
Показывает ученикам правильность оформления данной задачи. Рассказывает о способе решения комбинаторных задач – способе перебора возможных вариантов. Предлагает ученикам придумать задачи, которые можно решать способом перебора возможных вариантов. | Записывают решение в тетрадь.
Записывают название данного способа. |
1
1
2
| ||||||
4 | Решение задач. | Раздает ученикам карточки с задачами, комментирует, направляет работу учащихся. Прил.3 Раздает группам образцы решений задач и контролирует процесс обмена тетрадями между группами. Прил.4 Раздает критерии оценивания заданий. Прил.5 Подводит итоги выполнения задания | В группе решают задачи, помогают друг другу в случае затруднений.
Обмениваются тетрадями с другой группой и проверяют выполнение задач с помощью критериев.
Оценивают свою деятельность, просматривают ошибки (если они есть) | 3
3
2 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают ответы обучающихся. | |
5 | Физминутка. | 2 | ||||||
6 | Изучение материала урока | Презентация «Дерево возможных вариантов. Комбинаторное правило умножения» Прил.6 | С помощью презентации объясняет новый материал. | Делают записи в тетрадь, задают вопросы по мере объяснения и отвечают на вопросы учителя. | 5 | Овладение системой математических понятий. Формирование умений работать с информацией. Установления аналогий подведения под понятие. | Формирование способности принимать и сохранять учебные задачи. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
7 | Усвоение материала, отработка навыка решения задач. | Задает задание для самостоятельного выполнения, консультирует по решению задач. | Учащиеся выполняют работу в тетради самостоятельно. Работа по учебнику. 716, 721, 719 (а) Первые 3 ученика, справившиеся с заданием сдают тетради на проверку учителю и воспроизводят решение на доске, а остальные сверяют свои записи с эталоном на доске. | 8 | Умение осознанно применять полученные знания на практике. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. | Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. | |
8 | Рефлексия |
На доске табличка
Прил.7 | Вместе с учениками формулирует основные тезисы изученного материала. Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке. Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока; говорит о дальнейшем плане изучения темы; выставляет ученикам оценки за урок. | Отвечают на вопросы, делают выводы о том, какой способ решения задач- удобнее, легче? Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока. | 2 | Анализ объектов и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения. Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. Адекватно воспринимать оценку учителя. | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. |
9 | Домашнее задание | | Задает дозированное домашнее задание | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока. | 2 |
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
У Тани есть розовая, желтая, красная кофта и черная, зеленая, синяя юбки. Сколько различных нарядов можно составить из них?
Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 4, если цифры в записи числа не повторяются?
В алфавите племени УАУА имеются только две буквы – «а» и «у». Сколько различных слов по три буквы в каждом слове можно составить, используя алфавит этого племени?
Приложение 4.
РЧ РЗ РС КЧ КЗ КС ЖЧ ЖЗ ЖС ------ 9 нарядов
204 240 402 420 ----- 4 трехзначных числа
УУУ УУА УАА УАУ АУА ААУ ААА АУУ - 8 слов
1 задача - «3»
2 задачи - «4»
3 задачи – «5»
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Литература
Алгебра. 9 класс. Учебник. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. - М.: 2010.— 271 с.