Комбинированный урок по биологии «Строение и работа сердца» (8 класс)
Комбинированный урок по биологии в 8 классах на тему: «Строение и работа сердца».
Агапова Марина Николаевна, учитель биологии МАОУ школа №25 г Владимира
Задачи:
Образовательная:
- Формирование у учащихся знания новых анатомических понятий: «фазы работы сердца», «пауза»; «автоматия», закрепление и совершенствование знаний о работе сердца, раскрыть причины сердечно – сосудистых заболеваний; показать роль эмоций, тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний
Развивающая: Развивать у учащихся умение сравнивать, обобщать изученное, логически излагать свои мысли, рассуждать, делать выводы, активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных вопросов
Воспитательная: Создать условия для воспитания у учащихся духовно-нравственного отношения к окружающим и самому себе, готовности прийти на помощь друг другу, воспитывать общую культуру, прививать учащимся ценностное отношение к сердцу и собственному здоровью, создать условия для реальной самооценки учащихся, способствовать реализации санитарно-гигиенического воспитания на примере влияния курения, алкоголя насердечно-сосудистую систему.
Оборудование:
Разборная модель сердца. Таблица с изображением строения сердца, сердечного цикла, карточки- задания. Т. С. О., компьютер, проектор.
Форма проведения: комбинированный урок.
На доске:
Эпиграф –
«К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь его, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них».
Древнегреческий врач.
Ход урока.
Мотивационный этап (подготовка к активному осознанному восприятию темы).
Звучит тихо музыка, и на её фоне раздается «биение сердца».
Учитель: «К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь его, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них».
Это слова безымянного древнегреческого врача. О каком органе говорится в этой цитате? Правильно … о сердце.
Итак, тема нашего урока сегодня …. Давайте её сформулируем вместе и запишем в тетрадь.
Много произведений посвящено “сердцу”. Кто знает хоть одно из них?
М. Горький – “смелое сердце Данко”.
Вильгем Гауф – “Холодное сердце”. Джозеф Конрад "Сердце тьмы", "Сердце на ладони" Шамякин
Нет другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но все же оно таит в себе удивительные загадки, нерешенные и по сей день.
Учащиеся формулируют цели урока: изучить строение, работу и функции сердца, выяснить взаимосвязь строения сердца и выполняемых им функций, строение сердца и особенности его работы.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … (внутреннюю среду организма).
Жидкая соединительная ткань – … (кровь).
Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – … (фибриноген).
Химические вещества содержащие готовые антитела называются – … ( лечебной сыворотка ).
Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты).
Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – … (анемия).
Человек, дающий свою кровь для переливания, – … (донор).
Защитная реакция организма, например, против инфекций – … (воспаление).
Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – … (иммунитет).
Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – … (вакцина).
Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – … (антитела).
К органам кровообращения относятся – … (сердце и сосуды).
Сосуды, по которым кровь течет от сердца – … (артерии).
Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями – … (капилляры).
Путь крови от левого желудочка до правого предсердия – … (большой круг кровообращения).- Кровяные пластинки участвующие в свертывании крови ( тромбоциты)
- Непрерывной ток крови по сосудам ( кровообращение)
- Назовите органы кровообращения ( сосуды и сердце)
Изучение нового материала.
И так, тема нашего урока - строение и работа сердца. Сегодня мы постараемся изучить расположение , строение и работу сердца .
Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, всю жизнь оно перекачивает кровь из левой половины в аорту, из неё в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину. В нем все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство.
За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром о нем говорят: сердце – это жизнь.
Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные, и по сей день. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки «о живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. У её истоков стоял английский ученый Уильям Гарвей. Это было в 1628 году.
Наука, изучающая сердце и систему органов кровообращения, называется – кардиология.
Вопрос: Назовите органы кровеносной системы
Определение размеров и положение сердца в грудной полости. А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно? Учащиеся высказывают свои предположения.
Учащиеся вспоминают особенности строения сердец рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Наибольшего совершенства достигает сердце человека. Что же представляет из себя сердце человека? (демонстрация модели сердца). Где располагается сердце? (показ торса человека).
Масса его около 300 грамм.
Слово «сердце» происходит от слова «середина». Сердце находится между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз, вперед и немного влево, поэтому удары сердца максимально ощущаются слева от грудины.
Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака. Представим его размеры.
Сердце не случайно называют полым мускульным мешком. Наружный слой стенки сердца состоит из соединительной ткани (эпикард).
Средний слой – миокард - мощный мышечный слой.
Внутренний слой состоит из эпителиальной ткани (эндокард).
Сердце находится в соединительно-тканном мешке, который называется околосердечной сумкой. Она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать. Кроме того внутренние стенки околосердечной сумки выделяют жидкость, которая снижает трение о стенки сердечной сумки.
В сердце различают 4 камеры: 2 предсердия и 2 желудочка. Между левой и правой частями находится перегородка, которая препятствует смешиванию крови. Возникает проблемный вопрос: Если кровь не может двигаться сквозь перегородку, как же тогда кровь движется через сердце?
Задание 1 .Предлагаю работу с учебником с.112, «Строение сердца», верхний абзац.
Ответьте на вопросы.
1.Из каких отделов состоит правая и левая части сердца?
2.Какие клапаны находятся между ними? Заполним 1-ю часть схемы «Клапаны сердца» в маршрутном листе.
3.Для чего нужны клапаны?
4.Куда поступает кровь из желудочков и какие клапаны там находятся?
Из ваших ответов можно сделать вывод.
Кровь движется в одном направлении: из предсердий в желудочки, из желудочков в артерии.
Сделаем вывод - как строение сердца связано с его функциями?
Итог: стенки желудочков толще стенок предсердий, так как выполняют большую работу.
. Дело в том, что левому желудочку приходится перегонять кровь через все тело, а это длинный и тяжелый путь, требующий больших усилий. Правый желудочек, перегоняющий кровь только через легкие, выполняет сравнительно небольшую работу. Это один из примеров приспособления органа к условиям его деятельности.
Физминутка
Упражнения для глаз:
Движения вправо, влево (5-6 раз)
Движения вниз, вверх (5-6 раз)
Быстро поморгать
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения:
Вращение головой (5-6 раз)
Наклоны вперед, назад (5-6 раз)
(Рассказ учителя с элементами беседы и рассуждения)
Учитель: А знаете ли вы, что
- сердце человека за сутки перекачивает около 10 000 литров крови. Работа, которую выполняют желудочки равна 180 000 кдж. Такую работу выполняет подъёмный кран, поднимая груз в 1 тонну на высоту пятиэтажного здания.
Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь. Возникает проблемный вопрос: Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает?
Задание 3: проработать текст учебника “Сердечный цикл” и заполнить таблицу в рабочей тетради.
Вопросы по таблице классу:
1. Какова продолжительность всего сердечного цикла?
2.Сколько времени работают предсердия?
3.Сколько времени они отдыхают?
4. Сколько времени работают желудочки?
5. Сколько времени они отдыхают?
6. Какой вывод напрашивается из этих данных? Ответ свяжите с проблемным вопросом.
Учитель: Наверняка, каждый из вас обращал внимание на то, как сильно бьется сердце, когда волнуешься, недаром есть выражения – “сердце готово выпрыгнуть из груди”, “от страха сердце в пятки убежало”, “бешено бьется сердце” и др.
Проблемный вопрос: Что происходит с сердцем? Почему оно ведет себя по-разному?
Задание. Какие способы регуляции деятельности организма знаете?
Нервная и гуморальная регуляция оказывают влияние и на работу сердца. (Учащиеся читают раздел учебника «Регуляция работы сердца). Затем объясняют как осуществляется нервная и гуморальная регуляция
Задание. Обобщить все выводы и дать ответ на главный проблемный вопрос.
Самостоятельная работа (заполнить таблицу “сердечный цикл”).
|
|
|
|
|
|
|
|
Чем обусловлено высокая работоспособность сердца?
учащиеся делают вывод:
что ритмичность работы сердца, чередования разных фаз деятельности позволяет сердцу сохранять рабочую активность в течение всей жизни. Интервала между сокращениями достаточно для восстановления работоспособности сердечной мышцы.
Постановка проблемного вопроса: почему сердце такой живучий орган?
Попробуем ответить на этот вопрос. Оказывается, сердце способно самопроизвольно ритмически сокращаться под воздействием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, независимо от внешних воздействий. Эта способность сердца называется автоматизмом сердца. (Учащиеся записывают определение в тетрадь).
Автоматизм сердца - это его способность сокращаться под влиянием импульсов зарождающихся в нем самом.
Слабые биоэлектрические сигналы распространяются по всему телу. Их запись называется электрокардиограммой.
На работоспособность сердца влияет и особенность строения сердечной мышцы. (Волокна поперечно-полосатой сердечной мускулатуры способны быстро сокращаться, имеют много митохондрий). Кроме этого, венечные (коронарные) сосуды сердца обеспечивают снабжение сердца кислородом и питательными веществами.
Итог: учащиеся делают вывод, что высокая работоспособность сердца обеспечивается особенностями строения сердечной мышцы, автоматизмом сердца, ритмичностью работы, дополнительным кровоснабжением сердца.
Среди многочисленных факторов окружающей среды очень плохо влияют на сердце никотин и алкоголь.
Отрицательно влияют на сердце не только эти вещества, но больно ранят сердце грубые слова, зло, несправедливость. И как положительно сказывается на сердце доброе слово, улыбка, хорошее настроение, чуткое внимательное отношение, т.е. положительные эмоции.
Сердце – это особенный орган. Во все века оно было в почете у поэтов, сколько стихов и песен сложено о нем. Вспомните, какими эпитетами награждают сердце: беспокойное, трепетное, благородное, бесстрашное, чистое, храброе, чуткое, щедрое, нежное, доброе человеческое сердце.
Обобщение и систематизация знаний.
Задание. Тест (взаимопроверка).
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подводятся итоги урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
Литература:
М.И. Залусский.«Занимательная анатомия» ,Росмэн, 1998г.
Джуан Стивен «Странности нашего тела. Занимательная анатомия.»
Н.Ю. Буянова «Я познаю мир. Медицина.» Москва, 2002г.
Урок на тему: «Строение и работа сердца», Кулькова Т.С., учитель биологии МБОУ СОШ № 1
Урок на тему "Сердце" Сопол.К.Т, учитель анатомии, г. Ставрополь, СШ № 11.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиены человека. М.: Просвещение, 1989;
Ирина Владимировна Казарцева