12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Остапенко Светлана Валерьевна643
Россия, Алтайский край, Барнаул

Сценарий внеклассного мероприятия в форме образовательного квеста по литературе для учащихся 7-11 классов

Комедия-квест «Ну, публика» по рассказам А.П. Чехова в пяти действиях с антрактом

Пояснительная записка

Тема: «Комедия-квест «Ну, публика» по рассказам А.П. Чехова в пяти действиях с антрактом».

Цели квеста:

- в игровой форме проверить знания рассказов А.П. Чехова;

-формировать мотивацию к чтению русской классической литературы;

- развивать интерес к изучению литературы;

- формировать умения и навыки командной работы;

- содействовать раскрытию творческого потенциала учащихся.

Оборудование и реквизит:

- пять кабинетов, на каждом из которых размещаются таблички с названиями «действий» (этапов квеста): «Мелочишки и финтифлюшки», «Недурственно», «Краткость – сестра таланта», «Слуги Мельпомены», «Знакомые всё лица», «Антракт, господа!».

- карточки с заданиями;

- ордена-жетоны (см. Приложение).

Количество участников: от 8 до 10 человек в команде. К участие приглашаются две команды от 6 до 10 человек в каждой.

Время проведения: 60 минут.

Порядок проведения:

Участники квеста получают инструкцию от ведущего:

«Уважаемая публика» Любите ли вы театр? А юмор? А что будет, если соединить юмор, театральность и литературу? Правильно, получится творчество Антона Павловича Чехова. Мы приглашаем вас принять участие в комедии-квесте «Ну, публика!» для знатоков произведений Чехова. Пр прохождении каждого этапа-действия вы будете получать орден «Антона на шею». Название ордена соответствует названию следующего «действия». Постарайтесь набрать как можно больше баллов каждом действии. Желаем удачи!»

Далее участники проходят игровые этапы в соответствии со сценарием, в конце каждого этапа получают орден-подсказку с названием следующего этапа. Выигрывает та команда, которая получает наибольшее количество баллов по итогам выполнения всех заданий.

Награждение: шуточные грамоты и сладкие призы.

Сценарий проведения квеста

п/п

Тип задания

Время

Баллы

Критерии

1

Театр, как известно, начинается с вешалки. А крупный писатель – с первых опытов в журналах. Вспомните, как называл А.П. Чехов свои пробы пера? («Мелочишки и финтифлюшки»).

Поздравляем, вы получаете «Антона на шею» в номинации «Мелочишки и финтифлюшки». Пройдите на сцену для участия в первом действии.

Действие 1. «Мелочишки и финтифлюшки»

Ответьте на вопросы

«Вокруг Чехова»

- С кем из знаменитых художников дружил Чехов? (И. И. Левитан)

- Кто из писателей посоветовал Чехову серьёзно заниматься лит-рой? (Д. В. Григорович)

- С какими журналами сотрудничал молодой Чехов?(«Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель», «Мирской толк», «Сверчок»)

- Назовите последний рассказ Чехова. («Невеста»)

- В каком произведении Чехова персонажи не люди, но «с человеческим лицом»? («Каштанка»)

- Какая пьеса Чехова впервые поставлена на сцене и в каком театре? («Иванов», Московский театр Корша)

«По страницам произведений...»

Кто из персонажей Чехова...

1. ...ездил на свидание на кладбище? (Дмитрий Ионыч Старцев, «Ионыч»)

2. … любил употреблять слово «недурственно»? (Иван Петрович Туркин, «Ионыч»)

3. ...указывал не недостатки картины: «Это облако у вас кричит <...> Передний план как-то сжёван <...> А избушка у вас подавилась чем-то и жалобно пищит...»? (художник Рябовский, «Попрыгунья»)

4. … умер от страха? (чиновник Червяков, «Смерть Чиновника»)

5. … страдал от зубной боли? (полковник Булдеев, «Лошадиная фамилия»)

6. … писал письмо без адреса? (Ванька Жуков, «Ванька»)

7. … проел состояние на леденцах? (Гаев, «Вишнёвый сад»)

8. … имел прозвище «облезлый барин»? (Петя Трофимов, «Вишнёвый сад»)

9. ...готовился петь в частной опере, по образованию был филолог, а служил в банке? (Дмитрий Дмитрич Гуров, «Дама с собачкой»)

10. … имел собачку породы шпиц? (Анна Сергеевна, «Дама с собачкой»)

11. … женился на «Марии Годфруа», но не читал Лессинга? (учитель словесности Никитин, «Учитель словесности»)

12. … переселился в конце концов к своим пациентам? (д-р Рагин, «Палата № 6»)

Поздравляем, вы получаете «Антона на шею» в номинации «Недурственно». Пройдите на сцену для участия во втором действии.

До 10 мин

По 1 б. за имя персонажа + по 1б. за название произведения

Точность, скорость

2

Действие 2. «Недурственно».

Задание 1

В пьесе «Вишнёвый сад» Гаев произносит дифирамб шкафу. Сымпровизируйте свой монолог к … парте, стулу, доске и т. п.

Задание 2

Подготовьте инсценированную пародию на рассказ Чехова «Толстый и тонкий» (по типу телепередачи «Большая разница»)

Поздравляем, вы получаете «Антона на шею» в номинации «Краткость – сестра таланта». Пройдите на сцену для участия в третьем действии.

15 мин

По 5 б

Оригинальность, грамотность речи, юмор, соответствие стилю Чехова

3

Действие 3.

«Краткость – сестра таланта»

Определите, какие из этих афоризмов принадлежат Чехову. Кому принадлежат остальные афоризмы?

Для первой команды:

1) Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. (Чехов)

2) Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть. (Мольер)

3) Грязная муха может опачкать всю стену, а маленький грязненький поступочек может испортить всё дело. (Чехов)

4) Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать. (И.С. Тургенев)

5) Если боитесь одиночества, то не женитесь. (Чехов)

6) Настоящий мужчина состоит из мужа и чина. (Чехов)

7) Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (И. Кант)

8) Всё знают и всё понимают только дураки и шарлатаны. (Чехов)

9) Мысль изреченная есть ложь. (Ф.И. Тютчев)

Для второй команды:

1) Позаботься прежде о себе, а потом о других: стань прежде сам чище душою, а потом уже старайся, чтобы другие были чище. (Н.В. Гоголь)

2) Праздная жизнь не может быть чистою. (Чехов)

3) Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости. (Ф.Энгельс)

4) Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству. (Чехов)

5) В России нет дорог – только направления. (Наполеон I Бонапарт)

6) Водка белая, но красит нос и чернит репутацию. (Чехов)

7) Жизнь подобна театру: в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места. (Пифагор)

8) Ехать с женой в Париж все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром. (Чехов)

9) Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. (Чехов)

Поздравляем, вы получаете «Антона на шею» в номинации «Знакомые всё лица». А сейчас – «Антракт, господа!»

10 мин

По 1 б за правильный ответ + 1 б за автора

Правильность

 

«Антракт, господа!»

Задания

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

1. ...прозвище Антоша Чехонте, которое впоследствии стало псевдонимом, Чехов получил от своего школьного учителя Ф.П. Покровского? /да/

2. ...прототипами чеховских 3 сестер были его 3 брата : Михаил, Николай и Александр? /нет/

3. ...в Таганроге есть памятник под названием "Чехов и его друзья" :М. Горький и Л. Толстой? /нет/

4. ...Чехов был награжден медалью за труды по переписи населения? /да, в 1897 году/

5. ...Чехов был одним из самых активных сотрудников популярного в 19 веке журнала "Современник", редактором которого был Н. Некрасов? /нет, "Современник" был уже закрыт/

6. ...что первое представление пьесы Чехова "Чайка" было на сцене Художественного театра? /нет, первое было на сцене Александринского театра/

6-7 мин

По 1 б

Правильность, скорость

4

Действие 4.

«Знакомые всё лица»

«УЗНАЙ МЕНЯ»

Командам вручаются карточки, на которых написан текст, составленный из отрывков разных произведений А. П. Чехова. Участникам игры необходимо выяснить, фрагменты каких произведений составляют этот текст.

1. Она восхищала его своею свежестью, наивным выражением глаз и щек. Даже в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией. И в то же время, несмотря на эту наивность, она казалась ему очень умной и развитой не по летам («Ионыч»).

Ему казалось, что он достаточно научен горьким опытом, чтобы называть их как угодно, но все же без «низшей расы» он не мог бы прожить и двух дней. В обществе мужчин ему было скучно, не по себе, с ними он был не разговорчив, холоден, но когда находился среди женщин, то чувствовал себя свободно и знал, о чем говорить с ними и как держать себя («Дама с собачкой»).

И то, что они сидели в гостиной, где все — и люстра в чехле, и кресла, и ковры под ногами — говорило, что здесь когда-то ходили, сидели, пили чай вот эти самые люди, которые глядели теперь из рам, и то, что здесь теперь бесшумно ходила красивая Пелагея, — это было лучше всяких рассказов («Крыжовник»).

2. Все, что он создал до сих пор, прекрасно, ново и необыкновенно, а то, что создаст он со временем, когда с возмужалостью окрепнет его редкий талант, будет поразительно, неизмеримо высоко, и это видно по его лицу, по манере выражаться и по его отношению к природе. О тенях, вечерних тонах, о лунном блеске он говорит как-то особенно, своим языком, так, что невольно чувствуется обаяние его власти над природой («Попрыгунья»).

Он был мал ростом, тощ, с желтым лицом, с зачесанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние, но все же он возбуждал в ней настоящее, глубокое чувство. Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого («Душечка»).

Она засмеялась. Потом оба продолжали есть молча, как незнакомые; но после обеда пошли рядом — и начался шутливый, легкий разговор людей свободных, довольных, которым все равно, куда бы ни идти, о чем ни говорить. Они гуляли и говорили о том, как странно освещено море; вода была сиреневого цвета, такого мягкого и теплого, и по небу от луны шла золотая полоса («Дама с собачкой»).

3. У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее, и когда ему в Обществе взаимного кредита говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемоний идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит: «Это кабинет? Это спальня? А тут что?» («Ионыч»).

Ложась спать, он укрывался с головой; было жарко, душно, в закрытые двери стучался ветер, в печке гудело; слышались вздохи из кухни, вздохи зловещие... И ему было страшно под одеялом («Человек в футляре»).

Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он все читал объявления в газетах и копил. Потом... женился. Все с тою же целью, чтобы купить себе усадьбу... («Крыжовник»).

4. Мне нужно говорить с кем-нибудь, а жена меня не понимает, сестер я боюсь почему-то, боюсь, что они засмеют меня, застыдят... Я не пью, трактиров не люблю, но с каким удовольствием я посидел бы теперь в Москве у Тестова или в Большом Московском («Три сестры»).

Это началось с того вечера, когда так глупо провалилась моя пьеса. Женщины не прощают неуспеха. Я все сжег, все до последнего клочка. Если бы вы знали, как я несчастлив («Чайка»).

Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, ну, у меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами («Вишневый сад»).

Поздравляем, вы получаете «Антона на шею» в номинации «Слуги Мельпомены». Пройдите на сцену для участия в пятом действии.

До 10 мин

По 1 б

Правильность, во 2 задании - кол-во

5

Действие 5.

«Слуги Мельпомены»

Задание: определить владельцев данных предметов (или хотя бы произведение).

зонтик — Беликов «Человек в футляре»;

калоши — Беликов, «Человек в футляре»;

ножичек в футляре — Беликов, «Человек в футляре»;

решето с крыжовником — городовой Елдырин, «Хамелеон»;

крупные гайки — Денис Григорьев, «Злоумышленник»;

коробочка леденцов — Гаев, «Вишневый сад»;

свеча – «Три сестры»;

чай – Гуров, «Дама с собачкой»;

топор – Лопахин, «Вишнёвый сад».

6-7 мин

По 1 б+ 1 б за владельца

Правильность, скорость

 

Подведение итогов, награждение победителей

     
         

Приложение. Макеты орденов

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Садварий Жанна Владиславовна, 20.01.19 в 13:10 0Ответить Пожаловаться
Я в восторге от Вашей работы, Светлана Валерьевна! Бесконечно люблю творчество Антона Павловича, но не подозревала, что можно создать такие разноплановые задания. Если это конкурсная работа, то от души желаю победы. А орден "Антона на шею", я думаю, Вы уже заслужили.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.