12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Светлана115
Россия, Новосибирская обл., Куйбышев
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»
15

Проектно-исследовательская работа «Влияние языка Рунета на грамотность учащихся»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Куйбышевского района

«Новоичинская средняя общеобразовательная школа»

 

 Влияние языка Рунета на грамотность учащихся


Выполнил : Бельский Эрик, 6 класс

Научный руководитель: Чирок Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы


 

с.Новоичинское, 2017г

Содержание

Введение……………………………………………..…………3 - 6

1. Исследование Рунет - источников .…………………….….6

2. Анализ анкет…………………………………………..…….7 - 8

3. Словарь Интернет - сленга………………...........................8- 9

4. Анализ ошибок, допускаемых в интернет – общении……9-10

5. Влияние сленга на лексику современного подростка……....11

Заключение…………………………………………………........11

Литература……………………………………………….……....13

 

Введение

Сл1 На сегодняшний день Рунет – это колоссальный источник информации для всех современных интернет пользователей. Что такое Рунет? Рунет - русскоязычная часть интернета, или, другими словами, российский интернет.

Географически Рунет включает в себя всю территорию Российской Федерации. Термин "Рунет" зародился в конце 90-хх годов и быстро вошел в употребление в интернет-среде.

Быстрота и доступность связи между поль­зователями позволили использовать Рунет не только как инструмент по­знания, но и как средство для общения и развлечения. В современном мире Рунет почти полностью заменил нам почту, телефон и другие средства общения А виртуальная комму­никация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык – язык виртуального общения. Таким языком пользуются сотни тысяч молодых людей в России уже довольно давно (около 10 лет). За эти годы выработался особый язык - сленг, так называемый язык Интернет-общения, на котором пользователи общаются между собой. И он с каждым днём все активнее проникает в нашу повседневную жизнь.

Хорошо это или плохо? Соблюдаются ли при общении в сети Рунет правила русского языка или там используется «современный» русский язык, который можно услышать сегодня везде? Мне захотелось найти ответы на эти вопросы. сл 2

В результате появилась моя работа - «Влияние языка Рунета на грамотность учащихся».

Сл 3 Актуальность данного исследования заключается в том, что орфографические ошибки, допускаемые учащимися при виртуальном общении в социальных сетях, становятся привычными и являются причиной снижения грамотности. Тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками.    

Такое свободное обращение с русским языком непростительно для развитого общества, а утрата чистоты языка станет для него большой потерей. Современный русский язык нуждается в защите, бережном отношении к нему.

Сл 4 Цель работы:

- исследовать влияние Рунет-общения на практическую грамотность учащихся моей школы и определить, действительно ли употребление интернет-сленга ведёт к снижению устной и письменной языковой грамотности.

Я считаю, что сегодня проблема языковой грамотности и чистоты русского языка является весьма актуальной. Мне далеко не безразлична судьба русского языка, ведь культура общения на родном языке, как мне кажется, уходит на второй план. Отчасти это связано с появлением новых технологий. Раньше  люди вместо Интернета общались через письма, поэтому старшее поколение не так пострадало от этой проблемы. Современная молодежь старается общаться на более упрощённом языке. В последнее время я стал замечать, что на уроках, мои одноклассники, да и я сам, неумышленно, по привычке, употребляем сленговые выражения. На переменах ученики, особенно старших классов, общаются на «своем» сленговом языке, понятном только им.

Знакомясь в социальных сетях Рунета с личными страницами пользователей , я прочитал, что пишут ребята друг другу и выдвинул следующую гипотезу: сл 5

- неправильное написание слов при общении в Рунете, отсутствие знаков препинания в предложениях, негативно сказывается на грамотности учащихся и снижает культуру общения между подростками.

И поставил перед собой следующие задачи: сл 6

1.Посетить различные Рунет - сайты, на которых часто общаются ученики школы;

2. Провести анкетирование учащихся ;

3.Рассмотреть часто употребляемые учащимися сленговые выражения и сокращения слов;

4.Составить словарь Интернет-сленга;

5. Выявить особенности влияния языка Интернет-общения на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибок;

6.Исследовать представления учащихся по поднятой проблеме;

Сл 7 Предмет исследования – это слова и выражения, используемые

подростками для общения в социальных сетях, и допускаемые ими ошибки.

Сл 8 Объект исследования – это материалы Рунет - сайтов, речь школьников 5- 9 классов.

Новизна работы заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения страны к борьбе за чистоту родного языка.

«Берегите наш прекрасный язык»,- писал великий русский писатель

И.С. Тургенев.

Следует заметить, что работа над данным исследованием продолжалась в течение месяца. В этот период я посетил сайты и проанализировал записи из личных страниц пользователей, сделал выводы о правописании учащихся при виртуальном общении, провел анкетирование учащихся на тему: «Виртуальное общение», результаты обработал, представив их в форме диаграмм.

Сл 9 Методы исследования:

Сбор и анализ информации

Классификация ошибок в правописании

Анализ причин допущенных ошибок

Анкетирование

 

Исследование интернет – источников сл 10

Для того, чтобы проанализировать влияние Интернет-общения на грамотность подростков, я исследовал сайты Рунета (www.vkontakte.ru, www.odnoklassniki.ru), наиболее часто посещаемые моими одноклассниками, и выделил некоторые предположения об особенностях общения через Рунет: сл 11

Сл 12

Анонимность. Человек в сети может проявлять большую свободу высказываний и поступков , ибо риск разоблачения минимален.

Сл 13

Для большей эмоциональности текста учащиеся используют различные специальные значки – смайлики. Сл 14

Добровольность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

Сл 15

4. Быстрота написания сообщений, их краткость и лаконичность. Объем одного сообщения не превышает 5-6 слов. ( сл 16 – видео )

Чтобы узнать отношение подростков к Интернет-сленгу, я провел анкетирование пользователей.

2.Анализ анкет учащихся

Я провел анкетирование 25 учащихся из 5,6,7,8,9 классов по теме «Виртуальное общение» и получил следующие результаты.

Сл 17 На первый вопрос «Как часто Вы пользуетесь интернетомколичество ответивших «очень часто» ответили 18 учащихся, отве­тивших «иногда» – 2 учащихся, часто 5 учащихся. Таким образом, практически все ученики используют интернет.

Сл 18 На второй вопрос «Используете ли вы в устной речи сленг, заимствованный из Интернета?» 20 человек из 25 ответили, что используют в своей устной речи сленговые вы­ражения и лишь 2 человека написали, о том, что не употребляют сленг. Таким образом, результаты ответа на второй вопрос подтверждают мои предположения о том, что стиль Рунет-общения медленно, но верно проникает в нашу жизнь.

Ещё одна примета XXI века – нехватка времени оказывает непосредственное влияние на наше общение. Я стал замечать, что ребята ста ли общаться намного быстрее, употребляя в своей речи с целью экономии времени много сокращений.

Сл 19 Вывод: Интернет - сленг активно приживается в речи подростков.

Сл 20 Меня огорчило, что 19 учащихся из 25 на вопрос «Как Вы относитесь к употреблению таких слов, которые искажают русский язык?» ответили «мне все равно».

Сл 21 Из ответов на вопрос «Почему Вы пользуетесь сленгом?» я понял, что, к сожалению, сленг стал привычным современным спо­собом общения между людьми (и не только в виртуальном мире). Сленго­вые выражения переходят от одного человека к другому не только из уст в уста, но и при пере­писке.

Сл 22 Полученные ответы на вопрос «Применяете ли Вы при переписке орфографические правила, когда общаетесь в Интер­нете?» не однозначны. Радует то, что всего два человека выбрал вариант ответа «нет». Но многие из опрашиваемых ответили «да» (16 учеников из 25), а остальные - «ино­гда».

Сл 23 Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные подро­стки при Интернет - общении все же обращают внимание на грамотность.

Сл 24 Словарь Интернет - сленга

Изучив и проанализировав сайты www.vkontakte.ru, www.odnoklassniki.ru, а также ответы на вопрос анкеты «Напиши, какие слова ты чаще всего изменяешь при общении в Рунете и почему?», я составил свой словарь Интернет-сленга.

Сл 25 Анализ ошибок, допускаемых в Рунет общении.

Проанализировав сайты, www.vkontakte.ru, www.odnoklassniki.ru я вы­явила следующие ошибки:

1)Замена букв

 

Типичные замены

Примеры

Буква «в» заменяется на буквы «фф»

Здарофф

Буква «к» меняется на букву «г»

гак ты?

Написание английских слов русскими буквами

«Нi!»-«Хай!»

 

 

2)Сокращения (нра- нравится)

3)Звукоподражания (Ммм...; Агу!; Хахахаха)

4)Написание слов по произношению (нормально - намана)

5) Отсутствие пунктуации (гак ты)

6)Использование смайлов вместо знаков препинания (прива!=)

7)Написание имён собственных с маленькой буквы (танЬча мы с тобой)

8)Неверное написание –Тся и -ться в глаголах («Мне нравитЬся Вася», «Нужно долго старатся»)

9)Опечатки ( Полько(только); учудщает(ухудшает);доспуп (доступ);

Сл 26 Анализ ошибок позволяет сделать вывод о том, что пользователи Рунета допускают огромное ко­личество ошибок. И эти ошибки можно классифицировать по двум группам:

1.Неграмотность обыкновенная. Некоторые люди не выучили в школе пра­вила орфографии и попросту не знают, как пишется то или иное слово. Они употребляют трудные для них слова так, как считают нужным. И теперь эти люди допускают те же самые ошибки не только в школьных тетрадях, но и во время переписки.

2. Неграмотность нарочитая. Неграмотность в этом случае возведена в ранг достоинства. Слова печатаются так, как они слышатся и произно­сятся(«дефачка»), звонкие согласные меняются на глухие, А на О, и наоборот, (например, «кросафчег», «с празднегом», «превед»). Такое написание слов называется «ол­банским языком». Очень часто владение таким языком показывает принадлежность человека к громадному сообществу Интернет-общения, в котором он «становится своим» лишь потому, что коверкает русский язык по определенным правилам.

Выводы: Молодежь во время переписки в Рунете из-за бездумного написания или спешки, привычки, модным тенденциям, а также в целях экономии времени допускает серьёзные ошибки в правописании. И самое страшное, что многие, когда пишут руководствуются принципом «Пешу каг хачу!!!!» Такая вседозволенность ведёт к тотальной безграмотности населения в России. И это явление не может не вызывать тревогу у людей образованных.

Сл 27 Хочу напомнить о том, что существует специальный Справочно-информационный портал ГРА­МОТА.РУ – русский язык для всех. На нем предусмотрена программа проверки правильности написания слов.

Сл 28 Влияние сленга на лексику современного подростка

Анализируя влияние сленга на лексику современного подростка, я выде­лил как положительные, так и отрицательные его аспекты.

Положительные стороны интернет-общения.

1. Подросткам нравится использовать Интернет-сленг. Их радует, когда им пишут на таком же сленге. Это их раскрепощает, они могут свободно общаться на любые темы. Таким образом, ребята перестают ощущать одиночество и не остаются со своими проблемами один на один. В наше время это очень важно.

2. Сленг позволяет общаться быстро, что весьма удобно в наше время. Обычно в чатах и в VK переписка ведется сразу с несколькими людьми, и поэтому здесь скорость написания тоже важна.

3. Такой язык делает общение простым, доступным и веселым.

Сл 29 Отрицательные стороны интернет-общения.

1.Из-за увлечения Интернет-сленгом подростки пишут с ошибками.

2.Неправильная речь звучит не только в Интернете, но и с экранов телевидения, в эфире радио, т.е. в повседневной жизни.

3.В речи подростков появляется много иностранных слов, употребляющихся без перевода.

4.Интернет-общение содержит много нецензурных фраз, приводящих к засорению языка.

 

Сл 30 Заключение.

Результаты проведённой работы по данной теме показали следующее.

Во-первых, общение в интернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь, как ты говоришь, оказывает на лексику современного подростка отрицательное влияние.

Во-вторых, язык засоряется из - за использования большого количества иностранных слов, употребляющихся в речи без перевода.

В-третьих, форумы «пестрят» нецензурными выражениями.

В-четвёртых, отношение к качеству грамотности в виртуальном общении зависит от того, что для ребят первично, а что вторично: экономическая сторона или моральная, дань моде или желание выделиться.

Конечно, ничего плохого в общении молодежи  нет, но люди всегда повышали свой словарный запас чтением книг. Читая книги, гораздо проще разо­браться с грамматикой и пунктуацией, потому что в памяти остаются словосочетания, запоминается постановка знаков препинания, об­разные выражения.

Любовь к Родине выражается отношением к родному языку. Давайте уважать свою Родину, свою культуру и свой язык!

 

А сейчас видео ролик.

Литература.

1.Аксак В. А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два Се­рия: Просто как дважды два. Издательство: Эксмо, 2006 г. Мягкая об­ложка, 256 стр.

2.Копыл В.И. «Общение в Интернете». Изд-во: АСТ. 2005.

3.Кучинков Т.В. «Общение в Интернете» Изд-во Питер. 2005

4.Тургенев И.С. Русский язык Собр.соч. в 6-ти томах т.4 с 37 «Правда» 1968

5. Розенталь Д.Э. «Орфографический словарь». М.2005.

6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс,2002.

Список используемых сайтов.

www.vkontakte.ru

www.odnoklassniki.ru

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.