12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Румянцова Людмила Валерьевна161
Россия, Ростовская обл., Шахты
Материал размещён в группе «Информатика»


Презентация "Проектная деятельность на уроках информатики"
PDF / 13.88 Мб

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ


Румянцова Людмила Валерьевна, учитель информатики и математики, МБОУ СОШ №38 г.Шахты Ростовской области,


В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Федеральных государственных стандартах второго поколения четко обозначены требования к результатам образования, а именно: личностным результатам смотивированость к обучению, метапредметным результатам сформированность умения учиться, предметным результаты овладение системой научных знаний по учебным предметам.

Эти требования ведут к изменению деятельности педагога, так как традиционные формы работы, где ученик считался объектом обучения, уже не доказывают свою эффективность. Поэтому в современных условиях информационной перенасыщенности наиболее эффективной является модель обучения, где ученик тоже становится субъектом обучения, а работа учителя теперь направлена на организацию и координирование учебной деятельности детей. Главная задача учителя – создавать условия для такой учебной деятельности. Одной из моделей такого обучения является проектная деятельность.

Алгоритм выполнения проекта состоит из следующих
этапов
:

Поисковый этап: выбор темы, формулирование проблемного вопроса, составление плана, определение методов и приемов исследования.

Аналитический этап: разработка плана программы исследования, собор и изучение необходимой инфор­мации.

Практический этап: создание конкретного продукта изложения проекта.

Презентационный этап: представление результатов и продуктов проектной деятельности, оценка деятель­ности.

На каждом этапе работы над проектом ученики при­обретают навыки самообразования: навыки работы в со­трудничестве, навык исследования, навык реализации, навыки защиты, самооценки и оценки проекта.

Применение метода проектов на уроках информатики продиктовано особенностью предмета: всегда есть ком­пьютер, выполнение творческих практических заданий становится неотъемлемой частью урока. Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы с после­дующим созданием продукта, который наглядно представ­ляет решение. Все практические работы, которые ученик выполняет на уроке информатики трудно называть про­блемными, в большинстве случаев ученик выполняет алгоритм и приходит к какому-либо результату. А если на основе полученных знаний ученик выбирает себе дополни­тельное задание, которое он реализует в виде творческого продукта, вот тогда это уже можно считать проектом.

На уроках информатики проектная деятельность базиру­ется на прикладных программах и с помощью различных языков программирования, с помощью которых ученик представляет итог выполнения проекта в форме конкретного разработанного продукта.

Microsoft PowerPoint с помощью этой про­граммы, ученики могут подготовить выступление с ис­пользованием слайдов.

Microsoft Excel с помощью этой программы, уче­ники могут обработать большое количество информации представленной в табличном виде, произвести необхо­димые расчёты, построить диаграммы и графики.

Microsoft Access – с помощью этой программы ученики могут создать базу данных, по ней строить за­просы, отчеты, формы.

HTML – язык гипертекстовой разметки – с по­мощью этого языка могут создать сайт.

Microsoft Word с помощью этой программы уче­ники могут подготовить доклад, статью, реферат, журнал, публикацию.

Paint, Photoshop, CorelDRAW с помощью этих программ ученики могут отредактировать графические материалы.

Windows Movie Maker – с помощью этой про­граммы ученики могут создать видеофильм или отредак­тировать уже полученный видеоматериал.

Первая тема, изучение которой не обходится без использования метода проектов, - «Графический редак­тор». У учащихся формируются навыки использования графического редактора не только для создания картинок, но и для выполнения чертежей и схем, создание моделей интерьера и т.д. Одним из проектов является итоговая работа «Мир моих увлечений».

Знания, полученные во время изучения графического редактора, применяются и при выполнении других проектов. При подготовке работы учащиеся работают c фотографиями, учатся сканировать картинки и документы, подбирают музыку и т. д.

Проекты, реализуемые в старших классах, отличаются от проектов младших школьников большей долей само­стоятельности учащихся. Дети самосто­ятельно продумывают тему, подбирают информацию, разрабатывают структуру сайта. Основная работа над проектом осуществляется дома или на кружковых заня­тиях. На уроке проекты дорабатываются в соответствии с требованиями.

В соответствии с внедрением ФГОС информатика становится межпредметной площадкой для реализации проектной деятельности по различным предметам. А формирование информационной компетентности обеспечивает успешность развития ребенка.

Самый сложный этап работы над проектом для учи­теля – постановка задачи. В рамках только предмета информатики трудно найти много достаточно интерес­ных тем для проектов, так как информатика сама по себе - прикладная дисциплина. Поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами.

В качестве таких примеров рассмотрим лишь некоторые межпредметные проекты, выполненные моими учениками:

Сайт «Красная Книга Ростовской области. Растения. Животные»

  Проект о жизни и творчестве композитора для музыкальной гостиной по немецкому языку


Проект по геометрии «Симметрия и все ее секреты»

 


Проект-виртуальная экскурсия по Золотому кольцу России

 


Проект по литературе «Структура книги. Справочный аппарат книги», созданный учащимися старших классов

 


Проект по литературе «Структура книги. Справочный аппарат книги», созданный учащимися младших классов

 


Проект, посвященный жизни и творчеству М.В.Ломоносова


Проект, посвященный жизни и творчеству М.А.Шолохову. Это не просто проект по литературе. Наша школа носит имя этого знаменитого писателя

 


Сайт, посвященный нашему городу в годы Великой Отечественной войны, который включает в себя Книгу памяти

 


Проект по литературе «Литературный путеводитель о поэтах и пастелях Ростовской области»

 


Проект, действующий сайт нашего школьного отряда по ПДД «Зеленый огонек»

 


Также мои ученики принимают участие в исследовательской деятельности по информатике. С этими работами ребята выступают на школьных и городских научно-практических конференциях, занимая призовые места.

Исследовательская работа по информатике на тему «Игромания – проблема современного общества»

 

«Компьютер и здоровье»

 

«Вы попали в сети?!»

 

«Осторожно: КИБЕРБУЛЛИНГ!»

 


При выполнении проектов весь материал под­бирался учениками в сотрудничестве с учителями, оформление работы осуществлялось учащимися не только на уроках информатики, но и во внеурочное время. Трудолюбия, усидчивости, терпения вложено учащимися проекта много, практически каждый ребенок получил огромное удовольствие, работая над проектом, при подборе материала было сделано много открытий для самих себя.

Практика показывает, что здания, добытые самосто­ятельно и с использованием высокой мотивации прочны и эффективны. Ученики, выполнившие работу от начало и до конца, видят, как полученные знания находят практи­ческое применение.

Научить детей проектному мышлению важно, так как это поможет организовать их жизнь, сделает их успеш­ными, а для этого нужно уметь определять цель, найти ре­сурсы, спланировать, осуществить и оценить то чего достиг.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлёк меня как учителя, заключается в понимании учащимися, для чего обучающимся нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Метод проектов в информатике интересен спектром его применения на уроках различных типов и на разных этапах урока. Этот метод является мощным методическим приемом, который помогает педагогу решать различные педагогические и дидактические задачи.

 


Опубликовано в группе «Информатика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.