Методическая разработка «Организация учебной деятельности по формированию УУД» на тему «Текст как средство формирования УУД при подготовке к сочинению-рассуждению»
«Организация учебной деятельности по формированию УУД».
«Текст как средство формирования УУД при подготовке к сочинению-рассуждению».
(педагогические практики на уроках)
Современная школа ставит перед собой задачу – научить ребёнка учиться. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.
По требованиям ФГОС в результате изучения русского языка и литературы у обучающихся должны сформироваться все виды универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные, знание самого языка и всех языковых норм. А речевые умения и навыки, так необходимые для развития нравственной, творческой, конкурентоспособной личности, способной отстоять свою позицию, аргументировать свою точку зрения, помогают сформировать именно коммуникативные универсальные учебные действия.
Можно научить детей добывать необходимую информацию через работу с текстом. У обучающихся формируются умения определять стиль и тип речи, строить речевое высказывание соответственно заданию, аргументировать свою позицию, строить свои тексты (сочинения-рассуждения). Работа с текстом формирует не только коммуникативные, но личностные, регулятивные и познавательные УУД.
Как можно работать с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению, я покажу на примере изучения темы «Предложения с однородными членами» в 8 классе
В результате такой групповой работы формируются следующие УУД.
Познавательные: понимание задания; формулировка ответа и его аргументация; умение проводить анализ, умение сравнивать синтаксические единицы, члены предложения и способы их выражения (однородные члены предложения) «умение правильно определять понятия, обобщать, обоснованно классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, умение рассуждать логически и делать выводы.
Коммуникативные: умение работать в группе, слушать друг друга, приходить к общему, учитывать мнение других участников группы, аргументировать и отстаивать свое мнение, согласовать свою позицию с позициями других обучающихся; умение полно и точно выражать свои мысли, умение давать аргументированные ответы, умение строить устное высказывание в жанре публицистики; умения определять стиль и тип речи, строить речевое высказывание соответственно заданию, аргументировать свою позицию, строить свои тексты (сочинения-рассуждения).
Личностные: умение выделять поставленную автором проблему и выражать свою позицию к ней; умение понимать нравственную идею текста: необходимость знать историю своей страны.
Класс разбивается на три группы по 3 - 4 обучающихся. Каждая группа получает по три одинаковых текста (в каждом тексте есть предложения с однородными членами), однако задание у каждой группы своё.
Тексты
1. Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории. (Е. Осетров) |
2. Всё, что мы знаем о прошлом народов Земли, мы узнали, изучая исторические памятники. Историческими памятниками называют сооружения и предметы, которые имеют историческую и культурную ценность. Историческими памятниками могут оказаться обыкновенные глиняные черепки или листочки пожелтевшей от времени бумаги. По ним учёные узнаю́т, как жили люди сотни, а то и тысячи лет назад. Исторические памятники окружают нас со всех сторон. Во многих городах рядом с высокими новыми домами можно увидеть сохранившиеся с давних времен небольшие домики или ветхие церквушки, на которых висит табличка: «Памятник архитектуры. Охраняется государством». А старинные книги, монеты или посуду мы может обнаружить прямо в земле около дома или на чердаке какого-нибудь старого здания. Предметы и сооружения, имеющие историческую ценность, могут быть громадными, как египетские пирамиды, а могут быть очень маленькими. Даже стеклянная бусинка, найденная при раскопках, способна поведать об очень важном. Например, о том, что тысячи лет назад люди умели делать стекло. Поэтому все, даже самые маленькие осколки древности люди бережно хранят и тщательно исследуют. (По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?») |
3. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым… Мы обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России... Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами. (Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном») |
Задания
1 группа
1. Какой темой объединены тексты? 2. Определите главную мысль каждого текста и озаглавьте его. 3. Найдите в каждом тексте ключевые слова и словосочетания, выпишите их. |
группа
1. Определите стиль речи аргументируйте свой ответ, подкрепив его примерами из текстов. 2. Определите тип речи каждого текста, аргументируйте свой ответ, подкрепив его примерами из текстов. |
3 группа
1. Найдите в каждом тексте предложения, связанные с темой нашего урока, выделите в них графически однородные члены предложения. 2. Дайте аргументированный ответ по теме «Однородные члены предложения», подкрепив его примерами из текстов. |
Задание на дом
Написать сочинение-рассуждение «Как человек должен относиться к историческим памятникам?». |
Использую форму оценки – групповую. Оцениваю умение найти в тексте необходимую информацию, умение понимать содержание текста умение давать аргументированные ответы.
Метод проверки – наблюдение за деятельностью обучающихся (таблица 1). Оценка за урок выставляется в результате подсчёта баллов (таблица 2).
Форма наблюдения за деятельностью обучающихся
Группа | Сотрудничество в группе (распределение и выполнение обязанностей) | Поведение (не мешать работе других групп, не отвлекаться от выполнения задания, не кричать) | Умение найти в тексте необходимую информацию, умение понимать содержание текста умение давать аргументированные ответы. | Умение слушать других, задавать вопросы, делать дополнения | Общий балл |
1 | + | + | + ++ | + | |
2 | + | + | ++- | + | |
3 | + | - | - ++ | + | |
Оценивание деятельности отдельного учащегося при групповой работе
1 группа
ФИО учеников | 1. Чернышова Ирина | 2. Егоров Егор | 3.Мухранская Анастасия | |||
Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности | + | | | |||
Предлагает идеи | + | + | + | |||
Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию) | + | + | + | |||
Помогает участникам группы | + | - | ++ | |||
Внимательно слушает и задает вопросы | + | | | |||
Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры) | ++ | +++ | ++ | |||
Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании | +++ | ++ | +++ | |||
Общий балл | 10 | 7 | 9 |
Сочинение-рассуждение оценивается в соответствии с критериями оценки письменных работ.
4
Кучумова Ирина Викторовна