12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лазеева Людмила Николаевна94
Россия, Смоленская обл., Рославль
1

Статья «Компетентностный подход в образовании: плюсы и минусы»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Аннотация:

В данной статье рассматриваются понятия компетентность и компетенция. Проведём анализ проблем компетентностного подхода в образовании, выявлены плюсы и минусы компетентностного подхода.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, образование, знания, умения, навыки.

COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION: PLUSES AND MINUSES

Abstract:
This article discusses the concept of competence and expertise. Draw analysis of the problems of competence approach in education, revealed the pros and cons of the competence approach.

Keywords: competence, competence approach, education, knowledge, skills.

 

Главной целью данной работой является изучение компетентностного подхода и его влияния на качество образования.

Для достижения этой цели были определены следующие задачи:

рассмотреть сущность понятий “компетентность” и “компетенция”;

изучить историю возникновения понятий “компетентность” и “компетенция”;

выявить проблемы внедрения компетентностного подхода в процесс образования.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно определения содержания понятий «компетенция» и «компетентность»

Зарубежные исследователи давно оперируют понятиями «компетенции» и «компетентность».  Так специалисты Центра профессио­нального образования и подготовки к тру­довой деятельности Университета штата Огайо под  компетентностью понимают  конкретные, легко измеряемые знания, умения, навыки (ЗУНы), необхо­димые для  дальнейшей продуктивной деятельности в выбранной области. Данное определение  в некоторой степени  сужает понятие, так как учитывает только область ЗУНов и исключает способности человека, его личностные и социальные качества.

Обратимся к трудам отечественных исследователей, так, по мнению  И.С. Сергеева,  компетенции – это сочетание таких элементов как  умение, знание и опыт, обеспечивающее в своей совокупности способность решать поставленные практические задания в различных сферах жизни и профессиональной деятельности. Наиболее важными компетенциями для личности являются общекультурная, коммуникативная,  методологическая, а также  компетенции в сфере самостоятельной,  познавательной и культурно-досуговой деятельности.

Как показывают исследования от качества сформированности общекультурных компетенций зависит дальнейшее трудоустройство специалиста. Так около 50 % компаний используют для отбора работников метод оценки по компетенциям, а не по знаниям, а 34 % организаций планируют взять этот метод на вооружение. Опросы мнений потенциальных  работодателей практически сходились к единому мнению – 75 % ответили, что приоритетным критерием выбора претендента являются личностные компетенции кандидата, которые включают общекультурную компетенцию второе место занимает качество образования (63 %).

Таким образом, под компетенцией целесообразно по­нимать единство знаний и опыта, а под компетентностью — выраженную способ­ность личности применять их для реше­ния профессиональных, социальных и личностных проблем. Компетентностный подход в высшем образовании предполага­ет особую организацию образовательного процесса вуза. При этом усиливается его проблемно-исследовательская, практико-ориентированная направленность, все виды студенческой практики приобретают прикладной характер и связаны с выполне­нием проектов, ориентированных на за­просы работодателей.

Изучив сущность этих понятий, обратимся к истории возникновения компетентностного подхода.

Компетентностный подход впервые начал разрабатываться в Англии. Это был подход, который порождался и осмысливался не внутри образования, а был ответом на конкретный заказ профессиональной сферы.

В США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века стали использоваться понятия «компетенция» и «ключевые компетенции» в связи с проблемой определения качеств успешного профессионала.

В России с начала нового столетия проблемами компетентностного подхода в образовании занимаются многие специалисты. Они представляют различные точки зрения, создают разные терминологические аппараты и пока не выработали единой теоретической концепции компетентностного подхода в образовании, что затрудняет педагогическую практику.

И. А. Зимняя (доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ) выделила три этапа в развитии компетентностного подхода.

Первый подход (1960 – 1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетентность / компетенция.

Второй этап (1970 – 1990 гг.) характеризуется использованием категорий компетентность / компетенция в теории и практике обучения в основном родному языку, а также в сфере управления и менеджмента. Зарубежные и отечественные исследователи для разных видов деятельности выделяют различные компетентности / компетенции. Так, Дж. Равен выделил 37 компетентностей, востребованных в современном обществе.

Третий этап (1990 – 2001 гг.) утверждения компетентностного подхода характеризуется активным использованием категории компетентность / компетенции в образовании. В материалах ЮНЕСКО приводится круг компетенций, которые рассматриваются как желаемый результат образования. В 1996 г. Совет Европы вводит понятие «ключевые компетенции», которые должны способствовать сохранению демократического общества, соответствовать новым требованиям рынка труда и экономическим преобразованиям.

А. В. Хуторской (доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва) отмечает, что введение понятия «компетенция» в практику обучения позволит решить типичную проблему для высших заведений, когда учащиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает не усвоение учащимися отдельных знаний и умений, а овладение ими комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов.

Внедрение компетентностного подхода тесно связано с рядом проблем, нуждающихся в дополнительной разработке. Рассмотрим некоторые из них.

Прежде всего, следует найти ответ на вопрос: что даст введение компетентностного подхода в российскую систему образования, в чем состоят плюсы и минусы его внедрения? Несомненным плюсом является то, что внедрение компетентностного подхода в отечественную систему образования позволит в значительной мере реализовать личностно ориентированный, деятельностный и практико-ориентированный подходы в образовательном процессе, поскольку выделение компетенций в содержании учебных предметов определяет ориентиры в отборе тех знаний и умений, которые наиболее значимы для формирования ценностных ориентации, будут востребованы в жизни самого ученика. В этом случае внедрение компетентностного подхода можно рассматривать и как важный инструмент разгрузки содержания, отбора соответствующих знаний и умений [6, С. 16].

Вторая проблема связана с недостаточной разработанностью понятийного аппарата, что создает значительные трудности при определении перечня компетенций.

Третья, нуждающаяся в особом исследовании проблема, состоит в определении соотношения «академических» знаний и компетентностей. Понятие компетентности является более широким, чем знания или умения: компетентность включает в себя знания, умения, учебный и жизненный опыт, ценности, интересы, которые самостоятельно реализуются учеником и используются им в определенной конкретной ситуации. Вполне очевидно, что основу всякой компетентности составляют знания, которые способны применяться в различных ситуациях. Следовательно, отвечая на вопрос о том, каково соотношение знаний и компетентностей, можно сделать вывод о том, что знания - основа компетентности, а совершенствование образовательного процесса с учетом компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить учащихся применять полученные знания и умения в конкретных ситуациях, в том числе в ситуациях нестандартных и неопределенных.

Четвертая проблема связана с разработкой системы оценивания компетентности. Если компетентность - это способность мобилизовывать полученные знания и умения, то как можно измерить эту «способность», да еще в «конкретной ситуации»? По-видимому, разрабатывая систему оценивания, следует учитывать, что проверяется не компетентность как таковая, а лишь ее отдельные компоненты, лежащие в основе формирования данной компетентности (то есть знания и умения).

Пятая проблема - определение иерархии и состава компетенций: в каждом конкретном учебном предмете предлагались свои варианты компетенций, зачастую не согласованные даже по циклам близких между собой учебных курсов [6. С. 18].

Последняя, шестая проблема, решение которой, по-видимому, будет осуществляться в дальнейшей перспективе, состоит в необходимости разработки нового содержания и методики преподавания учебных курсов с учетом внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внедрение компетентностного подхода сопряжено с рядом проблем, игнорирование которых способно выхолостить его позитивное значение.

Со времён первых дискуссий, сопровождавших рецепцию компетентностного подхода, минуло уже около 10 лет , и сегодня есть повод подвести некоторые итоги, опираясь накопленный за всё время опыт. Надо сказать, надо сказать что все эти годы российское образовательное общество занималось внедрением компетентностного подхода в образование. В контексте нового образовательного дискуса были пересмотрены практически все образовательные стандарты, а если учесть прилагающиеся к составляемым в соответствии ФГОС учебными планами методические разработки, то в целом получается огромный объём работы. Причём – что немаловажно в свете проблем экономичности затратности – проделанной исполнителями очень высокой квалификации. Получили ли мы от этого труда соответствующую отдачу?

В этой связи хотелось ты обратить внимание на то, что иные, после десятилетия напряжённой работы и накопления опыта по практической реализации компетентностного подхода, возражения против него отнюдь не “рассосались”.

Отметим, что принятие компетентностного подхода как некой новой парадигмы, не только не привело к некому заметному повышению, но как это не пародаксально, в ряде случаев сопровождалось их снижением. Иными словами, компетентностный подход как идеологией образования оказалось помехой для самих компетенций и реальной компетентности.

 

Литература

Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. Нигматзянова Г. Х. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность» // Высшее образование в России. 2014. №3. с. 30-39. Нугуманова, Л.Н. Компетентностный подход в профильном обучении/ Л.Н. Нугуманова // Педагогическое образование и наука.-2008.-№6.-С.9-15. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: учеб. пособие /  И.С.Сергеев. СПб.:Питер. 2004.316 c. http://www.niro.nnov.ru http://web.snauka.ru http://www.moluch.ru http://www.science-education.ru

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Старшов Михаил Александрович, 21.11.19 в 05:33 0Ответить Пожаловаться
Конечно, Россия - родина этой проблематики, у нас сто лет есть компетентные органы.
Ваш материал предназначен для серьёзного журнала? - есть и англ аннотация, и ключевые слова и т.д., но вот нет в Литературе ссылок на цитируемые работы того и этого, кроме одной Зимней.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.