Учебно-дидактический материал «Комплекс коррекционных игр и упражнений по формированию анализа и синтеза предложений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРЕДЛОЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Автор: Бельская Светлана Ивановна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
Петрозаводск
ПЕРВЫЙ ЭТАП.
РАБОТА НАД СЛОВОМ, КАК СИНТАКСИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Найди лишнюю картинку.
Цель: учить различать «живой» - «неживой» предмет.
Оборудование: предметные картинки, изображающие живые и неживые предметы.
Ход игры: Педагог выставляет картинки и предлагает детям их рассмотреть:
- Назовите картинки и поставьте вопросы к словам (стол – что?, мальчик – кто?, тарелка – что?, шапка – что?).
Соберите цветок.
Цель: учить различать слова-предметы, слова-действия и правильно ставить к ним вопросы.
Оборудование: панно «Цветок» (без лепестков) в центре схема (слово- предмет, слово – действие, слово – признак); у детей лепестки с изображением предметов.
Ход игры: Педагог предлагает детям назвать предмет на лепестке и поставить к нему вопрос (Самолет – что?, рыба – кто?, и т.д.): придумайте к вашему предмету действие и поставьте вопрос. (Дети составляют цветок из лепестков, называют действие и ставят вопрос: плавает – что делает? летит – что делает? и т.д.)
Расскажи – какой предмет.
Цель: обогащать речь детей прилагательными, правильно ставить вопрос к словам-признакам.
Оборудование: опорные схемы для описания предметов (цвет, форма, размер, вкус, материал).
Ход игры: Детям предлагается назвать предмет охарактеризовать его по возможно большему числу признаков, поставить вопрос к словам-признакам.
(Мяч – разноцветный (какой?), маленький (какой?), круглый (какой?), резиновый (какой?)).
Кто больше придумает?
Цель: закреплять практическое усвоение детьми понятий: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, предложение.
Оборудование: графическое изображение слов и предложений.
Ход игры: Детям предлагается схема слова-предмета (действия, признака) или предложения различной структуры.
Педагог:
- Придумайте слова (предложения) по заданной схеме и поставьте вопросы к словам.
Отгадай загадку.
Цель: продолжать учить детей анализировать и угадывать предметы по их признакам; развивать понимание категорий рода у прилагательных.
Оборудование: предметные картинки (разные лексические темы).
Ход игры: Детям предлагается назвать картинки и догадаться по описанию, о ком загадка (волк, заяц, мышь, лебедь, гусь, лиса, белка).
- Дикий, серый, голодный, злой … (волк).
- Дикий, серый, трусливый … (заяц).
- Маленькая, серенькая, пугливая … (мышь).
- Дикий, водоплавающий, белый … (лебедь).
- Домашний, водоплавающий, белый … (гусь).
- Дикая, рыжая, пугливая … (белка).
- Дикая, рыжая, умная, хитрая … (лиса).
Подними карточку.
Цель: учить детей дифференцировать слова-предметы, действия, признаки.
Оборудование: у каждого ребенка карточки с графическим изображением слов: ____ ==== ~~~~ .
Ход игры: Педагог называет слова, а дети поднимают соответствующее графическое изображение. Ставят вопрос к слову.
Разноцветный сундучок.
Цель: учить детей при согласовании существительных с местоимением.
Оборудование: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход игры:
Педагог:
- Я картинки положила,
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, (имя ребенка), загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.
Сосчитай воробьев.
Цель: учить согласованию существительного с числительным.
Оборудование: три картинки с изображением воробья, одна картинка с изображением стаи воробьев.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку посчитать воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» Контролируется правильность ответа (много воробьев).
Можно считать любых животных.
Сплетем веночек.
Цель: Учить согласовывать существительное с числительным
Оборудование: бумажные цветы (одуванчики и любые другие)
Ход игры: Педагог «плетет» венок, проговаривая с ребенком словосочетания: "Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков" .
Аналогично можно собрать букет.
Кто сумеет похвалить.
Цель: подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Ход игры: Педагог объясняет условия игры: «Незнайка принѐснам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Незанйка подарит картинку».
Лексический материал: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ѐжик, лиса, мальчик и др.
Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ѐжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый и т. п.
Добавь слово.
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным, согласовывая их в роде и числе.
Ход игры: Педагог произносит часть предложения и предлагает детям закончить его, используя разные прилагательные:
- У моего платья рукава (какие?) … (короткие, длинные и т.д.). На моем пальто воротник (какой?) … В комнате стоит шкаф (какой?) … У моего брата варежки (какие?) …
Подумай и договори.
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным, согласовывая их в роде и числе.
Ход игры: Педагог произносит часть предложения и предлагает детям закончить его, используя разные прилагательные. У моего платья рукава (какие?) … (короткие, длинные и т.д.). На моем пальто воротник (какой?) … В комнате стоит шкаф (какой?) … У моего брата варежки (какие?) …
Магазин.
Цель: расширение словаря прилагательных по теме, учить согласовывать прилагательные с существительными.
Оборудование: «Банки с компотом» вырезанные из картона.
Ход игры: Дети «покупают» в магазине у педагога «банки с компотом», вырезанные из картона. На каждой из них нарисован определенный фрукт. Ребенок подходит к логопеду и говорит: «Я хочу купить компот из вишен – вишневый компот»; «Я хочу купить компот из яблок – яблочный компот».
Назовите лишнее слово.
Цель: учить детей различать на слух слова-предметы, признаки, действия.
Ход игры: Педагог называет 3-4 слова и предлагает назвать лишнее слово и объяснить – почему?
Стул, падать, ходить, рисовать. (Лишнее слово – стул, потому что это слово-предмет, а остальные – слова-действия.)
Кровать, веселый, снег, дом.
Рассели по домикам.
Цель: закрепить умение дифференцировать слова – предметы, действия, признаки.
Оборудование: Домики на крыше которых изображена схема слова – предмета, действия, предметные картинки и сюжетные картинки, изображающие действие.
Ход игры: Педагог показывает 2 домика, на крыше каждого схема слова (предмет, действие):
- Расселите картинки по домикам.
Три дорожки.
Цель: Учить детей в постановке вопросов к словам-предметам, действиям, признакам.
Оборудование: «дорожки» с графическим изображением: ____ ==== ~~~~
Ход игры: Педагог называет слово, ребенок ставит вопрос и определяет, по какой дорожке бежать.
- Веселый. (Какой? – это слово-признак. Ребенок бежит по дорожке с изображением: ~~~~
2 ЭТАП.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
Справочное бюро.
Цель: учить распространять простое предложение однородными определениями, дополнениями.
Оборудование: иллюстрации с изображением домашних птиц, их птенцов; вывеска «Справочное бюро».
Ход игры: Педагог:
- Ребята, бывает, что дети могут потеряться. Что надо делать в таких случаях?
(Ждать маму на одном месте, обратиться к продавцу, милиционеру и т.п.)
- В нашей игре маленькие птенцы потеряли своих родителей. Они обратились в «Справочное бюро», но не знают имена родителей, зато знают, чем те занимаются. Выбирайте себе картинку с птенцом, роль которого вы хотите исполнять. У «сотрудников бюро» имеются все картинки с изображением взрослых домашних птиц. Он по вашему описанию узнает, кто ваши «родители».
Например: «Мой папа большой, драчливый, задиристый, важный, разноцветный, хвост, гребешок и бородка. На его лапках есть острые шпоры. Он очень рано встает, кричит свою песню: «Ку-ка-ре-ку!». Если «сотрудник бюро» угадывает ответ, то отдает вам соответствующую картинку. В данном случае – картинку с изображением петуха. - «Моя мама большая, белая, с длинной шеей, с оранжевым плоским клювом. У нее широкие красные лапы, как ласты. Она любит щипать траву и плавать на пруду. Она громко зовет меня: «Га-га-га!»». - «Моя мама толстенькая, пестренькая, с тонкой длинной красной шеей, с коротким, но пышным разноцветным хвостом. Она зовет меня вот так: «У-лу-лу, у-лу-лу!»». - «Мой папа – красивый и гордый. Его хвост похож на павлиний. А таких красивых перьев не найти во всем птичнике. У него тонкая красная шея, клюв украшен длинной красной бородой. Когда он меня зовет, то кричит» «У-лу-лу, у-лу-лу!»». И т.д. Игра продолжается со сменой ролей.
Я иду гулять.
Цель: активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложений с однородными членами.
Ход игры: Педагог предлагает детям представить, что они собрались пойти на каток. Кто-то из детей вызывается к столу, на котором разложены картинки с изображением одежды. Ребенок должен подобрать одежду, необходимую ему для прогулки.
Образец речи детей: «Я надену колготки, рейтузы, свитер, теплые носки, ботинки с коньками». Далее могут обсуждаться следующие ситуации: занятия спортом, поход за грибами, поход на пляж, утренники в детском саду и т.д. Можно предложить детям самим придумать ситуации, в которых нужна специальная одежда.
Что за чем мы будем мыть?
Цель: активизация словаря по теме, формирование навыка построения повествовательных предложений с однородными членами.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Каждая команда получает набор предметных картинок с изображением различной посуды.
Педагог обращается к детям:
- Ребята, представьте себе ситуацию, что в доме отключили воду. В раковине осталась немытая посуда. У вас есть только два тазика воды – один с горячей, другой с холодной водой. Вы должны подумать, в каком порядке лучше всего мыть грязную посуду и почему? Разложите картинки в том порядке, в каком вы бы стали мыть посуду. А теперь опишите свои действия». Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание логопеда.
Предметные картинки: 1) стеклянный стакан, чашка, вилка, тарелка, сковорода; 2) чашка, ложка, тарелка, половник, кастрюля. (Сначала моется посуда, наименее испачканная жиром.)
Куда поставим мебель?
Цель: закрепление представлений о различных видах мебели по ее назначению, формирование навыка составления предложений с однородными членами.
Ход игры: Из числа детей выбирается ведущий, который будет называть различные помещения в квартире. Остальные дети называют мебель, которую туда можно поставить.
Например: коридор – вешалка, трюмо, тумбочка и т.д. Педагог в это время может выставлять на фланелеграф предметные картинки или ставить на стол игрушечную мебель. Затем детям предлагается рассказать о той мебели, которая с их помощью поставлена в разных комнатах. Далее, в зависимости от цели занятия, можно попросить детей составить либо рассказы – описания, либо предложения с однородными членами типа: «В коридоре стоят вешалка, трюмо и тумбочка».
Художники.
Цель: закрепить представления о частях предметов, о их качествах, формирование навыка составления описательных предложений с однородными членами.
Ход игры: - Представьте себе, что вы художники и будете рисовать картину. Далее педагог предлагает нарисовать, например, дом. Какой дом будет у нас? (деревянный, кирпичный) Какого цвета у него стены? После того как дом будет нарисован, повторяем все то что нарисовали. «Дом кирпичный, коричневый, с крышей красного цвета, с окнами, дверями зеленого цвета. С балконами и лифтом и т.д.
3 ЭТАП.
РАБОТА НАД СХЕМОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Придумай предложение.
Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления, учить составлять предложение по заданному слову.
Правило: Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.
Ход игры: Дети и педагог садятся в круг. Педагог объясняет правила игры:
- Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовѐт свое слово и передает камешек рядом сидящему.
Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.
Из слогов – предложение.
Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них - предложения.
Ход игры: Ребѐнкудаѐтся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребѐнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение.
Кто интересней придумает.
Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу.
Оборудование: Флажки, значки.
Ход игры: Педагог произносит одно слово (глагол), например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.
Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.
Распутай слова.
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры: Педагог:
- Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идѐт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мѐд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
Солнечные лучи.
Цель: учить строить простое полное предложение.
Оборудование: полоски бумаги разной длины, эмблемы солнышка, бумажные солнечные лучи.
Ход игры: Педагог:
- Дети разделитесь на две команды. Каждая команда по очереди будет составлять фразы о весне. За каждое правильное предложение получите «солнечный лучик» для эмблемы солнышка. Победит та команда, которая соберет больше «лучиков», у которой весеннее солнышко окажется «ярче».
Вариант 1. Правило: выбрать полоски бумаги разной длины в зависимости от длины слова, запомнить слова, изменять порядок слов, правильно изменять форму слов, правильно строить предложения.
- Деревья, на, почки, появляются.
- Тают, сосульки, солнце, от.
- Лес, подснежник, в, расцвели.
- Трава, земля, расти, на.
- Капель, крыша, капать, с.
- Ручей, плыть, кораблик, по.
- Дерево, скворечник, повесили, на.
Вариант 2.
Правило: самостоятельно придумывать полные предложения с заданным словом, выкладывать их с помощью полосок бумаги разной длины, озвучивать составленное командой предложение.
- Весной дети…..
- Весной птицы….
. - Весной люди…..
- Весной в лесу…..
- До весны…..
- После весны…..
Составь фразу.
Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.
Ход игры: Предложить детям придумать предложения, используя следующие слова: забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро.
Хор.
Цель: закрепить знания детей о том, что слова в предложении должны быть расположены по порядку.
Ход игры:
Заранее подготовленные дети, изображающие предложение, произносят слова не последовательно, а одновременно, хором. Предложение, сказанное таким образом, становится непонятным. Остальные дети должны догадаться и объяснить, почему непонятно, и прийти к выводу, что предложение становится понятным, если слова следуют по порядку, одно за другим
4 ЭТАП.
РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ НАВЫКА РАСПРОСТРАНЯТЬ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Кто лучше скажет.
Цель: продолжать учить детей составлять распространенное предложение (из 2, 3, 4, 5 слов) по данным словам, правильно их согласовывать; закреплять умение графически изображать предложения.
Оборудование: сюжетные картинки, тетрадь, карандаш.
Вариант 1.
Ход игры: Составьте предложение по картинке и изобразите его графически.
(Дети составляют предложение, комментируют каждое слово и изображают схему предложения в тетрадях.)
Вариант 2.
Ход игры: Логопед перечисляет слова: лепить, мальчик, заяц.
- Правильно я сказала? Кто лучше скажет? (Мальчик лепит зайца.)
(Дети комментируют слова и изображают схему предложения в тетрадях.)
Придумай и посчитай.
Цель: Учить детей умению анализировать предложение.
Ход игры: Дети придумывают предложения:
1) на заданную тему из 3-4 слов;
2) на любую тему, с любым количеством слов.
Правило: назвать количество слов в предложении.
Исправь ошибку.
Цель: развивать понимание логико-грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения с прямым дополнением.
Оборудование: предметные картинки; схема предложения: |____ ==== |____|.
Ход игры: Педагог последовательно предлагает детям прослушать предложения, иллюстрируя их с помощью двух предметных картинок (н-р: мальчик, рыба) и к/схемой (====).
- Смотрите и слушайте внимательно: Рыба поймала мальчика.
Исправьте схему и скажите правильно, если я ошиблась.
Ребенок должен справить ошибку в предложении, правильно его произнести, предварительно переставив п/картинки. (Это неправильно. Надо сказать: Мальчик поймал рыбу.)
Далее ребенок ставит вопросы к словам и выставляет схему предложения.
Кто какую пользу приносит.
Цель: продолжать учить составлять простое распространенное предложение с прямым дополнением по заданной схеме.
Оборудование: наборное полотно с тремя карманами; предметные картинки; схема предложения, в которой подлежащее и дополнительное слово заменены предметными картинками.
Ход игры: Педагог показывает предметные картинки. Демонстрируется наглядная схема, иллюстрирующая тип будущий высказываний детей (курица ==== яйца; кошка ==== мышка; лошадь ==== груз и т.д.)
Дети составляют предложения, ставят вопросы к словам и выкладывают схему предложения.
Поймай слово.
Цель: Учить детей умению анализировать предложение.
Ход игры: Ребенок составляет предложение (на заданную тему или по сюжетной картинке).
Задание: назови третье слов, второе, четвертое, первое (ребенок называет слово и ставит вопрос).
Удлиним предложение.
Цель: продолжать учить детей составлять простое распространенное предложение и распространять его по вопросам.
Оборудование: сюжетная картинка, графическая схема предложения.
Ход игры:
- Ответьте на вопрос (можно использовать с/картинку): какую пользу приносит корова? (Корова дает молоко.)
(Дети комментируют каждое слово и выставляется схема предложения:
____
|____ ==== |____| .
Далее по вопросам распространяется предложение и дети дополняют схему предложения нужным графическим изображением.(Пестрая корова дает детям вкусное молоко.) ____ ____
|~~~~ ____ ==== |____| ~~~~ |____| .
Размытое письмо.
Цель: Упражнять в составлении распространенных предложений.
Оборудование: Игрушка
Ход игры: Педагог:
- Медвежонок получил письмо от брата. Но дождѐм размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для маленьких медвежат есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».
Дополни предложение.
Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления, учить распространять простое предложение.
Правило: Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.
Ход игры: Педагог говорит начало предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.
Добавь слова.
Цель: научить составлять распространенные предложения.
Ход игры: Педагог:
- Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьѐт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шѐлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьѐтшѐлковое платье. Мама шьѐт летнее платье. Мама шьѐтлѐгкое платье. Мама шьѐт оранжевое платье.
Предложения для игры: Девочка кормит собаку. Пилот управляет самолѐтом. Мальчик пьѐт сок.
Фантастический зверь.
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.
Оборудование: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).
Ход игры: Ребѐнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.
Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».
Шейте сами.
Цель: формирование у детей целостного восприятия предмета, формирование навыка построения простых распространенных повествовательных предложений.
Оборудование: картинки с изображением деталей одежды
Ход игры: Каждый ребенок берет со стола логопеда комплект с деталями одежды. На счет «раз» дети открывают конверт, на счет «два» - достают части одежды, на счет «три» - составляют платье, юбку, сарафан и т.д., В процессе работы дети рассказывают, что они пришивают, как украшают свое изделие ( Я пришиваю рукав и воротник к платью и т.д.)
5 ЭТАП.
РАБОТАЯ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ УМЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРЕДЛОГАМИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Прятки.
Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).
Оборудование: Грузовик, мишка, мышка.
Ход игры:В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.
Ложка и стакан.
Цель: сформировать понимание некоторых предлогов.
Оборудование: две ложки и два пластиковых стакана.
Ход.
Перед педагогом и перед ребенком стоит стакан с ложкой. Педагог демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за стакан» и т. д. Затем ребенок выполняет инструкции педагога. После этого, ребенок самостоятельно демонстрирует какое-либо действие и комментирует его. Педагог же в это время следит за правильностью речи ребенка.
Прогулка в лес.
Цель: учить строить предложения с предлогами, закреплять умение различать одушевленные и неодушевленные объекты.
Оборудование: иллюстрации с изображением растений и обитателей леса.
Правило: подбирать как можно больше вариантов окончания предложения, передавать предмет (шишку) как эстафетную палочку, разыгрывать «фанты».
Ход игры: Педагог:
- Ребята, сядем с вами в круг, как у костра на лесной опушке. У меня в руках шишка. Я задам вопрос, передам шишку соседу справа. Сосед справа ответит на вопрос и передаст шишку следующему. Так шишка по кругу вернется ко мне. Повторять предложения нельзя: каждый придумает свое. Если ответа не знаешь, отдай «фант», который потом разыграем. «Что и где я найду в лесу?» Примеры ответов: - В лесу под ѐлкой я найду шишку. - В лесу под дубом я найду желудь. - В лесу под осинкой я найду подосиновик. - В лесу на сосне я найду дупло. - В лесу за пеньком я найду ѐжика. - В лесу в кустах я найду гнездо. И т.д. Розыгрыш «фантов» проводится в конце игры.
Примерные задания для хозяев фантов: - жонглировать 2 – 3 шишками; - имитировать движения какого-либо лесного обитателя; - рассказать четверостишие о любом растении или животном леса; - метать 5 шишек в корзину. И т.д.
Где лежат вещи?
Цель: формирование навыка практического использования в речи предложных конструкций.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры:
1.Педагог демонстрирует детям действия с предметами и комментирует их: «Лампа стоит на столе, лампа висит над столом, лампа лежит в столе, лампа упала со стола, лампу поставили под стол, лампу вытащили из-под стола». Далее логопед просит детей назвать маленькие слова (предлоги), которые они услышали в предложениях.
2.Педагог просит детей придумать предложения по двум опорным картинкам с использованием маленьких слов «на», «над», «под», «в». Например: полка – кровать, платье – шкаф, портфель – стул, книга – стол, тапочки – кровать.
Кормушка.
Цель: практическое овладение умением использовать в речи предлоги «в», «на», «за», «из».
Ход игры: На фланелеграф устанавливается картинка с изображением кормушки, повешенной на рябине. На дереве у кормушки сидят разнообразные птицы. Дети отвечают на вопросы педагога:
- Куда мы повесим кормушку? (На дерево)
- Куда насыплем корм? (В кормушку)
- Откуда вылетел воробей? (Из гнезда)
- Куда села синица? (На рябину) и т.д.
Незнайка.
Цель: практическое усвоение детьми предлогов «в», «на», «за», «из».
Ход игры:
Педагог сообщает детям, что Незнайка тоже составил свой рассказ о кормушке. Вот что у него получилось: «Кормушку повесили в дерево. Корм насыпали из кормушки. Воробей вылетел на гнездо. Синица села из рябины». Дети исправляют ошибки, которые сделал Незнайка.
Выбери картинку.
Цель: продолжать уточнять понимание детьми предлогов. Учить правильно употреблять предлоги и падежные окончания в речи детей. Закреплять умение составлять предложения по заданному предлогу и схеме.
Оборудование: сюжетные картинки, схемы предлогов; графическая схема предложений с предлогом: __ ____
|____ ==== |__| |____| .
Ход игры: Педагог выставляет на доску 3-5 сюжетных картинок и карточки со схемами предлогов. Детям нужно выбрать ту картинку, по которой можно составить предложение с предлогом «НАД» («ИЗ-ПОД», «ИЗ-ЗА», «ИЗ» и др.). Дети делают выбор и составляют предложение. Затем составляют схему предложения.
Фокусы.
Цель: учить детей составлять предложение с предлогом, анализировать его и изменять порядок слов в предложении.
Оборудование: сюжетные картинки (или предметные картинки), графическая схема предложения с предлогом.
Ход игры: Дети составляют предложение с заданным предлогом по сюжетной картинке, комментируют каждое слово и выкладывают схему предложения: __ ____
(Кот залез под диван.) |____ ==== |__| |____| .
Далее педагог меняет схему предложения и предлагает детям изменить порядок слов.
|__ ____
|__| |____| ==== ____ . (Под диван залез кот
6 ЭТАП.
РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ СЛОЖНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ (СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ).
Расскажем о лесе.
Цель: активизировать в речи детей наречия, учить строить полное предложение с противительным союзом «а» по образцу.
Оборудование: картинки с изображением растений, обитателей леса.
Правило: подбрасывать и ловить шишку, называть определения в сравнительной степени, образовывать слова-наречия, заканчивать правильно предложение с союзом «а».
Ход игры: Педагог :
- Ребята, Лесовик подарил мне волшебную шишку, которая поможет нам рассказать о деревьях, лесе и его обитателях.
-Послушайте внимательно: «Куст сирени высокий, а сосна ещѐ…..(выше)».
Примеры предложений:
- Куст черники низкий, а трава ещѐ…..(ниже).
- Роща большая, а лес ещѐ…….(больше).
- Ручей широкий, а река ещѐ…… (шире).
- Ручей мелкий, а лужаещѐ……. (мельче).
- Волчонок ловкий, а волк ещѐ….(ловчее).
- Белка рыжая, а лиса ещѐ ………(рыжее).
- Береза старая, а дуб ещѐ………(старше).
- Парк густой, а лес ещѐ……….(гуще).
- Трава зеленая, а ель ещѐ…….(зеленее).
- У белки хвост пушистый, а у лисы ещѐ…..(пушистее).
- У лося ноги тонкие, а у оленя ещѐ……(тоньше).
Скажи все наоборот.
Цель: учить сложное предложение с союзом «а», закреплять умения изменять слова во множественном числе, подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
Оборудование: иллюстрации с изображением грибов, ягод; шляпа Лесовичка.
Правило: придумать предложение с опорой на картинку.
Ход игры: Педагог:
- Старичок-Лесовичок любит спорить, делать все наоборот. А вы умеете играть в игру «Скажи все наоборот»? Лесовичок будет показывать вам картинки грибов, ягод, а вы называйте ему не один предмет, а много: «Боровик – боровики, лисичка – лисички, поганка – поганки и т.д.».Лесовичок гордится лесными богатствами и дарами. Как он об этом говорит? Например: Лесовичок показывает картинку «мухомор». - У тебя один мухомор, а в лесу много мухоморов. - У тебя один куст черники, а в лесу много кустов черники. - У тебя один опенок, а мы собрали много опят.
Закончи предложение.
Цель: учить детей употреблять сложноподчинѐнные предложения.
Ход игры: Педагог:
- Объясните, почему…:
- Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)
- Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
- Я не хочу спать, потому что... ( ещѐ рано)
- Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
- Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
- Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись от собаки)
Объясните, почему.
Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.
Ход игры: Педагог объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить, используя слово «потому что». За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберѐт больше фишек.
Незаконченные предложения для игры: Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идѐт дождь) Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко) Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер) Стало очень холодно… (пошѐл снег)
Зачем нам эти вещи.
Цель: научить использовать в речи сложноподчинѐнные предложения цели.
Оборудование: игрушки
Ход игры: Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз чтобы: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».
Весна к нам в дом стучится.
Цель: учить строить сложное предложение доказательной формы высказывания; упражнять детей в установлении причинно-следственных связей.
Оборудование: весенние пейзажи, сюжетные картинки о весне, любые предметные картинки.
Ход игры: Педагог:
- Ребята, за что люди любят весну? Давайте расскажем о весне, используя слова «потому что», « для того чтобы», короткие слова «а».
- Появились проталины, потому что……
- Подснежник называется так, потому что…..
- Грачи собирают ветки и прутья для того, чтобы….
- Зимой холодно, ……………..
Что для чего.
Цель: учить использовать в речи глаголы в неопределѐнной форме, конструкции сложноподчинѐнного предложения.
Оборудование: картинки с изображениями предметов (реальные предметы), которыми пользуются при умывании, одевании и т. д. (мыло, зубная щѐтка, щѐтка для ногтей, полотенце, зубная паста, заколка, лента для волос, ножницы, ваза, поднос, кружки, ложки, тарелки, носки, ботинки и т. д.), кукла.
Ход игры: Детей знакомят с куклой. Рассматривают с ними картинки (предметы), называют. Далее кукла показывает картинки по одной, а дети, не называя их, говорят, для чего нужен тот или иной предмет (чтобы чистить зубы, чтобы мыть руки, чтобы причѐсываться и т. д.). В дальнейшем кто-то из детей (с завязанными или закрытыми глазами) отгадывает предмет по его функции и называет его.
Закончи предложение.
Цель: учить строить сложное предложение доказательной формы высказывания, упражнять детей в установлении причинноследственных связей.
Оборудование: незаконченные фразы по теме «Птицы».
Ход игры: Педагог:
- Ребята, закончите предложения. За правильный ответ – фишка. Победит тот, кто соберет наибольшее количество фишек.
1. Курица – это птица, потому что…..
2. Ласточки улетают в теплые края, потому что….
3. Лебеди плавают по водоѐму, чтобы….
4. У цапли, журавля, аиста длинные ноги, чтобы…
5. У чайки, утки, гуся на лапках есть перепонки, чтобы….
6. Совы – хищные птицы, потому что….
7. У утки широкий плоский клюв, чтобы….
8. Дятлов называют санитарами леса, потому что….
9. Кукушки подкладывают свои яйца в чужие гнезда, потому что…
10. Люди любят соловьев за то, что…..
11. Гнезда диких птиц трогать нельзя, потому что….
12. Люди делают зимой кормушки, чтобы….
13. Скворечники нужны весной для того, чтобы….
14. Многих птиц записывают в Красную книгу, чтобы…
15. В лесу нельзя шуметь, потому что….
16. Нельзя трогать птенцов в гнезде, потому что…..
17. Люди привлекают аистов к своему жилью, чтобы…
18. Орнитологи изучают повадки птиц, чтобы…. Т.д.
- Ребята, дома с родителями придумайте новые незаконченные фразы для этой игры.
Про Потому и Почему.
Цель: учить детей пользоваться союзом «потому что», составлять сложноподчиненное предложение.
Ход игры: Педагог читает детям сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему». «Жили - были Почему и Потому. Видят они, – катится бревно. - Почему оно катится? – спросило Почему. - Потому что оно круглое, - ответило Потому. - А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросило Почему. Стали тогда Потому и Почему строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они, катятся и видят: летит птица. - Почему она летит? - спросило Почему. - Потому что у нее крылья есть, - ответило Потому. - А почему бы нам не сделать крылья? – спросило Почему. Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился самолет. И полетели они дальше удивляться. - Вот, ребята потому все и делается на свете, что есть почему.»
Далее можно задавать вопросы почему?.. , дети отвечают (потому что.)
Живые слова ( разработанной Ф. А. Сохиным и Г. П. Беляковой).
Цель: использовать в речи глаголы в неопределѐнной форме, конструкции сложноподчинѐнного предложения.
Ход игры: Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР - СПб.: « ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003. - 128 с.
2. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Ч. I. - М., 1969. с. 56
3. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2001 - № 2. – С.17-34.
4. Сохин Ф.А. Начальные этапы овладения ребёнком грамматическим строем языка. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. д-ра пед. наук., М., 1955
Кияйкина Наталья Федоровна