12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Минина Анна Владимировна28
- Специалист первой квалификационной категории - Лауреат районного Конкурса Педагогических достижений в номинации Специалист по сопровождению учащихся
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
2

Формирование ритмического чувства посредством музыкальных игр у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Минина А.В.

Формирование ритмического чувства посредством музыкальных игр

у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

ГБДОУ детский сад № 151 Адмиралтейского района

(г. Санкт-Петербург)

Аннотация. В статье рассматривается эффективность включения музыкальных игр в логопедическую работу с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи (стертую дизартрию).

Ключевые слова: дети, стертая дизартрия, музыкальная игра.

Интерес к проблеме нарушения чувства ритма при стертой дизартрии вызван его значимой ролью в развитии моторной сферы, речи и ее коммуникативной функции. Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи. Она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, что ограничивает его общение со сверстниками [5, с. 52].

У детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией чувство ритма характеризуется нарушением восприятия и воспроизведения различных ритмов; замедленным или ускоренным темпом речи, сбивчивым ритмом; трудностью использования ритмического и мелодического ударений; расстройством паузации; разобщённостью музыки и ритма движений; общей аритмичностью движений. [1, 2, 3, 4] В дальнейшем это вызывает сложности при заучивании стихов и воспроизведении слоговой структуры слов. Дети пропускают или переставляют местами слоги, звуки, потому что не ориентируются на ритмическую основу слова, не чувствуя ее [3].

Одним из эффективных средств формирования ритмического чувства у дошкольников с речевыми нарушениями является музыкальная игра. Она даёт возможность проводить коррекционное обучение в ведущей для дошкольников деятельности – игровой форме, а музыка способствует преодолению скованности движений, которые становятся более ритмичными, четкими, координированными.  Играя, ребенок активно слушает музыку и реагирует на неё в соответствии с мелодией, ритмическим рисунком. Музыка воспитывает чувство ритма, способствует уравновешиванию нервных процессов, регулирует мышечные усилия детей.

Серия музыкальных игр, которую можно проводить как во время занятий, так и вне, предполагает постепенный переход от восприятия к самостоятельному воспроизведению и придумыванию ритмов детьми через усложнение содержания всех этапов коррекционной работы.

Музыкальная игра будет эффективным средством формирования чувства ритма у старших дошкольников со стертой дизартрией при соблюдении следующих условий:

  • при разработке серии музыкальных игр должны учитываться индивидуальные, возрастные и речевые возможности каждого ребёнка;
  • при подборе репертуара, применяемого в музыкальных играх, необходимо, чтобы ритмическая структура всех музыкальных произведений была с ярко выраженными акцентами, несложная, доступная для восприятия детьми со стертой дизартрией, легко прочитываемая и узнаваемая ими;
  • в ходе проведения музыкальных игр использовать такие приёмы работы, как показ движений, повторные инструкции, совместное проговаривание/ выполнение с педагогом;
  • использование большого количества разнообразного наглядного материала, различных дидактических средств (ложки, кубики, ритмические молоточки и др.).

В результате проведения цикла музыкальных игр уже на заключительном этапе у дошкольников можно наблюдать тенденцию к улучшению воспроизведения ритма как в музыке, так и в стихотворном тексте.

Мы склонны полагать, что с помощью музыкальных игр общая моторная подготовленность (как всех, так и отдельных групп мышц) положительно влияет на нормализацию артикуляторных и дыхательных мышц. А выполнение ритмических движений на фоне позитивного эмоционального состояния способствует воспитанию правильной речи, поскольку она воспроизводится из стремления к общению, участию в игре и двигательной импровизации.


Библиографический список

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 352 с.

2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). – М.: ВЛАДОС, 1997. –  304 с.

3. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – Спб.: КОРОНА принт, 2005. – 272 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.