Обучающие карточки на тему «Формирование навыков образования относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Формирование навыков образования относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя обучающие карточки
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарём даже в условиях специального обучения. Поэтому они нуждаются в дополнительном стимулировании активного словаря. Важно учитывать, что у детей с ОНР снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки, называние предметов, их признаков оказывается напрасным трудом. Так же недостаточный уровень развития абстрактно-логического мышления детей дошкольного возраста ставит нас перед необходимостью широкого применения наглядности. Необходима подготовительная работа. Прежде всего, необходимо побудить детей слушать и слышать педагога, придавать словесным упражнениям дух соревнования, вызвать интерес к ним.
Принимая во внимание все вышеизложенное, мы предлагаем на занятиях по формированию навыков образования относительных прилагательных использовать обучающие карточки, которые, с одной стороны, дают детям зрительную опору, а с другой - служат дополнительной мотивацией. Кроме того, возникающая при этом игровая ситуация позволяет создать на занятии более естественную для дошкольников атмосферу игровой деятельности, а следовательно, вызвать потребность в речевом общении.
Обучающие карточки: «Какой? Какая? Какое?»
Пособие представляет собой набор карточек с изображением предмета и материала, из которого предмет сделан. Материал ребёнок может ощупать, сравнить с другими. Т.о., материалы перестают для детей быть абстрактными понятиями, они воспринимают их конкретные характеристики и осознают их.
Образовательные цели:
- формировать навыки образования относительных прилагательных;
- упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде;
- воспитывать аккуратность, внимательность.
Описание и правила:
На первоначальном этапе происходит знакомство с карточками. Логопед называет группу предметов, которые сделаны из одного материала (деревянная лодка, деревянный забор и т.п.), уточняет материал, из которого сделаны предметы, даёт правильный образец словосочетания и отдаёт детям посмотреть, пощупать. Педагог озвучивает каждую группу предметов, уточняет, проговаривает вместе с детьми.
Далее можно предложить детям оставить у себя на столе по 1-2 карточки. Педагог озвучивает словосочетание, а дети поднимают карточку, проговаривают её.
В дальнейшем для закрепления дети самостоятельно перебирают карточки и образуют словосочетания. Так же можно предложить детям «подарить» карточки Девочке, Мальчику, Солнышку (разложить в соответствии с родом существительного).