Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развитии. Практический опыт показывает, в старшем дошкольном возрасте небольшое число детей справляются с этой задачей.
Эти умения формируются медленно.
Внедрение эффективных методов и современных средств о бучения детей в ДОУ может разрешить эту проблему. Одним из перспективных таких средств является использования ИКТ.
Цель: повышение уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе.
Задачи самообразования:
-Повысить теоретический, научно-методический уровни и профессиональное мастерство по коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Осуществлять коррекционно-развивающую работу с использованием инновационных логопедических технологий.
- Совершенствовать знания, умения и навыки в своей профессиональной деятельности.
Основные направления моей деятельности
1. В информационной области:
использование интернет и мультимедиа - ресурсов, коррекционно-развивающих программ и инновационных логопедических технологий;
2. В диагностической области:
- совершенствование видов и форм мониторинга и контроля;
- овладение современными технологиями логопедического обследования детей с речевыми нарушениями;
- планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики.
3. В области содержания образования:
- дидактическое и методическое обеспечение;
- изучение и распространение передовых коррекционно-педагогических технологий;
- формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников.
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях.
Во-первых, он обозначает грамматический строй языка,
во-вторых, – науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.
А.Г. Арушанова отмечает:
На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух предложений.
На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Активно осваивается звукопроизношение.
Пятый год жизни – это прежде всего становление произвольности речи, формирование фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, что проявляется в словотворчестве.
Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи
О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, Л.П. Федоренко выделяют типичные ошибки грамматического строя речи у старших дошкольников :
1. Неправильные окончания имен существительных:
а) в форме родительного падежа, множественного числа
б) форма родительного падежа, единственного числа;
в) форма винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных;
г) форма предложного падежа неодушевленных существительных мужского рода
2. Склонение несклоняемых имен существительных
3. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных
4. Изменение рода существительных
5. Образование глагольных форм:
а) повелительное наклонение
б) изменение основы глагола
в) спряжение глаголов
6. Неправильная форма причастия
7. Образование сравнительной степени прилагательного
8. Окончания местоимений в косвенных падежах
9. Склонение числительных
Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях:
1) помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка;
2) помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;
3) сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования
Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят:
словесным дидактическим играм;
словесным упражнениям;
играм-ситуациям;
рассматриванию картин;
пересказ коротких рассказов и сказок;
использование ИКТ.
Сегодня использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) -неотъемлемая часть качественного образования . Современный педагог должен в совершенстве владеть ИКТ технологиями и применять их в воспитательно-образовательном процессе.
Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем и быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности, необходимо изучать возможности использования и внедрения новых направлений и инструментов ИКТ.
Средства ИКТ, применяемые в образовании
Применение ИКТ в работе учителя-логопеда
Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Работа с интерактивной технологий позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, проблемные ситуации, творческие задания.
Использование ИКТ в совместной и
самостоятельной деятельности ребенка
является одним из эффективных способов
мотивации и индивидуализации
обучения, развития творческих
способностей и создания благоприятного
эмоционального фона.
Грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании игр, если:
игры будут подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка;
игры будут соответствовать интересам старших дошкольников;.
руководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка
Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо.
Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно
Использую игры для развития грамматического строя речи
«Кому что нужно?»
Цель: Упражнение в образовании дательного падежа имен существительных.
Задание для детей: Определите, какие принадлежности, какой профессии нужны(Ножницы нужны парикмахеру, он ими стрижет.)
Проведена следующая методическая работа:
Изготовлено демонстрационное пособие для артикуляционной гимнастики в формате презентации;
Разработала конспекты и проведение интегрированного занятия по развитию лексико-грамматических представлений у детей
Изготовление игр на словообразование и словоизменение (подбор дидактических игр на развитие лексико-грамматических представлений у детей для групповых и индивидуальных занятий)
Интерактивные игры с детьми (подбор игр на развитие лексико-грамматических представлений)
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики дошкольного учреждения, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.
4.Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Кияйкина Наталья Федоровна