Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе

2
1
Материал опубликован 23 August 2020

«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развитии. Практический опыт показывает, в старшем дошкольном возрасте небольшое число детей справляются с этой задачей.

Эти умения формируются медленно.

Внедрение эффективных методов и современных средств о бучения детей в ДОУ может разрешить эту проблему. Одним из перспективных таких средств является использования ИКТ.

Цель: повышение уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе.

Задачи самообразования:  

-Повысить теоретический, научно-методический уровни и профессиональное мастерство по коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Осуществлять коррекционно-развивающую работу с использованием инновационных логопедических технологий.

- Совершенствовать знания, умения и навыки в своей профессиональной деятельности.

Основные направления моей деятельности

1. В информационной области:

использование интернет и мультимедиа - ресурсов, коррекционно-развивающих программ и инновационных логопедических технологий;

2. В диагностической области:

- совершенствование видов и форм мониторинга и контроля;

- овладение современными технологиями логопедического обследования детей с речевыми нарушениями;

- планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики.

3. В области содержания образования:

- дидактическое и методическое обеспечение;

- изучение и распространение передовых коррекционно-педагогических технологий;

- формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников.

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях.

Во-первых, он обозначает грамматический строй языка,

во-вторых, – науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.

А.Г. Арушанова отмечает:

На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух предложений.

На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Активно осваивается звукопроизношение.

Пятый год жизни – это прежде всего становление произвольности речи, формирование фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, что проявляется в словотворчестве.

Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи

О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, Л.П. Федоренко выделяют  типичные ошибки грамматического строя речи у старших дошкольников :

1. Неправильные окончания имен существительных:

а) в форме родительного падежа, множественного числа

б)  форма родительного падежа, единственного числа;

в) форма винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных;

г) форма предложного падежа неодушевленных существительных мужского рода

2. Склонение несклоняемых имен существительных

3. Образование множественного числа существительных, обозначающих  детенышей животных

4. Изменение рода существительных

5. Образование глагольных форм:

а) повелительное наклонение

б) изменение основы глагола

в) спряжение глаголов

6. Неправильная форма причастия

7. Образование сравнительной степени прилагательного

8. Окончания местоимений в косвенных падежах

9. Склонение числительных

Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях:

1)    помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка;

2)    помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;

3)    сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования

Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят:

словесным дидактическим играм;

словесным упражнениям;

играм-ситуациям;

рассматриванию картин;

пересказ коротких рассказов и сказок;

использование ИКТ.

Сегодня использование  ИКТ  (информационно-коммуникационных технологий) -неотъемлемая часть качественного образования . Современный педагог должен в совершенстве владеть ИКТ технологиями и  применять их в воспитательно-образовательном процессе.

       Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем и быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности, необходимо изучать возможности использования и  внедрения   новых  направлений и инструментов ИКТ.

Средства ИКТ, применяемые в образовании



Применение ИКТ в работе учителя-логопеда

Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Работа с интерактивной технологий позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, проблемные ситуации, творческие задания.

Использование ИКТ в совместной  и

самостоятельной деятельности ребенка

является одним из эффективных способов

мотивации и индивидуализации

обучения, развития творческих

способностей и создания благоприятного

эмоционального фона.



Грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании игр, если:

игры будут подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка;

игры будут соответствовать интересам старших дошкольников;.

руководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка





Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо.

Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно



Использую игры для развития грамматического строя речи

«Кому что нужно?»

Цель: Упражнение в образовании дательного падежа имен существительных.

Задание для детей: Определите, какие принадлежности, какой профессии нужны(Ножницы нужны парикмахеру, он ими стрижет.)

Проведена следующая методическая работа:

Изготовлено демонстрационное пособие для артикуляционной гимнастики в формате презентации;

Разработала конспекты и проведение интегрированного занятия по развитию лексико-грамматических представлений у детей

Изготовление игр на словообразование и словоизменение (подбор дидактических игр на развитие лексико-грамматических представлений у детей для групповых и индивидуальных занятий)

Интерактивные игры с детьми (подбор игр на развитие лексико-грамматических представлений)





Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.

Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики дошкольного учреждения, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

4.Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.   



 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за распространение опыта!

23 August 2020

Похожие публикации