Комплекс упражнений для коррекции регуляторной дисграфии практические рекомендации
Письменная речь является одной из важнейших высших психических функций человека, обеспечивающей успешную социализацию и обучение. Однако у значительного числа школьников наблюдаются стойкие нарушения письма — дисграфия, которые существенно затрудняют освоение учебной программы и негативно сказываются на психоэмоциональном состоянии ребёнка. Среди различных видов дисграфии особое место занимает регуляторная (или дисграфия на основе несформированности функций программирования, регуляции и контроля произвольных действий), поскольку она связана с наиболее сложными системными нарушениями высших психических функций и требует комплексного, дифференцированного подхода к коррекции.
Регуляторная дисграфия, согласно классификации, предложенной ведущими отечественными нейропсихологами и логопедами (в частности, Л. С. Цветковой, Р. И. Лалаевой, Л. Н. Ефименковой), обусловлена несформированностью или нарушением функций третьего блока мозга по А. Р. Лурии — блока программирования, регуляции и контроля деятельности. Эти функции обеспечиваются лобными долями головного мозга и играют ключевую роль в организации любой целенаправленной деятельности, включая письмо.
Основные нейропсихологические нарушения при регуляторной дисграфии:
Нарушение функций программирования: трудности с составлением программы действий, выделением последовательности операций, необходимых для выполнения задачи. Это проявляется в отсутствии четкого плана написания слова, предложения, текста.
Дефицит функций регуляции и контроля: Неспособность удерживать программу действия, корректировать свои ошибки в процессе выполнения, сравнивать полученный результат с исходным замыслом. Ребёнок не замечает собственных ошибок или не может их исправить даже по указанию.
Слабость произвольного внимания: неустойчивость, истощаемость внимания, трудности с переключением и распределением внимания, что приводит к пропускам букв, слогов, слов, перестановкам.
Инертность нервных процессов (персеверации): застревание на одном элементе, повторение букв, слогов, слов, элементов букв.
Импульсивность (антиципация): ошибки предвосхищения, когда ребёнок пишет следующие буквы или слоги, не дописав предыдущие.
Нарушения серийной организации движений: трудности с плавным переключением с одного элемента на другой, что приводит к замедлению письма, аритмии, нарушению связности букв в слове.
Недостаточное развитие внутренней речи и самоинструкций: ребёнок не проговаривает свои действия перед написанием, что лишает его важного механизма самоконтроля.
Характерные ошибки при регуляторной дисграфии:
Пропуски букв, слогов, слов: «сок» вместо «сапог», «на» вместо «окна».
Добавление, вставка букв, слогов, слов: «домама» вместо «дома», «пошлил» вместо «пошли».
Персеверации букв, слогов, элементов букв: «ттттрава» вместо «трава», «олложка» вместо «ложка».
Антиципации (замена букв по предвосхищению): «уубка» вместо «рубка», «та траве» вместо «на траве ».
Контаминации: слияние частей двух слов («мышинка» — мышка + машинка).
Ошибки в обозначении границ предложения, слова: слитное написание предлогов с существительными, отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точек в конце.
Нарушение последовательности букв в слове.
Нарушение ритма и темпа письма, искажение почерка.
Коррекция регуляторной дисграфии требует системного и поэтапного подхода, направленного не только на исправление ошибок, но и на формирование базовых нейропсихологических механизмов, лежащих в основе письма.
Коррекционная работа при регуляторной дисграфии должна строиться на следующих принципах:
Системность и комплексность: воздействие на все звенья нарушенной функциональной системы, комплексное развитие высших психических функций.
Поэтапность и последовательность: от простого к сложному, с опорой на сформированные навыки.
Индивидуальный подход: учёт индивидуальных особенностей ребёнка, структуры его дефекта.
Развивающий характер: работа не только над устранением симптомов, но и над развитием базовых когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления).
Опора на сохранные анализаторы: использование зрительного, слухового, кинестетического восприятия.
Позитивная мотивация: создание ситуации успеха, поощрение, игровая форма занятий для младших школьников.
Тесное взаимодействие с родителями и педагогами: Единые требования и поддержка вне занятий.
Комплекс упражнений для коррекции регуляторной дисграфии
Упражнения сгруппированы по направлениям, соответствующим основным нарушениям при регуляторной дисграфии.
Развитие произвольного внимания и концентрации
Упражнения направлены на повышение устойчивости, объёма, распределения и переключаемости внимания.
«Корректурная проба»:
Цель: Развитие устойчивости внимания, умения работать по заданной программе.
Задание: Ребёнку предлагается бланк с рядами букв (цифр, символов, геометрических фигур, стилизованных предметов). За 3–5 минут нужно вычеркнуть (подчеркнуть, обвести) заданную букву (например, «А») или несколько букв (например, «О» и «Д»),одну букву обвести, вторую зачеркнуть и т.д.
Методика: Важно следить за темпом, аккуратностью и отсутствием пропусков. Постепенно увеличивайте количество знаков и время.
«Найди отличия/сходства»:
Цель: развитие зрительного внимания и аналитического восприятия.
Задание: ребёнку предлагаются пары картинок, текстов, букв, слов, которые отличаются или похожи незначительными деталями. Нужно найти все отличия/сходства.
Вариант: Среди ряда правильно написанных слов найти одно с ошибкой или наоборот.
«Лабиринты»:
Цель: развитие зрительно-моторной координации, планирования, устойчивости внимания.
Задание: прохождение разнообразных лабиринтов, постепенно усложняющихся (развитие следящих движений глаз)
«Веселый счет»
Цель: развитие устойчивости внимания, планирования.
Задание: на основе различных модификаций таблиц Шульте.
Методика: найти и назвать все цифры по порядку; найти и назвать только черные (красные);найти и назвать в обратном порядке только серые(черные); найти, назвать в прямом (обратном) порядке, показать парами (черные и красные)
5. «Летающая Муха»
Цель: развитие устойчивости внимания, умения работать по заданной программе.
Задание: отслеживая заданное передвижение «Мухи», собрать слово, сосчитать пример.
6. «Слуховые диктанты на внимание»:
Цель: развитие слухового внимания и способности удерживать инструкцию.
Задание: Педагог диктует ряд слов, а ребёнок должен записать только те, которые относятся к определённой категории (например, только названия животных) или начинаются на определённую букву.
7. «Шифровка слов»
Цель: развитие слухового внимания и способности удерживать инструкцию,развите аналитического восприятия.
Задание: педагог диктует ряд слов, предложений, ребенок пишет только гласные (мороз-о-о), согласные (зуб- з-б), количество букв в слове («Лена гуляет на улице.» 4625.), только первые буквы каждого слова из предложения («Митя дружит с Алёшей.» М д с А.).
Педагог диктует слова, предложения, ребенок ведет запись согласно предложенному шифру. (Если в слове есть «А» ставим «+» ,если «О» -ставим «!»,если этих звуков нет, ставим «-».)
«Логические задачи»
Цель: развитие слухового и аналитического восприятия, развитие умения применять усвоенный способ действия для решения новой зада
Задание: педагог озвучивает по порядку задания, ребенок проставляет в нужной клетке предложенное обозначение. Осмысление и выполнение до 10-15 сек. (Приложение 1)
Формирование функций планирования и программирования
Упражнения направлены на осознание последовательности действий, формирование алгоритмов деятельности.
«Графические диктанты»:
Цель: развитие пространственной ориентации, умения действовать по инструкции, планировать последовательность движений.
Задание: Под диктовку («две клетки вправо, одна вниз, три вправо») ребёнок рисует узор по клеточкам.
Методика: Начинайте с простых узоров, постепенно усложняя их. Важна точность выполнения.
«Алгоритмы действий»:
Цель: Формирование четкой программы действий.
Задание: Ребёнку предлагаются карточки или схемы с последовательностью действий «Как написать слово: 1. Произнести слово. 2. Определить количество слогов. 3. Записать по слогам, проговаривая каждый звук. 4. Проверить».
Вариант: Составление алгоритма решения простой математической задачи или выполнения знакомого повседневного действия.
«Составление предложений по схеме»:
Цель: Формирование умения планировать синтаксическую структуру.
Задание: Ребёнку даётся схема предложения (например, подлежащее + сказуемое + второстепенные члены). Нужно составить предложения по этой схеме, используя предложенные слова или придумав свои.
«Письмо под диктовку с предварительным анализом»:
Цель: активизация внутреннего проговаривания и планирования процесса письма.
Задание: Перед написанием каждого слова (или предложения) ребёнок должен его проговорить, выделить слоги, определить количество букв, отметить «опасные» места (где могут быть ошибки).
Методика: Сначала проговаривание происходит вслух, затем переходит во внутреннюю речь.
Развитие функций контроля и саморегуляции
Упражнения направлены на развитие умения замечать и исправлять собственные ошибки, а также сверять результат с заданным образцом.
«Найди ошибку»:
Цель: Развитие навыков самоконтроля, способности выявлять недостатки.
Задание: ребёнку предлагается текст (или отдельные слова, предложения), написанный с ошибками (чаще всего с теми, которые характерны для него самого). Нужно найти и исправить эти ошибки.
«Письмо по образцу с самопроверкой»:
Цель: Формирование навыка осознанной проверки по образцу.
Задание: Ребёнок списывает текст, затем после написания каждого слова (предложения) сравнивает написанное с образцом, проверяя каждую букву.
Методика: постепенно увеличивайте объем списываемого текста между проверками.
«Проверка написанного по алгоритму»:
Цель: обучение систематической проверке текста.
Задание: после написания диктанта или самостоятельного текста ребёнок использует заранее составленный алгоритм проверки (например, «1. Прочитай слово по слогам. 2. Проверь пропущенные буквы. 3. Проверь лишние буквы. 4. Проверь заглавные буквы и точки. 5. Проверь слитное/раздельное написание слов»).
Методика: Алгоритм может быть наглядным (карточки-символы).
«Письмо с проговариванием вслух»:
Цель: Развитие внешней и внутренней речи как регулятора письменной деятельности.
Задание: Ребёнок диктует себе каждое слово по слогам, проговаривает каждый звук перед написанием.
Методика: от громкого проговаривания к шепотному, затем к проговариванию «про себя».
Коррекция графомоторных навыков и пространственных представлений
Упражнения направлены на развитие мелкой моторики, координации движений, формирование чёткого пространственного образа буквы.
«Штриховка и обводка»:
Цель: развитие мелкой моторики, силы нажатия, координации движений.
Задание: Штриховка по контуру, обводка по точкам, по прозрачной бумаге. Использование разных видов штриховки (прямые, волнистые линии, круги).
Материалы: Трафареты, шаблоны, раскраски.
«Рисование узоров по клеткам/точкам»:
Цель: развитие пространственного мышления, координации «глаз — рука».
Задание: скопируйте, а затем самостоятельно придумайте узоры по заданным точкам или клеткам.
«Копирование геометрических фигур и букв»:
Цель: формирование графического образа, развитие зрительно-моторной координации.
Задание: Точное копирование геометрических фигур, а затем отдельных букв, слогов, слов и предложений с образца.
«Пальчиковая гимнастика и самомассаж рук»:
Цель: развитие мелкой моторики, активация зон мозга, отвечающих за речь и письмо.
Задание: Выполнение разнообразных упражнений для пальцев рук (пальчиковые игры, разминание пластилина, игры с мелкими предметами, шнуровка).
«Игры с мячиками»
Цель: развитие внимания, зрительно-моторной координации, произвольной саморегуляции.
Задания: в паре на счет «раз, два, три» обменяться мячами броском через верх, через пол. Педагог демонстрирует серию движений (двумя мячами вниз, левая-вверх, правая –вверх, левая-вниз, правая-вниз, два одновременно вверх.), ребенок должен повторить предложенную серию без перерыва три раза.
Ребенок отбивает мяч об пол поочередно левой-правой рукой, при этом выполняет обратный счет от заданного числа, пропуская числа, которые делятся на 2 (3,4,5 и т. д)
Развитие внутренней речи и самоинструкций
Упражнения, сочетающие проговаривание и планирование.
«Проговаривание действий перед выполнением»:
Цель: Формирование осознанного контроля над процессом письма.
Задание: Перед тем как написать предложение, ребёнок должен вслух произнести: «Сейчас я напишу предложение. Сначала я поставлю заглавную букву. Потом я напишу слова, разделяя их пробелами. В конце предложения поставлю точку».
«Составление инструкций»:
Цель: Развитие способности к самоорганизации.
Задание: Ребёнку предлагается составить инструкцию для выполнения какого-либо задания (например, «Как правильно собрать портфель», «Как решить пример»).
«Письмо с опорой на схему анализа слова/предложения»:
Цель: систематизация процесса письма через внутреннее проговаривание этапов.
Задание: Ребёнок использует карточку-схему (например, «1. Прочитай слово. 2. Раздели на слоги. 3. Назови каждый звук. 4. Напиши. 5. Проверь»). Он должен проговаривать каждый пункт схемы перед выполнением задания.
Методические рекомендации по выполнению упражнений
Регулярность и систематичность: занятия должны проводиться регулярно, не менее 2–3 раз в неделю, с обязательным выполнением домашних заданий.
Постепенное усложнение: начинайте с простых упражнений, постепенно увеличивая их сложность и объём.
Игровая форма: особенно для младших школьников важно поддерживать интерес к занятиям с помощью игровых элементов.
Положительная мотивация: Обязательное поощрение успехов, даже самых незначительных. Избегайте критики, делайте акцент на прогрессе.
Визуализация и опоры: использование схем, алгоритмов, опорных картинок для лучшего усвоения материала.
Развитие общей моторики: занятия физической культурой, плавание, танцы способствуют развитию крупной моторики, что косвенно влияет на графомоторные навыки.
Организация четкого режима дня: труда и отдыха, избегать переутомления, чередовать письменные упражнения с двигательными и релаксационными паузами.
Взаимодействие с родителями: обучение родителей методикам выполнения упражнений в домашних условиях, формирование единых требований к письму, рекомендации по разграничение рабочей зоны и зоны отдыха, ведению планирования дня и отдельных действий вместе с ребенком. Очень важно вести родительское просвещение для преодоления регуляторной дисграфии. Формирование третьего блока мозга по А. Р. Лурии — блока программирования, регуляции и контроля деятельности- это еще и залог формирования социально адаптированной личности в обществе.
Регуляторная дисграфия — это сложное системное нарушение, требующее глубокого нейропсихологического и логопедического подхода к коррекции. Предложенная подборка упражнений охватывает основные направления работы по формированию и развитию функций программирования, регуляции и контроля письменной деятельности. Важно помнить, что успех коррекции зависит не только от правильного подбора упражнений, но и от системности, последовательности, индивидуального подхода и тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Только комплексная и своевременная помощь позволит ребёнку успешно овладеть письменной речью и избежать стойких трудностей в обучении.
Приложение №1
Карточки для педагога
№1 1.Если в слове АРБУЗ 5 букв, то в третьей клетке поставь « +» 2.Если 5+6=11,то в первой клетке напиши «5» 3.Если у ромашки-лепестки белые, в пятой клетке поставь точку 4.Если сегодня воскресенье, то во второй клетке поставь «!» 5.Какой по счету апрель в году , напиши в четвертой клетке 6.В седьмой клетке напиши вторую букву своего полного имени. 7.Из числа 20 вычти полное количество твоих лет, ответ запиши в шестой клетке
| ||||||||
№2 1.В третьей клетке напиши количество сторон у квадрата 2.Если квадрат-это четырехугольник, то в первой клетке напиши первую букву своей фамилии 3.Если сейчас 12 часов дня, то во второй клетке напиши 0 4.Если утверждение , что 1 час =60 минут верное, в пятой клетке напиши первую букву алфавита 5.Если в слове ДЕВОЧКА ,4 буква О, то в шестой клетке напиши какой сегодня день недели по счету. 6.Напиши в четвертой клетке количество букв в слове, которое обозначает пятый месяц года 7.Если первая буква последнего месяца года «Д», то в седьмой клетке напишите последнюю букву первого месяца года.
| ||||||||
№3 1.Напишите в пятой клетке количество героев, которые тянули репку в сказке. 2.Если после зимы идет весна, то в первой клетке напишите первую букву своей фамилии. 3.Если утверждение «в неделе шесть дней» неверное, то во второй клетке напишите наибольшее однозначное число. 4.В третьей клетке напишите количество сторон у треугольника. 5. Если в названии первого месяца весны есть буква «о», напишите её в седьмой клетке. 6.Если в слове СТОЛИК третья буква не Р, в четвертой клетке напишите сумму 4 и 3. 7.Если слова ЖУК и ЖИРАФ начинаются на одну букву, в шестой клетке напишите разность 10 и 3.
| ||||||||
№4 1.В третьей клетке напишите количество букв своего полного имени. 2.Если сейчас время года осень, в первой клетке напишите сумму 8 и 0 3.Если брат и сестра – родственники, во второй клетке напишите третью букву слова МЫШЬ. 4.Если между числами 7 и 9 стоит число 8, в пятой клетке напишите вторую букву слова ЗУБ. 5.Если в словах ПАРТА и РАБОТА последняя буква А, в четвертой клетке напишите количество времен года. 6.Если 99 – наименьшее двузначное число, то в седьмой клетке напишите четвертую букву слова ШУТОЧКА. 7.Если в слове МАШИНА три слога, в шестой клетке напишите первую букву имени своей мамы.
|
№5 1.Если сумма 7 и 5 равна 12, в крайней левой клетке поставьте «!» 2.Если в слове ОКНО первая и последняя буква одинаковая, в третьей клетке напишите первую букву слова ЗАЯЦ. 3.Если это не синий цвет, во второй клетке поставьте «- » 4.Если это не круг, в четвертой клетке напишите первую букву пятого дня недели. 5.Если сегодня не суббота, в восьмой клетке напишите последнюю цифру текущего года. 6. Если в названии нашей страны есть буква Р, напишите ее в шестой клетке. 7.Если утверждение «сейчас не ночь» верное, в пятой клетке поставьте знак меньше.
| ||||||||
№6 1. В крайней правой клетке напишите количество гласных в слове АИСТ 2.Напишите в первой клетке количество букв из слова ДОРОЖКА, если из него убрать две буквы. 3.Напишите во второй клетке общую букву слов ВОДЯНОЙ ШЛЯПА. 4.Если это не красный цвет, в пятой клетке напишите количество букв слова ТЕНЬ. 5.Если после среды следует четверг, в третьей клетке напишите разность 11 и 9. 6.Если перед числом 25 стоит число 24, в четвертой клетке напишите последнюю букву слова РУССКИЙ 7.Если утверждение «Мягкий знак звука не обозначает» верное, в седьмой клетке напишите наибольшее двузначное число.
| ||||||||
№7 1.Если утверждение «Имена собственные пишутся с заглавной буквы» верное, в крайней левой клетке поставь «+». 2. Если разность 50 и 2 равна 40, то в третьей клетке поставь «!» 3.Если после числа 79 следует 80, во второй клетке напишите вторую букву своей фамилии. 4.Если ИРИНА и ЕЛЕНА женские имена, в пятой клетке напишите 4. 5.Если произведение 4 и 2 –это 8, в крайней правой клетке напишите последнюю букву первого дня недели. 6. Если слово ШАЛАШ начинается и заканчивается на одну букву, в седьмой клетке напишите количество сторон у прямоугольника. 7.Если это не зеленый цвет, в шестой клетке напишите предпоследнюю букву второго дня недели.
| ||||||||
№8 1.Если в слове КАРТИНА четвертая буква «Т», в третьей клетке напишите произведение 2 и 3. 2.Если утверждение «После пятницы следует суббота» верно, в первой клетке напишите вторую букву первого дня недели. 3.Если в слове АЛЬБОМ третья буква Б, во второй клетке поставьте «+» 4.Если в словах МИШКА и МИСКА одинаковые буквы, в пятой клетке поставьте 6 5.Если утверждение «У всех кошек черная шерсть» ложное, в четвертой клетке напишите третью букву алфавита. 6.Если утверждение «в январе цветут яблони» ложное, в восьмой клетке напишите третью букву последнего весеннего месяца. 7. Если у яйца желток белый, в седьмой клетке напишите количество букв слова МЕСТО
|
Рабочий лист для ребенка
№1 | ||||||||
№2 | ||||||||
№3 | ||||||||
№4 | ||||||||
№5 | ||||||||
№6 | ||||||||
№7 | ||||||||
№8 |