Комплекс заданий по математике, направленные на формирование общеучебных УУД младших школьников
Рассмотрим некоторые задания.
Задание: По какому признаку подобраны картинки справа?
В этом задании смоделировано количественное отношение между объектами, отличающимися определенными признаками. При работе с подобными заданиями обучающиеся делают первые шаги в овладении моделированием, учатся работать с готовыми моделями, которые проявляют весь спектр свойств, присущих математическим моделям. Также, задания сформулированы таким образом, что вызывают у школьников необходимость в активных умственных действиях. Такая мыслительная работа позволяет ребенку более глубоко проникать в суть учебного задания, совершать открытия.
Организуя деятельность учащихся этого задания, педагог нацеливает свою деятельность на то, чтобы обучающиеся осознали символьный (знаковый) смысл равенств, соответствующих рисункам. При такой работе проявляются характерные особенности моделей (в виде условных рисунков и математических записей): знаковость, наглядность. Деятельность обучающихся можно определить как активную, так как в процессе работы каждый школьник вынужден анализировать, сравнивать, классифицировать, абстрагироваться, т.е. размышлять.
При работе с этими заданиями внимание школьников обращается на то, что главный признак, на который нужно ориентироваться при решении задачи, это количество предметов в каждой группе и отношение между предметными множествами (больше, меньше), а не на размер объектов и не их положение в пространстве.
Подобные задания формируют у обучающихся умение преобразовать модели, фиксировать эти преобразования на математическом языке.
Знакомство школьников с такими видами моделей как условный рисунок, схематичный рисунок и символическая запись позволяет предложить детям самостоятельное моделирование различных ситуаций.
Задания этого вида стимулируют воображение школьников, формируют у них умение читать информацию, закодированную в модели. Чтобы детям было легче выбрать сюжет, можно поместить рядом со схемой некоторые предметные рисунки.
Данное задание направлено на выявление существенных признаков фигур, а также выделение сходных признаков и отличий. Обучающемуся приходится сравнивать, анализировать, обобщать.
В содержание заданий, рассмотренных выше, включены модели различных видов: рисунки, схемы, символические записи. В каждом случае работа с заданиями предполагает активную позицию школьника по отношению к предмету деятельности – модели. В ходе выполнения задания, обучающиеся вынужден анализировать, сравнивать, обобщать, выполнять практические действия.
Таким образом, моделирование является эффективным средством поиска решения задач. В процессе решения детям приходится переходить от одной формы записи к другой и находить среди них оптимальную.
Использование приема моделирования в начальном курсе математики создает хорошие предпосылки для развития абстрактного мышления учащихся; обеспечивает более глубокие математические связи, позволяет ускорить формирование у младших школьников умения решать текстовые задачи; повышает у детей интерес к изучению математики.
В заключение отмечу, что целенаправленное и систематическое обучение моделированию задач развивает образное мышление, учит логически рассуждать и способствует формированию таких познавательных учебных действий как: смысловое чтение, анализ, синтез, классификация, сравнение, выявление существенных и несущественных условий в задаче, установление аналогий, установление причинно-следственных связей, знаково-символическое моделирование и др.