12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Абудихина Екатерина Анатольевна28
Обеспечить у обучающихся высокий уровень знаний и умений, связанных с моделированием, невозможно без соответствующей подготовки на ранних ступенях обучения. Именно в этот период процесс познания и отражения окружающего мира переходит в качественную направленность, происходит погружение ребенка в определенный «язык» - математику. Сделать так, чтобы этот язык стал привычным для ребенка является главной целью для начального образования. Поэтому, учитывая, что язык математики это язык моделей, обучение моделированию уже в младших классах школ на уроках математики представляется естественным и необходимым. Организовать такое обучение поможет более глубокое знание особенностей моделей, применяемых в учебном процессе. Применение моделирования меняет отношение школьников к обучению, делает их деятельность более осознанной и продуктивной. Обеспечить такое применение моделей в процессе знакомства детей с математическими понятиями, способами действий можно посредством специальных заданий, при выполнении которых обучающиеся изучают, преобразовывают и создают модели. Возможности для такого действенного овладения моделированием имеются в современных школьных курсах математики. Однако реализовать их на практике педагогу удается не всегда. Проиллюстрируем на примерах учебные задания (составленные с опорой на учебник «Математика» 2 класс Л.Г. Петерсон), работа над которыми предполагает активное применение учебных моделей на уроках математики с целью развития общеучебных УУД.

Рассмотрим некоторые задания.

Задание: По какому признаку подобраны картинки справа?

image.png 

В этом задании смоделировано количественное отношение между объектами, отличающимися определенными признаками. При работе с подобными заданиями обучающиеся делают первые шаги в овладении моделированием, учатся работать с готовыми моделями, которые проявляют весь спектр свойств, присущих математическим моделям. Также, задания сформулированы таким образом, что вызывают у школьников необходимость в активных умственных действиях. Такая мыслительная работа позволяет ребенку более глубоко проникать в суть учебного задания, совершать открытия.

 image%281%29.png

image%282%29.png

image%283%29.png

Организуя деятельность учащихся этого задания, педагог нацеливает свою деятельность на то, чтобы обучающиеся осознали символьный (знаковый) смысл равенств, соответствующих рисункам. При такой работе проявляются характерные особенности моделей (в виде условных рисунков и математических записей): знаковость, наглядность. Деятельность обучающихся можно определить как активную, так как в процессе работы каждый школьник вынужден анализировать, сравнивать, классифицировать, абстрагироваться, т.е. размышлять.

image%284%29.png 

При работе с этими заданиями внимание школьников обращается на то, что главный признак, на который нужно ориентироваться при решении задачи, это количество предметов в каждой группе и отношение между предметными множествами (больше, меньше), а не на размер объектов и не их положение в пространстве.

 image%285%29.png

image%286%29.png

 

Подобные задания формируют у обучающихся умение преобразовать модели, фиксировать эти преобразования на математическом языке.  

 image%287%29.png

image%288%29.png

Знакомство школьников с такими видами моделей как условный рисунок, схематичный рисунок и символическая запись позволяет предложить детям самостоятельное моделирование различных ситуаций.

 image%289%29.png

Задания этого вида стимулируют воображение школьников, формируют у них умение читать информацию, закодированную в модели. Чтобы детям было легче выбрать сюжет, можно поместить рядом со схемой некоторые предметные рисунки.

  image%2810%29.png

image%2811%29.png

image%2812%29.png

 

Данное задание направлено на выявление существенных признаков фигур, а также выделение сходных признаков и отличий. Обучающемуся приходится сравнивать, анализировать, обобщать.

В содержание заданий, рассмотренных выше, включены модели различных видов: рисунки, схемы, символические записи. В каждом случае работа с заданиями предполагает активную позицию школьника по отношению к предмету деятельности – модели. В ходе выполнения задания, обучающиеся вынужден анализировать, сравнивать, обобщать, выполнять практические действия.

Таким образом, моделирование является эффективным средством поиска решения задач. В процессе решения детям приходится переходить от одной формы записи к другой и находить среди них оптимальную.

Использование приема моделирования в начальном курсе математики создает хорошие предпосылки для развития абстрактного мышления учащихся; обеспечивает более глубокие математические связи, позволяет ускорить формирование у младших школьников умения решать текстовые задачи; повышает у детей интерес к изучению математики.

В заключение отмечу, что целенаправленное и систематическое обучение моделированию задач развивает образное мышление, учит логически рассуждать и способствует формированию таких познавательных учебных действий как: смысловое чтение, анализ, синтез, классификация, сравнение, выявление существенных и несущественных условий в задаче, установление аналогий, установление причинно-следственных связей, знаково-символическое моделирование и др.










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.