Презентация «Проектирование педагогом собственной деятельности, направленной на формирование регулятивных УУД»
Проектирование педагогом собственной деятельности, направленной на формирование регулятивных УУД Николаенко И.А. Учитель ОРКСЭ МОУ «Гимназия №7» 2018 г.
УУД (общеучебные умения) – самое главное, что остаётся после школы Понятие «универсальные учебные действия»: Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции;
Регулятивные универсальные учебные действия ? Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся Организацию своей учебной деятельности
Регулятивные УУД (ФГОС .Раздел II. П. 11) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной и условиями ее реализации; Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию этапов учебной деятельности Целеполагание; Планирование; Прогнозирование; Контроль; Коррекция; Оценка; Волевая саморегуляция.
Целеполагание постановка учебной задачи: соотнесение того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно
Планирование составление плана и последовательности действий (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата)
Прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний
Контроль сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Оценка выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты: ЦЕЛЬ МОТИВ ПРОГНОЗ СРЕДСТВА КОНТРОЛЬ ОЦЕНКА
Регулятивные УУД Ученик умеет составлять план действий Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того. что еще неизвестно Ученик способен к волевому усилию Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля У ученика сформирован внутренний план действий Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку
Чтобы научить выделять учебную задачу, учителю необходимо на своих уроках ставить вопросы ученику, касающиеся отдельных заданий, упражнений: Зачем нужно такое упражнение? Что ты осваиваешь, когда его делаешь? Какие слова взяты в скобки и почему? Почему пропущены некоторые слова и заменены многоточием? Приведи свои примеры. Учебные задачи и конкретное задание – не одно и то же.
Самоконтроль Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.
КОНТРОЛЬ Побуждение учащихся к самоконтролю Косвенное развитие самоконтроля Непосредственное развитие самоконтроля
Развитие самоконтроля: сравнить результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме; выполнить действия по развернутой инструкции; сравнить промежуточный результат с эталоном; составить проверочные задания для самоконтроля; сравнить конечный результат с эталоном; осуществить самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта; реконструировать ошибочное действие редактирование текста и т.д.
Методы, формирующие регулятивные УУД групповая и парная работа дискуссия метод проектов метод эвристических вопросов
Средства формирования регулятивных УУД технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов).
Виды заданий для формирования регулятивных УУД «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль взаимный диктант (метод М.Г. Булановской) диспут заучивание материала наизусть в классе «ищу ошибки» КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему
Из собственного опыта формирования регулятивных УУД взаимный диктант (метод М.Г. Булановской): Основной этап. Работа учащихся на уроке ОРКСЭ в парах. При правильном применении данного приёма заметно улучшается усвоение детьми основных понятий курса ОРКСЭ, так как задействовано слуховое, зрительное и моторное запоминание. Алгоритм работы Все учащиеся разбиваются на пары. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и читает свой текст про себя. В момент чтения и после того, как все прочитали тексты, педагог отвечает на вопросы учащихся, если им что-то непонятно в тексте. В каждой паре один из учащихся читает предложения текста своей карточки вслух. Второй учащийся выслушивает предложения и должен одним словом их логически закончить . После того, как первый ученик закончит чтение текста карточки, происходит смена ролей в парах и уже второй ученик аналогично выполняет чтение своей карточки.
Из собственного опыта формирования регулятивных УУД взаимный диктант (метод М.Г. Булановской): Взаимоконтроль После окончания диктанта учащиеся обмениваются своими тетрадями и без карточек (карточки лежат текстом вниз) проверяют написанное. Ошибки исправляют зелёной пастой. Учащиеся по карточкам проверяют диктанты своих товарищей. Исправления делают красной пастой. Совместная проверка вначале одного диктанта, затем второго. Учащийся, допустивший ошибки, под контролем товарища делает устный разбор, второй учащийся ему помогает. Каждый ученик в своей тетради выполняет работу над ошибками. Ученики берут тетради друг друга, ещё раз просматривают и ставят в тетради свою подпись: проверил Иванов. На этом работа в паре заканчивается. Её участники обмениваются текстами и расходятся. Каждый из учащихся находит себе новых товарищей по работе. Иногда, при необходимости, педагог сам составляет новые пары.
Пример карточек, предлагаемых для работы в парах: Ученик 1 Ученик 2 1. Мы живем в замечательной стране, имя которой – (Россия); 2. Страну, в которой мы родились и живем мы с любовью называем – (Родиной); 3. Столица России – город (Москва); 4. Глава нашего государства – (президент); 5. В настоящее время этот пост занимает – (В.В. Путин). 1. Религия, в которой почитается много богов – (Многобожие); 2. Первая монотеистическая религия– (Иудаизм); 3. Мировые религии это – (Христианство, ислам, буддизм); 4. Национальные религии это – (индуизм, иудаизм); 5. Традиционные для России религии это – (Православное христианство, ислам, буддизм, иудаизм).
Виды заданий для формирования регулятивных УУД «преднамеренные ошибки» «ищу ошибки» - Урок на тему «Календари и праздники» Задание Найди фактическую ошибку в тексте 1 группа Главный праздник у иудеев- Песах. Они его празднуют 12 дней. Во время праздника принято есть только квасной хлеб (празднуют неделю – 7 дней, едят хлеб без дрожжей). 2 группа Обычно во время постов многие христиане едят мясную и молочную пищу, также воздерживаются от развлечений (запрещается есть мясную и молочную пищу). 3 группа В ночь на Ураза-Байрам желательно хорошо выспаться, чтобы утром надеть новую одежду и пойти в гости с подарками (проводят ночи без сна в молитве аллаху). 4 группа Самый важный праздник буддистов – день рождения Будды отмечается в декабре-январе в течение 14 дней. В дни этого праздника проводятся торжественные молебны и устраиваются различные процессии и шествия ( в мае-июне, 7 дней).