Комплексный анализ текста как основа формирования читательской грамотности школьников

0
0
Материал опубликован 18 October

Комплексный анализ текста как основа формирования

читательской грамотности школьников


Современная школа ставит перед собой цель подготовить выпускников, способных свободно ориентироваться в мире информации в целом и в мире литературы в частности, анализировать художественное произведение, выделять главную мысль автора, интерпретировать образы персонажей и выражать своё мнение по поводу прочитанного материала. Кроме того, современное общество предъявляет высокие требования к уровню владения русским языком, особенно в условиях активного развития информационно-коммуникационных технологий и глобализации. Поэтому формирование функциональной грамотности учащихся становится приоритетной задачей школьного образования.

Как мы знаем, функциональная грамотность — это комплекс компетенций (читательская, финансовая, математическая, естественно-научная и креативная грамотность), необходимых человеку для успешной адаптации в современном обществе. При этом, читательская грамотность лежит в основе всех остальных. И тексты, с которыми приходится сталкиваться нам в жизни бывают не только художественными, не только буквенными, но и нелинейными (таблицы, знаки, условные обозначения, карты, схемы).

Основные компоненты функциональной грамотности включают:

- Коммуникативную компетентность: умение ясно и точно выражать свои мысли, вести диалог, аргументированно отстаивать свою позицию.

- Информационную компетентность: способность находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию.

- Критическое мышление: умение анализировать и оценивать поступающую информацию, формулировать собственное мнение.

- Самостоятельность и ответственность: готовность брать на себя ответственность за принятые решения и последствия действий.


Комплексный анализ текста становится одним из важнейших инструментов развития читательской грамотности учащихся, обеспечивая глубокую работу с текстом и развитие самостоятельного и критического мышления. Он может использоваться как на уроках литературы, так и на уроках русского языка (в рамках блока развития речи и не только). Традиционно этот метод в первую очередь применяется для изучения литературных произведений, поэтому и я начну с этой стороны разговор о комплексном анализе.

Художественный текст, как сложное и многогранное явление, требует глубокого и всестороннего анализа для полного понимания его смысловых и эмоциональных слоёв. Комплексный анализ произведения предполагает рассмотрение не только его сюжетной линии, но и композиции, языковых особенностей, образной системы, а также тех эмоциональных и философских посылов, которые автор вкладывает в своё произведение. Восприятие художественного текста — это процесс, который зависит не только от объективных характеристик произведения, но и от субъективного опыта читателя, его способности к сопереживанию и интерпретации.

Комплексный анализ текста представляет собой многоуровневую деятельность читателя, включающую изучение всех аспектов произведения: лексики, грамматики, композиции, стилистики, образной системы, проблематики и идейного содержания. Такой подход позволяет ученику осознать смысловое богатство литературного произведения, формирует умение видеть замысел писателя, понимать подтекст и символику образов.

С комплексным анализом мы встречаемся не так часто на наших уроках, т. к. это один из самых сложных видов работы с текстом. Он дается далеко не каждому ученику. Скорее всего мы к нему обращаемся при подготовке ребят, сдающих экзамены по литературе и претендующих на участие в олимпиадах по этому предмету. Но постановку сверхзадачи никто не отменял, и мы стремимся к максимальному приближению к этой вершине.

Задача учителя заключается в организации процесса освоения методов комплексного анализа, способствующих развитию осознанного чтения, углублению понимания художественного образа и формированию способности адекватно воспринимать художественную литературу.

Основные компоненты комплексного анализа текста

Комплексный анализ текста представляет собой целостный исследовательский подход, позволяющий всесторонне изучить структуру и содержание литературного произведения. Данный метод включает анализ ряда аспектов, среди которых:

Структурный анализ: исследование композиции, последовательности изложения, жанровых особенностей и стилевых характеристик текста.

Семантический анализ: выявление значения единиц текста, определение центральных мотивов, символов и метафор.

Образный анализ: подробное изучение характера персонажей, выявления связей между изображенными объектами и мирами.

Идеологический анализ: осмысление философско-мировоззренческих установок автора, интерпретация основных идей и нравственных ориентиров произведения.

Проще говоря, комплексный анализ текста отвечает на три вопроса: что, как и зачем изображено в данном художественном тексте.

Эти направления обеспечивают полный охват художественного пространства, способствуют выработке критической оценки произведения и формируют навыки самостоятельной интеллектуальной рефлексии.

1. Анализ формы текста

Этот этап включает выявление особенностей структуры произведения, рассмотрение композиционных элементов (экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка). Школьники учатся выявлять ключевые эпизоды, следить за развитием сюжетных линий, устанавливать связи между персонажами и ситуациями.

Пример задания: Определение роли интерьерных описаний в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (сравнение описаний комнаты раскольникова и комнаты Сони Мармеладовой)


2. Семантический анализ

Данный компонент направлен на понимание значений отдельных слов и выражений, выделение ключевых понятий, характеризующих героев, отношения между ними, атмосферу повествования. Ученик учится определять эмоциональную окраску речи, её экспрессивность и выразительность.

Пример задания: Интерпретация выражения «гордый взгляд Раскольникова», мотив дороги в поэме «Мёртвые души», символизм названия пьесы «Гроза» и проч.

3. Образный анализ

Здесь школьники знакомятся с системой художественных образов, понимают роль каждого персонажа в раскрытии основной идеи произведения. Работа над образом героя помогает развить способность создавать психологически точные портреты персонажей, оценивать поступки героев, мотивы их поведения.

Пример задания: Составление характеристики главного героя романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» или сравнительный анализ образа Пугачёва в романе и в «Истории Пугачева».

4. Идеологический анализ

Это высший уровень работы с текстом, направленный на осмысление главной мысли произведения, интерпретацию авторского замысла, выявление проблем, поднятых писателем. Этот этап предполагает формирование собственного мнения учащегося относительно прочитанного, выработку аргументированной точки зрения.

Пример задания: Обоснование выбора названия повести Н.В. Гоголя «Шинель».


Методика формирования читательской грамотности

Для успешного внедрения методики комплексного анализа важно обеспечить школьника различными методами и приёмами работы с текстом. Среди эффективных подходов выделяются:

Работа с фрагментами: Выделение важных эпизодов, комментирование отрывков, написание собственных заметок по ходу чтения.

Дискуссии: Организация обсуждений прочитанных произведений, обмен мнениями, аргументация собственной позиции.

Литературные квесты: Проведение игровых форм проверки знания текста, стимулирование интереса к литературе.

Творческие задания: Написание сочинений, рассказов, стихов, основанных на впечатлениях от прочтённого.

Важна последующая пубичная признательность (публикация, доска почета, дерево успеха, рейтинг...)

Практическим результатом реализации комплексной методики является повышение уровня читательской компетенции учеников. Они начинают глубже понимать смысл прочитанного, осваивать методы анализа текста, развивая таким образом необходимые интеллектуальные умения и навыки.

Кроме того, данная методика способствует повышению мотивации учащихся к чтению художественной литературы, воспитывая любовь к книге и формируя устойчивый интерес к миру искусства слова. Особое внимание важно уделять развитию культуры устной и письменной речи, обучению формулированию выводов, умению грамотно выражать свои мысли и чувства. И здесь нельзя недооценивать значение уроков русского языка для формирования функциональной грамотности. Уроки русского языка способствуют развитию всех компонентов функциональной грамотности:

Коммуникативные компетенции

Обучение русскому языку формирует навыки эффективного общения, необходимые для успешного взаимодействия в профессиональной сфере и повседневной жизни. Это достигается через чтение художественной литературы, обсуждение литературных произведений, написание сочинений и изложений, участие в дискуссиях и дебатах.

Информационные компетенции

Ученики учатся искать нужную информацию, выделять главное, структурировать материал, создавать собственные тексты. Они осваивают приёмы анализа текста, выявляют подтекст, понимают намерения автора и оценивают качество аргументации.

Критическое мышление

Разбор текстов разных жанров позволяет развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Учащиеся учатся распознавать манипулятивные техники, выявлять ложную или недостоверную информацию, формировать собственную точку зрения. Написание сочинений по картине, отзывов и рецензий.

Самостоятельность и ответственность

Формирование самостоятельности проявляется в выполнении творческих заданий, проектов, исследований. Ответственность развивается через осознание важности качественного выполнения учебных задач, участия в общественной жизни класса и школы.

Методы и формы организации учебной деятельности

Для повышения уровня функциональной грамотности на уроках русского языка используются разнообразные методы и формы организации учебного процесса от анализа художественных текстов с точки зрения содержания, композиции, стиля и выразительных средств до участия в олимпиадах, конкурсах, викторинах, предметных неделях. Эти мероприятия позволяют ученикам совершенствовать коммуникативные навыки, учиться взаимодействию, работе в команде, развивая творческие способности и повышая интерес к изучению родного языка.

Но я сегодня хотела бы остановиться на нестандартном (18 слайд), может быть, подходе к комплексному анализу текста на уроках русского языка. К такому приему меня подтолкнуло сразу несколько факторов:

несовершенство учебников: мало конфликтного дидактического материала,

низкий уровень орфографической зоркости,

низкий уровень пунктуационной зоркости,

узкий культурологический кругозор учащихся.

В результате, чтобы начать решить сразу все эти задачи, я стала использовать на уроке систему тематических заданий на базе текстов о русских художниках разных стилей. Ребятам предлагались не отдельные несвязные предложения, а готовый текст, в котором необходимо было решить орфографические и пунктуационные задачи, а также выполнить полный или частичный синтаксический анализ предложений. Кроме того, текст сопровождался портретом художника и репродукциями его работ. В результате получилась своеобразная комплексная работа с текстом.

Использование представленных методик существенно повышает уровень читательской грамотности учащихся, стимулирует их самостоятельную мыслительную деятельность, улучшает общий образовательный результат. Для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, наверное, необходимо внедрять разработанные методики в широкую практику образовательных учреждений, разрабатывать соответствующие учебные пособия и программы подготовки учителей.

Таким образом, уроки русского языка и литературы играют ключевую роль в формировании функциональной (читательской) грамотности школьников. А эффективное использование методик и приемов комплексного анализа позволит значительно повысить качество образовательного процесса, сделать уроки интересными и продуктивными для современных школьников. Овладение основами русской речи способствует успешному освоению школьных предметов, повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда, развивает творческое начало и воспитывает культурные ценности нации.

Важно помнить, что процесс формирования функциональной грамотности непрерывен и требует постоянного внимания педагогов, родителей и самих учеников. Только совместными усилиями возможно обеспечить высокий уровень подготовки молодого поколения, способного успешно решать жизненные задачи и активно участвовать в развитии общества.


Список использованной литературы


Васильева Т.А., Строганова О.Ю. Формирование читательской грамотности младших школьников // Начальная школа плюс До и После. — 2018. — № 11. — С. 25—30.

Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. — Москва: Издательство МГУ, 2017. — 544 с.

Хализева Е.И. Формирование читательской грамотности старшеклассников средствами школьного курса русской литературы // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2019. — № 3. — С. 121—126.


Ссылка на презентацию: https://disk.yandex.ru/i/g1t_BjmsAEhIIw


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.