12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
ЛАПКО ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА5268 Россия, Донецкая Народная Респ., г. Донецк Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Целевая комплексная программа «РОДОВОД»
Наименование программы «РОДОВОД»
Основание для разработки
Реализация авторской модели школы «Школа-семья»
Разработчик
заместитель директора по ВР
Лапко И.В.
ЦЕЛЬ: Формирование системы ценностных семейных отношений, максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка через внедрение технологий семейной и музейной педагогики в учебно-воспитательный процесс.
ЗАДАЧИ:
1.Создание благоприятного микроклимата для обучения и воспитания в школе.
2.Создание системы воспитательных мероприятий, основывающихся на использовании материалов музея.
3.Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей, вовлечение родителей в эту деятельность.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ:
Конвенция о правах ребенка;
Конституция ДНР;
Закон ДНР «Об образовании»;
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР.
Концепция развития школы «Школа-семья».
Устав школы.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ:
2016-2026 г.г.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:
учащиеся 1-11 классов, педагогический коллектив, родители, общественность
Только добро, творимое человеком, остаётся, и благодаря ему
Жизнь чего-нибудь стоит.
Ж.Ж. Руссо
«И хорошее и плохое человек получает в семье» - это выражение знакомо каждому. Именно семья всегда являлась важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. В условиях, когда большинство семей озабочено решением экономических проблем, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных особенностей развития ребенка, осуществляют воспитание интуитивно, а это не всегда приносит позитивный результат.
Возникает необходимость в школе создать семейную атмосферу, позитивно влияющую на ребенка, а родители должны стать активными членами этой большой школьной семьи. Генеральная идея программы « Родовод » - идея « Чувство гнезда » поэтому одно из направлений программы – семейная педагогика.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры, там, где хранят уважение к родному языку, самобытной культуре, памяти своих предков, истории. В настоящее время наше общество осознаёт необходимость в сохранении и преумножении богатейшего наследия многонациональной культуры Донецкого края, и школа находит новые пути интеграции школьного музея как хранилища истории школы и истории родного края в образовательный процесс.
Музей-учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов. К его функциям на современном этапе добавилась и педагогическая. Поэтому в Программе реализуется такое направление как музейная педагогика.
В целом программа «Родовод» направлена на патриотическое воспитание учащихся и способствует решению задач концепции патриотического воспитания детей и молодежи Донецкой Народной Республики.
Основные принципы и подходы к реализации Программыличностно – ориентированный подход, подразумевающий признание личности ребенка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть;
принцип гуманистического воспитания, предполагающий, что дети, родители, педагоги- субъекты воспитательной системы;
принцип природосообразности, предполагающий понимание взаимосвязи и природных, и исторических, и социокультурных процессов;
принцип семейного подхода, состоящий в том, что и в школе, и дома ребенка окружает семейная атмосфера- «чувство гнезда».
повышение степени удовлетворенности учащихся и родителей результатами работы школы;
возрождение традиций семейного воспитания, улучшение микроклимата в семье;
привлечение родителей к участию в школьных мероприятиях, к управлению школой;
увеличение фондовой и экспозиционной базы музея;
интегрирование возможностей музея в школьные общеобразовательные учебные курсы.
психологопедагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, и внедрение лучшего опыта семейного воспитания;
установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;
привлечение родителей к ответственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной практике по возрождению семейных традиций
повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых.
Управление реализацией программы «Родовод» осуществляется педагогическим советом совместно с родительским комитетом. Координацию и контроль над выполнением программы администрация школы оставляет за собой и Председателем Совета школы, которые:
анализируют ход выполнения плана, действий по реализации Программы и вносят предложения на педагогический совет по его коррекции;
осуществляют информационное и методическое обеспечение реализации Программы;
осуществляют тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль над деятельностью учителей, учащихся, родителей.
1.Создание и поддержка имиджа школы.
2. Семейная педагогика.
3.Музейная педагогика.
4.Итогово-информационное.
Этапы реализации Программы
1. Организационно- диагностический (2016-2017 гг)
1)Изучение отношений в классных коллективах, семей учащихся школы, анализ работы с родителями.
2)Создание программы «Класс-семья».
3)Систематизация материалов музейных экскурсий в музее истории школы.
4)Накопление диагностических методик для мониторинга реализации программы «Родовод»
2. Реализационный (2017-2025 гг)
1)Организация деятельности по следующим направлениям:
-поддержка имиджа школы;
-семейная педагогика,
-музейная педагогика,
-итогово – информационное.
2)Опытно-педагогическая деятельность по освоению новшеств в процессе взаимодействия с семьей.
3)Осмысление теоретических и методических основ преобразовательной деятельности.
3.Аналитический (2025-2026 гг)
1)Проведение мониторинга реализации Программы.
2)Обобщение накопленного опыта.
Содержание ПрограммыПрограмма включает в себя следующие направления, задачи и виды деятельности.
Название направления | Задачи и виды направления |
1.Поддержка имиджа школы
2.Семейная педагогики
3.Музейная педагогика
4.Итогово-информационное | -Формирование уважения к себе, ответственности за общее дело. -Направленность на высокие результаты участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах и т.д. -Проведение традиционных массовых мероприятий с участием родителей, общественности.
-Формирование теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями. -Формирование активной педагогической позиции родителей. -Презентация позитивного опыта семейного воспитания. -Формирование позитивного микроклимата в классных семьях, улучшение микроклимата в семьях через педагогическое просвещение и привлечение родителей к участию в классных и школьных мероприятиях. -Работа по реализации программ «Класс-семья». -Организация совместного досуга семьи и школы. -Организация работы учащихся по изучению своих истоков, истории школы, микрорайона Лидиевка, города Донецка. -Организация экскурсионной и пропагандистской работы. -Создание технологии поисковой работы. -Совершенствование материально-технической базы музея. -Реализация школьных проектов «Я люблю этот город», «Ветераны живут рядом». -Использование материалов поисковой работы в учебной и внеурочной деятельности. -Создание атмосферы широкой гласности об успехах деятельности всех членов школы-семьи. -Своевременное информирование членов школы-семьи и общественности о проблемах и достижениях школы. -Использование возможностей родительских собраний, конференций, школьных линеек и традиционных праздников, школьной газеты, школьного сайта, СМИ для поощрения членов школы-семьи. |
1.Воспитание гражданина в семье.
2.Авторитет родителей в воспитании детей.
3.Роль семьи в развитии творческих способностей ребенка.
4.Нравственные идеалы в семье.
5.Права и обязанности родителей.
6.Семья и школа. Конфликты и пути их разрешения.
Рекомендуемая примерная тематика родительского всеобучу по теме Программы1.Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании.
2.Способы решения конфликтных ситуаций в семье.
3.Воспитание детей в процессе игры и общения.
4.Подготовка к взрослой жизни начинается сейчас.
Рекомендуемая примерная тематика общешкольных родительских собраний по теме Программы1.Обновление содержания образования на новый учебный год.
2.Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье).
3.День открытых дверей.
Рекомендуемые мероприятия по вовлечению родителей в совместную деятельность1.День открытых дверей для родителей.
2.Спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья ».
3.Конкурс «Семейные увлечения».
4.Фотовыставка «Отдыхаем всей семьей».
5.День здоровья.
6.Поздравление ветеранов Лидиевки с Днем Победы.
7.Благотворительные акции.
8.Читательская конференция «Круг семейного чтения».
9.Оформление классных летописей, сборников «Страницы школьной жизни».
10.Поисковая работа. Пополнение музейного фонда.
Основные мероприятия программы «Родовод»
№ | Название мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Создание и реализация целевых комплексных программ «Класс-семья» (1-11 классы) | 2016-2026 | Классные руководители |
2. | Проект: «Ветераны живут рядом» | 2015-2020 | Педагог-организатор Социальный педагог |
3. | Проект «Я люблю этот город» | 2015-2020 | Зам. директора по ВР |
4. | Акция «Ветеран живет рядом» (посещение ветеранов педагогического труда и участников Великой Отечественной войны). | Ежегодно | Классные руководители |
5. | Работа музейной комнаты истории школы | 2016-2026 | Совет музея |
6. | Совместная работа с Советом ветеранов поселка «Лидиевка» | 2016-2026 | Администрация школы |
7. | Совместные мероприятия с родителями, общественностью поселка, воспитанниками дошкольного учреждения №165 День открытых дверей Конференции по преемственности Круглые столы Родительский лекторий | 2016-2026 | Администрация школы |
8. | Традиционный вечер встречи выпускников | Ежегодно февраль | Администрация школы, педагог-организатор |
9. | Школьные конкурсы «Герой класса», «Герой школы» | 2016-2026 | Зам.директора по ВР, педагог-организатор |
10. | Традиционные школьные мероприятия, направленные на укрепление имиджа школы: Первый звонок Последний звонок Выпускной вечер День Победы День освобождения Донбасса День семьи День матери Международный день защиты детей | 2016-2026 | Зам.директора по ВР, педагог-организатор |
11. | Проект «Войдем в мир книги вместе» | 2015-2020 | Библиотекарь, кл. руководители |
12. | Диагностика ценностных ориентаций учащихся | 2025-2026 | Психолог |
13. | Тематические классные и общешкольные родительские собрания | Сентябрь, май ежегодно | Администрация, кл.руководители |
14. | Проведение итогового школьного праздника «За честь школы» | Май ежегодно | Администрация, педагог-организатор |
15. | Выпуск школьной газеты | Ежегодно | Творческая группа |
16. | Организация посещения музеев района, города | Сентябрь, май ежегодно | Зам.директора по ВР |
17. | Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, защитниками Донбасса | Постоянно | Зам.директора по ВР |
Директор школы.
Заместитель директора по ВР
Социальный педагог
Педагог-организатор
Интелектуально-профессиональное:Учителя младших классов, классные руководители, библиотекарь, психолог, члены педколлектива.
Методико-технологическое:Арсенал методического кабинета, музея, библиотеки, компьютерного класса, интернет-ресурсы.
Материально-техническая база:-библиотека
-школьный музей
-видеотека
-компьютерный класс