12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щапова Елена Геннадьевна100
Россия, Челябинская обл., Челябинск
1

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА ПРЕДМЕТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА УДД.06 «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЗИКИ», СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 43.02.15 ПОВАРСКОЕ И КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО

t1646149202aa.png

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский колледж индустрии питания и торговли»















КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА ПРЕДМЕТА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

УДД.06 «Основные вопросы ФИЗИКИ»,

специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело



























Челябинск 2021

ОДОБРЕН

Предметно-цикловой комиссией

Председатель ПЦК

_________ ________________

Протокол от ___ ________ 2021 г. № ___

УТВРЕЖДАЮ

Зам. директора по НМР


_____________Э.С. Нуруллина ___ ________ 2021 г.



Комплект оценочных средств предназначен для социально-экономического профиля профессионального образования и содержит материалы по оценке сформированности предметных результатов обучения, проверяемых в рамках промежуточной аттестации на зачете предмета общеобразовательного цикла Основные вопросы физики, основной образовательной программы по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.


Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»



Разработчик:

Щапова Елена Геннадьевна – преподаватель общеобразовательного цикла ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»




Эксперт:




СОДЕРЖАНИЕ


Спецификация контрольных измерительных материалов по предмету

4

I СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА

5

1.1 Область применения

5

1.2 Тип задания

5

1.3 Время выполнения задания

5

II РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА

6

2.1 Кадровое обеспечение оценочных мероприятий

6

2.2 Организация и проведение зачета

6

III ЗАДАНИЕ ЗАЧЕТА

8

3.1 Описание заданий зачета

8

IV ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАЧЕТА

12

Приложение А Тестовое задание

13

ЭТАЛОН ОТВЕТов ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ

19

Приложение Б Практическое задание

20

ЭТАЛОН ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

22




Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет


Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся на уровне среднего общего образования и проводится по окончанию изучения предмета. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий в стандартизированной форме. При использовании стандартизированных измерительных материалов критерии достижения/освоения учебного материала задаются на уровне получения 65 % от максимального балла за выполнение заданий базового и углубленного уровня.


Спецификация контрольных измерительных материалов по предмету «Основные вопросы физики» для проведения процедуры промежуточной аттестации (дифференцированный зачет).


1. Назначение диагностической работы:

Работа предназначена для проведения процедуры диагностики (по разделам программы учебного предмета: Механика, Основы молекулярной физики и термодинамики, Основы электродинамики, Колебания и волны, Элементы квантовой физики.


2. Документы, определяющие содержание работы:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. №1565).

О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»: приказ Минобрнауки России от РФ 09.12.2016 № 1565.


3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КОС

Концептуальные подходы к формированию КОС по предмету «Основные вопросы физики» при реализации среднего общего образования в рамках образовательной программы среднего профессионального образования определялись спецификой предмета в соответствии с указанными в п. 2 нормативными документами. Намеченный во ФГОС среднего общего образования компетентностный подход отразился в содержании работы.


4. Структура КОС

1 Спецификация контрольно-оценочного средства

2 Регламент проведения зачета

3 Задание зачета

4 Оценка результата зачета




I СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА


1.1 Область применения

Комплект оценочных средств предназначен для оценки зачета предмета УДД.06 «Основные вопросы физики», основной образовательной программы по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, направленного для оценки сформированности предметных результатов.

Комплект оценочных средств создан на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к содержанию и результатам освоения учебного предмета «Основные вопросы физики», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования

Содержание комплекта контрольно-оценочных средств учебного предмета «Основные вопросы физики» разработано с ориентацией на социально-экономический профиль профессионального образования. При освоении профессий СПО социально-экономического профиля профессионального образования предмет «Основные вопросы физики» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемой специальности. Изучение предмета общеобразовательного цикла «Основные вопросы физики» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС).


1.2 Тип задания

Задание дифференцированного зачета предмета общеобразовательного цикла «Основные вопросы физики», состоит из 2-х этапов:

Теоретический этап – решение тестового задания

Практический этап – решение учебных задач, при решении которых могут использоваться сборники, нормативные и справочные источники.


1.3 Время выполнения задания

Максимальное время выполнения заданий – 2 академических часа, из них:

инструктаж экзаменуемых, по ознакомлению с заданием и правилом выполнения – 10 минут;

выполнение тестового задания – 40 мин

решение учебно-профессиональных задач – 40 мин

проверка выполненного задания – 30 минут.



II РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА


2.1 Кадровое обеспечение оценочных мероприятий

Состав экзаменационной комиссии формируется из числа преподавателей 2-х человек:

п/п

Лицо (а) осуществляющее(ие) оценочные процедуры

Требования к квалификации

Обязанности

1

Преподаватель дисциплин, общеобразовательного цикла

Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н.

Оценка качества выполнения заданий в соответствии с критериями оценки заявленного задания

2

Преподаватель дисциплин, общеобразовательного цикла (ассистент)

Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н.

Контроль выполнения заданий в соответствии с регламентом


2.2 Организация и проведение зачета

2.2.1 Выполнение заданий дифференцированного зачета предмета общеобразовательного цикла осуществляется в кабинете теоретического обучения в течение 2 академических часов. Распределение времени прописано в пункте 1.3.

2.2.2 Для всех экзаменуемых предусмотрено выполнение задания одного варианта, который предоставляется каждому экзаменуемому в печатном виде на каждом этапе зачета (теоретического и практического) и шариковая ручка

Первым проводиться теоретический этап, задание выполняется в строго отведённое время, какими - либо источниками пользоваться запрещено. После выполнения задание сразу сдается на проверку.

Приступая ко второму практическому этапу для решения учебных задач, всем экзаменуемым обязательно предоставляется задание в печатном виде, необходимые для выполнения справочные материалы. После выполнения задание сразу сдается на проверку.

2.2.3 Во время проведения зачета обеденный перерыв не предусмотрен. В случае возникновения внепланового технического перерыва, время на выполнения заданий увеличивается на его срок.

2.2.4 В случае возникновения несчастного случая или болезни экзаменуемого преподавателем незамедлительно принимаются действия по привлечению ответственных лиц для оказания медицинской помощи. Далее принимается решение об отстранении экзаменуемого от дальнейшего участия в зачете или назначении ему дополнительного времени в пределах времени, предусмотренного планом проведения зачета.

2.2.5 В случае отстранения экзаменуемого от дальнейшего участия в зачете ввиду болезни или несчастного случая, ему начисляются баллы за любую завершенную работу.

2.2.6 Вышеуказанные случаи подлежат обязательной регистрации в протоколе учета времени и нештатных ситуаций.

2.2.7 Участник, нарушивший правила поведения на зачете, и чье поведение мешает процедуре проведения зачета, получает предупреждение с занесением в протокол учета времени и нештатных ситуаций, который подписывается всеми членами ЭК. Потерянное время при этом не компенсируется участнику, нарушившему правило.

2.2.8 После повторного предупреждения участник удаляется с кабинета, вносится соответствующая запись в протоколе с подписями всех членов ЭК.




III ЗАДАНИЕ ЗАЧЕТА


3.1 Описание заданий зачета

3.1.1 Тестовые задания нацелены на выявление уровня овладения обучающимися спецификой учебного предмета «Основные вопросы физики», его цели и задачи, исторически сложившуюся структуру естественно-научного образования. Задания формируются исходя из необходимости оценки уровня овладения обучающимися всех основных групп планируемых результатов по предмету «Основные вопросы физики». В содержание работы включены знания на определение сформированности предметных результатов курса физики; овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении физических процессов, явлений, а также решении элементарных задач. Овладение умениями по работе с информацией естественно-научного содержания проверяется опосредованно через представления её различными способами (в виде рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм).

Распределение заданий диагностической работы по основным содержательным разделам предмета общеобразовательного цикла «Основные вопросы физики» представлено в таблице.


Дескрипторы предметных результатов «Выпускник на базовом уровне научится:»

Номер задания

Максимальный балл за задание

П.б.6.1.1.1

организовывать свою деятельность с учетом принципов устойчивого развития системы «природа–общество–человек» (основываясь на знаниях о процессах переноса и трансформации веществ и энергий в экосистеме, развитии и функционировании биосферы; о структуре популяции и вида, адаптациях организмов к среде обитания, свойствах экологических факторов, руководствуясь принципами ресурсосбережения и безопасного применения материалов и технологий; сохраняя биологическое разнообразие);

Т.1

2

Т.2

2

П.б.6.1.2.1

демонстрировать на примерах роль естественных наук в развитии человеческой цивилизации; выделять персональный вклад великих ученых в современное состояние естественных наук;

Т.3

2

Т.4

1

П.1

3

П.б.6.1.3.1

осуществлять моделирование протекания наблюдаемых процессов с учетом границ применимости используемых моделей;

Т.5

1

Т.6

3

П.б.6.1.3.2

принимать аргументированные решения в отношении применения разнообразных технологий в профессиональной деятельности и в быту;

П.2

3

П.б.6.1.3.3

извлекать из описания машин, приборов и технических устройств необходимые характеристики для корректного их использования; объяснять принципы, положенные в основу работы приборов;

Т.7

1

Т.8

1

П.б.6.1.3.4

обосновывать практическое использование веществ и их реакций в промышленности и в быту; объяснять роль определенных классов веществ в загрязнении окружающей среды;

Т.9

2

П.б.6.1.3.5

объяснять механизм влияния на живые организмы электромагнитных волн и радиоактивного излучения, а также действия алкоголя, никотина, наркотических, мутагенных, тератогенных веществ на здоровье организма и зародышевое развитие;

Т.10

2

П.3

3

П.б.6.1.4.1

обоснованно применять приборы для измерения и наблюдения, используя описание или предложенный алгоритм эксперимента с целью получения знаний об объекте изучения;

Т.11

2

Т.12

1

П.б.6.1.4.2

действовать в рамках правил техники безопасности и в соответствии с инструкциями по применению лекарств, средств бытовой химии, бытовых электрических приборов, сложных механизмов, понимая естественно-научные основы создания предписаний;

Т.13

2

П.б.6.1.5.1

грамотно применять естественно-научную терминологию при описании явлений окружающего мира;

Т.14

4

П.б.6.1.5.2

критически оценивать, интерпретировать и обсуждать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности; делать выводы на основе литературных данных;

Т.15

2

П.б.6.1.6.1

выявлять характер явлений в окружающей среде, понимать смысл наблюдаемых процессов, основываясь на естественно-научном знании; использовать для описания характера протекания процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

Т.16

1

Т.17

1

Т.18

1

П.б.6.1.6.2

формировать собственную стратегию здоровьесберегающего (равновесного) питания с учетом биологической целесообразности, роли веществ в питании и жизнедеятельности живых организмов;

Т.19

2

П.б.6.1.6.3

выбирать стратегию поведения в бытовых и чрезвычайных ситуациях, основываясь на понимании влияния на организм человека физических, химических и биологических факторов;

П.4

2

П.б.6.1.6.4

осознанно действовать в ситуации выбора продукта или услуги, применяя естественно-научные компетенции.

Т.20

1



Дескрипторы предметных результатов «Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:»

Номер задания

Максимальный балл за задание

П.п.6.1.1.1

находить взаимосвязи между структурой и функцией, причиной и следствием, теорией и фактами при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе естественно-научных знаний; показывать взаимосвязь между областями естественных наук.

Т.21

6

П.5

2

П.п.6.1.4.1

выполнять самостоятельные эксперименты, раскрывающие понимание основных естественно-научных понятий и законов, соблюдая правила безопасной работы; представлять полученные результаты в табличной, графической или текстовой форме; делать выводы на основе полученных и литературных данных;

Т.22

1

П.6

2

П.п.6.1.5.1

осуществлять самостоятельный учебный проект или исследование в области естествознания, включающий определение темы, постановку цели и задач, выдвижение гипотезы и путей ее экспериментальной проверки, проведение эксперимента, анализ его результатов с учетом погрешности измерения, формулирование выводов и представление готового информационного продукта;

Т.23

1

П.7

3

П.п.6.1.5.2

обсуждать существующие локальные и региональные проблемы (экологические, энергетические, сырьевые и т.д.); обосновывать в дискуссии возможные пути их решения, основываясь на естественно-научных знаниях

Т.24

1

Т.25

2


Варианты тестовых заданий представлены в Приложении А.

Форма вопроса «одиночный выбор» – вопрос закрытой формы с выбором одного варианта ответа состоит из неполного утверждения с одним ключевым элементом и множеством допустимых заключений, одно из которых являются правильным.

Форма вопроса «множественный выбор» – вопрос закрытой формы с выбором нескольких вариантов ответа состоит из неполного утверждения с несколькими ключевым элементами и множеством допустимых заключений, несколько из которых являются правильными.

Форма вопроса «установление правильной последовательности» – вопрос на установление правильной последовательности состоит из однородных элементов некоторой группы и четкой формулировки критерия упорядочения этих элементов.

Форма вопроса «установление соответствия» – вопрос на установление соответствия состоит из нескольких групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия между ними.

Выполнение задания «Тестирование» могут реализовываться посредством применения прикладных компьютерных программ, что обеспечивает возможность генерировать для каждого участника уникальную последовательность заданий, содержащую требуемое количество вопросов и исключающую возможность повторения заданий.

При выполнении задания «Тестирование» обучающемуся предоставляется возможность в течение всего времени, отведенного на выполнение задания, вносить изменения в свои ответы, пропускать ряд вопросов с возможностью последующего возврата к пропущенным заданиям.

Варианты практических задач представлены в Приложении Б.

При решении задач обучающемуся предоставляется возможность в течение всего времени, отведенного на выполнение задания, вносить изменения в свои выполненные задания в электронном документе, пропускать ряд заданий с возможностью последующего возврата к пропущенным заданиям.




IV ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАЧЕТА


4.1 В ходе оценки заданий зачета дисциплины используются:

на теоретическом этапе – эталоны ответов;

на практическом этапе – решение учебных задач, наблюдение за проведением эксперимента.


4.2 Шкала перевода баллов в оценку:


теоретическая часть

Кол-во баллов

% выполнения

Оценка

45 - 38

100 - 85

отлично

37 - 31

84 - 69

хорошо

30 - 24

68 - 53

удовлетворительно

23 и меньше

Меньше 53 %

неудовлетворительно


практическая часть

Кол-во баллов

% выполнения

Оценка

18 - 15

100 - 85

отлично

14 - 12

84 - 69

хорошо

11 - 9

68 - 53

удовлетворительно

8 и меньше

Меньше 53 %

неудовлетворительно


4.3 Шкала перевода баллов в оценку за все выполненные части


Кол-во баллов

% выполнения

Оценка

63 - 54

100 - 85

отлично

53 - 43

84 - 69

хорошо

42 - 33

68 - 53

удовлетворительно

32 и меньше

Меньше 53 %

неудовлетворительно


4.4 Положительное решение о выполнении требования к уровню сформированности основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) принимается в случае, если студент набрал не менее 33 баллов из 63 баллов возможных.

В случае, если обучающийся набрал менее 33 баллов, то экзаменационная комиссия выставляет оценку – основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) не освоены.




ПРИЛОЖЕНИЕ А

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело


Студент(а)(ки)______________________________________________ группы № ______

по учебному предмету «Основные вопросы физики»


1t1646149202ab.png . В два одинаковых сосуда налили раствор медного купороса (раствор голубого цвета), а поверх налили воду (рис. 1). Один из сосудов оставили при комнатной температуре, а второй поставили в холодильник. Через несколько дней сравнили растворы и отметили, что граница двух жидкостей гораздо заметнее размыта в сосуде, который находился при комнатной температуре (рис. 2 и 3).

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

А) Процесс диффузии можно наблюдать в жидкостях.

Б) Скорость диффузии зависит от температуры вещества.

В) Скорость диффузии зависит от агрегатного состояния вещества.

Г) Скорость диффузии зависит от рода жидкостей.

Д) В твёрдых телах скорость диффузии наименьшая.


2. Ученик провел эксперимент по изучению выталкивающей силы, действующей на тело, полностью погружённое в жидкость, причём для эксперимента он использовал различные жидкости и сплошные цилиндры разного объёма, изготовленные из разного материала.

Результаты экспериментальных измерений объёма цилиндров V и выталкивающей силы FApx (с указанием погрешности измерения) для различных цилиндров и жидкостей он представил в таблице:

 опыта

Жидкость

Материал цилиндра

V, см3

FАрх, Н

1

вода

алюминий

40

0,4±0,1

2

масло

алюминий

90

0,8±0,1

3

вода

сталь

40

0,4±0,1

4

вода

сталь

80

0,8±0,1

  Какие утверждения соответствуют результатам проведённых экспериментальных измерений? Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

А) Выталкивающая сила зависит от плотности жидкости.

Б) Выталкивающая сила не зависит от плотности материала цилиндра.

В) Выталкивающая сила не зависит от объёма тела.

Г) Выталкивающая сила, действующая на тело при погружении в масло, больше выталкивающей силы, действующей на тело при погружении в воду.

Д) Выталкивающая сила увеличивается при увеличении объёма тела.


3. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

 ПРИМЕРЫ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

1) нагрев конфорки электроплиты.

2) растворение кристалликов сахара в воде

А) нагревание проводника при пропускании электрического тока

Б) отражение света

В) диффузия

Г) поверхностное натяжение

 

4. Чем сильнее ветер, тем быстрее вращаются лопасти ветряных мельниц и, таким образом, вырабатывается больше электроэнергии. Однако на самом деле между скоростью ветра и произведённой электроэнергией нет прямой связи. Ниже приведены четыре условия, при которых в действительности производится энергия с помощью ветра.

− Лопасти начнут вращаться, когда скорость ветра будет равна V1.

− Из соображений безопасности скорость вращения лопастей не будет увеличиваться, когда скорость ветра станет больше V2.

− При скорости ветра, равной V2, электрическая энергия будет максимальной.

− Лопасти перестанут вращаться, когда скорость ветра будет равна V3.

На каком из графиков лучше всего показана зависимость между скоростью ветра и вырабатываемой электроэнергией при соблюдении этих условий работы?

 t1646149202ac.png

1

2

Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.





5. При вытекании воздуха из надутого воздушного шарика он приходит в движение (см. рисунок). Кt1646149202ad.png ак называется такой вид движения в физике?

А) поступательное движение;

Б) реактивное движение;

В) механическое движение.


6. Сплошной кубик ставят на стол сначала гранью, имеющей наименьшую площадь поверхности, затем – гранью с наибольшей площадью поверхности (см. рисунок).

Как при этом меняются давление и сила давления кубика на стол, а также потенциальная энергия кубика относительно поверхности стола?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

А) увеличится;

Бt1646149202ae.png ) уменьшится;

В) не изменится.

 Давление

Сила давления

Потенциальная энергия


7. Какое физическое явление лежит в основе действия индукционной плиты?

А) явление самоиндукции;

Б) явление электромагнитной индукции;

В) явление электролитической диссоциации.


8. В паспорте электрического фена написано, что мощность его двигателя составляет 1,2кВт при напряжении в сети 220 В. Определите силу тока, протекающего по электрической цепи фена при включении его в розетку.

Аt1646149202af.gif ) 2 А;

Б) 5,5 А;

В) 200 А.


9. В два одинаковых цилиндрических сосуда налили равное количество воды и эфира, находящихся при комнатной температуре (см. рисунок). В результате наблюдений было отмечено, что эфир испарился в несколько раз быстрее, чем вода.

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

Аt1646149202ag.png ) Процесс испарения воды можно наблюдать при комнатной температуре.

Б) Скорость испарения жидкости увеличивается с увеличением её температуры.

В) Скорость испарения жидкости зависит от площади её поверхности.

Г) Скорость испарения жидкости зависит от рода жидкости.

Д) При наличии ветра испарение воды происходит быстрее.


10. Для некоторых атомов характерной особенностью является возможность захвата атомным ядром одного из ближайших к нему электронов. Как при захвате электрона изменяются массовое число атомного ядра и число нейтронов в ядре?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

А) увеличивается;

Б) уменьшается;

В) не изменяется.

  Запишите в таблицу выбранные буквы для каждой физической величины. Буквы в ответе могут повторяться.

 Массовое число ядра

Число нейтронов в ядре




11. Установите соответствие между техническими устройствами и физическими явлениями, лежащими в основе принципа их действия. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 Технические устройства

Физические явления

1) линза

2) зеркало

А) полное внутреннее отражение света

Б) преломление света

В) инфракрасное излучение

Г) отражение света

  Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

1

2


12. Камертон имеет собственную частоту колебаний 440 Гц. Какой частоты надо взять другой камертон, чтобы наблюдать явление резонанса?

А) 400 Гц.

Б) 300 Гц.

В) 440 Гц.


13. Из-за трения о шёлк стеклянная линейка приобрела положительный заряд. Как при этом изменилось количество заряженных частиц на линейке и шёлке? Считать, что обмен атомами между линейкой и шёлком в процессе трения не происходил.

  Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения:

А) увеличилась

Б) уменьшилась

В) не изменилась

  Запишите в ответ выбранные буквы для каждой физической величины. Буквы в ответе могут повторяться.

 Количество протонов на линейке

Количество электронов на шёлке

t1646149202ah.gif

t1646149202ah.gif


14. Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Для проведения опытов по изучению плавания тел Василий использовал стакан с пресной водой, поваренную соль и сырое яйцо. На рисунке представлено поведение яйца в зависимости от _________(1) соляного раствора в стакане. В стакане 3 плотность раствора была _________(2). При увеличении плотности раствора сила тяжести, действующая на яйцо, _________(3), а выталкивающая сила _________(4).

Сt1646149202ai.png писок слов:

А) максимальной

Б) минимальной

В) концентрации

Г) массы

Д) увеличивается

Е) уменьшается

Ж) не изменяется

  Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

 1

2

3

4


15. Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.

А) Молния – это электрический разряд в атмосфере.

Б) Молния – это излучение света облаком, имеющим большой электрический заряд.

В) Над Землёй висит облако, поверхность которого, обращённая к Земле, заряжена положительно. Поверхность Земли в этом месте будет заряжена положительно.

Г) Над Землёй висит облако, поверхность которого, обращённая к Земле, заряжена положительно. Поверхность Земли в этом месте будет заряжена отрицательно

Д) Над Землёй висит облако, поверхность которого, обращённая к Земле, заряжена положительно. Заряд поверхности Земли в этом месте будет равен нулю.

Молния

Красивое и небезопасное явление природы – молния – представляет собой искровой разряд в атмосфере.

Уже в середине XVIII в. исследователи обратили внимание на внешнее сходство молнии с электрической искрой. Высказывалось предположение, что грозовые облака несут в себе большие электрические заряды и молния есть гигантская искра, ничем, кроме размеров, не отличающаяся от искры между шарами электрофорной машины. На это указывал М. В. Ломоносов, занимавшийся изучением атмосферного электричества.

Ломоносов построил «громовую машину» – конденсатор, находившийся в его лаборатории и заряжавшийся атмосферным электричеством посредством провода, конец которого был выведен из помещения и поднят на высоком шесте. Во время грозы из конденсатора можно было извлекать искры. Таким образом, было показано, что грозовые облака действительно несут на себе огромный электрический заряд.

Разные части грозового облака несут заряды разных знаков. Чаще всего нижняя часть облака (обращенная к Земле) бывает заряжена отрицательно, а верхняя – положительно. Поэтому если два облака сближаются разноимённо заряженными частями, то между ними проскакивает молния.

Однако грозовой разряд может произойти и иначе. Проходя над Землёй, грозовое облако создаёт на её поверхности большой индуцированный заряд, и поэтому облако и поверхность Земли образуют две обкладки большого конденсатора. Напряжение между облаком и Землёй достигает нескольких миллионов вольт, и в воздухе возникает сильное электрическое поле. В результате может произойти пробой, т.е. молния, которая ударит в землю. При этом молния иногда поражает людей, дома, деревья.

Гром, возникающий после молнии, имеет такое же происхождение, что и треск при проскакивании искры. Он появляется из-за того, что воздух внутри канала молнии сильно разогревается и расширяется, отчего и возникают звуковые волны. Эти волны, отражаясь от облаков, гор и других объектов, создают длительное многократное эхо, поэтому и слышны громовые раскаты.


16. Хозяйка поставила на кухонный стол литровый пакет апельсинового сока из холодильника и кастрюлю с подогретым на плите молоком массой 500 г. Температура в холодильнике поддерживается на уровне 3°С, а температура молока составляет 73°С. Температура в кухне постоянна и равна 22°С.Какова будет температура апельсинового сока после достижения теплового равновесия?

А) 32°С.

Б) 73°С.

В) 22°С.


17. Расстояния между молекулами сравнимы с размерами молекул (при нормальных условиях) для...

А) газов и жидкостей;

Б) газов;

В) жидкостей, аморфных и кристаллических тел;

Г) газов, жидкостей и кристаллических тел.


18. На какую минимальную величину может изменятся заряд золотой пылинки?

А) на величину, равную заряду электрона;

Б) на величину, равную заряду ядра атома золота;

В) на сколь угодно малую;

Г) ответ зависит от размера пылинки.


19. Человек переводит взгляд со страницы книги на облака за окном. Как при этом меняются фокусное расстояние и оптическая сила хрусталика глаза человека?

Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями.

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

А) увеличивается

Б) уменьшается

В) не изменяется

Запишите в таблицу выбранные буквы для каждой физической величины. Буквы в ответе могут повторяться.

 Фокусное расстояние

Оптическая сила

t1646149202ah.gif

t1646149202ah.gif


20. Какое физическое явление лежит в основе работы беспроводной «мыши»?


Беспроводная «мышь»

Для создания и работы большинства беспроводных устройств используются радиоволны, которые и переносят необходимую информацию. Говоря простым языком, в работу беспроводных устройств заложены основные принципы радиосвязи. Диапазон радиоволн довольно большой. Поэтому возможностей для беспроводных технологий очень много. Беспроводная «мышь» приобрела очень большую популярность из-за отсутствия жёсткой привязки к компьютеру и возможности работать на больших дистанциях, чем позволяет провод, соединяющий «мышь» с компьютером. В зt1646149202aj.jpg ависимости от используемой частоты различают три модификации «мыши»: работа на частоте 28 МГц, Bluetooth и частоте 2,5 ГГц. Производство компьютерных «мышек» на частоте 28 МГц уже практически прекращено, так как эта относительно низкая частота легко экранируется другими предметами и не обеспечивает достаточного быстродействия. Высокая частота 2,5 ГГц обеспечивает работу на достаточно большом расстоянии и на этом расстоянии сохраняет высокую работоспособность.


21. Прочитайте перечень понятий, с которыми вы сталкивались в курсе физики:

 

заряд, сила реакции опоры, трение, электрометр, ускорение, электроёмкость.

 

Разделите эти понятия на две группы по выбранному вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятий

Перечень понятий


22. Какой набор приборов и материалов необходимо использовать, чтобы экспериментально показать наличие двух разных полюсов у магнита?

А) два полосовых магнита, подвешенных на нитях

Б) магнитная стрелка и прямолинейный проводник, подключённый к источнику постоянного тока

В) проволочная катушка, подключённая к миллиамперметру, полосовой магнит

Г) полосовой магнит, лист бумаги и железные опилки


2t1646149202ak.png 3. Учитель на уроке уравновесил на рычажных весах два одинаковых стакана с водой, только один стакан был заполнен холодной водой, а другой – горячей.

Через некоторое время учитель обратил внимание учащихся на тот факт, что равновесие весов нарушилось: перевесил стакан с холодной водой. С какой целью был проведен данный опыт?

А) Показать, что скорость испарения воды (жидкости) не зависит от её температуры.

Б) Показать, что внутренняя энергия воды (жидкости) зависит от её температуры;

В) Показать, что скорость испарения воды (жидкости) зависит от её температуры.


24. Воздух в комнате состоит из смеси газов: кислорода, азота, углекислого газа, паров воды и др. Какие из физических параметров этих газов обязательно одинаковы при тепловом равновесии?

А) средний квадрат скорости теплового движения

Б) температура

В) парциальное давление

Г) концентрация

Д) среди приведенных ответов нет правильного


25. Вставьте в предложение пропущенные слова (сочетания слов), используя информацию из текста.

Нt1646149202al.png аиболее современные марки автомобилей оснащены каталитическими конвертерами, которые делают выхлопные газы менее вредными для людей и окружающей среды. Около 90% вредных выхлопных газов преобразуется в менее вредные. Ниже приведены некоторые газы, которые поступают в конвертер и выходят из него.

Из рисунка видно, что каталитический конвертер снижает в _____ раз количество вредных оксидов СО, NО и NО2, превращая их в невредные углекислый газ и ______.

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ


№ вопроса

Правильные ответы

Количество баллов

№ вопроса

Правильные ответы

Количество баллов

1

А, Б

2

14

ВАЖД

4

2

Б, Д

2

15

А, Г

2

3

А, В

2

16

В

1

4

В

1

17

В

1

5

Б

1

18

А

1

6

БВБ

3

19

АБ

2

7

Б

1

20

В основе работы беспроводной мыши заложены основные принципы радиосвязи, т. е. излучение, отражение и приём электромагнитных волн радиодиапазона.

1

8

Б

1

21

Понятия из динамики – сила реакции опоры, трение, ускорение.

Понятия из электростатики – заряд, электрометр, электроёмкость.

6

9

А, Г

2

22

А

1

10

ВА

2

23

В

1

11

Б, Г

2

24

Б

1

12

В

1

25

10, азот

2

13

В, А

2






Шкала перевода баллов в оценку:

Кол-во баллов

% выполнения

Оценка

45 - 38

100 - 85

отлично

37 - 31

84 - 69

хорошо

30 - 24

68 - 53

удовлетворительно

23 и меньше

Меньше 53 %

неудовлетворительно


К практической части зачета допускаются студенты, набравшие не менее 24 баллов из возможных 45 баллов.





ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело


Студент(а)(ки)______________________________________________ группы № ______

по предмету общеобразовательного цикла «Основные вопросы физики»


Задача 1. В кастрюлю с 2 л воды температурой 25°С долили 3 л кипятка температурой 100°С. Какова будет температура воды после установления теплового равновесия? Теплообмен с окружающей средой и теплоемкость кастрюли не учитывайте. Ответ приведите в градусах цельсия.


Задача 2. Сколько литров воды при 83°С нужно добавить к 4 л воды при 20°С, чтобы получить воду температурой 65°С? Теплообменом с окружающей средой пренебречь.


Задача 3. После крупной радиационной аварии, произошедшей в 1986 году на Чернобыльской атомной электростанции, некоторые участки местности оказались сильно загрязнены радиоактивным изотопом цезия-137 с периодом полураспада 30 лет. На некоторых участках норма максимально допустимого содержания цезия-137 была превышена в 1000 раз. Через сколько периодов полураспада после загрязнения такие участки местности вновь можно считать удовлетворяющими норме? Ответ округлите до целого числа.


Задача 4. В печах, используемых для отопления домов в сельской местности, для удаления из топки дыма служит труба (дымоход). При нормальном режиме работы печи частицы дыма «засасываются» в трубу и вылетают наружу, в атмосферу – труба «вытягивает» дым из печи. Будет ли кирпичная печная труба обеспечивать лучшую тягу, чем стальная? Теплопроводность кирпича значительно меньше, чем у стали. Ответ поясните.


Задача 5. Прочитайте фрагмент инструкции к микроволновой печи и ответьте на вопрос.

t1646149202am.png

  Почему в инструкции требуется обеспечивать надежность закрывания дверцы микроволновой печи?



Задача 6. Во что лучше поместить ёмкость с мороженым при его приготовлении для наилучшего охлаждения: в чистый лёд или смесь льда и соли? Ответ поясните.

Охлаждающие смеси

Возьмём в руки кусок сахара и коснёмся им поверхности кипятка. Кипяток втянется в сахар и дойдёт до наших пальцев. Однако мы не почувствуем ожога, как почувствовали бы, если бы вместо сахара был кусок ваты. Это наблюдение показывает, что растворение сахара сопровождается охлаждением раствора. Если бы мы хотели сохранить температуру раствора неизменной, то должны были бы подводить к раствору энергию. Отсюда следует, что при растворении сахара внутренняя энергия системы сахар-вода увеличивается.

То же самое происходит при растворении большинства других кристаллических веществ. Во всех подобных случаях внутренняя энергия раствора больше, чем внутренняя энергия взятых в отдельности кристалла и растворителя при той же температуре.

В примере с сахаром необходимое для его растворения количество теплоты отдаёт кипяток, охлаждение которого заметно даже по непосредственному ощущению.

Если растворение происходит в воде при комнатной температуре, то температура получившейся смеси в некоторых случаях может оказаться даже ниже 0°С, хотя смесь и остаётся жидкой, поскольку температура застывания раствора может быть значительно ниже нуля. Этот эффект используют для получения сильно охлажденных смесей из снега и различных солей.

Снег, начиная таять при 0°С, превращается в воду, в которой растворяется соль; несмотря на понижение температуры, сопровождающее растворение, получившаяся смесь не затвердевает. Снег, смешанный с этим раствором, продолжает таять, забирая энергию от раствора и, соответственно, охлаждая его. Процесс может продолжаться до тех пор, пока не будет достигнута температура замерзания полученного раствора. Смесь снега и поваренной соли в отношении 2÷1 позволяет, таким образом, получить охлаждение до −21°С; смесь снега с хлористым кальцием (СаСl2) в отношении 7÷10 – до −50°С.



Задача 7. Показания сухого и влажного термометров, установленных в некотором помещении, соответственно равны 20оС и 15оС. Используя данные таблиц, определите абсолютную влажность воздуха в помещении, где установлены данные термометры. В первой таблице приведена относительная влажность, выраженная в%. (Ответ дать в граммах на кубический метр, округлив до десятых.)

t1646149202an.png

 











ЭТАЛОН ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ


Задача 1. В кастрюлю с 2 л воды температурой 25°С долили 3 л кипятка температурой 100°С. Какова будет температура воды после установления теплового равновесия? Теплообмен с окружающей средой и теплоемкость кастрюли не учитывайте. Ответ приведите в градусах цельсия.


Содержание критерия

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом

3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ с указанием единиц измерения. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями

3

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.

ИЛИ

Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчётов.

ИЛИ

Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка

2

Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.

ИЛИ

Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка

1

Задача не решена

ИЛИ

имеются грубые ошибки в формулах и расчетах

0

Максимальный балл

3

Ответ: 70оС


Задача 2. Сколько литров воды при 83°С нужно добавить к 4 л воды при 20°С, чтобы получить воду температурой 65°С? Теплообменом с окружающей средой пренебречь.


Содержание критерия

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом

3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ с указанием единиц измерения. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями

3

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.

ИЛИ

Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчётов.

ИЛИ

Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка

2

Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.

ИЛИ

Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка

1

Задача не решена

ИЛИ

имеются грубые ошибки в формулах и расчетах

0

Максимальный балл

3

Ответ: 10л


Задача 3. После крупной радиационной аварии, произошедшей в 1986 году на Чернобыльской атомной электростанции, некоторые участки местности оказались сильно загрязнены радиоактивным изотопом цезия-137 с периодом полураспада 30 лет. На некоторых участках норма максимально допустимого содержания цезия-137 была превышена в 1000 раз. Через сколько периодов полураспада после загрязнения такие участки местности вновь можно считать удовлетворяющими норме? Ответ округлите до целого числа.


Содержание критерия

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом

3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ с указанием единиц измерения. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями

3

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.

ИЛИ

Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчётов.

ИЛИ

Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка

2

Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.

ИЛИ

Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка

1

Задача не решена

ИЛИ

имеются грубые ошибки в формулах и расчетах

0

Максимальный балл

3

Ответ: 10


Задача 4. В печах, используемых для отопления домов в сельской местности, для удаления из топки дыма служит труба (дымоход). При нормальном режиме работы печи частицы дыма «засасываются» в трубу и вылетают наружу, в атмосферу – труба «вытягивает» дым из печи. Будет ли кирпичная печная труба обеспечивать лучшую тягу, чем стальная? Теплопроводность кирпича значительно меньше, чем у стали. Ответ поясните.


Содержание критерия

Баллы

Дан верный ответ, имеется верное пояснение

2

Дан верный ответ, но отсутствует пояснение

1

Дан неверный ответ

ИЛИ

задача не решена

0

Максимальный балл

2

Ответ: Да. Тяга возникает из-за того, что горячий воздух в трубе имеет меньшую плотность, чем холодный воздух вокруг печи. С его стороны на горячий воздух действует выталкивающая сила, обеспечивающая движение воздуха по трубе, то есть «тягу». Чем меньше воздух за время подъёма по трубе будет охлаждаться, тем тяга будет лучше. Поэтому труба должна иметь как можно меньшую теплопроводность, и кирпич лучше стали.


Задача 5. Прочитайте фрагмент инструкции к микроволновой печи и ответьте на вопрос.


Содержание критерия

Баллы

Дан верный ответ, имеется верное пояснение

2

Дан верный ответ, но отсутствует пояснение

1

Дан неверный ответ

ИЛИ

задача не решена

0

Максимальный балл

2

Ответ: В микроволновой печи пища разогревается в процессе проникновения СВЧ-излучения. При нарушении уплотнения дверцы (или дефекте дверцы) СВЧ-излучение

может проникать наружу и воздействовать на ткани человека точно так же,

как на приготовляемую пищу, нанося вред здоровью человека.


Задача 6. Во что лучше поместить ёмкость с мороженым при его приготовлении для наилучшего охлаждения: в чистый лёд или смесь льда и соли? Ответ поясните.


Содержание критерия

Баллы

Дан верный ответ, имеется верное пояснение

2

Дан верный ответ, но отсутствует пояснение

1

Дан неверный ответ

ИЛИ

задача не решена

0

Максимальный балл

2

Ответ: Как следует из текста, растворение большинства кристаллических веществ – эндотермическая реакция, т. е. такая, которая требует определённое количество теплоты для протекания. Таким образом, для наилучшего охлаждения стоит использовать смесь льда и соли.


Задача 7. Показания сухого и влажного термометров, установленных в некотором помещении, соответственно равны 20оС и 15оС. Используя данные таблиц, определите абсолютную влажность воздуха в помещении, где установлены данные термометры. В первой таблице приведена относительная влажность, выраженная в%. (Ответ дать в граммах на кубический метр, округлив до десятых.)

Содержание критерия

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом

3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ с указанием единиц измерения. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями

3

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.

ИЛИ

Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчётов.

ИЛИ

Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка

2

Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.

ИЛИ

Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка

1

Задача не решена

ИЛИ

имеются грубые ошибки в формулах и расчетах

0

Максимальный балл

3

Ответ: 10,2









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.