Комплект материалов для оценки сформированности элементов общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности «Практическое занятие»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
Политехнический колледж № 31
Комплект материалов для оценки сформированности элементов
общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной
деятельности «Практическое занятие»
г. Москва, 2013
Перечень практических занятий по дисциплине
«Управленческая психология»
для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
№ п/п |
Наименование тем практических занятий |
Кол-во часов |
1. |
Диагностика индивидуально-типологических особенностей личности |
2 |
2. |
Диагностика социально-психологических особенностей рабочей группы |
2 |
3. |
Диагностика коммуникативных потенциалов личности |
2 |
4. |
Диагностика руководства и лидерства |
2 |
5. |
Диагностика конфликта |
2 |
ИТОГО: |
10 |
Практическое занятие № 3 на тему:
«Диагностика коммуникативных потенциалов личности»
Задание № 1. Проведите диагностику уровня общительности с помощью теста «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского.
Тест «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского
Инструкция: ответьте на вопросы «да», «нет», «иногда» (один вариант ответа).
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает Вас её ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассержено отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будите тяготится, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будите томится в ожидании?
12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и ни каких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Обработка и интерпретация результатов
Оценка ответов: «да» – 2 балла, «иногда» – 1 балл, «нет» – 0 баллов.
Полученные баллы суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории Вы относитесь.
30-31 балла. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируй себя.
25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает Вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничиваетесь только таким недовольством » – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо с увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность. Стоит только встряхнуться.
19-24 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке, чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 баллов. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывает у Вас раздражение.
9-13 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания. Никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям » – и на работе, и дома, и вообще повсюду - трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитываете в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье » – такой стиль жизни не проходит бесследно.
Задание № 2. Проведите диагностику коммуникативной деятельности с помощью тестовой карты коммуникативной деятельности А.А. Леонтьева.
Тестовая карта коммуникативной деятельности А.А. Леонтьева
Инструкция: оцените по предлагаемой шкале, какие действия преподавателя во время урока вызвали те или иные оценки.
1. |
Доброжелательность |
7 6 5 4 3 2 1 |
Недоброжелательность |
2. |
Заинтересованность |
7 6 5 4 3 2 1 |
Безразличие |
3. |
Поощрение инициативы |
7 6 5 4 3 2 1 |
Подавление инициативы |
4. |
Открытость |
7 6 5 4 3 2 1 |
Закрытость |
5. |
Активность |
7 6 5 4 3 2 1 |
Пассивность |
6. |
Гибкость |
7 6 5 4 3 2 1 |
Жесткость |
7. |
Индивидуальный подход |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие индивидуального подхода |
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитайте баллы.
45-49 баллов – коммуникативная деятельность близка к модели античного взаимодействия.
35-44 балла – высокая оценка коммуникативной деятельности.
20-34 балла – коммуникативная деятельность довольно свободна по форме.
11-19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности
7-10 баллов – взаимодействие с аудиторией отсутствует.
Задание № 3. Проведите диагностику потенциала коммуникативной
импульсивности с помощью методики диагностики потенциала коммуникативной импульсивности В.А. Лосенкова.
Методика диагностики потенциала коммуникативной импульсивности В.А. Лосенкова
Инструкция: выберите из четырех вариантов ответа (а, б, в, г) один вариант.
1. Если Вы беретесь за какое-то дело, то всегда доводите его до конца?
а) определенно да;
б) пожалуй, да;
в) пожалуй, нет;
г) нет, не всегда.
2. Вы всегда спокойно реагируете на резкие или неудачные замечания в свой адрес?
а) определенно да;
б) пожалуй, да;
в) пожалуй, нет;
г) нет, не всегда.
3. Вы всегда выполняете свои обещания?
а) определенно да;
б) пожалуй, да;
в) пожалуй, нет;
г) определенно нет.
4. Вы часто говорите и действуете под влиянием минутного настроения?
а) очень часто;
б) довольно часто;
в) довольно редко;
г) почти никогда.
5. В критических, напряженных ситуациях вы хорошо владеете собой?
а) да, всегда владею;
б) пожалуй, всегда;
в) пожалуй, нет;
г) нет, не владею.
6. У вас часто без видимых или достаточно веских причин меняется настроение?
а) такое случается очень часто;
б) бывает время от времени;
в) такое случается редко;
г) такого вовсе не бывает.
7. Вам часто приходится делать что-то наспех, когда поджимают сроки?
а) определенно да;
б) пожалуй, да;
в) пожалуй, нет;
г) определенно нет.
8. Вы могли бы назвать себя целеустремленным человеком?
а) да, определенно мог бы;
б) пожалуй, мог бы;
в) скорее всего, не мог бы;
г) нет, определенно не мог бы.
9. В словах и поступках вы придерживаетесь пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь!»?
а) да, всегда;
б) часто;
в) редко;
г) нет, почти никогда.
10. Вы подчеркнуто равнодушны к тем, кто несправедливо ворчит и задирает Вас, например, в автобусе или трамвае?
а) так я реагирую почти всегда;
б) так я реагирую довольно часто;
в) я редко так реагирую;
г) я никогда так не реагирую.
11. Вы сомневаетесь в своих силах и способностях?
а) да, часто;
б) иногда;
в) редко;
г) почти никогда.
12. Вы легко увлекаетесь новым делом, но можете быстро к нему охладеть?
а) определенно да;
б) пожалуй, да;
в) пожалуй, нет;
г) нет, не всегда.
13. Вы умеете сдерживаться, когда кто-либо из начальства заслуженно Вас упрекает?
а) определенно да;
б) пожалуй, да;
в) пожалуй, нет;
г) определенно нет.
14. Вам кажется, что Вы еще не нашли себя?
а) согласен, именно так оно и есть;
б) скорее всего это так;
в) с этим я вряд ли соглашусь;
г) я с этим определенно не согласен.
15. Может ли под влиянием каких-либо обстоятельств Ваше мнение о самом себе не раз изменяться?
а) наверняка так;
б) весьма вероятно;
в) маловероятно;
г) почти вероятно.
16. Обычно Вас трудно вывести из себя?
а) определенно да;
б) пожалуй, да;
в) пожалуй, нет;
г) определенно нет.
17. У Вас возникают желания, которые по разным обстоятельствам неосуществимы?
а) такие желания возникают у меня часто;
б) такие желания возникают время от времени;
в) у меня редко возникают подобные желания;
г) заведомо неосуществимых желаний у меня не возникает.
18. Обсуждая с кем-либо важные жизненные проблемы, Вы замечаете, что Ваши собственные взгляды еще не вполне определились?
а) да, часто замечаю;
б) иногда замечаю;
в) замечаю довольно редко;
г) так почти никогда не случается.
19. Случается ли, что какое-то дело Вам так надоедает, что не закончив его, Вы беретесь за новое?
а) да, так часто случается;
б) иногда так бывает;
в) так бывает довольно редко;
г) так почти никогда не случается.
20. Вы несколько неуравновешенный человек?
а) определенно да;
б) пожалуй, да;
в) пожалуй, нет;
г) определенно нет.
Обработка и интерпретация результатов
В процессе обработки результатов подсчитывают величину показателя импульсивности (Пи). Он представляет собой сумму баллов, набранную по шкалам всего тест-опросника.
В данном тест-опроснике четырех балльная шкала ответов.
Для вопросов 1, 2, 3, 5, 8, 9, 10, 13,16 номер шкалы соответствует количеству баллов, то есть 1, 2, 3 или 4.
Для вопросов 4, 6, 7, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 20 баллы подсчитываются по шкале в обратном порядке, то есть шкале 1 соответствуют 4 балла; шкале 2-3 балла, шкале 3-2 балла и шкале 1-4 балла.
Таким образом, показатель импульсивности может варьировать у разных людей от 20 до 80 баллов.
Импульсивность – это черта, противоположная волевым качествам: целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показатели импульсивности (Пи), тем выше импульсивность.
Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий. Если величина Пи в пределах 66-80, то импульсивность высокого уровня, то есть выражена сильно; если величина Пи от 35 до 65, то уровень средний, импульсивность умеренная, а если 34 и менее – то импульсивность низкого уровня. Высокий уровень импульсивности характеризует человека с недостаточным самоконтролем в общении и деятельности. Импульсивные люди часто имеют неопределенные жизненные планы, у них нет устойчивых интересов, увлекаются то одним, то другим.
Люди с низким уровнем импульсивности, наоборот, целенаправленны, имеют ясные ценностные ориентации, проявляют настойчивость в достижении поставленных целей, стремятся доводить начатое дело до конца.
Если импульсивность высока, то следует составить программу самовоспитания, направленную на снижение и увеличение целенаправленности. При этом следует учесть особенности локуса субъективного контроля.
Задание № 4. Проведите диагностику эмоциональных барьеров в межличностном общении с помощью методики диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко.
Методика диагностики эмоциональных барьеров
в межличностном общении В.В. Бойко
Инструкция: ответьте на вопросы «да» или «нет»
Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.
Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров (теряюсь, волнуюсь, замыкаюсь или, напротив, много говорю, перевозбуждаюсь, веду себя неестественно).
В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.
Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.
Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.
Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.
Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.
Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает.
Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность.
В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.
Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.
Если я увлекаюсь разговором, то мимика становится излишне выразительной, экспрессивной.
Пожалуй, я несколько эмоционально скован, зажат.
Я обычно: нахожусь в состоянии нервного напряжения.
Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке
Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т.п.
Разговаривая, я излишне жестикулирую.
Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.
Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.
Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.
Если я захочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку.
Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины.
Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т. д.
Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.
Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю чувства к нему.
Обработка и интерпретация результатов
Подведите итоги самооценивания с помощью предложенного ключа.
«Помехи» в установлении эмоциональных контактов |
Номера вопросов и ответы по ключу |
Неумение управлять эмоциями, дозировать их |
+1, -6, +11, +16, -21 |
2. Неадекватное проявление эмоций |
-2, +7, +12, +17, +22 |
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций |
+3, +8, + 13, +18, -23 |
Доминирование негативных эмоций |
+4, +9, +14, +19, +24 |
Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе |
+5, +10, +15, +20, +25 |
Сумма баллов может колебаться в пределах от 0 до 25. чем больше баллов, тем очевиднее Ваша эмоциональная проблема в повседневном общении. Однако не следует обольщаться, если Вы набрали очень мало баллов (0-2). Либо вы были неискренни в своих ответах, либо плохо видите себя со стороны. Если вы набрали не более 5 баллов, эмоции не мешают Вам обычно в общаться с партнерами; 6-8 баллов – у Вас есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении; 9-12 баллов – свидетельство того, что Ваши эмоции «на каждый день» в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами; 13 баллов и больше – эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми, возможно, Вы подвержены каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям. Обратите внимание, нет ли конкретных «помех», которые отчетливо возникают у Вас, – это пункты, по которым Вы набрали 3 балла и более.
Задание № 5. Проведите диагностику самоконтроля в общении с помощью теста «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера.
Тест «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера
Инструкция: внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них оцените как верное или неверное. Верное – обозначается буквой В, а неверное – буквой Н.
Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
Из меня мог бы выйти неплохой актер.
Другим людям кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
Чтобы преуспевать в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
Я не всегда такой, каким кажусь.
Обработка и интерпретация результатов
1 балл начисляется за ответ Н на вопросы 1,5,7 и В – на все остальные. Подсчитайте сумму.
0-3 – низкий коммуникативный контроль.
4-6 – средний коммуникативный контроль.
7-10 – высокий коммуникативный контроль.