12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Гончарова Олеся Леонидовна1105
Психолог, преподаватель психологии, кандидат педагогический наук
Россия, Москва, Москва
2

Комплект материалов для оценки сформированности элементов общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности «Практическое занятие»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования города Москвы

Политехнический колледж № 31

Комплект материалов для оценки сформированности элементов

общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной

деятельности «Практическое занятие»

г. Москва, 2013

Перечень практических занятий по дисциплине

«Управленческая психология»

для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

п/п

Наименование тем

практических занятий

Кол-во

часов

1.

Диагностика индивидуально-типологических особенностей личности

2

2.

Диагностика социально-психологических особенностей рабочей группы

2

3.

Диагностика коммуникативных потенциалов личности

2

4.

Диагностика руководства и лидерства

2

5.

Диагностика конфликта

2

ИТОГО:

10

Практическое занятие № 3 на тему:

«Диагностика коммуникативных потенциалов личности»

Задание № 1. Проведите диагностику уровня общительности с помощью теста «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского.

Тест «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского

Инструкция: ответьте на вопросы «да», «нет», «иногда» (один вариант ответа).

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает Вас её ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассержено отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будите тяготится, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будите томится в ожидании?

12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и ни каких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?

15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Обработка и интерпретация результатов

Оценка ответов: «да» 2 балла, «иногда» 1 балл, «нет» – 0 баллов.

Полученные баллы суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории Вы относитесь.

30-31 балла. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируй себя.

25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает Вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничиваетесь только таким недовольством » в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо с увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность. Стоит только встряхнуться.

19-24 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке, чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 баллов. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывает у Вас раздражение.

9-13 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания. Никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям » и на работе, и дома, и вообще повсюду - трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитываете в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье » такой стиль жизни не проходит бесследно.

Задание № 2. Проведите диагностику коммуникативной деятельности с помощью тестовой карты коммуникативной деятельности А.А. Леонтьева.

Тестовая карта коммуникативной деятельности А.А. Леонтьева

Инструкция: оцените по предлагаемой шкале, какие действия преподавателя во время урока вызвали те или иные оценки.

1.

Доброжелательность

7 6 5 4 3 2 1

Недоброжелательность

2.

Заинтересованность

7 6 5 4 3 2 1

Безразличие

3.

Поощрение инициативы

7 6 5 4 3 2 1

Подавление инициативы

4.

Открытость

7 6 5 4 3 2 1

Закрытость

5.

Активность

7 6 5 4 3 2 1

Пассивность

6.

Гибкость

7 6 5 4 3 2 1

Жесткость

7.

Индивидуальный подход

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие индивидуального подхода

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте баллы.

45-49 баллов – коммуникативная деятельность близка к модели античного взаимодействия.

35-44 балла – высокая оценка коммуникативной деятельности.

20-34 балла – коммуникативная деятельность довольно свободна по форме.

11-19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности

7-10 баллов – взаимодействие с аудиторией отсутствует.

Задание № 3. Проведите диагностику потенциала коммуникативной

импульсивности с помощью методики диагностики потенциала коммуникативной импульсивности В.А. Лосенкова.

Методика диагностики потенциала коммуникативной импульсивности В.А. Лосенкова

Инструкция: выберите из четырех вариантов ответа (а, б, в, г) один вариант.

1. Если Вы беретесь за какое-то дело, то всегда доводите его до конца?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) нет, не всегда.

2. Вы всегда спокойно реагируете на резкие или неудачные замечания в свой адрес?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) нет, не всегда.

3. Вы всегда выполняете свои обещания?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

4. Вы часто говорите и действуете под влиянием минутного настроения?

а) очень часто;

б) довольно часто;

в) довольно редко;

г) почти никогда.

5. В критических, напряженных ситуациях вы хорошо владеете собой?

а) да, всегда владею;

б) пожалуй, всегда;

в) пожалуй, нет;

г) нет, не владею.

6. У вас часто без видимых или достаточно веских причин меняется настроение?

а) такое случается очень часто;

б) бывает время от времени;

в) такое случается редко;

г) такого вовсе не бывает.

7. Вам часто приходится делать что-то наспех, когда поджимают сроки?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

8. Вы могли бы назвать себя целеустремленным человеком?

а) да, определенно мог бы;

б) пожалуй, мог бы;

в) скорее всего, не мог бы;

г) нет, определенно не мог бы.

9. В словах и поступках вы придерживаетесь пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь!»?

а) да, всегда;

б) часто;

в) редко;

г) нет, почти никогда.

10. Вы подчеркнуто равнодушны к тем, кто несправедливо ворчит и задирает Вас, например, в автобусе или трамвае?

а) так я реагирую почти всегда;

б) так я реагирую довольно часто;

в) я редко так реагирую;

г) я никогда так не реагирую.

11. Вы сомневаетесь в своих силах и способностях?

а) да, часто;

б) иногда;

в) редко;

г) почти никогда.

12. Вы легко увлекаетесь новым делом, но можете быстро к нему охладеть?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) нет, не всегда.

13. Вы умеете сдерживаться, когда кто-либо из начальства заслуженно Вас упрекает?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

14. Вам кажется, что Вы еще не нашли себя?

а) согласен, именно так оно и есть;

б) скорее всего это так;

в) с этим я вряд ли соглашусь;

г) я с этим определенно не согласен.

15. Может ли под влиянием каких-либо обстоятельств Ваше мнение о самом себе не раз изменяться?

а) наверняка так;

б) весьма вероятно;

в) маловероятно;

г) почти вероятно.

16. Обычно Вас трудно вывести из себя?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

17. У Вас возникают желания, которые по разным обстоятельствам неосуществимы?

а) такие желания возникают у меня часто;

б) такие желания возникают время от времени;

в) у меня редко возникают подобные желания;

г) заведомо неосуществимых желаний у меня не возникает.

18. Обсуждая с кем-либо важные жизненные проблемы, Вы замечаете, что Ваши собственные взгляды еще не вполне определились?

а) да, часто замечаю;

б) иногда замечаю;

в) замечаю довольно редко;

г) так почти никогда не случается.

19. Случается ли, что какое-то дело Вам так надоедает, что не закончив его, Вы беретесь за новое?

а) да, так часто случается;

б) иногда так бывает;

в) так бывает довольно редко;

г) так почти никогда не случается.

20. Вы несколько неуравновешенный человек?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

Обработка и интерпретация результатов

В процессе обработки результатов подсчитывают величину показателя импульсивности (Пи). Он представляет собой сумму баллов, набранную по шкалам всего тест-опросника.

В данном тест-опроснике четырех балльная шкала ответов.

Для вопросов 1, 2, 3, 5, 8, 9, 10, 13,16 номер шкалы соответствует количеству баллов, то есть 1, 2, 3 или 4.

Для вопросов 4, 6, 7, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 20 баллы подсчитываются по шкале в обратном порядке, то есть шкале 1 соответствуют 4 балла; шкале 2-3 балла, шкале 3-2 балла и шкале 1-4 балла.

Таким образом, показатель импульсивности может варьировать у разных людей от 20 до 80 баллов.

Импульсивность это черта, противоположная волевым качествам: целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показатели импульсивности (Пи), тем выше импульсивность.

Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий. Если величина Пи в пределах 66-80, то импульсивность высокого уровня, то есть выражена сильно; если величина Пи от 35 до 65, то уровень средний, импульсивность умеренная, а если 34 и менее – то импульсивность низкого уровня. Высокий уровень импульсивности характеризует человека с недостаточным самоконтролем в общении и деятельности. Импульсивные люди часто имеют неопределенные жизненные планы, у них нет устойчивых интересов, увлекаются то одним, то другим.

Люди с низким уровнем импульсивности, наоборот, целенаправленны, имеют ясные ценностные ориентации, проявляют настойчивость в достижении поставленных целей, стремятся доводить начатое дело до конца.

Если импульсивность высока, то следует составить программу самовоспитания, направленную на снижение и увеличение целенаправленности. При этом следует учесть особенности локуса субъективного контроля.

Задание № 4. Проведите диагностику эмоциональных барьеров в межличностном общении с помощью методики диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко.

Методика диагностики эмоциональных барьеров

в межличностном общении В.В. Бойко

Инструкция: ответьте на вопросы «да» или «нет»

Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.

Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благопри­ятное впечатление на партнеров (теряюсь, волнуюсь, замыкаюсь или, напротив, много говорю, перевозбуждаюсь, веду себя неестественно).

В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.

Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.

Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.

Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.

Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.

Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает.

Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность.

В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.

Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.

Если я увлекаюсь разговором, то мимика становится излишне выразительной, экспрессивной.

Пожалуй, я несколько эмоционально скован, зажат.

Я обычно: нахожусь в состоянии нервного напряжения.

Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке

Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т.п.

Разговаривая, я излишне жестикулирую.

Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.

Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.

Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.

Если я захочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку.

Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины.

Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т. д.

Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.

Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю чувства к нему.

Обработка и интерпретация результатов

Подведите итоги самооценивания с помощью предложенного ключа.

«Помехи» в установлении эмоциональных контактов

Номера вопросов и ответы по ключу

Неумение управлять эмоциями, дозировать их

+1, -6, +11, +16, -21

2. Неадекватное проявление эмоций

-2, +7, +12, +17, +22

Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций

+3, +8, + 13, +18, -23

Доминирование негативных эмоций

+4, +9, +14, +19, +24

Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе

+5, +10, +15, +20, +25

Сумма баллов может колебаться в пределах от 0 до 25. чем больше баллов, тем очевиднее Ваша эмоциональная проблема в повседневном общении. Однако не следует обольщаться, если Вы набрали очень мало баллов (0-2). Либо вы были неискренни в своих ответах, либо плохо видите себя со стороны. Если вы набрали не более 5 баллов, эмоции не мешают Вам обычно в общаться с партнерами; 6-8 баллов – у Вас есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении; 9-12 баллов – свидетельство того, что Ваши эмоции «на каждый день» в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами; 13 баллов и больше – эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми, возможно, Вы подвержены каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям. Обратите внимание, нет ли конкретных «помех», которые отчетливо возникают у Вас, – это пункты, по которым Вы набрали 3 балла и более.

Задание № 5. Проведите диагностику самоконтроля в общении с помощью теста «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера.

Тест «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера

Инструкция: внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них оцените как верное или неверное. Верное – обозначается буквой В, а неверное – буквой Н.

Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.

Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

Из меня мог бы выйти неплохой актер.

Другим людям кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

Чтобы преуспевать в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

Я не всегда такой, каким кажусь.

Обработка и интерпретация результатов

1 балл начисляется за ответ Н на вопросы 1,5,7 и В – на все остальные. Подсчитайте сумму.

0-3 – низкий коммуникативный контроль.

4-6 – средний коммуникативный контроль.

7-10 – высокий коммуникативный контроль.

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.