Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации «Русский язык»

2
0
Материал опубликован 12 June 2022 в группе

 






Комплект оценочных средств

для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

в форме дифференцированного зачета, экзамена,

экзамена (квалификационного) по учебной дисциплине (профессиональному модулю)

код, название

основной профессиональной образовательной

программы (ОПОП) по специальности профессии СПО код, название

19.02.10 Технология продукции общественного питания (Приказ Минобрнауки РФ от 22.04.2014 г. N 384, зарегистрирован в Минюсте РФ 23.07.2014г., регистрационный N 33234), естественнонаучного профиля профессионального образования,

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (Приказ Минобрнауки РФ от 28.07.2014г. N8235, зарегистрирован в Минюсте РФ 25.08.2014г., регистрационный N33769), естественнонаучного профиля профессионального образования,

43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании (Приказ Минобрнауки РФ от 07.05.2014г. N465, зарегистрирован в Минюсте РФ 11.06.2014г., регистрационный N32672), социально-экономического профиля профессионального образования,

43.02.10 Туризм (Приказ Минобрнауки РФ от 07.05.2014г. N474, зарегистрирован в Минюсте РФ 19.06.2014г., регистрационный N32806), социально-экономического профиля профессионального образования,

21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014г. N487, зарегистрирован в Минюсте РФ 29.07.2014г., регистрационный N33325), технического профиля профессионального образования

Профессии

08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства (Приказ Минобрнауки РФ от 02.08.2013 г. N 684, зарегистрирован в Минюсте РФ 20.08.2013г., регистрационный N29586), технического профиля профессионального образования,

19.01.17 Повар, кондитер (Приказ Минобрнауки РФ от 02.08.2013 г. N 798, зарегистрирован в Минюсте РФ 20.08.2013г., регистрационный N 29749), естественнонаучного профиля профессионального образования,

2020 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин

протокол №____

« ___» ________________20_____г

Председатель ПЦК

___________ 

УТВЕРЖДАЮ

Директор  

__________________ 

« ___» _______________20___г.



Комплект контрольно-оценочных средств для дифференцированного зачета Родной (русский) язык (ОПОП) по специальности СПО 08.01.10 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности профессии среднего профессионального образования 08.01.14 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (приказ Минобрнауки РФ от от 6 апреля 2016 г. N 282 , зарегистрирован в Минюсте РФ 17 мая 2016 г. N 17241) и рабочей программы профессионального модуля ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности, Положением о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ГБПОУ КК АКСУ, Положением о фонде оценочных средств ГБПОУ КК АКСУ


Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Анапский колледж сферы услуг»


Разработчик: Сербина Виктория Владимировна, преподаватель  









Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Анапский индустриально-педагогический колледж






Паспорт комплекта оценочных средств

для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

в форме экзамена по учебной дисциплине

ОДБ 01.1 «Русский язык»

в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальности СПО

19.02.10. Технология продукции общественного питания,

21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности,

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров,

43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании,

43.02.10 Туризм











Анапа, 2020







РАССМОТРЕНА

на заседании ПЦК общеобразовательных и гуманитарных наук

«___»________________2020г

Председатель ПЦК

_____________ 



УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО АИПК КК

__________________ 

«___»____________2020г.






Комплект оценочных средств предназначен для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме экзамена по учебной дисциплине ДУП 01. «Родной язык (русский)» разработан на основе ФГОС (приказ Минобрнауки РФ от __ ________ 20__ г. N ____. Зарегистрировано в Минюсте РФ ____________ 20___ г. N _______), примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», разработанной доктором педагогических наук, профессором Воителевой Т.М. Программа рекомендована Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»




Разработчик:

Сербина Виктория Владимировна – преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК АКСУ












1.Паспорт комплекта оценочных средств

1. Область применения комплекта оценочных средств

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.10. Технология продукции общественного питания,

21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности,

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров,

43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании,

43.02.10 Туризм

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Таблица 1

Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов

Виды аттестации

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

У.1.языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания.

Оформление устной и письменной речи, освоение норм русского литературного языка, совершенствование умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.

1.Устный монологический ответ

2. сочинение- рассуждение, в том числе на лингвистическую тему

3.Работа с различными лингвистическими словарями;





ДЗ

У.2.анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Повышение орфографической, пунктуационной грамотности

1.Анализ текста,

2.Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова

3.Наблюдение над выразительными средствами фонетики.



ДЗ






У3. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

Овладение типами речи, функциональными стилями, жанрами текста.

1.Лингвостилистический анализ текста




ДЗ

У4. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;


Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании.









Контрольная работа



тест













ДЗ

У5. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;


правильно определять ударные слоги и выделять голосом слова, важные для говорящего;

-уметь пользоваться орфоэпическими словарями.

понимать стилевую окраску фразеологизмов и правильно употреблять их в речи.









Контрольная работа



тест









ДЗ

У6. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;


Закрепление и совершенствование использования норм современного русского языка, повышение орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.





Контрольная работа



тест











ДЗ

У7. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.


Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи





Контрольная работа



тест









ДЗ

З1. Связь языка и истории; культуры русского и других народов;


-общие сведения о языке;

- роль русского языка в жизни общества;

-мировое значение русского языка.









Контрольная работа



тест









ДЗ

З2. смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

совершенствование речевой культуры и воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи в процессе общения







Контрольная работа



тест









ДЗ

З3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.

использование в речи лексического богатства русского языка;

-пользоваться всеми видами словарей.





Контрольная работа



тест





ДЗ

З4. Орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сфере общения.

Освоение лексических, фонетических, орфоэпических, стилистических, орфографических, пунктуационных норм языка





Контрольная работа



тест





ДЗ



2. Оценка освоения учебной дисциплины:

2.1. Формы и методы оценивания

        Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине русский язык, направленные на реализацию программы общего образования, на формирование общих и профессиональных компетенций. Технология оценки З и У – пятибалльная.

2.1.1. Оценка устных ответов обучающихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучащихся по русскому языку. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа обучающегося надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если обучающийся обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

       Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки обучающегося отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

2.1.2. Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию.

Объем диктанта – до 200 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из  35 – 40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки обучающихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты проверяют подготовку обучающихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 — 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В диктантах должно быть не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;        

2) на правила, которые не включены в общеобразовательную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие
существенного значения для характеристики грамотности. При
подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым
относятся ошибки:        

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.        .

Диктант  оценивается  одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. 

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5»  ставится за диктант, в котором  нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором обучающийся допустил 1 — 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

2.1.3. Оценка сочинений

Сочинение — основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающегося.

С помощью сочинений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания обучающихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;    

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических. 1

Основные критерии оценки

Оценка «5»

Содержание и речь

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.        -

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

Содержание и речь

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов.

Грамотность        '

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

Содержание и речь

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

2.1.4. Оценка устного выступления

I Оценка содержательной стороны выступления: - 5 баллов.
1.    Понравилось ли выступление.
2.    Соответствует ли оно заявленной теме.
3.    Интересно выступление и не слишком ли оно длинное.
4.    Установлен ли контакт с аудиторией.
5.    Продуман ли план.
6.    Весь ли материал относится к теме.
7.    Примеры, статистика.
8.    Используются ли наглядные средства.
9.    Формулировка задач или призыв к действию.
10.    Вдохновило ли выступление слушателей.
II Оценка культуры речи выступающего. - 3 балла.
1.    Соответствует ли речь нормам современного русского языка.
2.    Какие ошибки были допущены.
3.    Можно ли речь охарактеризовать как ясную, точную, краткую, богатую.
III Оценка ораторской манеры выступления.- 2 балла.
1.    Манера держаться
2.    Жесты, мимика.
3.    Контакт с аудиторией.
4.    Звучание голоса, тон голоса.
5.    Темп речи.
Пожелания выступающему.

Максимум за выступление - 10 баллов.

«5» ( отлично)- до 9 баллов

«4» (хорошо)- до 7 баллов

«3» (удовлетворительно)- до 5 баллов

«2» (неудовлетворительно)- менее 5 баллов

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)



3.1. Комплект оценочных средств для проведения итогового контроля

Вариант 1

1. Найдите диалектное слово

А) бурак б) речь в) вода г) кот

2. Определите исконно русское слово

А) самовар б) шоу в) фиаско г) сувенир

3. Найдите заимствованное слово

А) самовар б) шоу в) белка г) береза

4. «Местное наречие, говор» - это…

А) неологизм б) историзм В) профессионализм г) диалект

5. Выберите правильный вариант ответа. Значимость родного русского языка.

А) родной язык неотъемлем от нашего мышления, он тесно связан со всей нашей жизнью

Б) родной язык не связан со всей нашей жизнью

В) родной язык заменим на другие языки, оторван от нашего мышления

6. Главное место в развитии умственных способностей детей Л.В.Щерба отводил изучению…

А) английского языка б) «мертвого» языка в) родного языка г) неродного языка

7. По мнению крупнейших педагогов и мыслителей прошлого и современности, обучение на родном языке – это…

А) необходимое условие формирования психологически здоровой развитой личности.

Б) необходимое условие для создания другого языка

В) необходимое условие для изучения неродного языка

8. Сегодня … язык является родным для 170 млн. человек. На нём говорят более 160 народов и национальностей России. Родным он также является для 30 млн. человек, проживающих вне России. Какой это язык?

А) латинский б) русский в) финский г) итальянский


9. Укажите основную функцию русского языка:

А) Коммуникативная

Б) Мировоззренческая

В) Познавательная

Г) Практически-действенная функция.


10. Кто был основоположником русского литературного языка?

А) М.В. Ломоносов

Б) Л.Н. Толстой

В) А.С. Пушкин

Г) Н.М. Карамзин


Ответы:

А, 2. А, 3.Б, 4. Г, 5.А, 6.В, 7.А, 8.Б, 9 А, 10. В


Критерии оценки:

«5» - допущена ошибка.

«4» - допущены ошибки.

«3» - допущены ошибки.

«2» - допущено более 4 ошибок.



Вариант 2

Итоговые тестовые задания для 11 класса

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

2. Кто был основоположником русского литературного языка?

А) М.В. Ломоносов

Б) Л.Н. Толстой

+ В) А.С. Пушкин

Г) Н.М. Карамзин

3. В чём заключаются нормы современного русского литературного языка?

А) Это общепринятые нормы устной и письменной речи, актуальные во все времена.

+ Б) Это общепринятые нормы устной и письменной речи для данной эпохи.

В) Это нормы правописания.

Г) Это нормы произношения.

4. За что отвечают стилистические нормы русского языка?

А) Правила использования грамматических форм разных частей речи.

Б) Правила выбора и употребления знаков препинания в предложении.

В) Регулируют составление предложений и словосочетаний, которое является одним из самых важных условий правильной устной и письменной речи.

+ Г) Употребление стилистически окрашенной лексики и фразеологии, т.е. слов и выражений, закрепленных за определенным функциональным или экспрессивным стилем, а также нормы употребления оценочных слов и лексики разных исторических эпох.

5. От какого слова произошло название раздела лингвистики «Фонетика»?

А) Буква

Б) Ударение

В) Слог

+ Г) Звук

6. Сколько согласных букв в русском языке?

А) 10

Б) 14

В) 19

+ Г) 21

7. Сколько согласных звуков в русском языке?

А) 14

Б) 19

В) 21

+ Г) 36

8. Какие гласные могут обозначать два звука?

А) Я, Ю

+ Б) Е, Ё, Я, Ю

В) Ё, Я, Ю

Г) И, Е, Я

9. В каком случае гласные буквы не могут обозначать два звука?

А) В начале слова

Б) После гласных

+ В) После согласных

Г) После букв Ь, Ъ

Тест 10. В каком слове больше букв, чем звуков?

А) Яблочко

+ Б) Вещь

В) Покрывало

Г) Друзья

11. Сколько букв в русском алфавите?

А) 30

Б) 32

+ В) 33

Г) 36

12. Укажите слово, в котором есть орфографическая ошибка:

А) Пропаганда

Б) Сандалия

В) Жужелица

+ Г) Диференцировать

13. Выберите ряд, в котором все слова написаны правильно:

+ А) Целлюлоза, вполоборота, перпендикуляр

Б) Жёлудь, эквевалент, террариум

В) Экспрессия, жюри, щюпальца

Г) Златокованный, эликсир, цыплёнок

14. В каком слове ударение стоит неправильно?

А) зубчАтый

+ Б) избАлованный

В) исчЕрпать

Г) католОг

15. Укажите слово, в котором ударение стоит верно:

А) кухОнный

Б) красивЕе

В) обеспечЕние

+ Г) знАмение

16. Что такое лексика?

А) Словарный запас человека

+ Б) Совокупность всех слов языка

В) Грамматический строй языка

Г) Система знаков препинания

17. Что означает фразеологизм «Гнать волну»?

А) Тяжёлое испытание

Б) Умение справляться с любыми обстоятельствами, успешное ведение дел

+ В) Разносить сплетни, провоцировать ссоры

Г) Разоблачить, уличить во лжи

18. Выберите лишний фразеологизм:

А) Вагон и маленькая тележка

Б) Видимо-невидимо

+ В) С гулькин нос

Г) Непочатый край

19. Выберите лишний фразеологизм:

А) Язык без костей

Б) Лить воду

В) Чесать языком

+ Г) Выносить сор из избы

тест-20. От какого слова произошло название раздела языкознания «Морфемика»?

А) Буква

Б) Звук

+ В) Форма

Г) Знак

21. Для чего служит окончание слова?

+ А) Для связи слов в словосочетании и предложении

Б) Для различения падежей

В) Для того, чтобы увеличить слово в объёме

Г) Для создания новых слов

22. Каким образом образовано слово «лесостепь»?

А) Переход из одной части речи в другую

+ Б) Сложение слов

В) Сращение словосочетания

Г) Нулевая суффиксация

23. При каком способе словообразования происходит соединение, слияние двух или более слов в одно без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных?

А) Приставочный

Б) Переход из одной части речи в другую

В) Сложение слов

+ Г) Сращение словосочетания в одно слово

24. Сколько существует морфологических способов словообразования?

А) 3

Б) 4

+ В) 5

Г) 6

25. Каким способом образовано слово «учитель»?

А) Приставочный

+ Б) Суффиксальный

В) Нулевая суффиксация

Г) Переход из одной части речи в другую

26. Каким способом образовано слово «рассказ»?

А) Приставочный

Б) Суффиксальный

+ В) Бессуффиксный

Г) Переход из одной части речи в другую

27. Из каких частей речи образовывается имя существительное при таком способе словообразования, как переход из одной части речи в другую?

А) Глагол и деепричастие

+ Б) Прилагательное и причастие

В) Наречие и деепричастие

Г) Прилагательное и числительное

28. Укажите слово, в котором присутствует орфографическая ошибка:

А) Оккупация

Б) Наперехват

В) Пессимист

+ Г) Бесприцендентный

29. Выберите слово, которое написано без ошибок:

А) Безинициативный

+ Б) Бассейн

В) Безапаляционный

Г) Медальён

тест_30. Укажите ряд, где все слова написаны правильно:

А) Белорусс, цилиндр, шампиньон

Б) Бельетаж, тринадцать, пропаганда

В) Водоросль, бифстроганов, металл

+ Г) По-иному, четыреста, циферблат

31. Сколько существует стилей речи в русском языке?

А) 4

+ Б) 5

В) 6

Г) 7


Вариант 3

32. Какая основная функция официально-делового стиля речи?

А) Познавательная

Б) Эстетическая

В) Коммуникативная

+ Г) Информативная

33. Где используется официально-деловой стиль речи?

+ А) Инструкция

Б) Статья

В) Диссертация

Г) Поэма

34. Какие черты характерны для официально-делового стиля?

А) Информативная направленность – для того, чтобы оставаться в исключительно административно-правовой сфере деятельности.

Б) Точность и стандартность формулировок – порой в ущерб простоте восприятия.

В) Жесткая логическая структура и предложений, и самого текста в целом.

+ Г) В текстах, написанных официально-деловым стилем отсутствуют факты, либо обоснованные гипотезы, а используется субъективный подход к излагаемым вещам.

35. Какой пример текста относится к официально-деловому стилю?

А) «В Европе вспышка заболевания корью среди детей: только за первое полугодие зарегистрирована 1 тысяча случаев заражения. Врач-терапевт высшей категории и научный журналист — о роли антипрививочников в том, что мы до сих пор не справились с этим заболеванием.

+ Б) Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается утвержденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами.

В) Проблема воровства требует соответствующих адекватных мероприятий со стороны субъекта хозяйствования, в частности, использование вспомогательных орудий труда для ликвидации потенциальной угрозы со стороны злоумышленника.

Г) Почему не поднимаете вы властного голоса против безумия, грозящего окутать мир облаком отравы? Каждый миг под косые смерти падает где-нибудь человек и каждый миг в каком-нибудь другом уголке земли женщина, торжествуя победу над стихией разрушения, дарует миру нового человека… Матери! Жены! Вам принадлежит голос, вам принадлежит право творить на земле закон.

36. Какие языковые средства используются в официально-деловом стиле?

+ А) Канцеляризмы

Б) Эпитеты

В) Термины

Г) Диалог

37. Что изучает синтаксис?

А) Части речи.

+ Б) Предложения и способы сочетания слов внутри предложения.

В) Правила расстановки знаков препинания.

Г) Ударения и правила произношения.

38. Как называются слова в словосочетании?

А) Главное и подчинительное

Б) Главное и дополнительное

+ В) Главное и зависимое

Г) Основное и дополнительное

39. В чём заключается особенность простого предложения?

+ А) Оно имеет одну грамматическую основу

Б) Оно имеет две и больше грамматические основы

В) У него есть только главные члены предложения

Г) Оно имеет только один главный член предложения

Тест*40. Как называется предложения, у которого есть только один главный член – сказуемое или подлежащее?

А) Простое

+ Б) Односоставное

В) Нераспространённое

Г) Безличное

41. Укажите простое предложение:

А) Улетают журавли, и низкие осенние облака заволакивают небо.

Б) Море было в дымке, по нему катились волны с белыми гребнями

В) Верхушки елей начали качаться, когда подул ветер.

+ Г) Растениям нужен широкий простор, родной край и свобода.

42. В каком виде речи часто встречаются неполные предложения?

+ А) В диалоге

Б) В монологе

В) В документах

Г) В рефератах

43. Выберите неполное предложение:

А) Каждую осень я приезжал в лесную деревню и шел от нее к озеру

Б) Весело жить в такой земле!

+ В) Посередине – школьная парта.

Г) По одёжке протягивают ножки.

44. Какие предложения называются неполными?

А) Предложения, в которых есть не все второстепенные члены предложения.

Б) Предложения, в которых есть только главные члены предложения.

В) Предложения, в которых есть только один главный член – сказуемое или подлежащее.

+ Г) Предложения, в которых пропущен один или несколько его членов, необходимых по смыслу и по структуре.

45. Какую функцию не выполняют знаки препинания?

А) Разделение на смысловые отрезки

Б) Завершение предложения

В) Выделение смысловых отрезков

+ Г) Изменение смыслового отрезка

46. На какие виды делятся знаки препинания?

А) Отделительные и уточнительные

+ Б) Отделительные и выделительные

В) Разделительные и обособляющие

Г) Главные и второстепенные

47. Какой знак препинания передаёт недосказанность мысли?

А) Запятая

Б) Точка с запятой

В) Вопросительный знак

+ Г) Многоточие

48. Какой знак препинания помогает при разъяснении чего-нибудь?

А) Запятая

+ Б) Двоеточие

В) Многоточие

Г) Точка с запятой

49. К какому виду знаков относятся скобки?

А) Отделительные

Б) Разделительные

+ В) Выделительные

Г) Уточнительные

Тест№ 50. Укажите ошибочное утверждение:

А) Восклицательные предложения выражают различные эмоции автора и героев.

Б) Восклицательные предложения усиливают эмоциональное воздействие текста на читателя.

+ В) Восклицательные предложения имеет дополнительное значение отрицания.

Г) С помощью восклицания выделяют наиболее важные части текста.

51. Что включают в себя простые осложнённые предложения?

А) Две и более грамматические основы.

Б) Второстепенные члены предложения.

В) Однородными членами предложения.

+ Г) Вводные слова, обращения и вставки.

52. Какое обособление присутствует в следующем предложении «Тропинка, мощенная мелким гравием, поднималась вверх»?

А) Обособленное дополнение

+ Б) Обособленное определение

В) Обособленное обстоятельство

Г) Обособленное приложение

53. Какое обособление присутствует в следующем предложении «Мы, юристы, знаем ценность закона»?

А) Обособленное дополнение

Б) Обособленное определение

В) Обособленное обстоятельство

+ Г) Обособленное приложение

54. Какое обособление присутствует в следующем предложении «Весь коллектив, исключая Павла Петровича, был в сборе»?

+ А) Обособленное дополнение

Б) Обособленное определение

В) Обособленное обстоятельство

Г) Обособленное приложение

55. Что из перечисленного не обосабливается?

А) Обращения

Б) Уточняющие члены предложения

+ В) Междометия

Г) Приложения

56. Укажите предложение с обобщающим словом, в котором знаки препинания расставлены правильно:

А) И огромная печь, и лавки вдоль стен, и посуда, туески да короба: всё было разрисовано цветами, рыбами, птицами.

Б) Все эти люди – матросы разных наций, рыбаки, кочегары, весёлые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты — все они были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы

В) Здесь росли клён и дикая груша, ель и берёза, осина и ольха...

+ Г) Утром всё хрустело вокруг: подмёрзшие дороги, листья на крыльце, чёрные стебли крапивы, торчавшие из-под снега.

57. При помощи чего связываются простые предложения в составе сложносочинённого предложения?

А) Предлогов

+ Б) Сочинительных союзов

В) Любых союзов

Г) Союзных слов

58. Как называются части предложения в сложноподчинённом предложении?

А) Главная и второстепенная

+ Б) Главная и придаточная

В) Основная и дополнительная

Г) Основная и придаточная

59. Выберите сложносочинённое предложение с противительными союзами:

А) То ли на него подействовала тишина и одиночество, то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку.

Б) Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух с улицы.

В) Лицо её бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.

+ Г) Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером.

Тест"60. Выберите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки:

А) Оттого что выпавший ночью снег точно покрыл всё ватой и простынями, кругом стало светло, как в операционной.

Б) Коли парень ты румяный, братец будешь мне названый.

+ В) Сколько я ни прислушивался, я ни мог различить ни одного звука.

Г) Он употребил своё красноречие, дабы отвратить Акулину от её намерения.

Критерии оценки:

«5» - допущена 1 ошибка, 1 ошибка орфографическая.

«4» - допущены 2 ошибки, 2 ошибки орфографические.

«3» - допущены 3 ошибки, 3 ошибки орфографические.

«2» - допущено более ошибок.

Вариант 4

Вставьте пропущенные буквы:

В 1

Ж_леть, ш_лить, п_стух, оп_саться, прел_сть, объед_нение, пл_тить, расщ_пить, ощ_пать, выч_стили, зач_стили, обн_жать, неисс_каемый; рано пос_деть, пос_деть на скамейке, разв_вается флаг, ребёнок разв_вается, ч_стота в доме, ч_стота вращения, прим_рять товарищей, прим_рять костюм, ум_лять заслуги, ум_лять признать ошибку, осв_тить фарами, посв_тить жизнь, об_жать поле, незаслуженно об_жать.

В 2

Аб_р_ген, абс_лютный, ав_нгард, ав_нтюра, ави_ционный, агр_гат, агр_ссивный, ад_птация,адв_кат, ак_демический, акв_рель, акк_мп_н_мент, акк_рд_он, акр_бат, алл_г_рический, альп_нист,альт_рн_тива, апл_дировать, б_дон, б_зн_см_н, в_нт_лятор, в_стибюль, д_з_ртир, д_стилляция,ид_ология, к_нфорка, к_рниш_н, камф_ра, комп_стировать, об_яние, об_няние, п_л_садник, эл_ксир,эст_када, электр_фицировать, экспл_атация; б_чёвка, б_дяга, к_лач, к_чан, ижд_вение, нав_ждение,п_скарь, сн_гирь, щ_вель,эш_лон, арт_ллерия, к_в_лерия, _ст_ро_д, б_хр_ма, д_в_рсант, к_нн_бал, н_анс.

В 3

Кр_вать, к_рзина, л_пата, ск_мья, п_суда, сах_рница, т_релка, ст_кан, ф_рфор, т_пор, т_рмометр,к_пуста, к_ртофель, м_рковь, см_родина, агр_ном, б_гровый, г_ризонт, пап_р_тник, м_скиты, г_оргин,с_рень, ж_смин, к_лина, г_рмонь, б_ян, м_лодия, г_тара, б_лкон, к_р_катица, к_щей, л_т_рея, обл_гация,п_ром, п_риод, п_риферия, пл_ст_лин, пол_клиника, б_лагур, б_хрома, в_л_с_пед, в_н_грет, д_л_гация,к_лчан, м_н_фест, пиг_лица, пр_в_легия, ск_в_р_да, т_бурет, ярм_рка, б_нзин, в_тага, мач_ха,пр_зидиум, пр_п_ганда, ст_пендия, т_бун, экзам_натор, экз_куция, экв_л_брист, экв_в_лент, эш_фот.

В 4

Прик_снуться – прик_саться, прик_сновение – к_сательная, предл_жить – предл_гать, распол_житься– распол_гаться, покл_ниться – кл_няться, накл_ниться – покл_н – раскл_няться, тв_рение – тв_рчество –тв_рь, заг_релый – заг_р, уг_релый – уг_р, разг_раться – г_реть – г_рь, пл_вец – пл_вать, пл_вчиха –пл_вучесть, з_рька – з_ря – з_рница, з_ренька – оз_рять – оз_рённый – оз_рение, р_стить – р_сток, выр_стить– выр_сли – выр_сший, прир_щивать – прор_стать – зар_стать, пор_сль – зар_сль, р_вный – р_вный, ур_вень– ур_внение, ур_внять углы платка – выр_внять дорогу – пор_вняться с колоннами, р_весник, пром_кать –м_кать – пром_кнуть – вым_кнуть, вск_чить – ск_кать, выск_чка.


Критерии оценки:

«5» - допущена 1 ошибка, 1 ошибка орфографическая.

«4» - допущены 2 ошибки, 2 ошибки орфографические.

«3» - допущены 3 ошибки, 3 ошибки орфографические.

«2» - допущено более ошибок.




Вариант 5

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание:



Охота на зайца

Мы соб_рались в д_рогу _щё до з_ри и рас(?)читывали д_браться до места охоты (по) раньше, но (не) много зад_ржались из (за) Пети. Его пришлось зап_реть одного дома, так как вч_ра он выск_чил один на к_ньках на оз_ро, к_торое п_крылось слабой коркой льда, и пр_в_лился в воду. Конечно, он предп_л_гал, что лёд уже крепкий, но ве_ь нельзя (же) было р_ск_вать, (не) умея пл_вать. А пл_вец он (н_) кудышный. С трудом ему пр_шлось д_б_раться до пл_вучего мостика, где его подж_дали ум_равшие от страха т_варищи.

Вмест_ пров_нившегося Пети с нами на охоту пош_л Р_стислав, (н_) давн_ пр_ехавший в наши кр_я из Р_стова (на) Дону и м_чтавший сотв_рить что (нибу_ь) (не) обыкн_венное. Когда он узнал, что мы с_б_раемся охотиться, он (н_) медленно пр_ск_кал к нам на м_лодом ск_куне из с_седнего к_лхоза

«З_рница». С ним мы и отправились в путь.

С з_м_рающим сер(?)цем мы пр_б_рались в своей (не) пр_м_каемой одежде по мелкой пор_сли м_л_дых д_ревьев, надеясь в зар_слях напасть на след зайца. Однако (в) скоре мы дог_дались, что наши предп_л_жения о за_чьем укрытии (не) верны.

Наст_ящий охотник (не) лез_т в ч_щ_бу, а выб_ра_т д_рожки прос_ки. А когда лес расп_ложен по г_ристым склонам, за_чьи тропы идут (в) доль д_роги. И самый верный рас(?)ч_т – подст_реч(?) зайч_ка на п_р_с_чении дорог. Это рас(?)к_зал нам потом старый охотник, к_торый предл_жил св_и услуги пр_в_дника. Мы, к_неч(?)но, прин_ли это пр_дл_жение с радостью.

Р_зг_ралась поз(?)н_я з_ря. Был лёгкий м_роз, ветви д_ревьев бл_стали ин__м. Оз_рённый роз_выми лучами снег в соч_тании с г_лубым н_бом к_зался сказ_ч(?)ным убором зимн_й пр_роды. С_бакам уд_лось найти зайца. З_гоншики поспешно р_внялись и гнали зайца в нашу стор_ну. Я г_рел ж_ланием отл_читься и м_ч(?)тал, что (бы) за_ц выск_чил на меня. И вдру_ я д_йствит_льно увид_л старого рус_ка, к_торый ск_кал, плотно пр_жав уши. После м_его выстр_ла за_ц дважды кувыркнулся и, по(?)ск_чив ещё раз на ур_вень куста, упал зам_ртво.

Критерии оценки:

«5» - допущена 1 ошибка, 1 ошибка орфографическая.

«4» - допущены 2 ошибки, 2 ошибки орфографические.

«3» - допущены 3 ошибки, 3 ошибки орфографические.

«2» - допущено более ошибок.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации