Комплект универсальных развивающих карточек «Играем, части речи изучаем»
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИВАЮЩИЕ КАРТОЧКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Комплект универсальных развивающих карточек
«Играем, части речи изучаем»
«Игра практически с древних времён
выступает как форма обучения»
Ян Коменский
Актуальность
В последние годы значительно увеличивается число школьников, имеющих проблемы в усвоении премудростей письменной речи. Начиная с первого класса, ученики испытывают трудности при формировании навыков письма и чтения. Это, в свою очередь, препятствует успешности обучения, вызывает трудности школьной адаптации, часто способствует возникновению вторичных психических наслоений, проблем в формировании. Изучение русского языка в начальных классах, несомненно, является первоначальным этапом системы лингвистического образования, которое обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему обучению.
Для того, чтобы минимизировать данную проблему, в своей практике я использую игровые технологии, которые помогают детям младшего дошкольного возраста, активно взаимодействовать с окружающей его образовательной средой, исполняя роль самостоятельного активного субъекта.
В игре обучение происходит без принуждения, мотивированно, весело. Игровые технологии помогают мне организовывать образовательную деятельность наиболее эффективно, обогащая учеников новыми знаниями и открытиями, стимулируя их мышление, внимание, и конечно, активизируя речь.
Пояснительная записка
Комплект развивающих карточек «Играем, части речи изучаем» предназначен для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми младшего школьного возраста, испытывающих трудности в усвоении программы по русскому языку. Занятия с использованием данного комплекта карточек помогает школьникам в игровой форме эффективнее освоить такие понятия как «части речи», «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол» и др. Игры с карточками способствуют развитию связной грамматически правильной речи, познавательных процессов, способствуют более легкому усвоению правил русского языка.
Комплект содержит 9 крупных карточек с частями домов, 14 карточек с вопросами, 54 мелкие карточки с картинками и 54 карточки со словами, наборы символов. Все карточки за ламинированы, что дает возможность их длительного использования и санитарной обработки.
Я использую в своей работе 8 разнообразных игр с данными карточками, но можно импровизировать и придумывать новые игры.
Цель: Формирование представлений о частях речи, формирование навыка определения принадлежности слова к той или иной части речи, на основе имеющихся опорных знаний.
Задачи:
1) формировать умение распознавать части речи, объединять слова в группы по определённым признакам; закреплять умение определять род и число имен существительных; упражнять в согласовании в роде, числе и падеже.
2) совершенствовать навыки взаимодействия в паре, группе; формировать умение вести активную практическую деятельность;
3) развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, сопоставлять, обобщать, приводить пример и делать выводы.
Игра «Построим дом» Помогает в усвоении понятий: «существительное», «прилагательное», «глагол». Ускоряет процесс запоминания правил.
Потребуются части домов. Игровая задача правильно построить дом и рассказать правило.
Если это задание вызывает трудности, можно предложить ребенку подобрать подходящую крышу к построенному дому.
Таким образом, можно варьировать сложность данной игры в соответствии с возможностями детей. Кто-то собирает дом самостоятельно, кто-то с долей помощи педагога, а кто-то только добавляет одну недостающую деталь.
Игра «Он, она, оно, они» Упражняем детей в усвоении навыка определения рода имени существительного.
Потребуются карточки с надписями «Он, она, оно, они» и маленькие карточки с картинками (или словами). Игровая задача подобрать подходящие по смыслу (роду) маленькие карточки к большим.
Игра «Кто в домике живет?» Способствует формированию навыка определения принадлежности слова к той или иной части речи.
Игра может быть организована в нескольких вариантах. С использованием карточек с картинками или карточек со словами, в зависимости от возраста и состояния детей. С построением целого дома и заполнением окошка или с использованием крыш с понятиями и карточек, обыгрываемых, как кирпичи для постройки дома.
Игра «Кто? Что?» Упражняем в подборе существительных отвечающих на вопросы: кто, что? Можно использовать картинки, можно использовать слова, в зависимости от уровня знаний детей и с учетом их психофизических особенностей.
Потребуются карточки с изображением одушевленных и неодушевленных предметов (или со словами); карточки с вопросами: «Кто?» и «Что?»
Игровая задача выходя по одному к доске, взять со стола учителя картинку, назвать, что изображено на ней и прикрепить к нужной группе. Картинка прикрепляется к доске под соответствующим вопросом.
При организации индивидуальной работы, картинки можно раскладывать на столе.
Игра «Четвертый лишний» Помогает закрепить знания о частях речи, способствует развитию логического мышления и связной речи, так нужно грамматически верно обосновать свой выбор.
Логопед выкладывает ряд слов (картинок), обозначающих действия (признак, предмет), и допускает одну «ошибку» (например, называя действия, включает предмет или его признак). Ученики должны найти это лишнее слово. Игровая задача внимательно посмотреть на картинки, назвать их. Найти лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.
Можно использовать карточки с картинками, можно карточки со словами, исходя из возможностей ребенка и этапа работы.
6. Игра «Кто что делает?»
Будем использовать набор предметных картинок и карточки со словами-действиями.
Логопед выкладывает картинки на столе (или прикрепляет к доске). Школьники подбирают и выкладывают подходящие по логике карточки со словами-действиями.
7. Игра «Назови такой же»
Логопед показывает картинку с признаком предмета и называет предмет, имеющий данный признак. Ученики перечисляют другие предметы, имеющие тот же признак.
8. Игра «Составь предложение»
Самое простое игровое задание - посмотреть на картинки, составить предложение и выложить схему. Более сложный вариант – ориентируясь на схему составить предложение.
Использование развивающих карточек комплекта «Играем, части речи изучаем» вносит эффект игры в логопедические занятия, повышает интерес младших школьников к выполнению задания, к освоению учебного материала.
Во время игры с развивающими карточками ученикам с ограниченными возможностями здоровья легче усвоить новые знания, закрепить полученные, так как обучение происходит в непроизвольной для них форме, задействуются различные анализаторы (кожно-кинестетический, речевой, слуховой, зрительный), повышается уровень эмоционального фона, появляется мотивация в достижении цели, развиваются ВПФ (внимание, восприятие, воображение, память, речь, мышление).
Информационные ресурсы:
1. Белошистая А.В. Формирование и развитие способностей младших школьников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дош. факультетов высших учебных заведений / А.В Белошистая. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011. - 400 с.
2. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М., 2011. - 207 с.
3. Букатов В.М. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо-игровых технологий обучения школьников / В.М. Букатов, А.П. Ершова. - Петрозаводск, VERSO, 2008. - 187 с.
4. Дубова Т.А., Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка. Журнал / Т.А. Дубова // Начальная школа. №11, 2001 г. - 30 с.
5. Ерофеева Т.Н. Дидактические игры на уроках русского языка / Т.Н. Ерофеева, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 2010. -285 с.
6. Ипполитова М.В. Игровые технологии для детей младшего школьного возраста / М.В. Ипполитова. - М.: Просвещение, 1993 - 262 с.
7. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках в начальных классах: методические рекомендации / Т.М. Лифанов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 32 с.
8. Романова С.М. Система игр на уроках русского языка / С.М. Романова. - СПб.: Питер, 2010. - 95 с.
9. Тикунова Л.И. Диктанты и творческие работы по русскому языку 4 класс / Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева. - М.: Дрофа, 2004. - 160 с.
Галина Владимировна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Дементьева Ирина Михайловна
Тихомирова Екатерина Витальевна