Комплект уроков по истории на тему «Мир между мировыми войнами»

8
0
Материал опубликован 17 March 2021 в группе

Мир между мировыми войнами.

Пояснительная записка

1.

Автор (ФИО, должность)


Домашева Татьяна Васильевна

2.

Название ресурса


Методическая разработка блока уроков, входящих в раздел «Мир между мировыми войнами»

3.

Вид ресурса

Документ, презентация

4.

Предмет, УМК

История

5.

Цель и задачи ресурса


Цель: систематизировать знания студентов об основных этапах и тенденциях развития международных отношений в 1920 - 1930-е годы.

Задачи:

1. Образовательная - рассмотреть международную обстановку в 20 – 30-е годы XX века, определить роль и место СССР в этом кластере, выяснить возможные причины ВМВ и вероятность её предотвращения.

2. Развивающая – способствовать развитию аналитических и коммуникативных умений обучающихся, навыков работы с текстовой информацией, умений работать в группе

3. Воспитательная – формировать у студентов высокое патриотическое сознание, миролюбие.

6.

Аудитория, для которой предназначен ресурс

Обучающиеся СПО, преподаватели - предметники

7.

Методические рекомендации

по использованию ресурса

Ресурс включает в себя три урока:

Международные отношения в 20 – е годы XX века (2 часа).

Международные отношения в 30 – е годы XX века. Умиротворение агрессора (1 час)

Международные отношения в 30 – е годы XX века. Смена курса. (2 часа).

Каждый урок включает в себя конспективное изложение материала, вопросы и задания к обучающимся, уроки сопровождаются презентацией и показом видеоматериала.

8.

Тип урока

Комбинированный

9.

Педагогические технологии

Критического мышления, ИТ, проблемного обучения, схемно-знаковых моделей, игровые

10.

Метод обучения

Устный, письменный, проблемно-поисковый, сравнительный

11.

Приемы обучения

Рассказ, беседа, сравнение, анализ, работа в паре\группе, практикум, работа со схемами, игра, практикум

12.

Форма организации познавательной деятельности

Фронтальная. групповая

13.

Метод контроля

Устный, письменный

14.

Межпредметные связи

Обществознание, немецкий язык,география

15.

Планируемые результаты



Личностные

Патриотизм, чувство ответственности перед Родиной, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;


Метапредмметные

Умение самостоятельно определять цели деятельности, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства


Предметные

Овладение комплексом знаний по теме раздела



Мир между мировыми войнами.

Международные отношения в 20 – е годы XX века



Задачи


1. Образовательная

1. Выяснить характер международных отношений в 20 е гг. XX века

2. Определить причины установления в Европе тоталитарных режимов

3. Определить роль и место СССР в системе международных отношений этого периода

2. Развивающая

Развивать умения обучающихся устанавливать причинно – следственные связи, делать вывод, работать в паре\группе

3. Воспитательная

Формировать у обучающихся неприятие фашизма

Хронометраж занятия

90 минут

Средства обучения

1. Компьютер.

2. Проектор.

3. Экран.

4. Презентация.

5. Раздаточный материал

6. Д\ф «Обыкновенный фашизм»

7.Д\ф «Эпоха ревущих 20 –х»»

Основные понятия, термины

Мировой экономический кризис, «новый курс», Версальско-Вашингтонская система, реванш, тоталитарный режим, фашизм



I. Оргмомент



II. Мотивация, определение темы, целеполагание:

t1615998877aa.png

???? Перед вами схема. Рассмотрите её, и ответьте на вопросы.

Возможный вариант ответа:

1. Что обозначают символы I, II на схеме? (Первая и Вторая мировые войны).

2. Каковы их хронологические рамки? (1914-1918, 1939-1945 гг.)

3. Опираясь на предложенную схему, сформулируйте тему занятия. (Между мировыми войнами)

Ещё раз вернёмся к схеме. Появляется вопрос «ПОЧЕМУ»

t1615998877ab.png

???? Смысловая нагрузка этого вопроса в чём состоит?

Возможный вариант ответа: Что привело во ВМВ? Можно ли было её предотвратить?

Поиск ответов на эти вопросы – цель нашего урока

Вы указали временные рамки двух мировых войн. Некоторые исследователи считают, что всё это – одна мировая война, а 18 лет – перемирие, подготовка к новым столкновениям или то, что происходило «Между мировыми войнами». Этот раздел включает в себя большой объём материала, события от полосы признания СССР до военных действий на Дальнем Востоке. Мюнхенский сговор и пакт Молотова Риббентропа. Но определяющим событием, знаковым, конечно же стал мировой кризис. Именно он спровоцировал приход к власти фашистских режимов, возобновление борьбы за мировое господство и подвёл мир к новой мировой бойне.

III. Основной момент урока

Экономическое развитие в 20 – 30-е гг. XX в.

Слайд 3

В 20-е гг. в большинстве западных стран наблюдался экономический рост.

После Первой Мировой войны экономический центр мира переместился в США. Здесь применяли новые технологии, по-новому организовывали производство, массово выпускали новейшую продукцию: автомобили, радиоаппаратуру, лекарства и т.д.

(видеофрагмент из хроники «Эпоха ревущих 20 – х» )

Но именно США стали центом экономического хаоса – 24 октября 1929 г- обвальное падение цен на акции на Американской фондовой бирже. Небывалый экономический кризис, продолжался до 1939 года. Однако мир выходил из депрессии вплоть до 1945 года. Поэтому 1930-е годы в целом считаются периодом Великой депрессии.

В 1929 – 1933 гг. объем промышленного производства в США сократился на 50%, безработными стали 13 млн человек.

Экономический кризис 1929 – 1933 гг. заставил пересмотреть многие взгляды на развитие общества.

Слайд4

Победив на выборах в ходе президентской кампании в 1932 г. кандидат от Демократической партии Франклин Делано Рузвельт, пообещал американцам «новый курс» в отношениях государственной власти и общества. На смену стихии рыночных отношений пришло государственное регулирование, государство, чтобы преодолеть экономические кризисы, за счет своего бюджета должно поддерживать объем спроса и потребления на производимые товары, не допуская кризиса перепроизводства и безработицы.

???? Как бы вы назвали такую модель.

Возможный вариант ответа: сочетание государственного регулирования с рыночной экономикой. (Кейнс, кейнсианство).

Слайд 5.

В Германии процесс выхода из кризиса пошёл по «жёсткому варианту»: прямое администрирование экономики государством, контроль через картели, милитаризация экономики при свёртывании парламентской демократии. На предприятиях вводился принцип «фюрерства»: владелец предприятия становился «фюрером», который единолично мог устанавливать расценки, нормы выработки, продолжительность рабочего дня, штрафы и наказания. Все несогласные с такими порядками отправлялись в концлагеря.

Недемократические режимы различной степени «жёсткости» установились в Италии, Испании, Венгрии, Японии.

???? По какому сценарию развивается экономика СССР в этот период.

Возможный вариант ответа: форсированная индустриализация, сплошная коллективизация, культурная революция

Слайд 6.

???? Чем объяснялся наш вариант экономического развития.

Возможный вариант ответа: «Из выступления И.В.Сталина 4 февраля 1931 года: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

Таким образом, мы видим, что экономическое развитие этого периода во многом определило политическую траекторию и стало предпосылкой к новой мировой войне.

РСФСР и капиталистическое окружение

Слайды 8-9.

Большевистское руководство изначально рассматривала советскую власть в России как первый аккорд надвигающейся мировой революции. После окончания Гражданской войны и иностранной интервенции советское правительство продолжало рассматривать страны Запада как враждебные государства. И страны Запада так же враждебно относились к Советской России и СССР.

???? Какие первоочередные задачи должно решить правительство в этот период на международной арене.

Возможный вариант ответа:

1. прорыв международной изоляции страны и установление дипломатических отношений с зарубежными странами;

2. установление взаимовыгодного экономического сотрудничества с зарубежными странами;

3. обеспечение национальной безопасности и мирных условий для строительства социализма;

4. содействие развитию международного коммунистического движения (до середины 1920-х гг. разжигание мировой социалистической революции).

Слайд 12.

НКИД в этот период возглавляет Григорий Чичерин

Слайды 13-20

1921 – 1933 гг.

В качестве естественных союзников Советской России воспринимались антиколониальные («антиимпериалистические») движения в странах Азии. Были установлены дружеские отношения с Турцией, Ираном, Афганистаном, Монголией, Китаем.

Установлены дипломатические отношения с Прибалтийскими государствами, Финляндией, Польшей – буферная зона

Наиболее тесные партнерские связи удалось наладить с Германией.

Обе страны сближало неполноправное положение в «Версальской системе» международных отношений. В 1922 г. в Рапалло был заключен советско-германский договор об отказе от взаимных претензий, положивший начало периоду активного экономического и военно-технического строительства двух стран.

Полоса признания СССР.

Возникновение очагов военной угрозы.

Слайды 22-24

Весь миропорядок после ПМВ определялся Версальско – Вашингтонской системой.

???? В чём суть этой системы.

Возможный вариант ответа:

1.Россия и Германия исключались из системы международных отношений. (Введение санкций: Германия: аннексии, репарации, демилитаризация. Россия: экономическая блокада)

2.Преобладание в мире Великобритании, Франции, США

3.Создание Лиги Наций для поддержки мира

???? Как вы считаете, насколько стабильна и прочна эта система.

Возможный вариант ответа:

Неравномерность экономического развития сохраняется

Сильнейшие государства стремятся к доминированию в мире

Желание взять реванш со стороны проигравших стран.

???? Практикум № 1 «Возникновение очагов военной угрозы» Постройте логическую цепочку причинно – следственных связей возникновения очагов военной угрозы, используя материал урока и свои знания по этому вопросу.(см. Приложение)

Слайд 25-26

Т.о. нестабильность Версальско – Вашингтонской системы, усиленная мировым экономическим кризисом, приводит к появлению в мире очагов военной угрозы.

Слайд 27. С середины 1920-х гг. Япония начала путь к установлению профашистского режима.

Слайды 28-31

Второй очаг военной угрозы возник в Европе.

Первой на этот путь встала Италия.

????. Почему. Ведь Италия не являлась проигравшей страной.

Возможный вариант ответа: обижена при дележе добычи ПМВ. Стремление взять реванш тоже имеется.

Слайды 32 -34

После прихода к власти в Германии А. Гитлер, не скрывает планов реванша за поражение в I мировой войне и пользуясь разногласиями в западных странах, Гитлер взял курс на ускоренное военное строительство, отказавшись от всех ограничений Версальского договора.

(Фрагмент из д\ф «Обыкновенный фашизм» М.Ромм. 1965 г)

Слайды 35 – 38

???? Оцените риски возникновения очагов агрессии в Европе и на Дальнем Востоке для СССР

Возможный вариант ответа: Советский Союз оказывается в кольце враждебных стран.

В 1936 г. оформляется т.н. «Антикоминтерновский пакт» или ось Берлин – Рим – Токио и в случае агрессии СССР вынужден был бы воевать на 2 фронта.

IV. Первичное закрепление

1. Верите ли вы, что главным внешнеполитическим партнером СССР в 20-е годы была Германия?

2.Верите ли вы, что СССР к середине 20-х годов отказался от идеи мировой революции?

3. Верите ли вы, что СССР и Великобританию объединяли союзнические и партнерские отношения?

4. Верите ли вы, что внешняя политика СССР носила двойственный характер?

5. Верите ли вы, что приход фашистов к власти в Германии в 1933 году резко отрицательно повлиял на советско-германские отношения?

Игра «Морской бой»

Инструктаж: студенты объединяются в три группы, называют свои корабли, используя свои знания из истории морских сражений, выбирают капитанов. По команде капитана начинается морское сражение (экипаж корабля стреляет по противнику т.е. задаёт вопрос по теме урока). Стрельба считается меткой, если противник не ответил на вопрос. Студент не ответивший на вопрос выбывает из сражения. Побеждает корабль сохранивший больше членов экипажа.



V. Домашнее задание:

Графический конспект урока. §-13, §- 19, стр. 167

Работа с терминами

Работа с видеоматериалом

Мир между мировыми войнами.

Международные отношения в 30 – е годы XX века.

Умиротворение агрессора

Задачи


1. Образовательная

1. Выяснить характер международных отношений в 30 е гг. XX века

2. Определить причины попустительства агрессивной политике Гитлера

3. Определить роль и место СССР в системе международных отношений этого периода

2. Развивающая

Развивать умения обучающихся устанавливать причинно – следственные связи, делать вывод, работать в паре\группе

3. Воспитательная

Формировать у обучающихся неприятие фашизма

Хронометраж занятия

45 минут

Средства обучения

1. Компьютер.

2. Проектор.

3. Экран.

4. Презентация.

5. Раздаточный материал

6. Д\ф «Оккупация. Обречённая Чехословакия»

Основные понятия, термины

Аншлюс, аннексия, Мюнхенский сговор, Лига Наций, коллективная безопасность



Оргмомент

Выявление и коррекция пробелов знаний по первому блоку темы.

Форма работы: фронтальная, работа в паре

???? Работа в паре. Построение гексограммы (5-7 минут)

Каждая пара получает пакет с заданием. В пакете 7 пустых гексов и 1 заполненный. В заполненный гекс внесён один из вопросов, изученных накануне. Обучающиеся, работая в паре, заполняют остальные гексы, раскрывая содержание своего вопроса по принципу: дата + событие, личность + деятельность, термин + определение. Количество шестиугольников в гексограмме не лимитировано. Обучающиеся заполняют гексы, опираясь на свои знания, показывая т.о. минимальный\максимальный объём, усвоенного материала.

Экономическое развитие в 20 – 30-е гг. XX в.

РСФСР и капиталистическое окружение

Возникновение очагов военной угрозы.

Возможный вариант ответа:

Слайды 39-41


Время выполнения – 2 песни. (Например, «Если завтра война», «Марш советских авиаторов»)

После выполнения работы, обучающиеся озвучивают свой результат. Дополняют ответы пары, работающие над аналогичным вопросом и делают вывод о проблеме своего вопроса. По ходу обсуждения задаются корректирующие вопросы.

Общий вывод: мир затаился в ожидании глобальных перемен.

Подготовка к основному моменту урока

Слайд 42

???? В ситуации прихода к власти профашистских режимов должна ли поменяться внешняя политика СССР. Как.

Возможный вариант ответа:

Да. СССР должен был учитывать риски и искать союзников на случай войны с Германией.

Нет. Политика СССР соответствовала внешнеполитической ситуации и не требовала изменений.

IV. Основной момент урока

Международное положение СССР в 30 – е гг.

Слайды 44-46

В 1930 г. на пост комиссара по ин. делам назначается Максим Максимович Литвинов. «Мир неделим». В этот период внешнеполитическая концепция СССР предполагала два уровня отношений с зарубежьем:

Помощь и защита от агрессии каждому, кто в этом нуждается. Союз с демократическими державами с целью сдерживания фашистских стран. Создание системы коллективной безопасности.

Не закрывать двери перед Германией, Италией и т.д. Т.е не разрывать дип.отношения с Германией.

???? Оправдана ли была такая двойственнось. На что сделали бы ставку вы

Возможный вариант ответа:

Советский Союз исходил из сложившихся обстоятельств и свою политику менял соразмерно с изменениями на международной арене. И, находясь во враждебном окружении, должен был учитывать все возможные варианты.

Слайд 46

И здесь мы перекликаемся со словами Черчилля о реалистичности нашей внешней политики

Слайд 47

Идея коллективной безопасности.

1933 г. установлены дипломатические отношения с США

1934 г. СССР вступает в Лигу Наций, чтобы использовать её трибуну для разоблачения фашизма и привлечения союзников к борьбе с ним. Споры по царским долгам не возникали. СССР вошёл в ЛН на своих условиях.

1935 г. Договор о взаимной помощи СССР – Франция – Чехословакия.

Слайд 48

В это время Германия выходит из ЛН (1933г), Италия нападает на Эфиопию (1935 г Советский Союз предложил Лиге Наций предпринять коллективные меры для действенного пресечения нарушений международных обязательств. Но голос СССР не был услышан. Западные державы в середине 30-х годов заняли позицию умиротворения фашистской Германии. Самым ярким примером политики умиротворения служат события 1938 г.

Умиротворение агрессора

Просмотр фрагмента из документального фильма «Оккупация. Обречённая Чехословакия» (10 мин)

???? Во время просмотра ищем ответы на вопросы:

Что означает «политика умиротворения агрессора» "Умиротворение агрессора" - политика, основанная на уступках и потаканиях агрессору. 

Почему Великобритания и Франция заняли такую позицию

Во что на практике вылилась их позиция

Какие территории были отданы Гитлеру для умиротворения

Новые термины

Слайд 51. Рейнская зона

Слайд 52-57

Аншлюс (нем. «присоединение», «союз») Австрии, последовавшие за ним Мюнхенские соглашения

Мюнхенский сговор - Соглашение предусматривало, что Чехословакия в течение 10 дней освободит и уступит Германии Судетскую область.

Аннексия (от латинского «annexio» («присоединение») Судетской области,

Март 1939 г. оккупация Чехословакии

Слайды 58-60

И только после того, как Гитлер заявил о своём намерении включить вольный город Данциг (Гданьск) в состав империи и получить право прохода по Данцигскому коридору для воссоединения с Восточной Пруссией

Слайды 61-62

Одновременно с этими событиями в Европе ведётся война в Испании (1936 – 1939 гг)

V.Первичное закрепление

???? Вернёмся к договору 1935г между СССР, Францией и Чехословакией. Почему Чехословакия им не воспользовалась. Может быть, прав французский историк Н.Верт или Дж. Бофф

Практикум № 2 ( см. приложение)

Чехословакия с ее развитой промышленностью и боеспособной армией к 1938 году стала одним из самых процветающих европейских государств. (Источник: Почему СССР не смог спасти Чехословакию от Гитлера в 1938 году © Русская Семерка russian7.ru). Президент ЧСР объявил мобилизацию, но Франция и Великобритания намекнули, что Чехословакия может оказаться с Гитлером один на один. 21 сентября Литвинов заявил, что СССР готов оказать военную помощь ЧСР. Но Польша и Румыния не давали прохода Красной армии. Более того, Польша и Венгрия выдвинули свои территориальные претензии к Чехословакии. Бенеш вынужден был отступиться. Европа очень не хотела новой войны и предпочла откупиться.

VI Домашнее задание

Графический конспект урока. §- 19, стр. 168

Работа с видеоматериалом

Перевёрнутый класс: подготовка вопросов следующего урока самостоятельно

Мир между мировыми войнами.

Международные отношения в 30 – е годы XX века.

Смена курса

Задачи


1. Образовательная

1.Выяснить характер международных отношений в 30 е гг. XX века

2.Определить причины подписания пакта и дать оценку событию.

3.Определить значение присоединения территорий Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии

4. Определить причины ВМВ и вероятность того, что ВМВ не началась бы.

2. Развивающая

Развивать умения обучающихся устанавливать причинно – следственные связи, делать вывод, работать в паре\группе

3. Воспитательная

Формировать у обучающихся неприятие фашизма

Хронометраж занятия

90 минут

Средства обучения

1. Компьютер.

2. Проектор.

3. Экран.

4. Презентация.

5. Раздаточный материал

6. Д\ф «Пакт Молотова Риббентропа»

7. Аудиоматериалы

Основные понятия, термины

Пакт, секретные протоколы



Оргмомент

Коррекция пробелов в знаниях обучающихся

Игра «Кому идти за дверь?»

По желанию обучающийся выходит за дверь. Группа выбирает явление, термин, личность и, когда обучающийся возвращается в кабинет, задаёт наводящие вопросы, которые должны помочь угадать выбранную позицию. ( Т.о. проверяется материал и развивается умение правильной формулировки вопроса, логика и сообразительность, построение коммуникаций.)

Подготовка к основному моменту урока

Слайд 64

???? Комментарий к карикатуре

Комментируя карикатуру, обучающиеся ещё раз повторяют\проговаривают материал и отвечают на вопрос:

???? Идея коллективной безопасности сработала. К.о. Советскому Союзу выстраивать внешнеполитическую линию в этой ситуации

Возможный вариант ответа:

Создать систему коллективной безопасности не удалось. Необходимо корректировать внешнюю политику в условиях возможной изоляции и агрессии.

Основной момент урока

Работа осуществляется в формате «перевёрнутый класс», обучающиеся изучают материал самостоятельно накануне (домашнее задание) и на уроке материал закрепляется в формате обсуждения проблемы. Сопровождается просмотром видео.

Смена курса. Пакт Молотова Риббентропа

Слайд 65.

С 1939 г. НКИД возглавляет Вячеслав Молотов. Происходит смена внешнеполитического курса.

???? Докажите, что произошла смена внешнеполитического курса

Слайды 66-74

Возможный вариант ответа:

В условиях, когда переговоры СССР с Англией и Францией в 1939 г. зашли в тупик, советское руководство приняло предложение Германии о мирных переговорах, в результате чего 23 августа 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении. (Пакт Молотова Риббентропа)

Ст.1 Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения как в отношении друг друга, так и совместно с другими державами.

Ст.3 Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

Ст. 4 Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой Стороны.

???? Было ли заключение договора с Германией о ненападении наилучшим вариантом решения проблем, вставших перед Советским правительством в этот период?

Возможный вариант ответа:

Единственный вариант? Попытка договориться с Англией и Францией?

Слайд 75 -77

Практикум № 3 Стратегические и тактические замыслы руководства СССР и Германии при заключении Пакта о ненападении 1939 г. Заполнить таблицу


Подписанием этого договора Гитлер преследовал и ещё одну цель.
По договору СССР получал территорию на восток от 4-х оговоренных рек, и он рассчитывал, что когда русские начнут вводить свои войска в Польшу, Англия и Франция расценят это как агрессию и объявят СССР войну.

СССР был поставлен перед дилеммой: или договориться с Англией и Францией и создать систему коллективной безопасности в Европе, или заключить пакт с Германией, или остаться в одиночестве. На этот счет имеются различные точки зрения историков. Некоторые специалисты рассматривают заключение договора с Германией как наихудший вариант, сравнивают его с Мюнхеном, утверждают, что пакт с Германией провоцировал Вторую мировую войну. Другая точка зрения сводится к попытке сравнивать заключение советско-германского пакта о ненападении с подписанием Брестского мира, рассматривать его как пример использования компромисса, умения использовать межимпериалистические противоречия.

В целом же этот пакт не дал возможности создать в Европе единый антисоветский фронт. Таким образом, заключив пакт, СССР оттянул на время начало военных действий и отодвинул свои границы от жизненно важных центров страны.

Слайды 78 – 83

Секретные протоколы. Если сам договор от 23 августа 1939 г. можно объяснить и оправдать конкретными обстоятельствами, то принятие 28 сентября 1939 г. дополнительных протоколов к советско-германскому договору было серьезной политической ошибкой, которой в тот период можно было избежать.

Договор о дружбе и границах 28.09.1939 г. не был необходимостью. Более того, он шокировал сторонников Советского союза – государство, которое было лидером в борьбе с фашизмом, объявляло о своей дружбе с ним и оправдывало его действия в отношении Польши (чем, впрочем, СССР оправдывал и своё вторжение в Польшу, и оккупацию территории до демаркационной линии).
Кроме того, СССР перекладывал ответственность за развязывание войны на Англию и Францию.
???? Обеспечила ли внешняя политика СССР в 30-е гг. безопасность страны?

Ответы на этот вопрос неоднозначны. Если раньше вся внешняя политика СССР этого периода оценивалась как безошибочная, то сегодня мы встречаем суждения совершенно противоположные. Факты того периода говорят о том, что внешнеполитическая деятельность СССР в 30-е гг. носила противоречивый характер, методы ее осуществления в первой и во второй половине 30-х гг. отличались между собой, это объяснялось конкретной обстановкой, ее изменением, стремлением любой ценой оттянуть войну, что неизбежно повлекло ошибки и просчеты. В результате многие задачи, связанные с обеспечением безопасности страны, решить в полной мере не удалось.

Слайды 84-87

в. Советско - финская война 30 ноября 1939 –12 марта 1940 г. )105 дней)

???? Цели и тоги войны с Финляндией.

Возможный вариант ответа:

В октябре 1939 г. СССР предложил Финляндии сдать в аренду на 30 лет полуостров Ханко, имевший стратегическое значение для наших границ, а также передать острова в Финском заливе, часть полуостровов Рыбачий и Средний около Мурманска и часть Карельского перешейка, т. е. около 2710 квадратных километров, в обмен на территорию в Советской Карелии размером в 5523 квадратных километра. Финская сторона не приняла эти условия, и переговоры 13 ноября были прерваны, а затем между СССР и Финляндией вспыхнул военный конфликт.

Хотя эта кампания и закончилась победой СССР, позволила нашей стране усилить стратегические позиции на северо-западе, отодвинуть границу от Ленинграда, все же нельзя не признать, что эта война нанесла нашей стране политический и моральный ущерб. Мировое общественное мнение в этом конфликте было на стороне Финляндии, престиж СССР заметно упал. По требованию ряда стран 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из Лиги Наций.

Слайды 88 -89

г.Присоединение территорий

???? Какие территории вошли в состав СССР по итогам подписания секретных протоколов

Возможный вариант ответа:

1939 г. присоединение Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии.

1940 г. – присоединение Прибалтики

???? Многие обвиняют Сталина в аннексии Прибалтийских государств, восточных районов Польши, Бессарабии. Но, во-первых, все эти земли до Октябрьской революции принадлежали России и были отторгнуты у нее не по желанию населения, а насильственно; во-вторых, если бы эти земли не отошли к СССР, большинство из них подпали бы под германский сапог; в-третьих, Советский Союз отодвинул и обезопасил свои западные границы. Так, может быть, этим шагом Сталин осуществил объединительную миссию народов России для продолжения искусственно прерванного жизненного процесса? Лучше бы жили народы присоединенных к СССР территорий, попади они под господство нацистской Германии?

Возможный вариант ответа:

Слайды 90 - 85

д.Дальневосточная политика

Сотрудничество с Гоминьданом. С 1923 г. советские военные советники помогали создавать Национально-революционную армию Китая.

1929 г. произошёл советско-китайский вооружённый конфликт на Китайско-Восточной железной дороге. Дипломатические отношения были прерваны до 1932 г.

1931 г. вмешательство Японии. Создание марионеточного государства Маньчжоу-го.

Территориальные противоречия Японии и СССР со времён русско – японской войны (Сахалин). В 1938 г. Япония осуществила захват территории, закреплённой ещё за Российской империей по русско – китайскому договору 1886 г. События привели к вооружённому конфликту у озера Хасан (июль – август 1938 г,). В.К.Блюхер осуществлял командование операцией.

Весной 1939 г. Япония начала вторжение на территорию, дружественной нам, Монголии. Бои на реке Халхин – Голл, носили кровопролитный характер, и ситуация складывалась не в нашу пользу. Переломить ход событий удалось Г.К. Жукову, пока ещё мало известному военачальниу.

V Первичное закрепление

???? Как бы вы оценили внешнюю политику СССР в 30 - е гг

Возможный вариант ответа:

Неоднозначно. Политика СССР в 30-х годах продолжает вызывать споры в отечественной науке, которая так и не сформулировала однозначной и четкой позиции по этой проблеме.

Слайд 96

Вернёмся к эпиграфу урока: Если политика СССР и была холодно-расчетливой, то была в тот момент в высокой степени реалистичной. (У. Черчилль) Это оценка одного из наших политических противников.

???? Что из того, что произошло в мире в этот период могло привести к войне

???? Можно ли было её избежать

VI.Рефлексия



VII Домашнее задание

Повторение материала. § - 19.

Подготовка к проверочной работе


​​​​​​​
практикум к уроку
DOCX / 39.14 Кб

внешняя политика
PPT / 30.08 Мб

Ресурсы:

Литература:

История России 10 кл. Учебник для общеобразовательных организаций в 3. Ч.1\ (М.М. Горинов, А.А.Данилов, М.Ю,Моруков и др.): под ред. А.В.Торкунова – М:Просвещение, 2018.- 175 с.

История России.XX век\ А.Н.Боголюбов, М.М.Горинов, В.П.Дмитренко и др. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 608с.

Интернет-ресурсы:

2. Бондаренко Е.Н. Международные отношения в 2 – 30-е гг. XX в. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

3. Бортовой журнал. [Электронный ресурс]. URL: http://900igr.net/up/datas/63570/042.jpg (дата обращения: 26.03.2018).

4. Умикашвили Ж.В. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

5. Почему СССР не смог спасти Чехословакию от Гитлера в 1938 году © Русская Семерка russian7.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.