Конспект урока информатики для 2 класса «Компьютер и его части»
МКОУ СОШ №3 им. Иса Хуадонти с. Чикола
КОНСПЕКТ УРОКА
Информатика. 2 класс. ФГОС.
Урок 5. Компьютер и его части.
Автор: Темирова Залина Аликовна,
учитель информатики
Автор учебника: Н.В. Матвеева
Тема: компьютер и его части
Тип урока: открытие нового знания
Вид урока: урок-путешествие
Форма урока: групповая
Цель: знакомство с назначением основных устройств компьютера
Задачи:
Образовательные:
- сформулировать понятие, что компьютер – это помощник человека при работе с информацией;
- дать понятие, что компьютер – это система взаимосвязанных устройств;
- формировать первоначальные навыки сбора информации, используя вопросы познавательного характера;
- научиться узнавать и называть части компьютера;
- учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
- способствовать формированию умений оценивать свою работу.
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления, внимания, воображения;
- развивать умения задавать вопросы познавательного и учебного характера;
- совершенствовать навыки общения со сверстниками.
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения, умение работать в парах, группах, слушать друг друга, воспитывать чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.
Методы: проблемный, наглядные, практические.
Материалы и оборудование:
Для учащихся:
учебник информатики, часть 1
тетрадь на печатной основе, часть 1;
карточки с заданиями;
сигнальная карточка-знак;
лист самооценки
цветные карандаши, клей.
Для учителя
презентация к уроку;
мультимедийная техника;
Педагогические технологии (или их элементы):
- личностно – ориентированного обучения;
- проблемного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
- ИКТ - технология (презентация).
Ожидаемые результаты:
знать, что компьютер – это помощник человека при работе с информацией;
научиться узнавать и называть основные части компьютера;
иметь представление о назначении основных частей компьютера;
повышение активности учащихся на уроках;
улучшение результатов обучения;
использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
обогащение словарного запаса.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
Базовые
Личностные УУД:
актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с рабочими, музыкальными инструментами, компьютером.
Регулятивные УУД:
развитие способностей к выбору, умению ставить учебную задачуформирование навыков групповой работы.
Познавательные УУД:
- использование заданий, в которых ребенок предлагает и выбирает варианты различных способов решения ситуации;
- развитие умений работать с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, таблицей.
КоммуникативныеУУД:
умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы.
Используем: групповую дискуссию, побуждающий диалог.
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (поэтапное прохождение заданий);
Познавательные универсальные учебные действия: - умение структурировать знания;- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей; построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока
Методы:
дискуссионные методы (побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации)
Технологии:
проблемно-диалогическое обучение, деятельностный подход в обучении;
организация учебного сотрудничества (партнерство в отношениях на уроке: учитель интересуется мнением учащихся, побуждает к самостоятельному выбору вариантов решений)
использование интерактивных возможностей ИКТ
Организационная структура урока.
Этапы урока |
Материал ведения урока |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока |
Организационный этап. Создание мотивации успеха. |
Приветствие: Солнце на небе проснулось. Улыбнулись вы и я для дальнейшего нашего путешествия. Организация групп - формы деятельности учащихся на уроке: Сегодня мы отправимся в космическое путешествие по станциям компьютерной страны и познакомимся с её обитателями. Для этого приобретаем проездные билеты. Они разного цвета: жёлтого, красного и зелёного (как у светофора) Каждый цвет означает номер вагоно-места – номер группы: Жёлтый – группа № 1 - 4 чел.; Красный – группа № 2 - 4 чел.; Зелёный – группа № 3 - 4 чел.; В группы собрались, друзья? Приятного всем путешествия! |
Выполняют движения, эмоционально настраиваются на урок. Выбирают жетон определённого цвета и рассаживаются в группы |
Личностные: формирование навыков самоорганизации; Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация субъектного опыта учащихся. Постановка цели и задач урока. |
Станции «Распределительная» Нужно распределить картинки с инструментами, которые лежат перед учащимися на столе, на группы Отвечаем на вопросы: - сколько групп получилось; - дайте название каждой группе инструментов; - какие инструменты можно отнести к группе по работе с информацией? - самый современный инструмент по работе с информацией – это … Компьютер – самый современный инструмент по работе с информацией. Мы познакомимся, из каких же частей он состоит. |
Рассматривают картинки, распределяют их на группы Члены группы отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулирование темы, цели урока. |
Коммуникативные : формирование умения слушать и понимать других; планирование учебного сотрудничества. Личностные: развитие речи, умение кратко формулировать мысль Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: целеполагание. |
Усвоение новых знаний и способов действий |
Станция «Компьютерный мир» Добро пожаловать в компьютерную страну, жители которой – компьютерные человечки, состоящие из частей компьютера. Давайте попробуем создать одного из них. Нужно картинки с изображением частей компьютера наложить на изображение модели компьютерного человечка. При этом необходимо учитывать схожесть функций каждой из частей компьютера с функциями человеческого тела. Знакомимся с жителями Компьютерной страны. (Использование обыденных аналогий. Представление нового материала в иллюстративной форме.) |
Дети составляют компьютерного человечка: наклеивают части компьютера на модель, дорисовывают изображение. Члены группы представляют своего человечка. Называют его и дают ему своё описание. |
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. Контроль и коррекция действия партнера Познавательные: Моделирование Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
«Открытие» нового знания» |
Станция «Познавательная» У каждой части компьютера своя функция, давайте познакомимся с ними. Открываем учебники на стр. 36. Компьютер – это связанные между собой устройства, каждое из которых выполняет свою функцию. Это как части целого, единого организма. Например, организма компьютерного человечка, которого вы создали. Как вы думаете, комфортно ли будет вашему человечку, если его лишить глаз, рта, рук, тела? Например, наш компьютерный человечек может заболеть, если мы уберём у него глаза или рот, или руки, или тело. Он может даже потерять право на существование. Т.о., Если убрать какую-либо часть, то она не может выполнять своё значение. Компьютер представляет собой пример технической системы |
Работа с учебником. Чтение текста.. Слушают учителя, отвечают на вопросы, делают свои предположения. Формулируют выводы |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Личностные: развитие навыков чтения Регулятивные: планирование, прогнозирование |
Упражнения в применении полученных знаний |
Станция «Загадочная» На экране высвечиваются ребусы или загадки, связанные с частями компьютера и их назначением. Каждой группе – по 2 примера, если члены группы не знают отгадку, то их право передаётся другим участникам. |
Разгадывают ребусы, загадки. |
Познавательные: умение структурировать знания; Коммуникативные: Умение слушать и исправлять ошибки других. Личностные: развитие логического мышления |
Физминутка |
Станция «Развлекательная» Дружно все ребятки встали, (дети встают из-за парт), На носочки поднялись, (поднимаются на носочки), И подняли ручки ввысь, (руки поднимают над головой) Мы до солнышка достанем, И совсем большими станем. (пытаются дотянуться выше, шевелят пальчиками) Пусть нам светит солнышко, (делают круговое движение руками, опуская руки вниз) Луч стремится вниз, (дети наклоняются, руки расслаблены) Детки очень умные в классе собрались! (дети распрямляют спинки, плечи, гладят себя по голове) |
Дети выполняют движения (повторяем 2 раза) |
Регулятивные: саморегуляция |
Закрепление знаний и способов действий |
Станция «Угадай-ка» Собираем карточки-лото. |
Самостоятельная работа. Взаимопроверка. |
Познавательные: умение структурировать знания |
Информация о домашнем задании |
Станция «Домашняя» Формулировка домашнего задания: - стандартный минимум: РТ, стр. 21 – 24; - повышенный: РТ §5 + Учебник с.39 «Клавиатура» - творческий: презентация по теме или кроссворд. Проверка соответствующих записей. |
Записывают дом. задание в дневник. |
|
Подведение итогов занятия. Оценка деятельности. |
Станция «Оценочная» Заполняем лист самооценки. |
Заполняют «Оценочный лист» Осуществляют самооценку своей деятельности и деятельности группы в целом. |
Регулятивные: оценка, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: развитие самооценки |
Рефлексия |
Станция «Конечная» Вот и закончилось наше путешествие, мы вернулись в нашу галактику на планету Земля. - чем запомнилось данное путешествие? - что нового вы для себя узнали? - всё ли у вас получилось? - какие задания вызвали у вас затруднения, а с какими вы справились легко? Юрий Гагарин, вернувшись из полета, сказал: «Облетев Землю в корабле-спутнике – я увидел , как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее.» Давайте украсим нашу модель планеты Земля, изображённую на доске, весёлыми смайликами: Было интересно. У меня всё получилось! Было трудновато, но я справился!
Было грустно, я ничего не понял.
|
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось и что не получилось и почему) |
Личностные: смыслообразование Познавательные: Рефлексия |
Обоснование используемых методов, приёмов и форм работы.
Приветствие в стихотворной форме способствует положительному эмоциональному настрою учащихся на урок.
Использование обыденных аналогий способствует актуализации субъектного опыта учащихся.
Групповая работа способствует развитию коммуникативных умений и навыков. Для групповой работы были созданы все необходимые условия: класс разбит на группы в игровой форме, в каждой группе её членами выбран командир, (у него в руках сигнальный значок, он руководит её действиями, назначает ответчика)
Отвечая на вопросы и выполняя задания по карточкам, ученики самостоятельно приходят к правильному решению, осмыслению материала, пониманию темы.
Задания, используемые на уроке, позволяют решать следующие задачи: повышение интереса к предмету, развитие логического мышления, умения анализировать и делать выводы.
Урок оформлен мультимедийной презентацией, что позволяет привлечь и удерживать на более долгий срок внимание учащихся и воздействует более чем на один орган чувств.
Урок проходит в классной комнате, а не в кабинете информатики, т.к. используется минимальная модель материально-технического обеспечения информационной образовательной среды в соответствии с Программой по информатике 1. Один компьютер на рабочем месте учителя используется на всех этапах урока, а так же как демонстрационный вариант.
Нестандартные способы проверки знаний развивают мышление, память, систематизируют знания учащихся.
Разгадывание ребусов, загадок, игра «Лото» вносят элементы занимательности и соревновательный характер, через которые ученики могут самостоятельно оценить собственные знания.
Материал, представляемый наглядно на доске, в чётком своём построении обладает высоким развивающим потенциалом, что позволяет эффективно развивать зрительную, слуховую и смысловую память.
В ходе диалога анализируются и обобщаются ответы учащихся, акцентируется их внимание на основном материале темы. Последнее слово – вывод, на каждом этапе урока всегда остаётся за учителем.
Постановка проблемных вопросов, как один из способов проблемной ситуации, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формированию универсальных умений и действий в рамках введения ФГОС.
______________________________________________________________________________________________________
1 Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы/Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, стр. 43-44