Конспект урока-игры по информатике и ИКТ в 5 классе «Собери компьютер»

1
10
Материал опубликован 21 July 2021 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30 им.Н.И.Кондратенко пос.Молодёжного

муниципального образования Белореченский район Краснодарского края

 

Конспект урока-игры по информатике и ИКТ
в 5 классе


«Собери компьютер»

 

подготовила

заместитель директора по учебно-методической работе,

учитель информатики и ИКТ

Коджамонян Оксана Игоревна

 

2021

Название работы: Урок-игра "Собери компьютер".

Предмет: информатика и ИКТ.

Тема урока: Урок-игра "Собери компьютер".

Тип урока: урок закрепления и практического применения полученных знаний.

Продолжительность: 1 урок (45 минут).

Класс: 5 класс.

Раздел программы: Компьютер для начинающих.

Данный комплекс заданий предназначен для учащихся 5-х классов, изучающих информатику по УМК Л.Л.Босовой.

Формы и методы обучения: блиц-опрос - разгадывание кроссворда, индивидуальная работа - работа на компьютере, выполнение творческих заданий; групповая работа (работа в команде); игровые технологии – игра «Собери компьютер»; элементы проектной технологии обучения; здоровьесберегающие технологии – физкультминутки для эмоциональной разрядки учащихся, при проведении используется метод активного обучения "Переполох на заднем дворе" (метод представлен Александрой Ивлиевой, копилочка активных методов обучения); для проведения рефлексии используются элементы метода активного обучения "Ваш новый компьютер" (метод представлен Валерией Ведерниковой и Галиной Кукатовой, копилочка активных методов обучения).

Цель урока: закрепить знания учащихся об устройстве компьютера.

Задачи урока:

Учебно-познавательные:

расширить представления учащихся о различных устройствах компьютера и их назначении;

закрепить умения учащихся определять виды устройств компьютера;

продолжать формировать у учащихся ИКТ компетенцию, вырабатывать навыки применения средств ИКТ в учебной деятельности, в проектной работе.

Развивающие задачи:

формировать социокультурную компетенцию;

формировать способность к творческому выполнению практической деятельности.

Воспитательные задачи:

развивать у учащихся способности работать индивидуально и в коллективе;

повысить у учащихся мотивацию в изучении информатики и информационных технологий путем использования нестандартных заданий.

 

Знания и умения, которые закрепят ученики в ходе урока:

умение определять устройства компьютера, их назначение;

различать устройства ввода, вывода, хранения и обработки информации;

знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Средства обучения: компьютерный класс, проектор, интерактивная доска, локальная сеть.

Программное обеспечение: программа для демонстрации презентаций Microsoft Power Point, электронные таблицы Microsoft Excel.

Дидактические материалы:

интерактивный кроссворд "Устройства компьютера" (urok.ppt, слайд № 2), созданный с помощью триггеров;

электронная интерактивная игра «Собери компьютер» (папка с именем igra), включающая 6 самостоятельных модулей;

лист для оформления результатов работы команды (pril1.doc);

прайс-лист стоимости (в компиках) на устройства компьютера (pril2.doc);

карточки с изображением устройств компьютера (pril3.doc);

раздаточный материал для проведения физкультминутки (pril4.doc);

таблица для проведения рефлексии учащихся (pril5.doc);

сертификаты (sertificat.doc);

карточки разных цветов (красного, желтого, зеленого);

чистые листы формата А4 или А3, клей, стикеры розового и голубого цветов, ватман.

Подготовка кабинета для проведения урока:

размещение электронной интерактивной игры "Собери компьютер" в папке на компьютерах учащихся;

на компьютерах прикреплены таблички разных цветов (красного, желтого, зеленого) для работы 3-х команд;

на ватмане подготовлено черно-белое изображение компьютера.

Этапы урока.

1. Организационный момент (1 мин.)

Учитель:

- приветствует учащихся;

- проверяет готовность учащихся к уроку;

- объявляет тему и цель урока.

(На экран выведена тема урока - презентация urok.ppt, слайд № 1).

2. Систематизация и актуализация знаний учащихся (6 мин.)

Блиц-опрос "Разгадывание кроссворда по теме "Устройства компьютера" (презентация urok.ppt, слайд № 2).

Кроссворд включает в себя 10 вопросов. При выборе номера вопроса на слайде появляется изображение устройства компьютера. Задача ученика - назвать устройство и объяснить его назначение. При повторном нажатии на номер вопроса ответ автоматически вписывается в клетки кроссворда, а изображение устройства исчезает. Примечание: при использовании интерактивной доски ученик может выходить к доске и выбирать на ней вопрос самостоятельно.

Ответы учащихся:

колонки - устройство для вывода звуковой информации.

клавиатура - клавишное устройство для ввода информации в компьютер.

компьютер - универсальное программно-управляемое устройство для обработки информации.

дискета - устройство для длительного хранения информации, имеет небольшой объем.

мышь - устройство для ввода информации в компьютер, быстрого перемещения по экрану и выбора нужной информации.

монитор - устройство для визуального отображения информации.

принтер - устройство для печати информации на бумаге.

процессор - устройство, предназначенное для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера.

сканер - устройство для ввода информации в компьютер с бумаги, фотопленок.

винчестер (жесткий диск) - устройство для длительного хранения информации, имеет большой объем.

3. Подготовка к игре (4 мин.)

Учитель предлагает учащимся выбрать карточку любого цвета (красного, желтого, зеленого) в зависимости от их настроения.

Учащиеся делятся на 3 команды по 3-4 человека. Затем ученики придумывают название своей команде, выбирают капитанов.

Учитель раздает материалы для работы:

лист для оформления результатов работы команды (приложение №2);

прайс-лист стоимости (в игровой валюте - компиках) на устройства компьютера (приложение №3);

карточки с изображением устройств компьютера (приложение №4).

Учитель: задача каждой команды заработать компики (наша игровая валюта), выполняя задания, и собрать компьютер, выбрав устройства на выигранные деньги (компики). Для выбора устройств для вас подготовлен прайс-лист, в котором указана стоимость каждого устройства. Выбранные устройства вы крепите на лист бумаги формата А4 (А3).

Побеждает та команда, которая сможет собрать самый многофункциональный компьютер!

Инструктаж по работе с игрой (1 мин.). Учитель запускает стартовую страницу игры со слайда № 2 нажатием на кнопку ИГРА.

Учитель: игра включает 6 заданий, каждое задание имеет свою стоимость (в компиках). Вы можете выбрать любое задание, щелкнув по нему курсором мыши. На каждой странице есть инструкция по выполнению задания. Внимательно прочтите ее, прежде чем выполнять задания, чтобы не допустить ошибок. Если будут возникать трудности, сообщайте учителю. Желаю удачи!

4. Интерактивная игра "Собери компьютер" (15 мин.)

Учащиеся переходят за компьютерные столы (учащиеся из одной команды садятся за столы, на которых расположена табличка соответствующего цвета), выполняют задания в произвольном порядке (индивидуально или в парах в своих командах), получают заработанные баллы (в компиках) и сообщают капитану своей команды. Капитаны вписывают баллы в лист (приложение № 2).

Игра «Собери компьютер» включает 6 самостоятельных заданий:

разгадай кроссворд (8 компиков);

разгадай ребусы (6 компиков);

сопоставь понятия (8 компиков);

исправь ошибки (6 компиков);

заполни пропуски (5 компиков);

найди лишнее (3 компика).

Задание "Разгадай кроссворд" (8 компиков).

Инструкция по выполнению задания: названия угаданных устройств вписываются в ячейки белого цвета строчными буквами (в одну ячейку вписывается одна буква). Для того, чтобы увидеть результат, после выполнения задания необходимо нажать кнопку Проверить результат. Выход из программы осуществляется стандартным способом.

Ответы:

клавиатура

процессор

монитор

память

мышь

дискета

винчестер

принтер

Задание "Разгадай ребусы" (6 компиков).

Инструкция по выполнению задания: названия угаданных устройств вписываются в ячейки голубого цвета строчными буквами. Для того, чтобы увидеть результат, после выполнения задания необходимо нажать кнопку Проверить результат. Выход из программы осуществляется стандартным способом.

Ответы:

компьютер

монитор

память

процессор

клавиатура

мышь

Задание "Сопоставь понятия" (8 компиков).

Инструкция по выполнению задания: цифрами пронумерованы названия устройств компьютера в левой колонке. В голубую ячейку напротив цифры необходимо вписать букву соответствующего данному устройству определения из правой колонки. Для того, чтобы увидеть результат, после выполнения задания необходимо нажать кнопку Проверить результат. Выход из программы осуществляется стандартным способом.

Ответы:

1 - в, 2 - е, 3 - д, 4 - г, 5 - а, 6 - з, 7 - б, 8 - ж

Задание "Исправь ошибки" (6 компиков).

Инструкция по выполнению задания: в тексте необходимо найти названия устройств, которые вписаны неверно и исправить ошибки. Для того, чтобы увидеть результат, после выполнения задания необходимо нажать кнопку Проверить результат. Выход из программы осуществляется стандартным способом.

Ответы: Я включил компьютер, прибавил громкость звука колонок и стал играть в любимую игру, быстро двигая мышью. Получив рекордный результат, я ввел с клавиатуры свое имя и распечатал на принтере список рекордсменов. Потом, набрав на клавиатуре сочинение про свою семью, я переписал с фотоаппарата последние фотографии, добавил их к тексту и вывел сочинение на принтер.

Задание "Заполни пропуски" (5 компиков).

Инструкция по выполнению задания: в ячейки, выделенные оранжевым цветом, необходимо вписать названия устройств строчными буквами. Для того, чтобы увидеть результат, после выполнения задания необходимо нажать кнопку Проверить результат. Выход из программы осуществляется стандартным способом.

Ответы: На мониторе появилось изображение карты, из колонок зазвучала негромкая музыка. Затем на мониторе появилось предложение выбрать место, где будет построен город. Володя указал мышью (чем?) место расположения города, набрал на клавиатуре его название. Затем он дал команду «Сохранить». Теперь карта с городом хранилась на жестком диске (или винчестере) компьютера.

Задание "Найди лишнее" (3 компика).

Инструкция по выполнению заданий: необходимо найти лишнее устройство, щелкнув по нему курсором мыши. Если устройство найдено верно, то оно будет анимировано, остальные устройства станут прозрачными. Если допущена ошибка, все устройства исчезают со слайда, а устройство, являющееся правильным ответом, будет анимировано, затем исчезнет со слайда. После этого на слайде появится кнопка Далее.

Результат выдается автоматически после выполнения всех заданий. Для выхода из программы необходимо нажать кнопку Выход.

Ответ: мышь - не является устройством вывода информации с компьютера.

Ответ: монитор - не является устройством ввода информации в компьютер.

Ответ: сканер - не является устройством для хранения информации.

 

Капитаны команд подводят итоги.

На выигранную сумму команда выбирает из прайс-листа (приложение №3) необходимые устройства и приклеивает карточки с их изображениями (приложение №4) на лист формата А4.

5. Физкультминутка для эмоциональной разрядки учащихся (5 мин.)

Используется метод "Переполох на заднем дворе" (метод представлен Александрой Ивлиевой).

Цель метода: расслабиться после интеллектуальной работы.

Учитель делит учащихся на пары, раздает им роли (куры, гуси, поросята, лошади, коровы, волк) (приложение № 5). Учащимся предлагается озвучить роли.

Учитель зачитывает текст (текст представлен в приложении № 5).

6. Подведение итогов урока. Определение команды-победителя. Награждение участников игры (7 мин.).

Капитаны команд представляют свои проекты (собранные компьютеры):

- говорят, сколько баллов набрала команда;

- рассказывают про те устройства, которые они выбрали, и их назначение.

После выступления всех команд, учащиеся совместно с учителем выбирают самый многофункциональный компьютер и присуждают победу команде!

Все участники игры награждаются сертификатами за участие в игре "Собери компьютер" (sertificat.doc)

7. Рефлексия деятельности на уроке (5 мин.), используются элементы метода "Ваш новый компьютер" (метод представлен Валерией Ведерниковой и Галиной Кукатовой).

Учитель крепит на магнитную доску ватман с черно-белым изображением компьютера, на экран выводит таблицу для рефлексии учащихся (приложение №6).

Учитель: а сейчас я предлагаю создать наш общий компьютер, покрасив его в два цвета. В руках у вас 2 стикера розового и голубого цветов. Стикеры необходимо приклеить на устройства компьютера: монитор, системный блок и клавиатуру.

8. Домашнее задание (1 мин.).

Домашнее задание (творческое), выписано на доске: отгадать устройство компьютера, закодированное с помощью чисел (17 13 16 20 20 6 18).

Ответить на вопрос: где используется данное устройство и в чем его назначение?

Ответ: плоттер - устройство для печати изображений на бумаге больших форматов, используется в типографиях.

 

 

Список использованной литературы

1. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. - 2-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 192 с. : ил.

Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова. - 2-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 87 с. : ил.

2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 338 с. : ил.

3. Электронная книга "Копилочка активных методов обучения", образовательный портал Мой университет (www.moi-universitet.ru).

4. Использованные ресурсы сети Интернет:

- ребусы (http://www.igraza.ru/page-1-1-5.html);

- графические изображения, фото:

наушники

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8

flash-память

http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=freemarket.kiev.ua%2Fimages_goods%2FKingston%2FKingston-DataTraveler-101-16GB-2.jpg&ed=1&text=%D1%84%D0%BB%D1%8D%D1%88%20%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C&p=21

компакт-диск

http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BA%D1%82%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8&p=10&img_url=media.ffclub.ru%2Fup72889_1713169990.jpg

колонки http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text=%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B8&p=5&img_url=www.start-master.ru%2Fsadm_images%2Fcatalog%2F080008821%2F080008821_max_1.jpg

системный блок

http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=img.positronica.ru%2Fitems%2F510051_v01_b.jpg&ed=1&text=%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA&p=7

мышь

http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%BC%D1%8B%D1%88%D1%8C%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0&p=47&img_url=content1.onliner.by%2Fcatalog%2Fdevices%2Fgallery%2Fmicrosoft_nom3000_23060.jpg&rpt=simage

монитор

http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B&p=28&img_url=itua.info%2Fpic%2Fimages%2FBX2350_R45.jpg&rpt=simage

клавиатура

http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=wiki.iteach.ru%2Fimages%2F9%2F96%2F%25d0%259a%25d0%25bb%25d0%25b0%25d0%25b2%25d0%25b8%25d0%25b0%25d1%2582%25d1%2583%25d1%2580%25d0%25b0_28061992.jpg&ed=1&text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0&p=6

фотоаппарат

http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=www.pma-show.com%2Fnews_images%2F00397_sony-dslr-a300.jpg&ed=1&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82&p=23

видеокамера

http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=farm4.static.flickr.com%2F3417%2F3358666967_d95efc8544.jpg&ed=1&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0&p=0

принтер

http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=www.fora.kz%2Fimg%2Fgoods%2Fimg%2Fimg_435%2Fbig_HP%2520LJ-P1102.jpg&ed=1&text=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80&p=35

сканер

http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=ns2.ogoom.com%2Fuploads%2Fposts%2F2011-07%2F1310044914_1308400903_scanner.jpg&ed=1&text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%80&p=5

микрофон

http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=meelk.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2010-12%2F1291248956_22966168_1.jpg&ed=1&text=%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD&p=0

проектор

http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=display.lakmus.ua%2Fimages%2Fproducts%2F7324%2F7324_biggest.jpg&ed=1&text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80&p=18

процессор

http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=dtpsoft.pl%2Fimages%2FPRO-COR%2FPROINTCOR0048%2FPROINTCOR0048_1.jpg&ed=1&text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80&p=13

винчестер

http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=scorpion.ru%2Foptskl_im.php%3Fid%3D154470&ed=1&text=%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80&p=12

компьютер

http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80&p=84&img_url=rnns.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2009-08%2Fthumbs%2F1250753407_computer.jpg&rpt=simage

дискета

http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=compsmir.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F08%2F497a01ab-f188-436e-b190-d298a6f2ada9_508x0_q99.jpg&ed=1&text=%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B0&p=2

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Оксана Игоревна, ссылки в тексте публикации неактивные. По каждой из них написано: Не удается получить доступ к сайту. Проверьте, пожалуйста.

21 July 2021

Спасибо за комментарий, да, я знаю, ссылки активны в архиве с упоминаемыми материалами, навигация осуществляется между документами. Но архив со всеми документами прикрепить не получается.

21 July 2021
Ответ для

Объясните это сайту Теxt.ru, на котором эксперты сообщества и проверяют публикации.

13 August 2021
Ответ для

Проверить на плагиат может любой эксперт, хоть учитель ОБЖ, хоть учитель истории. Многие участники сообщества сами проверяют свой материал перед публикацией. Ничего крамольного в этом нет.

13 August 2021
Ответ для

хорошо, при наличии времени обязательно.

14 August 2021
Ответ для

Абсолютно согласна с вами. Я сама лично проверяю свои публикации прежде чем их публиковать или участвовать в конкурсах. Моя публикация впервые опубликована 22.01.2018 на сайте нуми, а вот чужая работа 22.03.2018. Я думаю эксперт должен это учитывать, прежде чем предъявлять претензии и говорить что работа чужая.

14 August 2021
Ответ для

Коллега, я проверяю свои материалы на сайте антиплагиат. О text.ru ничего к сожалению не знала, но он бы и не показал мой материал т.к. там структура размещения материалов только присоединением архива с работой. И 22.01.2018 когда я размещала свой урок впервые, вашей ссылки ещё не существовало.

14 August 2021
Ответ для

Я это понимаю. Но как Вы сами заметили, из-за структуры размещения материала Вашей ( более ранней ссылки) нет на text.ru, а поэтому мною была прокомментирована констатация факта, который и показал вышеупомянутый сайт.

14 August 2021

Тем более Вы должны знать, что это - чужая работа! https://infourok.ru/urokigra-soberi-kompyuter-po-informatike-klass-2771205.html

13 August 2021
Ответ для

Благодарю вас за комментарий! очень рада, что учителю ОБЖ интересны уроки информатики, но перейдите по ссылке http://numi.ru/fullview.php?id=80827 и сравните даты публикации с вашей ссылкой!!!

13 August 2021

Похожие публикации