Статья «Компьютерный дизайн проекта в Adobe Illustrator как средство педагогической помощи обучающимся: первые шаги»

4
0
Материал опубликован 27 November 2020



Компьютерный дизайн проекта в Adobe Illustrator как средство педагогической помощи обучающимся: первые шаги



Коптяев Фёдор Вениаминович

Педагог дополнительного образования МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги

е-mail: fedor-koptyaev@mail.ru


Fedor Koptyaev

Teacher of additional education MBOUDO Crtdiu "Constellation" of Kaluga

e-mail: fedor-koptyaev@mail.ru


Аннотация

В статье рассматриваются первые шаги педагога дополнительного образования и детей, занимающихся компьютерным дизайном в дополнительном образовании. Поднимается вопрос саморазвития детей на «дистанте» в дополнительном образовании на базе МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги. Автором раскрываются целесообразность и новизна преподавания в рамках изучения программы векторной графики Adobe Illustrator очно и онлайн, а также первые шаги в подготовке участников к чемпионату «WorldSkills Russia Junior».


Abstract

The article discusses the first steps of a teacher of additional education and children engaged in computer design in additional education. The question of self-development of children at a "distance" in additional education on the basis of MBOUDO Crtdiu "Constellation" of Kaluga is raised. The author reveals the expediency and novelty of teaching in the framework of studying the Adobe Illustrator vector graphics program in person and online, as well as the first steps in preparing participants for the WorldSkills Russia Junior championship.


Ключевые слова: саморазвитие личности, дистанционное образование, дополнительное образование детей, компьютерный дизайн, педагогическая помощь.


Keywords: self-development of the individual, distance education, additional education of children, computer design, pedagogical assistance.


В мире массовой современной компьютеризации востребован в большей мере компьютерный дизайн, к которому относятся, например, интерфейсы приложений для планшетных устройств, мобильных приложений, сайтов и др. Для их разработки необходимо использовать графические редакторы.

По мнению Миронова Д.Ф. компьютерная графика – это специфическая сфера деятельности, в которой персональные компьютеры используются как инструмент для создания изображений и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Различают три вида компьютерной графики. Это растровая графика, векторная графика и фрактальная графика. Они отличаются принципами формирования изображения при отображении на экране монитора или при печати на бумаге [3].

Актуальность компьютерной графики в учреждении дополнительного образования подтверждается ее направленностью на реализацию целей и задач, обозначенных в государственных документах стратегического планирования, а именно:

достижения целевых показателей охвата детей программами технической и естественнонаучной направленности дополнительного образования, намеченных в проекте «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». «Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16);

реализацию задачи обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций: поддержку научно-технического творчества детей, обозначенной в пункте 2 раздела III «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

достижение целей подпрограммы «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26 декабря 2017 г. № 1642) по увеличению численности детей и молодежи, занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам технической и естественнонаучной направленности;

осуществление задачи по формированию у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, поставленной в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р).

Обучение детей в Центре «Созвездие» также строится на стандартах соревнований «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia Junior по компетенции «Графический дизайн». Учащиеся на практике знакомятся с профессиональными обязанностями дизайнера-полиграфиста, web-дизайнера, дизайнера промо-вещей, дизайнера-иллюстратора и многих других, применяя технические методы.

Если изображение представляется в виде набора окрашенных точек — это растровый метод. Такую графику применяют при разработке электронных (мультимедийных) и полиграфических изданий.

Векторный метод –это метод представления изображения в виде совокупности отрезков и дуг ит. д. В данном случае вектор –это набор данных, характеризующих какой-либо объект. Программные ресурсы для эффективной деятельности с векторной графикой предназначены в основном для создания иллюстраций и в меньшей степени для их обработки. Решаются средствами векторной графики наиболее легко вопросы оформительской работы, основанные на применении шрифтов и простейших геометрических элементов. [1, 4].

Дизайн – это отправная точка работы в графическом редакторе на занятиях для детей, как и в любом направлении современного компьютерного мира. Сделать дизайн – значит не просто нарисовать, а сгенерировать художественную идею, готовую к техническому воплощению. Дизайн для анимации, web-страницы или полиграфии можно сравнить с дизайном автомобиля. Машина должна не только радовать глаз, но и предполагать устойчивость на дороге, безопасность в использовании, комфорт водителя и пассажиров, а также учитывать производственные и другие экономические возможности.

Таким образом, целью занятий является содействие в формировании личности, стремящейся к творческой самореализации средствами компьютерного дизайна. Другими словами - педагогическая помощь и освоение первых шагов в применении детьми Adobe Illustrator.

В результате каждый ребенок в возрасте от 7 до 18 лет по выбору может освоить тот или иной уровень обучения, начиная от 36 часов и заканчивая 216 часами за учебный год и пройти наиболее подробный и удобный модуль:

1)Начальный уровень. Обучение проводится 36 часов. Обучающиеся получат начальные знания о сферах применения различных видов дизайна, оформления презентации, будут знать основы компьютерного дизайна, принципы применения законов композиции на практике, будут развить чувство вкуса и вариативное мышление, способности анализировать результаты своей деятельности и находить нестандартные варианты решения поставленной задачи. На начальном уровне происходит знакомство с интерфейсом Paint. Педагогом организуется фронтальная практическая работа, происходит знакомство с окном программы Paint, изучается активное использование палитры. Обучающиеся на первых этапах по максимуму учатся применять фрагменты для рисования узоров и витражей, вставлять текст в рисунки. Далее осуществляется знакомство детей с интерфейсом MS PowerPoint, где они занимаются созданием слайдов, вставкой изображений и текстов в слайды, изучается палитра оттенков и читабельность текста. 

К концу обучения на начальном уровне обучающиеся владеют вставкой рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылок при создании презентации, а также демонстрируют презентации. 

2) Базовый уровень рассчитан на 72 часа. На данном уровне обучающие овладевают навыками школьного издательства, ознакамливаются с профессией компьютерный дизайнер. Дети осваивают шаблоны и макеты в Publisher и умеют оформлять иллюстрации. Также разбираются стандартные ошибки дизайна. Особое внимание уделяется созданию и дизайну открыток, пригласительных и визиток.

На данном уровне обучающиеся усваивают этапы подготовки печатного издания, например: ввод текста, основная страница шаблона, переход на шаблонную страницу, могут проводить изменение параметров шаблонной страницы, различать элементы шаблонной страницы, создавать дополнительные шаблонные страницы, применять шаблонные страницы. В процессе практического выполнения задач осваиваются особенности иллюстрационной верстки, основные виды иллюстрационной верстки, изображения в публикации, позиционирование и упорядочение объектов, порядок расположения объектов, выравнивание и распределение объектов. Важным и любимым техническим средством создания дизайнерского продукта является анимация

Как считает Миронов Д.Ф. Компьютерная анимация – это получение движущихся изображений на экране дисплея. Художник создает на экране рисунок начального и конечного положения движущихся объектов, все промежуточные состояния рассчитывает и изображает компьютер, выполняя расчеты, опирающиеся на математическое описание данного вида движения. Полученные рисунки, выводимые последовательно на экран с определенной частотой, создают иллюзию движения. Обучающиеся с особым креативным подходом владеют не только настройкой анимации, но и создают движущиеся изображения и работают с комбинированными рисунками [3].

3) Продвинутый уровень на 216 часов с углубленным изучением и использованием программ при разработке детского проекта. К этим программам относятся программы компании Adobe, а именно: AdobePhotoshop; AdobeIllustrator; AdobeInDesign.

AdobeIllustrator как считает Миронов Д.Ф. – это векторный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой AdobeSystems. AdobeIllustrator был задуман как редактор векторной графики, однако его используют в самых разных целях, в том числе и для верстки. Он очень удобен для быстрой разметки страницы с логотипом и графикой –простого одностраничного документа [].

Программа обладает интуитивно понятным интерфейсом, легким доступом ко многим функциям, широким набором инструментов для рисования и продвинутыми возможностями управления цветом, текстом, что позволяет создавать векторные изображения любого уровня сложности. AdobeIllustrator использовался в проекте и для создания логотипа, стилеобразующих элементов и для верстки (рис.1)

t1606503407aa.gift1606503407ab.png

Рисунок 1 -Работа в программе Adobe Illustrator


При работе с данной программой обучающиеся понимают: принцип работы векторной графики, усваивают цветовую модель CMYK, знакомятся с интерфейсом векторного графического редактора Adobe Illustrator, изучают правила и приемы работы. Практические навыки приобретаются, когда дети осуществляют самостоятельно или с помощью педагога, а именно:

приемы настройки рабочего пространства редактора Adobe Illustrator;

инструментарий программы Adobe Illustrator, палитры, приемы настройки монтажной области;

приемы работы с заливками и контурами;

свойства палитры, приемы обработки контуров;

принципы и приемы работы с кривыми Безье;

обработка текста.

Так как программный продукт можно установить на персональные компьютеры и ноутбуки – компьютерному дизайну можно обучаться и в онлайн. В онлайн формате практика и теория могут изучаться школьниками самостоятельно и при помощи педагога дополнительного образования, который выступает в роли помощника [2, 6]. Во время практических занятий основной задачей обучающихся является создание правильных моделей, т.е. моделей, в которых соблюдены принципы:

- параметричности − соблюдена возможность использования задаваемых параметров, таких как длина, ширина, радиус изгиба и т.д;

- ассоциативности, то есть, соблюдена возможность формирования взаимообусловленных связей в элементах модели, в результате которых изменение одного элемента вызывает изменение и ассоциированного элемента.

Педагог проводит демонстрацию и мастер-классы, онлайн-занятие. Практические занятия проходят в форме самостоятельной и групповой продуктивной деятельности, моделирования и защиты проектов, проблемного изложения материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи, конкурсов, соревнований, экскурсий, творческих встреч, конференций, акций, флешмобов, квестов, онлайн марафонов и др. Теория занимает второстепенное место и преподносится в форме лекции, эвристической беседы, презентации, заочной онлайн-экскурсии, обзора, стрима и т.п. Задача обучающегося - самостоятельная продуктивная деятельность.

Таким образом, в изучении детьми Adobe Illustrator с помощью педагога дополнительного образования появляются несколько вариантов получения знаний – очный (занятия в привычном традиционном режиме) и онлайн-форма. Вне зависимости от выбора изучения обучающиеся приобретают компетенции, которые помогут им в дальнейшем подготовиться, сделать первые шаги к соревнованиям WorldSkills Russia Junior на основании конкурсного задания, а именно: графический дизайнер специализируется на оформлении окружающей среды средствами графики [6]. Он работает с вывесками, рекламными щитами, плакатами, указателями, знаками и схемами, а также заботится об удобочитаемости необходимой информации, такой как интернет-сайты, журналы, газеты, листовки, обложки книг и дисков, меню в ресторане, каталоги товаров, визитки, а также упаковка продуктов, промтоваров и графическое оформление витрин. Профессия графического дизайнера имеет несколько направлений, и один дизайнер может работать либо в одном из них, либо совмещать два или три направления. К направлениям графического дизайна относятся:

фирменный стиль и брендинг.

разработка шрифтов.

дизайн рекламы.

дизайн книг,

журналов и газет,

дизайн для Интернет.

Графические дизайнеры работают в дизайн-студиях, брендинговых и рекламных агентствах, издательствах, на любых государственных предприятиях и в частных фирмах, предпочитающих держать в штате собственного дизайнера.

К важным качествам дизайнера относятся: развитый художественный вкус, образное и объемно-пространственное мышление, инициативность, креативность, изобретательность, чувство стиля, зрительная память, вовлеченность в современную культуру. Дизайнер должен уметь выражать свои идеи в графике (что также часто называют рисунком от руки). Знать истории искусств, дизайна и их современного состояния. Владеть специализированными компьютерными программами: Adobe Photoshop, Illustrator, InDesign и др.


Литература:

Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие [Текст]/ Залогова Л.А. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Колодочкина Е. А. Развитие дизайнерского мышления средствами компьютерной графики [Текст]/ Колодочкина Е.А. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. №11.

Миронов Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне. [Текст]/ Миронов Д.Ф. - Литагент «БХВ» - 2008 – 512с.

Муравьёва Ю. Ю. Разработка фирменного стиля: творческий процесс и искусство современного дизайн-проектирования[Текст]/ Муравьёва Ю.Ю. // -Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. -2016. -№1 (20).- С.121-125.

Овчинникова Р. Ю. Соотношение визуального и коммуникационного в графическом дизайне [Текст]/ Овчинникова Р.Ю.// - Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. - 2016. - №3 (23). – С. 217- 223.

Сальков Н. А. Современные проблемы дистанционного образования [Текст]/Сальков Н. А. //- Журнал педагогических исследований.- 2018.- №. 5. - С. 72-81.


References:

1. Zalogova L. A. Computer graphics. Elective course: textbook [Text]/ Zalogowa L. A. – M.: BINOM. Laboratory of knowledge, 2012.

2. Kolodochkina E. A. Development of design thinking by means of computer graphics [Text] / Kolodochkina E. A. / / Actual problems of Humanities and natural Sciences. 2009. No. 11.

3. Mironov D. F. Computer graphics in design. [Text] / Mironov D. F.-Litagent " BHV " - 2008-512c.

4. Muraveva Yu. y. Development of corporate identity: creative process and art of modern design design[Text]/ Y. Y. Muraviev / / Culture and education: scientific-informational journal of universities of culture and arts. -2016. -№1 (20).- P. 121-125.

5. Ovchinnikov, Y. R. the Ratio of visual communication and graphic design [Text]/ R. Y. Ovchinnikov// the Bulletin of Tomsk state UN-TA. Cultural studies and art history. - 2016. - №3 (23). – Pp. 217-223.

6. Salkov N. A. Modern problems of distance education [Text] / Salkov N. A. / / - Journal of pedagogical research.- 2018. - no. 5. - Pp. 72-81.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.