Статья «Теория и практика современной учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении»
«Теория и практика современной учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении»
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода России к правовому государству, к демократическому обществу многие специфические проблемы вызваны сменой системы ценностей и социальных приоритетов, а также экономическими и политическими трудностями этого перехода. В этих условиях к воспитанию предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
В контексте этих требований школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. В развивающемся обществе возрастает потребность в современно образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования призвана не только готовить людей, умеющих жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их, формировать в процессе обучения и воспитания.
Воспитательная система образовательного учреждения охватывает учебный процесс, внеурочную жизнь учащихся, их деятельность и общение за пределами учреждения, направленные на обеспечение возможно более полного всестороннего развития личности, формирования его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.
Актуальность исследования проблемы возрастает и в связи с определенным усложнением воспитательного процесса в современных условиях (ослабление форм социального контроля, усиление социальной анонимности, увеличение потока беженцев и мигрантов, рост безнадзорности и беспризорничества). Усложнение воспитательного процесса связано и с такими социальными факторами, как бездуховность свободного времяпрепровождения, пассивность, потребительство, рост криминала, шовинистических и националистических настроений в молодежной среде.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В настоящее время в теории и практике учебно-воспитательной деятельности существуют многообразные технологии, различающиеся областью применения, целями и результатами. Г.К. Селевко и А.Г. Селевко предлагают их классификацию по сущностным, методологическим и инструментально значимым свойствам:
- по уровню применения (метатехнологии; отраслевые; модульно-локальные; микротехнологии);
- по философской основе (материалистические-идеалистические; диалектические-метафизические; сциентистские (от лат. scientia — знание, наука, в основе - представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности)
- природосообразные (гуманистические-антигуманные);
- по ведущему фактору развития (биогенные, социогенные, психогенные);
- по научной концепции освоения опыта (ассоциативно-рефлекторные; развивающие; социального научения; деятельностные; интериоризаторские; др.);
- по ориентации на сферы и структуры личности (информационные -формирование знаний, умений, навыков; операционные - формирование способов умственных действий; нравственно-этические; действенно-практические; физического развития, др.);
- по характеру содержания и структуры (светские-религиозные; общеобразовательные-профессионально-ориентированные; гуманитарные-технократические; валеологические-экологические, др.);
- по виду социально-педагогической деятельности (обучающие-воспитательные-развивающие; поддержки (сопровождения)- реабилитациипомощи; социализации-адаптации-автономизации-социального закаливания; психолого-педагогические, культурологические);
- по типу управления социально-воспитательным процессом (классическое обучения - воспитание; самоуправление; компьютерные технологии, др-);
- по организационным формам (классно-урочные; клубные; индивидуальные, групповые, др.);
- по подходу к ребенку и характеру воспитательных взаимодействий (авторитарные-«свободного» воспитания; личностно-средово-деятельностные и ориентированные; сотрудничества, самовоспитания, др.);
- по преобладающим (доминирующим) методам и средствам (репродуктивные, развивающие, проблемно-поисковые, программирования, трудовые, игровые, др.).
Мы рассматриваем воспитание как процесс:
-целенаправленного формирования личности, в современном понимании - процесс эффективного взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на достижение заданной цели;
-где проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы;
-обусловленный динамичностью, изменчивостью, длительностью;
-непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-комплексный: единство целей, задач, содержания, форм и методов подчиненных идее целостности формирования личности;
-имеющий двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).
Состав организаторов воспитательного процесса:
- заместители директоров по воспитательной работе,
- классные руководители,
- кураторы групп,
- педагоги-организаторы,
- педагоги-психологи,
- социальные педагоги,
- педагоги дополнительного образования.
Целью образования на современном этапе стало воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития ответственного, высоконравственного, инициативного, творческого, компетентного гражданина России. И именно начальная школа выступает фундаментом всего последующего обучения. Начальное образование имеет свои особенности, которые отличают его от всех последующих этапов школьного образования. Особенностью содержания современного начального образования является и результат: учащийся по окончании этой ступени образования должен приобрести набор не только определенных знаний, но и умений (применять полученные знания, уметь находить самостоятельно информацию, оценивать свои результаты и т. д.). По мнению А. В. Луначарского, «воспитание в процессе обучения — это только часть целостной воспитательной системы школы… осуществляется на уроке посредством четырех факторов, четырех источников или через четыре канала:
— через содержание образования;
— через методы и формы обучения;
—через использование случайно возникших или специально созданных воспитывающих ситуаций;
— через личность самого учителя».
Для того чтобы включить ученика в учебно-познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса, нужна мотивация. Воспитание у учащихся мотивов учения в настоящее время является одной из главных задач школы. Основной проблемой воспитательной работы является воспитание духовно-нравственной, эстетически развитой личности школьника на основе приобщения к ценностям общечеловеческой и национальной культуры. А. Дистерверг предлагает целостный педагогический процесс, то есть «процесс, в котором воедино слиты “воспитывающее обучение” и “обучающее воспитание”». Их нельзя игнорировать и противопоставлять. В процессе обучения происходит воспитание важных качеств личности: трудолюбие (учеба – особый напряженный интеллектуальный и физический труд), высокая организованность, дисциплинированность, коллективизм, взаимная ответственность, совестливость, честность и др. В этой связи возникает проблема взаимоотношений преподавателя и школьника, которые находятся в субъектно-объектных отношениях. Не только преподаватели воспитывают школьника, но и ученики воспитывают и активно влияют на преподавателя, предъявляют к ним свои требования, начиная с внешнего вида, поведения, личного примера, отношения со школьниками до его профессионализма, научной квалификации и педагогического мастерства.
Свои специфические особенности воспитательного воздействия имеют различные предметы обучения: при изучении дисциплин естественно-научного цикла имеются возможности фундаментализации знаний, формирования чувства гордости за научные достижения отечественных ученых. Большими возможностями располагают специальные, технические предметы на основе осуществления принципа гуманизации. Гуманитарные дисциплины – проблемы воспитания напрямую связаны с осуществлением принципа гуманитаризации. В центре этих наук – человек, философски мыслящий, грамотный, физически здоровый, психологически подготовленный.
Целями воспитательной работы в начальной школе являются:
— формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека;
— формирование целостной психологической основы обучения и, в частности, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению. Основные постулаты воспитательной работы — уважать и любить людей, делать добро. Мы обучаем детей поступать по отношению к другим так, как хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к ним.
Задачи учебно-воспитательной деятельности:
— создание условий для развития творческих возможностей личности;
— формирование основ нравственной и духовной культуры учащихся;
— воспитание культуры межнационального общения;
— воспитание гуманного отношения к окружающему миру, к своему ближнему;
— воспитание достойного гражданина страны;
— формирование классного коллектива как воспитательной системы, развитие ученического соуправления;
— работа над сохранением душевного здоровья и эмоционального благополучия каждого ребенка;
— оказание помощи ребенку в его интеллектуальном развитии, способствование повышению его интереса к учебной деятельности;
— оказание помощи каждому ребенку в реализации своего творческого потенциала, раскрытии своей индивидуальности;
— организация работы родительского комитета, направленной на сплочение коллектива обучающихся.
После реализации задач учебно-воспитательной деятельности мы ожидаем следующих результатов:
— повышения уровня воспитанности учащихся класса;
— создания сплоченного классного коллектива;
— проявления инициативы и ответственности учащихся начальных классов за порученное дело;
— наличия положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности ребенка;
— участия в конкурсах, концертах, утренниках, спортивных соревнованиях; — посещения спортивных секций, кружков по интересам;
— повышения уровня удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса.
Итак, основными направлениями воспитательной работы с детьми, обучающимися в начальной школе, мы можем назвать познавательную, игровую, творческую, спортивную, коммуникативную (общение) деятельность, досуг. Данные направления воспитательной работы реализуются в ходе проведения классных часов, экскурсий, ролевых игр, конкурсов, походов, дискуссий.
Воспитание в рамках учебно-воспитательного учреждения, являясь педагогическим процессом, рассматривается как система. Рассматривать педагогический процесс системно – значит выделить структурные компоненты системы и процесса и функциональные связи между ними. Это помогает осознать специфику, сущность каждого компонента, их взаимодействие, изменение одного от изменения другого, например: от цели меняется содержание, а определенное качественное состояние ученика, его воспитанность меняют методы воспитания и т. д..
В. П. Симонов представляет педагогическую систему в схеме, которая позволяет лучше увидеть компоненты педагогического процесса.
Структура педагогического процесса – это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы.
Компоненты педагогического (воспитательного) процесса:
целевой – определение целей воспитания;
содержательный – разработка содержания воспитания;
операционно-деятельностный – организация воспитывающей деятельности и взаимодействия участников процесса;
оценочно-результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания, суждение об эффективности процесса.
– коммуникативный, он отражает наличие в воспитательной системе субъекта и объекта воспитания, проще – воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка и означает общение, взаимодействие их в процессе воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исторического развития человечества и педагогической наук
понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения.
На данном этапе социального развития общества воспитание предполагает:
- передачу социального опыта человечества и мировой культуры;
- непосредственное воспитательное воздействие на человека или группу людей;
- организацию жизни и деятельности воспитанника;
- создание условий для саморазвития личности воспитанника, и т.д.
В целом воспитание представляет собой процесс, основными компонентами которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого процесса.
Организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих. В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.
Поставленные перед процессом воспитания цели могут быть решены
различными способами, но эффективность их решения зависит от следующих факторов:
- совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;
- учета индивидуальных особенностей воспитанника;
- условий и обстоятельств проведения воспитательного процесса.
В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого. В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1.Борытко, Н.М. Педагогика:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/Н.М. Борытко. -М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 496с.
2.Воспитательная работа в школе. Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений [Текст]. – М.: “Школьная пресса”.- 2004 г.
3.Данилюк А.Я., Кондаков, А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. –М., 2011.- С.8.
4.Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя [Текст] /Н.И. Дереклеева.- М., 2002.
5.Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Сов. педагогика. 1991. № 11. С. 61-64.
6.Организация воспитательной работы в школе. Пособие для директоров общеобразовательных учреждений[Текст].- М.: “Школьная пресса”, 2004 г.
7.Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания. Дисс... доктора пед. наук. Ульяновск, 1993. С. 57.
8.Словарь-справочник по педагогике/ Авт.- сост. В.А.Мижериков; Под общ.ред. П.И.Пидкасистого.- М.,2004.- С.42-43.
9.Шилова, М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] /М.И. Шилова.- Красноярск: РИО КГПУ, 2007.
10.Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса [Текст] /Н.Е. Щуркова. -М., 1994.