Конкурс знатоков курса ОРКиСЭ «Основы светской этики» (4 класс)
Предмет: ОРКСЭ. Основы светской этики.
Класс: 4
Внеклассное мероприятие: Конкурс знатоков курса ОРКиСЭ «Основы светской этики»
Цель: обобщить знания обучающихся основных понятий курса «Основы светской этики»
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- развитие нравственного сознания и компетентности в решении нравственных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Регулятивные УУД:
- умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
- умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
Коммуникативные УУД:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные планируемые результаты:
Формирование представлений об основных нормах светской морали, понимание их значения, выстраивание отношений в обществе.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, дополнительная литература, презентация, видеоролики «Азбука доброжелательности»
Форма работы: групповая
Ход мероприятия:
I. Вступительное слово. Представление команд. Представление жюри.
II. Конкурсная программа
(после каждого конкурса, пока жюри подводит итоги, производится проверка и самооценка)
1 конкурс «Разминка»
- На уроках по Светской этике мы знакомились с главными моральными понятиями в жизни человека, учились давать их характеристики и определения. Этот конкурс проверит ваши знания в этой области.
(Дано 15 вопросов. Необходимо выбрать один правильный ответ.
Максимальное количество баллов -15)
1. Что такое этика?
А) наука о добре и зле;
Б) наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле;
В) обычаи и традиции. Г) наука о культуре поведения
2. Кто был основателем науки «Этика»?
А) Сенека Б) Конфуций; В) Цицерон. Г) Аристотель
3. Мораль – это …
А) культурные традиции; Б) верование людей;
В) система норм и ценностей, регулирующих поведение людей
Г) добродетель
4. Добро – это …
А) культура людей; Б) обычаи В) традиции. Г) нравственная ценность, образец поступков людей и отношений между ними
5. Что такое свобода?
А) независимость;
Б) способность человека определять своё поведение с учетом законов природы и общества
В) вседозволенность Г) культурное поведение
6. Моральный выбор – это …
А) хорошие поступки Б) обязанность уважать других людей.
В) выбор между различными способами поведения и нормами;
Г) обязанность хорошо учиться
7. От чего зависит моральный выбор человека?
А) от друзей; Б) от родителей; В) от самого человека Г) от учителей
8. Ответственность – это …
А) черта характера, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор
Б) способность человека определять своё поведение с учетом законов природы и общества
В) способность уважать мнение других людей
9. Нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или общих целей - это
А) альтруизм Б) эгоизм В) дружба Г) щедрость
10. Отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах
А) альтруизм Б) эгоизм В) дружба Г) патриотизм
11. Совесть – это …
А) стыд перед самим собой
Б) тяжёлое переживание позора перед другими людьми за свое поведение
В) наказание за плохое поведение
12.Трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо всего народа, всей страны – это …
А) Патриот Б) Труженик В) Воин Г) Коллективист
13. Смелые защитники Отечества в Древней Руси
А) рыцари Б) джентльмены В) крестьяне Г) богатыри
14. Высшая ценность для человека – это…
А) золотое правило нравственности Б) это традиции В) это его дом Г) это его жизнь
15.Что такое этикет?
А) правила хорошего поведения
Б) наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле
В) обычаи и традиции Г) употребление в речи вежливых слов
2 конкурс «Разгадай кроссворд»
( Работа в группе.
Задание: За определенное время постараться дать как можно больше правильных ответов и дать объяснение выделенного слова.
Максимальное количество баллов -15)
3 конкурс «Золотое правило нравственности»
- Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов является ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ. Оно встречается во множестве формулировок, например в учениях древнекитайского философа Конфуция или древнеримского философа Сенеки.
(Задание: записать Золотое правило нравственности.
Максимальное количество баллов - 2)
«Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». или
«Не поступай по отношению к другим так, как ты бы не хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».
4 конкурс «Добродетель и порок»
- Древнегреческий философ Аристотель считал, что добродетель – это способность поступать наилучшим образом. И такая добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком.
(Задание: вставить пропущенное слово – добродетель между двумя пороками.
Максимальное количество баллов - 4)
расточительность - …… - скупость (щедрость)
вздорность - …… - угодничество (дружелюбие)
бесстыдство - …… - застенчивость (скромность)
безрассудная отвага - ….. - трусость (мужество, смелость)
5 конкурс «Знатоки пословиц»
- Как говорится: В пословице народная мудрость кроется. Пословицы своими уникальными средствами способствуют воспитанию нравственности и укреплению морали.
(Задание: дописать пословицы. Можно работать индивидуально, в парах и группой. Максимальное количество баллов - 10)
Не одежда красит человека, ….(а добрые дела.)
Лучше горькая правда, …..(чем красивая ложь.)
Слово – не воробей,….( вылетит - не поймаешь.)
Родину- мать …(умей защищать.)
Нет друга – ищи, …(а нашёл – береги.)
Как аукнется, …(так и откликнется.)
При солнышке тепло, …(при матери добро.)
Красна птица опереньем, …(а человек уменьем.)
Труд кормит,…( а лень портит.)
С кем поведёшься, …(от того и наберёшься.)
6 конкурс «Сказочный»
- Сказка – ложь, да в неё намёк,
Добру молодцу урок.
- Часто на уроках Светской этики, рассматривая те или иные добродетели или пороки, мы обращались к народным и авторским сказкам. В них мы искали примеры хороших и плохих поступков.
( Задание: нужно указать добродетельные или порочные качества сказочных героев)
Золушка (Сказка «Золушка», автор Ш. Перро) –
Снежная королева (Сказка «Снежная королева», автор Г.Х. Андерсен) -
Буратино ( Сказка «Золотой ключик или Приключения Буратино, автор А. Толстой) --
III. Самооценка
Обучающиеся выполняют оценивание своей работы на листах самооценки.
IV. Подведение итогов. Награждение.