Конспект бинарного занятия для подготовительной к школе группы на тему «Люди бывают разные»
Конспект бинарного занятия педагога-психолога и воспитателя подготовительной к школе группы.
Тема: «Люди бывают разные»
Цель: развивать эмоционально-волевую сферу детей.
Задачи:
Образовательные:
Учить передавать эмоциональные проявления (свои и других людей) различными способами: мимика, пантомимика, голос.
Учить использовать различные приемы вырезания, обрывания и наклеивания при создании образов.
Развивающие:
Развивать творческие способности и воображение, фантазию в процессе игрового общения.
Развивать умение создавать предметные изображения по представлению.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к чувствам других людей, терпимости, толерантности, готовность прийти на помощь.
Воспитывать умение открыто проявлять эмоции и чувства различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
Обогащение словаря: стразы, пайетки.
Оборудование и наглядный материал:
Воздушные шары.
Интерактивная доска.
Сундучок «Страхов».
Аудиозаписи «Волшебная тропинка», «Смех», «Ворчание», «Плач».
Материал к упражнению «Раствори страх».
Разные пиктограммы основных эмоций (радость, злость, удивление, грусть, страх).
Набор материала для творчества: клей, скотч, ножницы, простые карандаши, салфетки, картон, стразы, бусины, фетр, цветная бумага, фломастеры.
Подносы
Предварительная работа: беседы, чтение литературы «Коррекционные сказки», игры, этюды.
Педагоги и дети заходят в зал.
- Здравствуйте!(с залом) Ребята, у меня есть для вас интересная история. Присаживайтесь на стульчики!
Дети присаживаются на стульчики.
Психолог: Давным–давно, в одном чудесном городе жили маленькие веселые человечки. Жизнь их была светла и беззаботна. Жители ходили, друг к другу в гости не только по праздникам, но и просто так. Но однажды в город пришла беда. Налетел черный ураган, и все в жизни жителей изменилось. Город разделился на отдельные улицы.
На одной из улиц этого города по-прежнему не смолкает смех, жители всегда улыбаются друг другу и дарят улыбки и хорошее настроение. Как вы думаете, как называется эта улица?
Ответы детей: Улица Радости.
Психолог: Правильно, это улица Радости. А жителей ее зовут Весельчаками. А на другой улице этого сказочного города идут настоящие сражения. Жители ходят хмурые, в их глазах горят злые огоньки. Они то и дело пытаются подставить кому-нибудь подножку или толкнуть. Как вы думаете, как может называться эта улица?
Ответы детей: Улица Злости.
Психолог: Правильно, это улица Злости. А жителей ее называют Злостиками. Еще одна улица этого города всегда пустынна, человечки, которые там живут пугливые и тревожные. Они боятся общаться и сидят по своим домам. Как вы думаете, как называется эта улица?
Ответы детей: Улица Страха.
Психолог: Правильно, это улица Страха, и жители ее Боязливики. А есть еще одна улица в этом городе, здесь живут мрачные жители Грустишки. Они то и дело грустят и по прошедшим выходным, по съеденному мороженому и еще много-много о чем. И никто в округе не может их развеселить.
Я долго думала, как же можно помочь жителям этого города и вдруг вспомнила, что у меня есть вы. Только дети могут помочь Злостикам подружиться, Боязливикам справится со своим страхом, а Грустишкам развеселиться. Только у вас есть такая волшебная сила.
Ну, что вы готовы им помочь?
Ответы детей: Да!
Психолог: Итак, мы отправляемся в путешествие. Но хочу вас предупредить, путешествие будет очень длинным и трудным.
(психолог и дети подходят к воротам (интерактивная доска)
Психолог: Я открою вам маленький секрет: это ворота в сказочный город. Для того чтобы попасть в город нам нужно объединиться и стать одной дружной командой.
Организационный момент «Цепочка дружбы».
Психолог: Крепко за руки берись – в цепочку дружбы становись! (Дети встают в круг и держатся за руки).
Психолог: Смотрите, какая цепочка дружбы у нас получилась! Она и поможет нам войти.
(звучит музыка – на интерактивной доске появляется видео (ворота открываются, дети смотрят на экран, и происходит «вход» из сказочный город)
На экране появляется улица Злостиков.
Психолог: Ребята, на какой улице мы очутились?
Ответы детей: На улице Злости.
Психолог: Давайте попробуем изобразить злость (дети показывают)
Психолог: Спасибо, присаживайтесь на стульчики.
Психолог показывает детям надутый шарик.
Психолог: Представьте, что шарик – злой человек. Там накопился воздух. В нем много раздражения и злости. Видите, какой он сердитый? Как он сильно надулся? Потрогайте шарик. Как вы думаете, а воздух сейчас может входить в шарик и выходить из него?
Ответы детей: Нет.
Психолог: Если человек будет такой же «раздутый» от злости и гнева, рано или поздно с ним произойдет вот что (лопаем шарик)
Психолог: Как вы считаете, это безопасный способ избавления от злости, если также взорвется злой человек, выплеснет да других людей свои плохие эмоции?
Ответы детей: Нет
Психолог: А как можно безопасно избавиться от злости?
Ответы детей:
рассмешить себя, глядя в зеркало,
потопать ногами,
послушать приятную, успокаивающую музыку, спеть веселую песенку, или потанцевать;
выбить пыль из воображаемой подушки,
замесить тесто «понарошку»,
высказать свои чувства, (я зол, я обиделся я разозлилась, я расстроен…)
принять теплую ванну и смыть плохие чувства, или принять душ;
нарисовать плохое настроение и выкинуть,
медленно досчитать до 10 и обратно,
слепить что-нибудь из пластилина;
разорвать старую газету на множество кусочков;
сильно сжать кулаки, а затем медленно разжать их;
маленькими глотками выпить стакан воды
Психолог: Правильно, все эти способы помогут Злостикам безопасно избавиться от злости.
Психолог: Теперь возьмите каждый по шарику крепко держите, так чтобы воздух не выходил наружу. Наши шарики – это злость наших Злостики, а воздух внутри них – это раздражение, гнев, злость, которая в них накопилась. Выпустите немного воздуха и вновь крепко зажмите. Посмотрите, злости стало меньше?
Ответы детей: Да.
Психолог: Лопнул он, когда вы выпускали воздух?
Ответы детей: Нет.
Психолог: Вот видите, шарик остался целым и никого не напугал. Так и человек: когда он выражает свои чувства правильным способом, он никому не причиняет вреда. Продолжайте потихоньку выпускать, до тех пор пока в нем не останется воздуха - злости.
Дети выполняют.
Психолог: Вышел воздух – прошла злость. Ну, вот, мы помогли Злостикам безопасно справиться со своей злостью.
На интерактивной доске Злостики улыбаются.
А сейчас пришла очередь помочь Боязливикам. давайте покажем, как выглядит испуганный человек ( показ детей). (присаживаются на стульчики)
Психолог: Посмотрите, жители улицы Страха так напуганы, что все попрятались по домам, а для нас оставили Сундучок, в который сложили все свои страхи. Как мы можем помочь им избавиться от страхов?
Ответы детей:
Нарисовать свой страх.
Придумать сказку о страхе с хорошим концом.
Запереть страх на замок.
Нарисовать Радугу силы.
Разорвать страх на мелкие кусочки.
Закопать страх в песок.
Выкинуть страх.
Отпустить страх в небо.
Психолог: Да, правильно, все эти способы помогают нам справится со своими страхами. А я вам хочу предложить еще один способ- смыть страх в воде. Дети разбирают страхи из сундучка и опускают их в заранее подготовленные емкости с водой, страшные лица смываются , страхи становятся белоснежными. Давайте снова поместим эти нестрашные страхи в Сундучок.
Психолог: Смотрите, Боязливикам теперь нечего бояться! А нам пора идти дальше по Волшебной тропинке.
Звучит музыка, телесно-ориентированное упражнение «Волшебная тропинка. Все дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия.
Психолог: Спокойно идём по тропинке. Вокруг кусты, деревья, зелёная травка. Птицы поют. Шелестят листья.
Вдруг на тропинке появились лужи. Одна, вторая, третья...
Снова спокойно идём по тропинке.
Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила.
Спокойно идём по тропинке.
Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре... Перешли болото, снова идём спокойно.
Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну. Осторожно идём! Ух, наконец-то, перешли...
Идём спокойно.
Что это, вдруг тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины... Ноги так и прилипают к ней... Еле-еле отдираем ноги от земли...
А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки - во все стороны! Перелезаем через упавшее дерево.
Ой, что это? Капельки? В сказочной стране пошел дождь. Это сказочный дождь. Он дает силу и смывает усталость. Давайте подставим ему наши руки и лицо. Вдох— выдох, вдох-выдох! Немножко постоим под волшебным дождиком и отдохнем. Вдох— выдох, вдох— выдох, вдох— выдох.
Вот мы и добрались до улицы Грусти. На интерактивной доске Грустишки.
Педагог: Ребята, как хорошо, что вы пришли! Я очутилась на улицу Грусти, увидела Грустишек, захотела им помочь, но совсем не знаю, как это сделать! Ребята, вы сможете мне помочь?
Ответы детей: Да!
Педагог: Ребята, как вы думаете, почему Грустишки такие грустные?
Ответы детей: Кто-то обидел, ударил, сделал больно, сказал обидные слова и т.д.).
Педагог: А что мы чувствуем, когда нам грустно?
Ответы детей: Хочется плакать, все становится неинтересным
Педагог: Как мы можем помочь жителям улицы Грусти?
Ответы детей:
Подарим им улыбку
Поделимся своими игрушками
Поиграем с ними
Обнимем, утешим их
Поделимся с ними своей радостью
Сделаем для них что-то очень красивое и подарим им
Педагог: Ребята, давайте сделаем для Грустишек подарки. Обсудим, что каждый из вас хотел бы подарить им.
Ответы детей:
Солнышко – оно согреет и поднимет настроение.
Цветок – он красивый и будет радовать.
Бусы – для Грустишки -девочки, она обрадуется красивому украшению.
Воздушный шарик – с ним можно весело играть, шарики – это всегда праздник.
Открытку – на добрую память, она красивая.
Сладости – вкусное всегда поднимает настроение.
Педагог: Проходите, присаживайтесь, занимайте места, где вам больше нравится. Посмотрите, сколько всего у вас на столах: цветная бумага, фетр, стразы, бусины, пайетки, цветной картон, клей, ножницы, фломастеры.
У вас есть возможность проявить свою фантазию, творчество и передать свое хорошее настроение!
Педагог проводит пальчиковую гимнастику
-Прежде, чем приступите к работе, вспомните правила безопасности и гигиены.
Творческая работа детей (музыкальное сопровождение музыка Звуки природы)
Дети показывают свои работы Грустишкам и лица на интерактивной доске становятся веселыми.
Педагог: Грустишки повеселели, теперь они знают волшебные средства против грусти. ( дети садятся за столы ,педагог оценивает деятельность детей.
Педагог : Давайте посмотрим на ворота (звучит музыка – на интерактивной доске появляется видео (ворота закрываются) и в тот же миг мы окажемся снова в детском саду. Дети смотрят и происходит «выход» из сказочного города.
Педагог: Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что запомнилось больше всего? А как вы думаете, жители города, которых мы встречали хорошие или плохие?
Ответы детей:
Педагог: Да, правильно, люди могут злиться, грустить, бояться, обижаться. Это чувства, которые может испытывать каждый человек. И это не говорит о том, что они плохие, просто в данный момент человеку нужна поддержка и понимание. И наша задача помочь в этот момент. Ребята, вы все сегодня молодцы, вы сделали большое дело- помогли героям с справиться со своей злостью , победить свои страхи и развеять грусть.
Психолог: Я очень рада нашей с вами встрече. Мне очень понравились ваши внимательные глазки, ваши ответы и ваши творческие работы. На этом наше занятие заканчивается.