Конспект доминантного занятия по восприятию музыки с использованием дидактических игр по теме «Пер Гюнт»
Конспект доминантного занятия по восприятию музыки с использованием дидактических игр по теме: «Пер Гюнт».
Цель: Знакомство с музыкой Э. Грига, формирование у детей эстетического музыкального вкуса.
Задачи:
Образовательные:
· Продолжить формировать навык слушания музыки;
· Развивать познавательный интерес детей к музыке Э. Грига;
Воспитательные:
· Формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия музыки.
Развивающие:
· Учить детей выражать свои эмоции, чувства через пластическую импровизацию.
· Способствовать развитию воображения и фантазии у детей.
· Развивать внутренний слух с помощью дидактической игры «Сломанный телевизор».
· Формирование тембрового слуха и чувства ритма с помощью дидактической игры «Оркестр».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Дети входят под музыку Э. Грига «Утро»,
Педагог предлагает детям поздороваться по принципу «Эхо», (поёт фразу на мелодию «Утра», а дети повторяют : «Доброго утра вам!»).
2. Дети исполняют попевку – приветствие на мелодию Грига «Доброго утра вам!»
Музыкальный руководитель:: Вы догадываетесь, почему мы с вами так поздоровались?
Предполагается, что дети должны узнать мелодию, под которую они вошли в зал и только что пропели как приветствие. Педагог объясняет. что сегодня детей ждёт знакомство с замечательной музыкой Э. Грига и обращает внимание детей на портрет композитора. (СЛАЙД 2).
3. Рассказ о Э. Григе.
Музыкальный руководитель: Э. Григ жил в далёкой северной стране – Норвегии. Это суровый, холодный, но и одновременно красивейший край со множеством гор, лесов, морских заливов и пещер. (СЛАЙДЫ 3,4, 5) Григ очень любил свою родину, и в своей музыке воспевал ее красоту. Он считал, что неприступные скалистые горы и пещеры выглядят особенно торжественно и сказочно. (СЛАЙДЫ 6, 7, 8, 9)
В Норвегии есть много сказок о троллях и гномах, которые живут в таких пещерах. И для одной из таких сказок Э. Григ сочинил музыку. Сказка эта называется «Пер Гюнт». Главный герой сказки - молодой охотник по имени Пер Гюнт (СЛАЙД 10) Этот парень был большим выдумщиком и часто обманывал и обижал людей. Его очень любила добрая, хрупкая девушка по имени Сольвейг. (СЛАЙД 11). Но сам Пер Гюнт больше всего на свете хотел богатства и власти. Он мечтал, чтобы люди боялись его и подчинялись ему. А еще он часто любил встречать рассвет и любоваться восходом солнца, гуляя по окрестностям. Давайте и мы с вами полюбуемся красотой пробуждающейся природы и послушаем красивейшую музыку, которая называется «Утро». (СЛАЙДЫ 12, 13, 14,15, 16, 17, 18, 19, 20, 21)
4. Слушание музыки Э. Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», беседа о характере музыки
Музыкальный руководитель:
Ребята, что вы услышали? Как звучала музыка?
Предполагается, что дети услышат постепенное нарастание звучности.
Музыкальный руководитель:
Природа просыпается постепенно. Что происходит с природой утром? (Вот просыпаются птицы, насекомые, распускаются цветы, чуть шелестит ветерок в листве, появляются первые лучи солнца).
Вначале мелодию исполняет флейта. (СЛАЙД 22) Звучание этого инструмента похоже на пастушьи наигрыши - ещё одно отождествление с природой. Затем вступают другие инструменты, и вскоре звучит весь оркестр – вся природа пробудилась.
Давайте попробуем «оживить» эту музыку, представив себя просыпающимися птицами, насекомыми, листочками и солнечными лучиками. (Педагог предлагает детям взять спрятанные под их стульями картинки-браслетики, с изображёнными на них деревьями, птицами, цветами, и т. д. ).
5. Двигательная импровизация под музыку Э. Грига «Утро».
Музыкальный руководитель:
Как вы думаете, композитор любил свою норвежскую природу? Очень любил! Так и наш герой – Пер Гюнт, также очень любил гулять по родным местам и любоваться природой, но всё же решил покинуть родную деревню и отправиться в странствие на поиски богатства и счастья. (СЛАЙД 23) Он побывал во многих странах, увидел много интересного, загадочного и даже… страшного! Вот, например, однажды Пер Гюнт решил спуститься в подземное царство, где жил горный король со своими подданными: троллями, гномами и горными духами. Давайте и мы последуем вместе с ним и узнаем, что же случилось дальше. (СЛАЙДЫ 24, 25) Итак, звучит пьеса «В пещере Горного короля».
6. Слушание фрагмента «В пещере Горного короля».
Музыкальный руководитель:
Как звучала музыка? (настороженно, тихо, таинственно, как будто кто-то подкрадывается, слышны шаги). Как вы думаете, кого именно изобразил композитор – гномов или троллей?
У гномов такая музыка может быть? (гномы веселые, добрые). А у нас музыка добрая? Конечно, композитор изобразил злых сказочных существ – троллей. (Слайды 26, 27) Как вы думаете, какие чувства испытывает герой? (страх, ужас). Я предлагаю вам изобразить, как тролли подкрадываются к Перу Гюнту. Тема сказочного марша повторяется несколько раз, с постепенным нарастанием. Кажется, будто сказочные обитатели пещеры, завертелись в стремительном вихре. Если сначала музыка была похожа на марш, то в конце на страшный, дикий танец . Тролли очень обрадовались, увидев человека. Они прицепили ему длинный хвост и хотели превратить его в тролля. В самом конце мы слышим резкие аккорды – это колдовские заклинания, угрожающие выкрики. Пер Гюнт был в ужасе, но ему удалось сбежать из подземного царства. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Оркестр». Из предложенных инструментов вам нужно выбрать те, которые подходят по характеру музыки фрагменту «В пещере горного короля» и дополнительно озвучить его.
7. Игра «Оркестр»
Задачи:
Активизация интереса детей к различным видам инструментов. Формирование тембрового слуха и чувства ритма. Материал:
бубны, колокольчики, ксилофоны, металлофоны, треугольники, маракасы, тарелочки. Описание игры:
Дети должны выбрать музыкальные инструменты, подходящие по звучанию характеру данного музыкального отрывка. Предполагается, что дети должны выбрать бубны, тарелочки, маракасы, ксилофоны.
Музыкальный руководитель:
Много лет Пер Гюнт скитался по миру в поисках счастья, и, даже не заметил, как прошла целая жизнь. За эти годы он сумел разбогатеть, потом он потерял всё своё богатство. И вот Пер возвращается на родину нищий и постаревший. В лесу он встречает злого волшебника – Пуговичника. (СЛАЙД 28) Он ходит с огромной оловянной ложкой, в которой переплавляет всех тех, кто за всю жизнь не сделал ничего хорошего и доброго, никому не помог и остался никому не нужным, как старая поломанная пуговица. Люди от него ничего кроме зла и обмана не видели и не захотели заступиться за него. И вдруг Пер услышал песню Сольвейг. Она была единственным человеком, кто за него заступился. Пер Гюнт её бросил, а она всё-равно его любила и столько много лет продолжала ждать. Почему? Потому что она добрая и великодушная. Вы сейчас послушаете песню Сольвейг . (СЛАЙД 29) Это необыкновенно трогательная, поражающая душевной теплотой мелодия.
8. Слушание музыки «Песня Сольвейг».
Музыкальный руководитель:
Какое настроение у Сольвейг было? Всегда такое? Музыка менялась?
Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни. Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне. Поэтому музыка становится светлой, радостной.
Ребята, а вам приходилось надолго куда-нибудь уезжать? В отпуск, например? Домой хотелось? Дом вспоминали? И как бы не было хорошо там, куда вы отправились, всё равно хотелось домой. Так и Пер Гюнт. Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и часто вспоминал о своей родине, о том, как он любил наблюдать восход солнца . И только когда он вернулся домой и увидел Сольвейг, он понял, что счастье там, где тебя ждут и любят. Когда Пер и Сольвейг встретились, они взялись за руки и долго- долго смотрели друг на друга. Хорошо им стало? Когда человек один, ему плохо, а когда вместе с близкими - хорошо. Это счастье? Давайте мы с вами тоже все возьмемся за руки и мысленно пожелаем друг другу счастья. Но ведь счастье у каждого оно свое. Вот, взгляните на экран. (Слайды 30, 31, 32, 34).
А давайте мы подарим себе частичку счастья, исполнив нашу любимую песню «Под новый год»! Но мы не просто её исполним. У меня для вас есть испытание – по знаку вы должны будете прервать пение и петь про себя. При включении музыки нужно точно вступить и продолжить пение.
9. Игра «Сломанный телевизор»
Задачи:
Развитие внутреннего слуха, навыков точного и свободного владения интонацией. Развитие ритмической организации и внимания.
Описание игры:
Дети поют знакомую песню. По знаку музыкального руководителя замолкают, продолжая петь про себя, стараясь не потерять нить движения мелодии (телевизор сломался: изображение осталось, звук пропал). В момент включения звука(также по сигналу музыкального руководителя) важно не потерять интонационную и смысловую линию. Включение должно быть точным.
Музыкальный руководитель:
Ребята, я сегодня просто счастлива от того, что мы послушали чудесную музыку и трогательную историю о всепобеждающей верности и доброте, о том, как любовь одного человека может спасти от смерти другого. Я предлагаю вам сегодня на досуге подумать о том, что для вас является счастьем, и буду очень рада, если вы нарисуете то, что вам больше всего сегодня понравилось! До свидания, ребята!