12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Горбулёва Лилия Владимировна32

Конспект доминантного занятия по восприятию музыки  с использованием дидактических игр  по теме: «Пер Гюнт».

 

Цель:  Знакомство  с  музыкой  Э. Грига, формирование у детей эстетического музыкального вкуса.
Задачи:

Образовательные:

·        Продолжить формировать навык слушания музыки;

·        Развивать познавательный интерес детей к музыке Э. Грига;

Воспитательные:

·         Формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия музыки.

Развивающие:

·        Учить детей выражать свои эмоции, чувства через пластическую импровизацию.

·        Способствовать развитию воображения и фантазии у детей.

·        Развивать внутренний слух с помощью дидактической игры «Сломанный телевизор».

·        Формирование тембрового слуха и чувства ритма с помощью дидактической игры «Оркестр».

 

Ход  непосредственно образовательной деятельности.

1.     Дети входят под музыку Э. Грига «Утро»,

Педагог предлагает детям поздороваться по принципу «Эхо»,  (поёт фразу на мелодию «Утра», а дети повторяют : «Доброго утра вам!»).

2.     Дети исполняют попевку – приветствие на   мелодию Грига  «Доброго утра вам!»

 

Музыкальный руководитель:: Вы догадываетесь, почему мы с вами так поздоровались?

Предполагается, что дети должны узнать мелодию, под которую они вошли в зал и только что пропели как приветствие. Педагог объясняет. что сегодня детей  ждёт знакомство с замечательной музыкой Э. Грига и обращает внимание детей на портрет композитора.  (СЛАЙД  2).

3.     Рассказ о Э. Григе.

Музыкальный руководитель: Э. Григ  жил в далёкой северной стране – Норвегии.  Это суровый, холодный, но и одновременно красивейший   край со множеством гор, лесов, морских заливов  и пещер. (СЛАЙДЫ 3,4, 5) Григ очень любил свою родину, и  в своей  музыке  воспевал ее красоту. Он  считал, что неприступные скалистые горы  и пещеры выглядят особенно торжественно и сказочно.  (СЛАЙДЫ  6, 7, 8, 9)
В Норвегии есть много сказок о троллях и гномах, которые живут в таких пещерах. И для одной из таких сказок Э. Григ сочинил музыку. Сказка эта называется «Пер Гюнт». Главный герой сказки - молодой охотник по имени Пер Гюнт (СЛАЙД  10) Этот парень был  большим выдумщиком и часто обманывал и обижал людей.  Его очень любила добрая, хрупкая девушка по имени Сольвейг. (СЛАЙД  11).  Но сам Пер Гюнт больше всего на свете хотел богатства и власти. Он мечтал, чтобы люди боялись его и подчинялись ему.  А еще он часто любил встречать рассвет и любоваться восходом солнца, гуляя по окрестностям. Давайте и мы с вами полюбуемся красотой пробуждающейся природы и послушаем красивейшую музыку, которая называется «Утро». (СЛАЙДЫ  12, 13, 14,15, 16, 17, 18, 19, 20, 21)

4.     Слушание музыки  Э. Грига «Утро»  из сюиты «Пер Гюнт», беседа о характере музыки

Музыкальный руководитель:

Ребята, что вы услышали? Как звучала музыка?  
Предполагается, что дети услышат постепенное нарастание звучности.

Музыкальный руководитель:

Природа просыпается постепенно.  Что происходит с природой утром?  (Вот просыпаются птицы, насекомые, распускаются цветы, чуть шелестит ветерок в листве, появляются первые лучи солнца).

Вначале  мелодию исполняет флейта. (СЛАЙД  22) Звучание этого инструмента  похоже на пастушьи  наигрыши - ещё одно отождествление с природой. Затем вступают другие инструменты, и вскоре  звучит  весь оркестр – вся природа пробудилась.

Давайте попробуем «оживить» эту музыку, представив   себя  просыпающимися птицами, насекомыми, листочками  и  солнечными лучиками. (Педагог предлагает детям взять спрятанные под их стульями картинки-браслетики, с изображёнными на них деревьями, птицами, цветами, и т. д. ).

5.     Двигательная импровизация  под музыку Э. Грига «Утро».

Музыкальный руководитель:

Как вы думаете, композитор любил свою норвежскую природу? Очень любил! Так и наш герой – Пер Гюнт, также  очень любил гулять по родным местам и любоваться природой, но  всё же  решил покинуть родную деревню и отправиться в странствие  на поиски богатства и счастья. (СЛАЙД  23) Он побывал во многих странах, увидел много интересного, загадочного и даже… страшного! Вот, например, однажды Пер Гюнт решил спуститься в подземное царство, где жил горный король со своими подданными: троллями, гномами и горными духами. Давайте и мы последуем вместе с ним и узнаем, что же случилось дальше.  (СЛАЙДЫ  24, 25) Итак, звучит пьеса «В пещере Горного короля».

6.     Слушание  фрагмента   «В пещере Горного короля».

Музыкальный руководитель:

Как звучала музыка? (настороженно, тихо,   таинственно, как будто кто-то подкрадывается, слышны шаги).  Как вы думаете, кого именно изобразил композитор – гномов или троллей?
У гномов такая музыка может быть? (гномы веселые, добрые). А у нас музыка добрая?  Конечно, композитор изобразил злых сказочных существ – троллей. (Слайды 26, 27)  Как  вы думаете, какие чувства испытывает герой? (страх, ужас). Я предлагаю вам  изобразить,  как  тролли  подкрадываются к Перу Гюнту. Тема сказочного марша повторяется несколько раз, с постепенным нарастанием. Кажется, будто сказочные обитатели пещеры, завертелись в стремительном вихре. Если сначала музыка была похожа на марш, то в конце на страшный, дикий танец  . Тролли очень обрадовались,  увидев человека. Они прицепили ему длинный хвост и хотели превратить его в тролля. В самом конце мы слышим резкие аккорды – это колдовские заклинания, угрожающие выкрики. Пер Гюнт был в ужасе, но ему удалось  сбежать из подземного царства. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Оркестр». Из предложенных инструментов  вам нужно выбрать те, которые подходят по характеру музыки фрагменту  «В пещере горного короля» и дополнительно озвучить его.


7.  Игра  «Оркестр»
Задачи:

Активизация интереса детей к различным видам инструментов. Формирование тембрового слуха и чувства ритма. Материал:

бубны, колокольчики, ксилофоны, металлофоны, треугольники, маракасы, тарелочки. Описание игры:

Дети должны выбрать музыкальные инструменты, подходящие по звучанию характеру данного музыкального  отрывка. Предполагается, что дети должны выбрать бубны, тарелочки, маракасы, ксилофоны. 

  Музыкальный руководитель:

Много лет Пер Гюнт скитался по миру в поисках счастья, и,  даже не заметил, как прошла целая жизнь. За эти годы он сумел разбогатеть, потом он потерял всё своё богатство. И вот Пер возвращается на родину нищий и постаревший. В лесу он встречает злого волшебника – Пуговичника. (СЛАЙД  28) Он ходит с огромной оловянной ложкой, в которой переплавляет всех тех, кто за всю жизнь не сделал ничего хорошего и доброго, никому не помог и остался  никому не нужным, как старая поломанная пуговица. Люди от него ничего кроме зла и обмана не видели и не захотели заступиться за него. И вдруг Пер услышал песню Сольвейг. Она была единственным человеком, кто за него заступился. Пер Гюнт  её бросил,  а она всё-равно его любила  и  столько много лет  продолжала  ждать. Почему? Потому что она  добрая  и  великодушная.  Вы сейчас послушаете песню Сольвейг . (СЛАЙД 29) Это необыкновенно трогательная, поражающая душевной теплотой мелодия.

8.     Слушание музыки  «Песня  Сольвейг».

Музыкальный руководитель:

Какое настроение у Сольвейг было? Всегда такое? Музыка менялась?

Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни. Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они  с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне. Поэтому музыка становится светлой, радостной.

Ребята, а вам приходилось надолго куда-нибудь уезжать? В отпуск, например? Домой хотелось? Дом вспоминали? И как бы не было хорошо там, куда вы отправились, всё равно хотелось домой. Так и Пер Гюнт. Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и часто вспоминал о своей родине, о том, как он любил наблюдать восход солнца . И только когда он вернулся домой  и  увидел Сольвейг, он понял, что счастье там, где тебя ждут и любят.  Когда Пер и Сольвейг встретились, они взялись за руки и долго- долго смотрели друг на друга. Хорошо им стало?  Когда человек  один, ему плохо, а когда вместе с близкими - хорошо. Это счастье? Давайте мы  с вами тоже все возьмемся за руки  и  мысленно пожелаем друг другу счастья. Но ведь  счастье  у  каждого оно свое.  Вот, взгляните на экран. (Слайды  30, 31, 32, 34).

А давайте мы подарим себе частичку счастья, исполнив нашу любимую песню  «Под новый год»! Но мы не просто её исполним.  У меня для вас есть испытание – по знаку вы должны будете прервать пение и петь про себя. При включении музыки нужно точно вступить и продолжить пение.

9. Игра  «Сломанный телевизор»
Задачи:
Развитие внутреннего слуха, навыков точного и свободного владения интонацией. Развитие ритмической организации и внимания.
Описание игры:
Дети поют знакомую песню. По знаку музыкального руководителя замолкают, продолжая петь про себя, стараясь не потерять нить движения мелодии (телевизор сломался: изображение осталось, звук пропал). В момент включения звука(также по сигналу музыкального руководителя) важно не потерять интонационную и смысловую линию. Включение должно быть точным.

 Музыкальный руководитель:

Ребята, я сегодня просто счастлива от того, что мы послушали чудесную музыку и трогательную историю о всепобеждающей  верности и доброте, о том, как любовь одного человека может спасти от смерти другого. Я предлагаю вам сегодня на досуге подумать о том, что для вас является счастьем, и буду очень рада, если вы нарисуете то, что вам больше всего сегодня понравилось! До свидания, ребята! 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.