Конспект группового коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с диагнозом ФФНР, стертая дизартрия «Звуки м- мь. Буква М»

0
0
Материал опубликован 5 March 2017

Конспект группового коррекционного занятия

по обучению грамоте

с детьми старшего дошкольного возраста

с диагнозом ФФНР, стертая дизартрия

Подготовила:

учитель-дефектолог высшей

квалификационной категории:

Арсюкова А.М.

ноябрь 2016 г


 

Тема: "Звуки м- мь. Буква М"

Цель: развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на материале

звуков м-мь.

Задачи:

формировать умение характеризовать звук по артикуляционным и акустическим признакам;

формировать умение различать на слух фонематические противопоставления:

гласный– согласный звук, твёрдый – мягкий согласный;

развивать умение выполнять простой фонематический анализ слога (обратного АМ, ОМ, УМ, прямого МИ);

развивать умение осуществлять самоконтроль в процессе выполнения задания.

Пособия и материалы:

Аудио запись из мультфильма «Маша и Медведь», предметные картинки, индивидуальные зеркала, карточки с задание «Допиши букву», герои из мультфильма кукла Маша и Медведь, фишки для звукового анализа, схемы, сухой бассейн, трубочки для сока, чудесный мешочек, счетные палочки, шнурок, ленточки, фасоль, шишки, шкатулка, звёздочки.

Методы:

Наглядный: рассматривание картинного материала, схемы, символы, аудио запись, сухой «бассейн» с наполнителем.

Словесный: пояснение, объяснение, метод прямого воздействия, педагогическая оценка, интонированное произнесения.

Практический: игровые упражнения, вопросы, поисковые действия, закрашивание.

Приёмы:

Сюрпризный и игровой моменты, создание проблемной ситуации, беседа, мозговой штурм.

Ход занятия:

1.Оргмомент.

Психогимнастика «Утро».

Медвежата сладко спят дети опускают головы на сложенные на столе руки

И расслаблено сопят спокойно и глубоко дышат

Солнце глянуло в окошко, крепко зажмурить глаза

Все зажмурились немножко.

- Медвежата, хватит спать, широко открывают глаза

Вам давно пора вставать. встают со своих мест.

Медвежата все проснулись с напряжением тянут руки вверх, улыбаются

Потянулись, улыбнулись.

Любят мишки чистоту.

Умываться все идут. Шагают на месте.

Кран, откройся имитируют открывание крана

Нос, умойся, вдоль носа указательными пальцами сверху-вниз

Мойтесь сразу оба глаза круговые массирующие движения по векам

Лоб и щеки, разглаживание лба от центра к вискам

Мойся шейка повороты головы вправо-влево

Ручки мойтесь хорошенько растирают руки

Словно щеткой, язычком артикуляционное упражнение «Почистим зубки»

Чистить зубы мы начнём.

Медвежата мёд лакали лакательные движения язычком

Потом губки облизали упражнение «Вкусное варенье»

Лижут с нёба сладкий мед гладят языком нёбо

Язычком назад-вперед.

Язычок не опускают упражнение «Гармошка»

Кверху сильно прижимают.

Надо чай горячий пить кистью руки изображают чашку

Но сначала остудить.

-Вы медвежата не ленитесь

Сперва подуйте упражнение «Трубочка»

Потом пейте имитируют питьё из чашки

А после улыбнитесь упражнение «Улыбка»

Завтрак съеден, медвежата

Шалят, как будто индюшата упражнение «Индюк».

Друг друга подразнили

И к занятиям приступили.

2.Метод мозгового штурма.

Дети проговаривают стихотворение, закрытыми глазами, взявшись за руки.

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво.

Чётко и неторопливо.

Вспоминаем обязательно

Что учили на занятии.

- Скажите, что я сейчас произнесу? А-И-П-О

- Какие бывают звуки?

- Что составляем из звуков?

- Из слов?

-Звуки – мы слышим и произносим, а буквы – читаем и пишем.

Упражнение «Допиши букву».

У каждого ребёнка карточка с недописанной буквой. Дописать недостающий элемент буквы, сказать какой звук она обозначает, придумать слово, со словом составить предложение.

3.Сообщение темы занятия.

Звучит аудио запись из мультфильма «Маша и Медведь».

- Отгадайте, кто к нам пришёл в гости?

Выставляются герои мультфильма.

4. Характеристика звуков м, мь по артикуляционным и акустическим признакам.

- Возьмите зеркала, произнесите имена героев.

- Какой первый звук в слове Маша? Что происходит с губами? (губы смыкаются, губы чуть-чуть сердятся).

- Какой первый звук в слове Медведь? ( губы улыбаются)

Воздух выходит через нос или через рот? (через нос).

Голос «спит» или «просыпается»? (просыпается).

Значит звуки м, мь какие? (согласные).

М –твёрдый, обозначаем фишкой синего цвета;

Мь – мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета.

5. Развитие фонематического восприятия, дифференциация м, мь.

Игра «Слушай внимательно».

Восприятие звука в потоке звуков, в слогах, в словах.

- п, а, м, и, н, мь, м;

- ам, ти, ан, ми, му, на, ди;

- молоко, мишка, мост, молоток, компот, месяц, мышка, семья.

6. Анализ и синтез слогов со звуками м, мь.

Игра «Посчитай звуки».

- Послушайте и сосчитайте, сколько я произнесу звуков, при помощи фишек – символов и составьте схемы.

Будьте внимательны: АМ, МА, ЫМ, МИ.

7. Определение позиции звуков м, мь в словах.

Дыхательная гимнастика.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом –

Мы подуем высоко поднимаем руки вверх, встаем на носочки

Мы подуем низко, руки перед перед собой, приседают и дуют

Мы подуем далеко, руки перед собой, наклоняемся и дуем

Мы подуем близко руки на грудь и дуем на них.

- Наполнились волшебной силой? Приступаем к заданию.

Игра «Сухой бассейн». Под слоем материала спрятана картинка, узнать её, определить место звука в слове (начало, середина, конец). Работа со звуковой улиткой.

8. Физминутка.

9. Развитие просодики.

Чистоговорка читается от лица всех членов семьи по очереди, с изменением тембра и силы голоса).

Бедный мишка заболел

Мишка много меда съел

Мишка плачет и кричит

- У меня живот болит!

10. Знакомство с буквой.

- Дети, а вы любите своих мам? (да). Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой М.

Давайте попробуем её изобразить вместе:

Взявшись за руки,

Мы встали.

И на М похожи

Стали.

(Дети берутся попарно за руки, изображая букву «М»).

- Молодцы! А еще из чего можно сложить букву?

Игра «Чудесный мешочек». Каждый ребенок из чудесного мешочка достает подручный материал из которого он будет выкладывать букву: счетные палочки, шнурок, ленточки, фасоль, шишки.

11. Итог занятия.

- С какими звуками мы познакомились? Какой буквой они обозначаются?

Сюрпризный момент. Игра «Волшебная шкатулка».

- Давайте вспомним и произнесем в свои ладошки и опустим в шкатулку слова со звуком М, Мь. (из шкатулки дефектолог достаёт разноцветные звёздочки).

Ваши слова превратились в звёздочки, это благодарность за хорошую работу на занятии.

СПАСИБО!


Литература:

 

Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ЭСКИМО, 2003. -48 с.

Литвинчик Т.А. Звуки, буквы и слова делятся секретами: подготовка дошкольников к овладению грамотой. – Мозырь: Содействие, 2009. – 152 с.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов. – М.: ГУМАНИТ изд.центр ВЛАДОС. – 2003. 216 с.

Почитай, подумай, угадай. Автор-составитель Е.Е. Нерад. – Мозырь: Содействие, 2007. -104 с.

Смоляная В.С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению /В.С.Смоляная. – Мозырь: Содействие. – 2010. -84 с.

Царёва Л.П. Читаем вместе: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения/Л.П.Царева. – Мозырь.: Белый Ветер, 2015 – 63с.

Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 128 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации