Конспект логопедического занятия с детьми 5–6 лет «Звук и буква М»
Автор: учитель-логопед Пархоменко Надежда Сергеевна
Тема: звук и буква М.
Цель: познакомить со звуком и буквой М.
Возрастная группа обучающихся: дети 5-6 лет.
Задачи:
1. Образовательные:
уточнить произношение звуков [М, М'], познакомить с буквой М.
2. Коррекционно-развивающие:
упражнять в анализе артикуляции звука [М], характеристике звука [М]; в выделении начального согласного, в определении места звука [М] в словах; в слиянии и чтении слогов, слова МАМА и звуковом анализе слогов, слова МАМА.
3. Воспитывающие:
воспитывать умение работать в коллективе, слушать друг друга, сопереживать друг другу, желание узнать новое.
Оборудование:
зеркала, учебный дом с совенком Кузей, фломастеры, лист бумаги, буквы М, А, О, У, звуковые смайлы, счетные палочки, символы артикуляционной гимнастики,
Предметные картинки:
Мак, майка, комната, муха, альбом, мойка, дом, дым.
Эти же картинки в разрезанном варианте.
Скороговорка для заучивания:
Мама мыла Милу мылом.
Мила мыло не любила.
Методы и приемы работы: объяснение, показ картинок, способов действий, игровой сюжет – в гостях у совенка Кузи, использование музыкальных произведений, дидактические игры «Ушки-слушки», игра-имитация, «Живые буквы», «Сложи картинку», вопросы детям, практические действия детей.
Форма обучения – групповая.
Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие.
Ход:
1. Мотивация
Дети заходят под музыку и рассаживаются на места.
Сядем прямо и красиво,
Стали мы внимательны,
Заниматься очень любим,
Будем мы старательны.
Возьмите зеркала, выполним артикуляционную гимнастику:
Чтоб жилось нам дружно, улыбнуться нужно (Улыбка).
Тянет, тянет хобот слон, достает цветочки он (Хоботок).
Улыбка – хоботок (чередование).
Птенчик очень испугался, мамы нет, а он проголодался.
Птичка-мама прилетела, накормила, обогрела (Открывать и закрывать рот).
Молодцы, дети!
Дети! Совенок Кузя сегодня приготовил для вас сюрприз.
Ой, что это совенок делает? Совенок вертится, качает головой, хлопает крыльями.
Ах, вот что случилось: сюрприз распался на части. Давайте соберем картинки и посмотрим, что на них изображено.
Каждый ребенок складывает разрезанную картинку, затем по просьбе логопеда называет ее.
(одновременно выкладываются предметные картинки в учебном доме)
Логопед просит детей назвать все картинки.
Какой звук есть в названиях всех картинок?
Правильно, звук [M]. Совенок Кузя сегодня решил познакомить нас со звуком [М]. Хотите побольше узнать об этом звуке?
2. Опора на знания детей.
Давайте вспомним правило: звуки мы слышим и произносим. Звук невидим.
Анализ артикуляции и характеристика звука (используются схемы и анализируется собственная артикуляция).
Пододвиньте зеркала и произнесите: [М].
Что вы видите? (губы сомкнуты)
Где течет воздух? (через нос)
Голос звучит или молчит? (звучит)
Что можно сказать об этом звуке: он гласный или согласный? Правильно, согласный, потому что губы сжимаются и образуют преграду для воздуха.
Он глухой или звонкий? Верно, звонкий, потому что голос звучит.
Он твёрдый или мягкий? Правильно, звук [М] – твердый. У него есть мягкий братец – [Мʹ].
Каким цветом мы обозначаем согласные звуки?
Какие еще согласные звуки мы с вами изучили? (П, Т, К , Х)
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Какие гласные звуки мы изучили? (А, О, У , И, Ы)
Произнесите еще раз: [М]. Хорошо!
Давайте поиграем в игру «Ушки-слушки». Если услышите звук [М] – произносите его. Если не услышите – молчите.
м п х т к к м м м х т
ма та па мо ту мы кы ма
мак том тот мыло мало кок майка мойка.
Молодцы, все верно!
А где же находится звук [М] в названиях этих картинок: в начале, середине или конце слова (с помощью схем определения места звука в слове, которые рисуются на доске)?
Мак, майка, комната, муха, дом, дым.
Игра-имитация.
А теперь предлагаю поиграть в игру «Мы –веселые тараторки, тараторим скороговорки»:
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила (дети по образцу логопеда имитируют движения и проговаривают скороговорку).
Знакомство с буквой М.
Звук [М] «живёт» в своем доме. Этот дом – буква М.
Правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.
Рассмотрите букву М. На что она похожа? Посмотрите, буква М состоит из 4-х палочек: две палочки по краям стоят прямо, а две сходятся посредине.
Превратим указательный палец в волшебный карандаш и напишем букву М в воздухе:
палочка, палочка,
а посредине – галочка.
Давайте выложим букву М из счетных палочек (дети выкладывают буквы на местах, логопед контролирует правильность буквы, спрашивает детей, какую букву они выложили).
3. Проблема в игровой ситуации.
Поселилась буква М у нас в учебном доме. Узнали об этом гласные буквы А, О, У и побежали в гости к новой букве:
А М О М У М (чтение слогов). Погостили-погостили буквы, а затем ушли к себе домой. А буква М стала вспоминать получившиеся песенки-слоги: АМ, ОМ, УМ (называние 1-го, 2-го звуков, выкладывание звуковых схем с помощью звуковых смайлов - дети выполняют звуковой анализ слогов под контролем логопеда).
Букве М понравились гости-буквы А, О, У. И она, чтобы дома не скучать, тоже побежала к ним в гости:
М А М О М У (чтение слогов).
Погостила-погостила буква М и ушла, потом стала вспоминать новые песенки-слоги: МА, МО, МУ (называние 1-го, 2-го звуков, выкладывание звуковых схем слогов с помощью звуковых смайлов - дети выполняют звуковой анализ слогов под контролем логопеда).
А хозяин учебного домика – совенок Кузя, - хвалит: "Правильно, молодцы дети!"
4. Решение проблемы.
Мы с вами научились читать слоги и выкладывать их звуковые схемы.
А давайте слоги сложим между собой и прочитаем то, что получится:
АМ-АМ, ОМ-ОМ, УМ-УМ, МО-МО, МУ-МУ, МА-МА. Ой, ребята, получилось слово. Оказывается, из слогов можно складывать слова. Давайте еще раз прочитаем: МА-МА.
Игра «Живые буквы» - дети должны сложить слово "МАМА" (каждый ребенок держит свою букву - выложенных слов "МАМА" несколько).
5. Закрепление нового в типовой ситуации.
Кто сможет придумать предложение с этим словом?
(Предложение должно начинаться со слова "МАМА")
Каждый ребенок, который составил свое предложение, читает слово "МАМА", затем продолжает фразу. Остальные дети оценивают правильность ответа.
Молодцы!
6. Итог.
С каким звуком мы познакомились сегодня?
Правильно, со звуком [М], он – согласный, звонкий, твердый. На письме мы обозначаем звук [М] буквой М. Буквы между собой "дружат" – так получаются слоги, а из слогов можно сложить слова. И мы с вами сегодня сложили слово "МАМА". Занятие окончено. Совенок Кузя вами очень доволен. И он придумал для вас слово со звуком [М] – молодцы!
Оборудование к занятию:Оборудование к занятию
PPT / 6.55 Мб
Ольга Владимировна