12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пархоменко Надежда Сергеевна3169
Учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Россия, Свердловская обл., Верхняя Пышма

 Автор: учитель-логопед Пархоменко Надежда Сергеевна

 Тема: звук и буква М.

Цель: познакомить со звуком и буквой М.

Возрастная группа обучающихся: дети 5-6 лет.

Задачи:

1. Образовательные:

уточнить произношение звуков [М, М'], познакомить с буквой М.

2. Коррекционно-развивающие:

упражнять в анализе артикуляции звука [М], характеристике звука [М]; в выделении начального согласного, в определении места звука [М] в словах; в слиянии и чтении слогов, слова МАМА и звуковом анализе слогов, слова МАМА.

3. Воспитывающие:

воспитывать умение работать в коллективе, слушать друг друга, сопереживать друг другу, желание узнать новое.

Оборудование

зеркала, учебный дом с совенком Кузей, фломастеры, лист бумаги, буквы М, А, О, У, звуковые смайлы, счетные палочки, символы артикуляционной гимнастики,

Предметные картинки:

Мак, майка, комната, муха, альбом, мойка, дом, дым.

Эти же картинки в разрезанном варианте.

Скороговорка для заучивания:

Мама мыла Милу мылом.

Мила мыло не любила.

Методы и приемы работы: объяснение, показ картинок, способов действий, игровой сюжет – в гостях у совенка Кузи, использование музыкальных произведений, дидактические игры «Ушки-слушки», игра-имитация, «Живые буквы», «Сложи картинку», вопросы детям, практические  действия детей.

Форма обучения – групповая.

Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие.

Ход:

1. Мотивация

Дети заходят под музыку и рассаживаются на места.

 

Сядем прямо и красиво,

Стали мы внимательны,

Заниматься очень любим,

Будем мы старательны.

Возьмите зеркала, выполним артикуляционную гимнастику:

Чтоб жилось нам дружно, улыбнуться нужно (Улыбка).

Тянет, тянет хобот слон, достает цветочки он (Хоботок).

Улыбка – хоботок (чередование).

Птенчик очень испугался, мамы нет, а он проголодался.

Птичка-мама прилетела, накормила, обогрела (Открывать и закрывать рот).

Молодцы, дети!

Дети! Совенок Кузя сегодня приготовил для вас сюрприз.

Ой, что это совенок делает? Совенок вертится, качает головой, хлопает крыльями.

Ах, вот что случилось: сюрприз распался на части. Давайте соберем картинки и посмотрим, что на них изображено.

Каждый ребенок складывает разрезанную картинку, затем по просьбе логопеда называет ее.

(одновременно выкладываются предметные картинки в учебном доме)

Логопед просит детей назвать все картинки.

Какой звук есть в названиях всех картинок?

Правильно, звук [M]. Совенок Кузя сегодня решил познакомить нас со звуком [М]. Хотите побольше узнать об этом звуке?

2. Опора на знания детей.

Давайте вспомним правило: звуки мы слышим и произносим. Звук невидим.

Анализ артикуляции и характеристика звука (используются схемы и анализируется собственная артикуляция).

Пододвиньте зеркала и произнесите: [М].

Что вы видите? (губы сомкнуты)

Где течет воздух? (через нос)

Голос звучит или молчит? (звучит)

Что можно сказать об этом звуке: он гласный или согласный? Правильно, согласный, потому что губы сжимаются и образуют преграду для воздуха.

Он глухой или звонкий? Верно, звонкий, потому что голос звучит.

Он твёрдый или мягкий? Правильно, звук [М] – твердый. У него есть мягкий братец – [Мʹ].

Каким цветом мы обозначаем согласные звуки?

Какие еще согласные звуки мы с вами изучили? (П, Т, К , Х)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Какие гласные звуки мы изучили? (А, О, У , И, Ы)

Произнесите еще раз: [М]. Хорошо!

Давайте поиграем в игру «Ушки-слушки». Если услышите звук [М] – произносите его. Если не услышите – молчите.

м п х т к к м м м х т

ма та па мо ту мы кы ма

мак том тот мыло мало кок майка мойка.

Молодцы, все верно!

А где же находится звук [М] в названиях этих картинок: в начале, середине или конце слова (с помощью схем определения места звука в слове, которые рисуются на доске)?

Мак, майка, комната, муха, дом, дым.

Игра-имитация.

А теперь предлагаю поиграть в игру «Мы –веселые тараторки, тараторим скороговорки»:

Мама Милу мылом мыла,

Мила мыло не любила (дети по образцу логопеда имитируют движения и проговаривают скороговорку).

Знакомство с буквой М.

Звук [М] «живёт» в своем доме. Этот дом – буква М.

Правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

Рассмотрите букву М. На что она похожа? Посмотрите, буква М состоит из 4-х палочек: две палочки по краям стоят прямо, а две сходятся посредине.

Превратим указательный палец в волшебный карандаш и напишем букву М в воздухе:

палочка, палочка,

а посредине – галочка.

Давайте выложим букву М из счетных палочек (дети выкладывают буквы на местах, логопед контролирует правильность буквы, спрашивает детей, какую букву они выложили).

3. Проблема в игровой ситуации.

Поселилась буква М у нас в учебном доме. Узнали об этом гласные буквы А, О, У и побежали в гости к новой букве:

А     М           О     М           У     М (чтение слогов).  Погостили-погостили буквы, а затем ушли к себе домой.  А буква М стала вспоминать получившиеся песенки-слоги: АМ, ОМ, УМ (называние 1-го, 2-го звуков, выкладывание звуковых схем с помощью звуковых смайлов - дети выполняют звуковой анализ слогов под контролем логопеда).

Букве М понравились гости-буквы А, О, У. И она, чтобы дома не скучать, тоже побежала к ним в гости:

М     А         М    О         М    У (чтение слогов).

Погостила-погостила буква М и ушла, потом стала вспоминать новые песенки-слоги: МА, МО, МУ (называние 1-го, 2-го звуков, выкладывание звуковых схем слогов с помощью звуковых смайлов - дети выполняют звуковой анализ слогов под контролем логопеда).

А хозяин учебного домика – совенок Кузя, - хвалит: "Правильно, молодцы дети!"

4. Решение проблемы.

Мы с вами научились читать слоги и выкладывать их звуковые схемы.

А давайте слоги сложим между собой и прочитаем то, что получится:

АМ-АМ, ОМ-ОМ, УМ-УМ, МО-МО, МУ-МУ, МА-МА. Ой, ребята, получилось слово. Оказывается, из слогов можно складывать слова. Давайте еще раз прочитаем: МА-МА.

Игра «Живые буквы» - дети должны сложить слово "МАМА" (каждый ребенок держит свою букву - выложенных слов "МАМА"  несколько).

5. Закрепление нового в типовой ситуации.

Кто сможет придумать предложение с этим словом?

(Предложение должно начинаться со слова "МАМА")

Каждый ребенок, который составил свое предложение, читает слово "МАМА", затем продолжает фразу. Остальные дети оценивают правильность ответа.

Молодцы!

6. Итог.

С каким звуком мы познакомились сегодня?

Правильно, со звуком [М], он – согласный, звонкий, твердый. На письме мы обозначаем звук [М] буквой М. Буквы между собой "дружат" – так получаются слоги, а из слогов можно сложить слова. И мы с вами сегодня сложили слово "МАМА". Занятие окончено. Совенок Кузя вами очень доволен. И он придумал для вас слово со звуком [М] – молодцы!

Оборудование к занятию:
Оборудование к занятию
PPT / 6.55 Мб

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.