Конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру на тему «Деление круглых чисел на 10, 100, 1000»

2
1
Материал опубликован 16 September 2018 в группе

Тема: Деление круглых чисел на 10, 100, 1000

Тип урока: интегрированный

Форма урока: урок открытия новых знаний

Цели: 

отрабатывать навыки деления многозначных круглых чисел на 10, 100, 1000, используя алгоритм действий [1].

совершенствовать умение чтения многозначных чисел, выделения классов, разрядов;

совершенствовать умение решать составные задачи;

способствовать развитию логического мышления;

совершенствовать умение строить диаграмму Эйлера-Венна;

совершенствовать умение решать числовые выражения;

воспитывать мотивацию к учебе, коммуникабельность, развивать любознательность и наблюдательность, расширять кругозор учащихся.

Ресурсы: учебник “Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Ч. 1. / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2014”, компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями, рисунки для физкультминуток, стол для экспериментов, банка емкостью 2, 3 литра, вода, вода, окрашенная в желтый цвет (имитация сока), ведро.

 

ХОД УРОКА

Организационный момент:

Заливистый школьный звонок

Позвал снова всех на урок.

Будьте все внимательны,

А ещё старательны!

- О чём говорится в стихотворении? Как мы будем сегодня работать?

- Откройте тетради, запишите число.

Чистописание.

- Запишите числа от 90 до 0, которые делятся на 9

- Посмотрите на экран и проверьте себя (90, 81, 72, 63, 54, 45, 36, 27, 18, 9)

Устный счёт.

а)- Вспомните компоненты умножения и деления. Как найти неизвестный множитель?

-Назовите множители каждого числа. (Число 90 является произведением множителей 9 и 10,…)

б)- Восстановите цепочки вычислений.

- Посмотрите на экран и проверьте себя.

- Расположите числа в возрастающем порядке. Замените числа буквами.

- какое получилось слово? (Слово: ЭКОДОМ)

- Что такое экодом? На этот вопрос лучше всех сможет ответить ученик нашего класса Рахматуллин Алсын. В прошлом году он работал над научно-исследовательской работой на тему «Экодом» и занял почётное место «Гран-при». (у доски ученик отвечает на вопрос)

Эко-дом отапливается при помощи энергии солнца, ветра, тепла земли, и так далее.

Эко-дом это своего рода целая система, практически замкнутая, система не "грузит" окружающую среду вредными выбросами.

Можно экодом назвать искусственной экосистемой? Я думаю…можно.

И уже подумываю о изготовлении новой искусственной системы.

Помогите мне построить новую искусственную экосистему – Аквариум!

Многие мои сверстники хотят завести или уже завели аквариум, а как за ним ухаживать, с чего начать, не знают.

II. Актуализация знаний:

– Конечно же мы поможем! Но, для начала проведем “разминку для ума”.

1. Многозначные числа делятся на ...? (Классы.)

2. Перечислите эти классы. (Единицы, тысячи, миллионы, миллиарды.)

3. Каждый класс состоит из...? (Разрядов.)

4. Разряд, который стоит перед разрядом единиц называется...(Десятки.), а перед разрядом десятков... ? (Сотни.)

– Продолжим, посмотрите на экран. Положите перед собой таблицы и заполните их числами.

В 1841 году появился первый аквариум. В аквариуме содержались аквариумные рыбки и растения. Его создал английский учёный Натаниэль Вард

Один из крупнейших в мире аквариумов – аквариум Джорджии. Его объём - 31 тысяча кубических метров.

В нём содержится более 120 000 живых экспонатов.

Самый высокий в мире аквариум – аквариум на Ходынке в Московском торговом комплексе Авиапарк. Его высота 23 м.

И плавают в нём более 2 тысяч тропических рыб.

Самый маленький в мире аквариум был сделан в 2011 году в г.Одесса. Его объём десять мл.

- Поменяйтесь листочками с соседом. Посмотрите на слайд и проверьте.

Класс тысяч

Класс единиц

Сотни тысяч

Десятки тысяч

Единицы тысяч

Сотни

Десятки

Единицы

   

1

8

4

1

 

3

1

0

0

0

1

2

0

0

0

0

       

2

3

   

2

0

0

0

   

2

0

1

1

Физкультминутка
 

III. Сообщение темы урока:

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

– Правильно, умножение круглых чисел. Действие обратное умножению – это ...? (Деление.)

– Тема сегодняшнего урока – “Деление круглых чисел на 10, 100, 1000”

IV. Открытие нового знания.

- Сначала надо выбрать аквариум. Для этого нам необходимо выполнить некоторые вычисления.

- Задача. Маленький аквариум стоит 500 руб. А большой аквариум в 10 раз дороже. Сколько стоит большой аквариум?

- О чём говорится в задаче? Что известно? Что надо найти? Что значит в 10 раз дороже?

- Какое правило мы здесь применяем? При умножении числа на 10, 100, 1000 надо приписать к этому числу справа соответственно 1 нуль, 2 нуля, 3 нуля и т.д.

- Составьте выражение решения: 500 х 10 = 5.000 (руб.)

- Как ответим на вопрос задачи?

- А теперь составьте обратную задачу.

- Большой аквариум стоит 5.000 руб. А маленький аквариум в 10 раз дешевле. Сколько стоит маленький аквариум?

- О чём говорится в задаче? Что известно? Что надо найти? Что значит в 10 раз дешевле? Какое действие мы выполним? Деление. Как известно, деление – операция, обратная умножению. Поэтому при делении числа на 10, 100, 1000 и т.д. надо отбросить справа 1 нуль, 2 нуля, 3 нуля и т.д.

- Составьте выражение решения: 5000 : 10 = 500 (руб.)

- Таким образом, стоимость маленького аквариума 500 рублей.

– Как вы думаете, чем отличается деление круглых чисел на 100, на 1000?

– Верно, в данных случаях нужно отбросить два нуля, три нуля. Закрепим наши знания примерами, решим их в учебниках. Открываем стр. 89, № 2

- Решим эти примеры, используя алгоритм действий:

Алгоритм действий

Пример

1. Записываю (читаю) выражение

5600 : 10

2. Отбрасываю нули в делителе

5600 : 10

3. Столько же нулей отбрасываю в делимом

5600 : 10

4. Выполняю деление

560 : 1

5. Записываю результат

560 : 1 = 560

Записываю выражение

Отбрасываю нули в делителе

Столько же нулей отбрасываю в делимом

Выполняю деление

За верное выполнение примеров дети получают картинки. У кого верно – рыбки, у кого не верно – растения.

- В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго да ещё могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания. Итак, с чего начать? Посмотрите на слайд.

1. Грунт и воду вы заполняете с родителями, под контролем взрослых.

2. Заселить простейшими микроорганизмами (бактериями, микроскопическими водорослями), так же с помощью родителей.

Осталось!:

3. Высадить новые растения.

4. Поместить рыбок.

- Могут ли растения и рыбки объедениться и жить в одном аквариуме?

- Давайте решим задачку и ответим на этот вопрос.

- Такие растения, как роголистник, яванский мох, элодея Денса… могут являться элементами множества? Какого множества? Как мы его назовём? (Множество аквариумных растений – множество А)

- Такие рыбки, как гуппи, сомики, петушки, меченосцы могут составлять множество…(Множество аквариумных рыбок – множество Б)

- Итак, нам даны два множества. Что представляет собой объединение подмножеств А и В?

А = ( Роголистник, Элодея, Яванский мох)

В = (Гуппи, Меченосец, Сомик, Петушок)

- Выберите верный рисунок, называемом диаграммой Эйлера-Венна.

а) 

 б)

- Конечно рисунок а). Давайте сейчас мы их сами и объединим в нашем аквариуме.

- Итак, посмотрите внимательно, у каждого из вас на партах лежат картинки. Выберите ту, которой вы сможете оценить свою работу на уроке. Посмотрите внимательно на слайд:

Самооценка

- Сначала к доске выходят ребята с растениями. Приклеиваем с помощью клея растения – высаживаем в аквариум! (На доске лист ватмана - аквариум)

- Затем выходят ребята с рыбками, так же приклеиваем, помещаем их в аквариум!

- Посмотрите, какой красивый у нас получился аквариум! Надеюсь и у Алсына получится замечательный аквариум!

Рефлексия.

– Ребята, что нового мы узнали на уроке? Понадобятся ли нам эти знания?

– Как вы думаете, пригодятся ли эти знания Алсыну в изготовлении аквариума?

– Здорово! Отлично сегодня поработали... (учитель оценивает работу учеников).

Домашнее задание: выучить правило стр.89, № 5

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Похожие публикации