План-конспект урока математики «Умножение десятичных дробей на 10; 100; 1000» с сюжетной линией «Масленица»

4
0
Материал опубликован 15 March 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

/data/files/o1552892807.docx (Технологическая карта урока)

/data/files/n1552892823.docx (Самоанализ урока)

 

Конспект тематического урока

математики в 5 классе «Масленица»

Автор: Богачева Ольга Вениаминовна

Должность: учитель математики

Место работы: МБОУ Касплянская СШ Смоленского района Смоленской области

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Умножение десятичных дробей на 10; 100; 1000

Цели урока:

Совершенствовать умение умножать десятичную дробь на натуральное число, познакомить со случаями умножения на 10; 100; 1000. Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, составлять задачи с заданными требованиями.

Формировать и совершенствовать УУД:

Познавательные: умение анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, оценивать и отбирать информацию, выполнять логические действия.

Регулятивные: умение прогнозировать, осуществлять самоконтроль, самооценку, осуществлять волевую саморегуляцию.

Коммуникативные: умение выражать мысли, использовать математическую речь, сотрудничать, работать в паре.

Личностные: представление об ответственности за свой труд, умение делать выводы о личном продвижении, самовыражаться в творчестве.

Воспитывать организованность, трудолюбие, ответственное отношение к учебному труду, уважение к национальным традициям.


 

Тип урока: комбинированный.

Педагогические технологии: ИКТ, элементы ТРКМ, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, жетоны, рабочие листы, тексты для составления задач, плакат – раскладушка с днями Масленицы.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Приемы и методы обучения:

практические, наглядные, словесные;

репродуктивные; продуктивные; частично-поисковые;

индивидуальные, фронтальные.

 

Структура урока

 

Оргмомент. Сообщение сюжета и темы урока, мотивация, целеполагание.

Актуализация знаний. Устные упражнения.

Работа над темой урока. Восприятие и осмысление нового материала. Первичное закрепление.

ФК пауза

Работа над темой урока. Решение текстовой задачи.

Работа над темой урока. Составление задачи по данному тексту.

Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

 

Ход урока

Оргмомент. Сообщение сюжета и темы урока, мотивация, целеполагание.

Ежегодно в конце зимы – начале весны мы отмечаем один из самых старых народных праздников. Это праздник прощания с зимой и встречи с весной. Догадались какой? Это Масленица!

Мы празднуем Масленицу лишь один день, а наши предки ее отмечали целую неделю.

Каждый день Масленицы нёс особый смысл и ритуал. Интересно вспомнить обряды каждого дня и провести урок в соответствии с ними.

Что является символом Масленицы? Конечно, блины. Наши предки считали блин символом солнышка – круглый, золотистый, румяный, горячий. Раньше люди верили, что съедая на Масленицу блины, они приближают солнечные деньки. А вместе с блинами получают частичку энергии весеннего солнышка.

Сегодня на уроке вы тоже будете за хорошую работу получать жетоны-блины. Постарайтесь «напечь» их побольше!

Итак, Понедельник – Встреча.

Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. Из соломы, старой одежды сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам. В этот же день обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей.

В понедельник ставили цели, планировали работу. Мы же с вами вспомним:

Какую тему изучаем? (Десятичные дроби)

Чему уже научились в теме? (Читать, записывать, сравнивать, округлять, складывать и вычитать десятичные дроби) Чему научились вчера? (Умножать дробь на натуральное число)

В чем нужно потренироваться? (В вычислениях, в решении задач)

 

Актуализация знаний. Устные упражнения: фронтальная работа в быстром темпе, использование презентации.

Вторник — Заигрыш. В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, сводились к сватовству, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых.

На уроке «Заигрыш» - это тоже смотрины, разминка, повторение изученного материала с помощью заданий презентации.

Какая часть фигуры закрашена? (0,2; 0,7; 0,1)

Найдите разность наибольшего и наименьшего чисел.

Найдите сумму всех чисел.

Округлите наибольшее и наименьшее числа до целых.

Какая часть фигуры теперь закрашена? (0,12; 0,17; 0,04; 0,01)

Назовите наибольшее число и округлите его до десятых.

Найдите длину отрезка в сантиметрах (3,9 см). Округлите число до целых.

Найдите длину отрезка в сантиметрах (6,3 см). Округлите число до целых.

Умножьте 6,3 на 2. Какое правило используем?

Выполните умножение, запишите ответы в тетрадь:

0,6 · 4

0,05 · 6

0,08 · 9

0,25 · 4

0,5 · 8

21, 3 · 5

10,2 · 3

400 · 0,5

Проверьте ответы (разобрать на доске при затруднениях):

0,6 · 4 = 2,4

0,05 · 6 = 0,3

0,08 · 9 = 0,72

0,25 · 4 = 1

0,5 · 8 = 4

2,1· 5 = 10,5

10,2 · 3 = 30,6

400 · 0,5 = 200

Проанализируйте свою работу. Получите «блины»-жетоны.

 

Работа над темой урока.

Восприятие и осмысление нового материала. Формулировка правила.

Среда — Лакомки (Тещины блины). В этот день тёща звала к себе на блины, которые сама готовила, зятя и свою дочку, на которой этот зять женат. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей, развлекала их.

В качестве развлечения предлагаю вам рабочий лист, заполнив который, вы сможете сами составить новое правило.

 

 

Рабочий лист ______________________________________

Найдите произведение в каждом столбике по правилу умножения десятичной дроби на натуральное число:

0,56 ∙ 10=

0,56 ∙ 100=

0,56 ∙1000=

1,25 ∙ 10=

1,255 ∙ 100=

1,25 ∙ 1000=

0,011 ∙ 10=

0,011 ∙ 100=

0,011 ∙ 1000=

 

Ответьте на вопросы устно:

Чем похожи примеры первого столбика? Чем похожи результаты?

Куда (влево, вправо) и на сколько знаков переместилась запятая?

Чем похожи примеры второго столбика? Чем похожи результаты?

Куда (влево, вправо) и на сколько знаков переместилась запятая?

Проанализируйте результаты третьего столбика.

Сформулируйте и допишите правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000: Чтобы умножить____________________ дробь на ___, ____ ,_____, надо в этой дроби перенести _____________ на столько цифр(куда?) ___________, сколько ___________ стоит в множителе после 1.

Сравните ваше правило с правилом учебника стр. 204 (внизу)

Проговаривание правила вслух. Разбор на доске 2-3 примеров.

Потренируйтесь в применении правила. Запишите в тетрадь ответы в упр. 1310 (а), кто закончит раньше – выполните упр. 1310 (б). Можете консультироваться с соседом по парте или получить консультацию учителя.

Проверьте свою работу (ответы на слайде презентации). Получите «блины»-жетоны.

 

ФК пауза «Взятие снежного городка»

Четверг — Разгул, Перелом, Широкий четверг

С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь: устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования. Одним словом, все гуляли на широкую ногу. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.

Игра, допускающая импровизацию, эмоциональная разгрузка. Выполняют упражнения для конечностей, шейного отдела позвоночника, глаз.

 

Работа над темой урока. Решение текстовой задачи.

Пятница — Тёщины вечёрки. В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

На уроке гостей будем развлекать решением задач. Текст задачи представлен на слайде презентации.

В Сибири решили отпраздновать Масленицу установлением рекорда по высоте стопки блинов, испеченных за одинаковое время. Соревновались команды двух городов – Томска и Новосибирска.

Команда Томска испекла 1000 блинов толщиной 0,18 см каждый, а команда Новосибирска пекла блины потолще – 0,35 см каждый, но испекла только 600 блинов. Кто победил: чья стопка была выше?

* На сколько метров выше стопка блинов у победителя?

0,18 ∙ 1000 = 180 см = 1,8 м – высота стопки блинов Томска.

0,35 ∙ 600 = 210 см = 2,1 м – высота стопки блинов Новосибирска.

2,1- 1,8 = 0,3 м – выше стопка победителя.

Ответ: Новосибирск, на 0,3 м.

После установление рекорда, все блины были съедены пришедшими отпраздновать Масленицу. Все остались довольны рекордным угощением.

Получите «угощение» - жетоны и вы.

 

Творческое задание.

Составление задачи по данному тексту. Работа в парах

Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

На уроке вы тоже подготовите друг другу подарки: составите задачи по данным текстам. Кроме составления условия, вы должны решить свою задачу. Работа в парах.

Детям предлагается текст:
 

Масленица в Книге рекордов Гиннесса

В 2012 году и в нашей стране решили испечь гигантский блин. Но он был не круглой формы, а представлял собой вкусную ленту шириной 0, 15 м и длиной 1 км. После приготовления кушанье было разрезано на 5500 порций по 55 г каждая, которые раздавали всем желающим совершенно бесплатно. Рекорд был зафиксирован в российской Книге рекордов Гиннесса как самый большой блин в России.

На рекордный блин у поваров ушло около 250 яиц, 100 литров молока и 100 килограммов муки. Средняя масса яйца 50 г, яйцо без скорлупы весит 45 г, при этом масса белка - 27 г, желтка - 18 г. Масса одного литра молока - 0,9 кг.

Составляют задачу по данному тексту. Решают ее. Заслушиваются 2-3 примера.

 

Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Воскресенье - Проводы, Прощёное воскресенье. День прощания с зимой. Жгут костры, прогоняя зимнюю стужу. Ходят в гости к родственникам и друзьям. При этом все просят друг у друга прощение за все причиненные за год неприятности и обиды и целуются, а в ответ полагается отвечать: «Бог простит». Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших. В конце праздника сжигали чучело Масленицы. Подводили итоги года.

Мы подводим итог урока, используя прием «Рука», оцените урок и свою работу, выскажите мысли по каждому вопросу (пальцу руки):

Мизинец – что узнали на уроке?

Безымянный – чему учились, что может пригодиться на других уроках, в жизни?

Средний – кому хотите сделать комплимент за урок?

Указательный – оцените свою работу на уроке.

Большим пальцем передайте своё настроение, эмоции: палец вверх – все хорошо, вниз – плохо, горизонтально – безразличие.

Сосчитайте, сколько «блинов» вы заработали. Оценки за урок.

Домашнее задание: упр. 1333 (примеры на умножение дробей на 10, 100, 1000), 1336 (задача на умножение дробей). По желанию – творческое задание: найти свой материал и составить задачу по теме урока.

В заключение, несколько слов о мудрости нашего народа: как разумно, интересно, грамотно построена масленичная неделя! Часто можно услышать, что наши предки были темными. Но когда ближе познакомишься с русской культурой, поймешь, что нам есть чем гордиться и что изучать.


Сюжет "Масленица" на уроке математики в 5 классе
PPTX / 696.87 Кб

 

Фотографии с открытого урока,

проведенного в 5 классе МБОУ Касплянской СШ

учителем Богачевой Ольгой Вениаминовной

Актуализация знаний. Устные упражнения. 2. На уроке присутствовали учителя школ Образовательного округа № 3

Освоение нового материала по рабочим листам. 4. Проверка самостоятельной работы. Хоровое проговаривание правила.

ФК-минутка «Широкий разгул» 6. Решение задачи о высоте стопки блинов.

Консультирование.

Предварительный просмотр презентации

Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000

Какая часть фигуры закрашена? 0,2 0,7 0,1

Какая часть фигуры закрашена? 0,12 0,17 0,04 0,01

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ? 3,9 см Запиши длину отрезка в сантиметрах

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ? 6,3 см Запиши длину отрезка в сантиметрах. Умножь это число на 2

Вычислите 0,6 · 4 0,05 · 6 0,08 · 9 0,25 · 4 0,5 · 8 21, 3 · 5 10,2 · 3 400 · 0,5

Проверьте 0,6 · 4 = 2,4 0,05 · 6 = 0,3 0,08 · 9 = 0,72 0,25 · 4 = 1 0,5 · 8 = 4 2,1· 5 = 10,5 10,2 · 3 = 30,6 400 · 0,5 = 200

Рабочий лист Чтобы умножить________________ дробь на ___, ____ ,_____, надо в этой дроби перенести __________ на столько цифр(куда?) ___________, сколько __________ стоит в множителе после 1.

Проверьте 1310 (а) 64,2; 1,7; 38; 1; 0,1 1310 (б) 638,7; 2035; 0,6; 75; 10; 1

В.И.Суриков Взятие снежного городка

В Сибири решили отпраздновать Масленицу установлением рекорда по высоте стопки блинов, испеченных за одинаковое время. Соревновались команды двух городов – Томска и Новосибирска.

Команда Томска испекла 1000 блинов толщиной 0,18 см каждый, а команда Новосибирска пекла блины потолще – 0,35 см каждый, но испекла только 600 блинов. Кто победил: чья стопка была выше? * На сколько метров выше стопка блинов у победителя? * Придумай еще вопрос по тексту задачи.

Решение 0,18 ∙ 1000 = 180 см = 1,8 м – высота стопки блинов Томска. 0,35 ∙ 600 = 210 см = 2,1 м – высота стопки блинов Новосибирска. 2,1- 1,8 = 0,3 м – выше стопка победителя. Ответ: Новосибирск, на 0,3 м.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.