12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валентина Николаевна Прокопова664
Россия, Самарская обл., Чапаевск
Материал размещён в группе «Фрагмент урока»
0

Конспект интерактивной непосредственно образовательной деятельности (НОД) духовно – нравственной направленности для детей с ОВЗ Тема: «Этикет» для воспитанников 5-6 лет

Технологическая карта НОД:

Тема недели № 3: «Ежели вы вежливы».

Тема НОД: «Этикет».

Форма НОД: групповая.

Группа, возраст воспитанников: старшая  группа, 5-6 лет.

Тип нарушения: ОНР.

Направление деятельности: духовно-нравственное воспитание.

Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения детей старшего дошкольного возраста. 

Задачи:

- познакомить детей с понятием «вежливость», «этикет», показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов;

- формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности;

- воспитывать культуру общения и доброжелательное отношение друг к другу и окружающим людям.

Интеграция образовательных областей: приоритетная: «Речевое развитие». В интеграции: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие».

Средства ИКТ, используемые на НОД: телевизор, флеш - носитель с записью физкультминутки «Дружба - это не работа».

Ресурсы, используемые на НОД: демонстрационный материал для дошколят «Этикет для малышей», листочки с заданиями, цветные карандаши, игра «Приветствие», словесная игра «Доскажи словечко».

Планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные):

- Предметные: дети знают понятия «вежливость», «этикет». Употребляют в речи «вежливые» слова.

- Метапредметные: дети понимают  информацию, представленную в виде демонстрационного материала (карточки с изображением правил поведения).

Личностные: дети  доброжелательно и вежливо относится друг к другу, и к людям. У детей воспитана культура общения.

Методы     и       приемы, используемые на НОД:                                                 ¾ словесные: объяснения, вопросы к детям, беседа, загадки.                                 ¾   наглядные:   карточки с изображением правил поведения.

¾  игровые: игра «Приветствие», словесная игра «Доскажи словечко».

¾ практические: физкультминутка с использованием ИКТ «Дружба - это не работа», задания (2) на листочке.

Этапы проведения и реализация НОД

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

I этап

Организационный

- Ребята, сегодня у нас необычная рабочая неделя. Потому, что тема недели «Ежели вы вежливы». Мы всю неделю будем говорить о вежливости и этикете.


- Придумано кем – то

- Просто и мудро

- При встрече здороваться!

- Доброе утро!  дети по очереди  поворачиваются друг к другу и повторяют

- Доброе утро,

Солнцу и птицам!  руки вверх, изображают полет птиц

- Доброе утро!

Приветливым лицам!  улыбаются друг другу

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!


- А, что такое вежливость знаете?

- Вежливость —  это черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми.

- А, что такое этикет, знаете?

Этикет – это нормы поведения, принятые в современном обществе.

Воспитатель создает положительный рабочий настрой, дружелюбную атмосферу. Просит детей подойти к ней. Рассказывает стихотворение (Н. Красильников) и показывает движения.












Просит детей занять свои места вдоль ковра. Задает вопросы. Объясняет.

Дети по просьбе воспитателя подходят и встают в круг. Повторяют движения за воспитателем согласно тексту стихотворения.














Дети занимают свои места вдоль ковра. Отвечают на вопросы.

Дети заинтересовались предстоящей деятельностью.

















Дети познакомились и запомнили  понятия «вежливость и этикет».


II Этап. Основной.

Посмотрите на картинки, которые я повесила на нашу доску. Это правила, которые мы должны запомнить и применять в повседневной жизни.

- Какие первые слова, которыми мы начинаем день?

- Правильно, «здравствуйте», «доброе утро»!

- А что означает слово «здравствуйте»?

- Здравствуйте,  означает пожелание здоровья, радости. Произнося эти слова, мы желаем хорошего здоровья, чтобы весь день  был светлым и радостным.

- А почему от вежливых слов становится теплее и радостнее?

- Все правильно вы говорите, такие слова приятно слышать, настроение становится хорошим. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Когда мы слышим добрые, вежливые слова, сказанные с улыбкой на лице, сразу становится теплее. А от грубых слов нам становится грустно. А еще можно приветствовать друг друга жестами. Какие жесты вы знаете?

- Молодцы, предлагаю поиграть в игру  «Приветствие».












- Молодцы! Присаживайтесь на свои места. Поиграем с вами в следующую словесную игру «Доскажи словечко».


Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)

Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).

До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).

Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста… ( извините).

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).

Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)

Если друг попал в беду,…(помоги ему)

Решай споры словами, … (а не кулаками)


- Очень хорошо. Вы молодцы! Не устали? Хотите немного размяться?




- Отдохнули и продолжим. На столе лежат задания. Я предлагаю их выполнить.

Задание № 1: Раскрасьте картинку, где мальчик поступает   правильно.

Задание № 2: Помогите зверям украсить коврики узорами по стрелочкам. Дорисуйте бахрому.


Вешает на тематическую магнитную доску демонстрационный материал.  Задаёт вопросы. Объясняет.



















Предлагает детям встать в пары и поприветствовать друг друга с помощью жестов, а затем рассказать, каким образом они это сделали (пожали друг другу руки, обнялись, приветливо помахали друг другу рукой, кивнули головой друг другу).

Предлагает детям присесть на свои места. Объясняет, что мальчики провожают девочек, а потом садятся сами. Проводит словесную игру «Доскажи словечко».
























Включает телевизор и показывает  физкультминутку  «Дружба - это не работа».


Предлагает пройти к столам и выполнить письменные задания.

Дети рассматривают демонстрационный материал. Отвечают на вопросы.  




















Дети встают в пары и приветствуют друг друга жестами.











Мальчики провожают девочек, ждут,  когда они сядут, и только потом садятся сами.


Дети договаривают последние слова в предложениях.



















Дети выполняют физкультминутку.




Дети выполняют письменные задания за столом.

Сформировали

необходимость употребления в речи «вежливых» слов.



















Сформировали способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.






Сформировали культуру общения и доброжелательное отношение друг к другу и окружающим людям.



















Предупредить утомление, удержать интеллектуальную работоспособность.


Развитие мелкой моторики пальцев рук.



III этап Заключительный.

- Молодцы! Все справились с заданиями. А теперь проверим,  как вы усвоили новый материал.

Встретив зайку, ёж – сосед

Говорит ему: «…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик…» (здравствуй)


К осьминожке камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (до свиданья)


Неуклюжий пёсик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он: «…» (извини)


Трясогузка с бережка

Уронила червяка.

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…» (спасибо)


Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (будь здорова)


Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, Ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…» (пожалуйста)


На закате мотылёк

Залетел на огонёк.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю: «…» (добрый вечер)


Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет.

Говорит: «…» (спокойной ночи)


Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «…» (добрый день)


- Молодцы! Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.

- Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Улыбайтесь друг другу чаще!

Наша образовательная деятельность на сегодня закончилась. Всем спасибо. Отдыхайте.

Загадывает загадки.

Дети отгадывают (заканчивают фразу вежливым словом).

Овладели нормами осознанного отношения к выполнению норм и правил речевого поведения.

 

Этапы проведения и реализация НОД

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

I этап

Организационный

- Ребята, сегодня у нас необычная рабочая неделя. Потому, что тема недели «Ежели вы вежливы». Мы всю неделю будем говорить о вежливости и этикете.


- Придумано кем – то

- Просто и мудро

- При встрече здороваться!

- Доброе утро!  дети по очереди  поворачиваются друг к другу и повторяют

- Доброе утро,

Солнцу и птицам!  руки вверх, изображают полет птиц

- Доброе утро!

Приветливым лицам!  улыбаются друг другу

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!


- А, что такое вежливость знаете?

- Вежливость —  это черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми.

- А, что такое этикет, знаете?

Этикет – это нормы поведения, принятые в современном обществе.

Воспитатель создает положительный рабочий настрой, дружелюбную атмосферу. Просит детей подойти к ней. Рассказывает стихотворение (Н. Красильников) и показывает движения.












Просит детей занять свои места вдоль ковра. Задает вопросы. Объясняет.

Дети по просьбе воспитателя подходят и встают в круг. Повторяют движения за воспитателем согласно тексту стихотворения.














Дети занимают свои места вдоль ковра. Отвечают на вопросы.

Дети заинтересовались предстоящей деятельностью.

















Дети познакомились и запомнили  понятия «вежливость и этикет».


II Этап. Основной.

Посмотрите на картинки, которые я повесила на нашу доску. Это правила, которые мы должны запомнить и применять в повседневной жизни.

- Какие первые слова, которыми мы начинаем день?

- Правильно, «здравствуйте», «доброе утро»!

- А что означает слово «здравствуйте»?

- Здравствуйте,  означает пожелание здоровья, радости. Произнося эти слова, мы желаем хорошего здоровья, чтобы весь день  был светлым и радостным.

- А почему от вежливых слов становится теплее и радостнее?

- Все правильно вы говорите, такие слова приятно слышать, настроение становится хорошим. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Когда мы слышим добрые, вежливые слова, сказанные с улыбкой на лице, сразу становится теплее. А от грубых слов нам становится грустно. А еще можно приветствовать друг друга жестами. Какие жесты вы знаете?

- Молодцы, предлагаю поиграть в игру  «Приветствие».












- Молодцы! Присаживайтесь на свои места. Поиграем с вами в следующую словесную игру «Доскажи словечко».


Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)

Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).

До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).

Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста… ( извините).

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).

Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)

Если друг попал в беду,…(помоги ему)

Решай споры словами, … (а не кулаками)


- Очень хорошо. Вы молодцы! Не устали? Хотите немного размяться?




- Отдохнули и продолжим. На столе лежат задания. Я предлагаю их выполнить.

Задание № 1: Раскрасьте картинку, где мальчик поступает   правильно.

Задание № 2: Помогите зверям украсить коврики узорами по стрелочкам. Дорисуйте бахрому.


Вешает на тематическую магнитную доску демонстрационный материал.  Задаёт вопросы. Объясняет.



















Предлагает детям встать в пары и поприветствовать друг друга с помощью жестов, а затем рассказать, каким образом они это сделали (пожали друг другу руки, обнялись, приветливо помахали друг другу рукой, кивнули головой друг другу).

Предлагает детям присесть на свои места. Объясняет, что мальчики провожают девочек, а потом садятся сами. Проводит словесную игру «Доскажи словечко».
























Включает телевизор и показывает  физкультминутку  «Дружба - это не работа».


Предлагает пройти к столам и выполнить письменные задания.

Дети рассматривают демонстрационный материал. Отвечают на вопросы.  




















Дети встают в пары и приветствуют друг друга жестами.











Мальчики провожают девочек, ждут,  когда они сядут, и только потом садятся сами.


Дети договаривают последние слова в предложениях.



















Дети выполняют физкультминутку.




Дети выполняют письменные задания за столом.

Сформировали

необходимость употребления в речи «вежливых» слов.



















Сформировали способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.






Сформировали культуру общения и доброжелательное отношение друг к другу и окружающим людям.



















Предупредить утомление, удержать интеллектуальную работоспособность.


Развитие мелкой моторики пальцев рук.



III этап Заключительный.

- Молодцы! Все справились с заданиями. А теперь проверим,  как вы усвоили новый материал.

Встретив зайку, ёж – сосед

Говорит ему: «…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик…» (здравствуй)


К осьминожке камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (до свиданья)


Неуклюжий пёсик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он: «…» (извини)


Трясогузка с бережка

Уронила червяка.

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…» (спасибо)


Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (будь здорова)


Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, Ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…» (пожалуйста)


На закате мотылёк

Залетел на огонёк.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю: «…» (добрый вечер)


Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет.

Говорит: «…» (спокойной ночи)


Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «…» (добрый день)


- Молодцы! Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.

- Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Улыбайтесь друг другу чаще!

Наша образовательная деятельность на сегодня закончилась. Всем спасибо. Отдыхайте.

Загадывает загадки.

Дети отгадывают (заканчивают фразу вежливым словом).

Овладели нормами осознанного отношения к выполнению норм и правил речевого поведения.

 

Этапы проведения и реализация НОД

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

I этап

Организационный

- Ребята, сегодня у нас необычная рабочая неделя. Потому, что тема недели «Ежели вы вежливы». Мы всю неделю будем говорить о вежливости и этикете.


- Придумано кем – то

- Просто и мудро

- При встрече здороваться!

- Доброе утро!  дети по очереди  поворачиваются друг к другу и повторяют

- Доброе утро,

Солнцу и птицам!  руки вверх, изображают полет птиц

- Доброе утро!

Приветливым лицам!  улыбаются друг другу

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!


- А, что такое вежливость знаете?

- Вежливость —  это черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми.

- А, что такое этикет, знаете?

Этикет – это нормы поведения, принятые в современном обществе.

Воспитатель создает положительный рабочий настрой, дружелюбную атмосферу. Просит детей подойти к ней. Рассказывает стихотворение (Н. Красильников) и показывает движения.












Просит детей занять свои места вдоль ковра. Задает вопросы. Объясняет.

Дети по просьбе воспитателя подходят и встают в круг. Повторяют движения за воспитателем согласно тексту стихотворения.














Дети занимают свои места вдоль ковра. Отвечают на вопросы.

Дети заинтересовались предстоящей деятельностью.

















Дети познакомились и запомнили  понятия «вежливость и этикет».


II Этап. Основной.

Посмотрите на картинки, которые я повесила на нашу доску. Это правила, которые мы должны запомнить и применять в повседневной жизни.

- Какие первые слова, которыми мы начинаем день?

- Правильно, «здравствуйте», «доброе утро»!

- А что означает слово «здравствуйте»?

- Здравствуйте,  означает пожелание здоровья, радости. Произнося эти слова, мы желаем хорошего здоровья, чтобы весь день  был светлым и радостным.

- А почему от вежливых слов становится теплее и радостнее?

- Все правильно вы говорите, такие слова приятно слышать, настроение становится хорошим. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Когда мы слышим добрые, вежливые слова, сказанные с улыбкой на лице, сразу становится теплее. А от грубых слов нам становится грустно. А еще можно приветствовать друг друга жестами. Какие жесты вы знаете?

- Молодцы, предлагаю поиграть в игру  «Приветствие».












- Молодцы! Присаживайтесь на свои места. Поиграем с вами в следующую словесную игру «Доскажи словечко».


Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)

Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).

До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).

Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста… ( извините).

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).

Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)

Если друг попал в беду,…(помоги ему)

Решай споры словами, … (а не кулаками)


- Очень хорошо. Вы молодцы! Не устали? Хотите немного размяться?




- Отдохнули и продолжим. На столе лежат задания. Я предлагаю их выполнить.

Задание № 1: Раскрасьте картинку, где мальчик поступает   правильно.

Задание № 2: Помогите зверям украсить коврики узорами по стрелочкам. Дорисуйте бахрому.


Вешает на тематическую магнитную доску демонстрационный материал.  Задаёт вопросы. Объясняет.



















Предлагает детям встать в пары и поприветствовать друг друга с помощью жестов, а затем рассказать, каким образом они это сделали (пожали друг другу руки, обнялись, приветливо помахали друг другу рукой, кивнули головой друг другу).

Предлагает детям присесть на свои места. Объясняет, что мальчики провожают девочек, а потом садятся сами. Проводит словесную игру «Доскажи словечко».
























Включает телевизор и показывает  физкультминутку  «Дружба - это не работа».


Предлагает пройти к столам и выполнить письменные задания.

Дети рассматривают демонстрационный материал. Отвечают на вопросы.  




















Дети встают в пары и приветствуют друг друга жестами.











Мальчики провожают девочек, ждут,  когда они сядут, и только потом садятся сами.


Дети договаривают последние слова в предложениях.



















Дети выполняют физкультминутку.




Дети выполняют письменные задания за столом.

Сформировали

необходимость употребления в речи «вежливых» слов.



















Сформировали способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.






Сформировали культуру общения и доброжелательное отношение друг к другу и окружающим людям.



















Предупредить утомление, удержать интеллектуальную работоспособность.


Развитие мелкой моторики пальцев рук.



III этап Заключительный.

- Молодцы! Все справились с заданиями. А теперь проверим,  как вы усвоили новый материал.

Встретив зайку, ёж – сосед

Говорит ему: «…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик…» (здравствуй)


К осьминожке камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (до свиданья)


Неуклюжий пёсик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он: «…» (извини)


Трясогузка с бережка

Уронила червяка.

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…» (спасибо)


Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (будь здорова)


Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, Ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…» (пожалуйста)


На закате мотылёк

Залетел на огонёк.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю: «…» (добрый вечер)


Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет.

Говорит: «…» (спокойной ночи)


Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «…» (добрый день)


- Молодцы! Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.

- Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Улыбайтесь друг другу чаще!

Наша образовательная деятельность на сегодня закончилась. Всем спасибо. Отдыхайте.

Загадывает загадки.

Дети отгадывают (заканчивают фразу вежливым словом).

Овладели нормами осознанного отношения к выполнению норм и правил речевого поведения.

 













Опубликовано в группе «Фрагмент урока»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.