Конспект классного часа для учащихся 1 класса «Что такое дружба?»
Конспект классного часа для учащихся 1 класса «Что такое дружба?»
Тема: «Что такое дружба?»
Тип урока: общеметодологической направленности.
Форма проведения: разговор-рассуждение с игровыми и тренинговыми моментами.
Цель: формирование нравственных качеств и представлений учащихся о дружбе.
Задачи:
- расширять представления обучающихся о дружбе;
- развивать навыки коммуникативной культуры, дружеских отношений между учениками;
- поддерживать интерес одноклассников друг к другу;
-воспитывать вежливые, доброжелательные взаимоотношения в классе.
-повышать самооценку;
-способствовать устранению чувства тревожности, снятию зажатости, скованности.
Планируемые результаты:
Личностные:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
Метапредметные.
- регулятивные: умение организовывать и анализировать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- познавательные: осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей;
-коммуникативные: умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать.
Методические приемы:
Игровая мотивация
Сотрудничество
Тренинговые упражнения
Элементы сказкотерапии
Психогимнастика
Беседа
Динамические игры и танцы, развивающие навык активного слушания, активизации познавательного интереса учащихся, умение слушать и понимать речь других, выполнять соответствующие движения.
Материалы и оборудование: мелодии: фонограмма песни «Улыбка», мелодия со звуками леса; цветная бумага, ножницы, простые карандаши, клей, заготовка листа бумаги с нарисованной окружностью, иллюстрации цветов из сказки, текст сказки «Цветок по имени Незабудка», компьютер и звуковые колонки.
Ход классного часа.
1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не просто классный час, а урок для весёлых и дружных ребят. Посмотрите на доску и прочитайте надпись. Согласно ей работа наша будет дружной. Итак, мы начинаем.
2.Сообщение темы. Тему нашего урока вы сможете назвать, разгадав слово, которое рассыпалось у вас на парте. Вам надо из этих букв составить слово. (Составление слова «Дружба»). Итак, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Верно, говорить мы будем о дружбе. Тема нашего классного часа «Что такое дружба?» Я хочу спеть с вами знакомую вам песенку. Вы, будете мне подпевать? (да). Исполняется первый куплет и припев песенки «Улыбка» с использованием фонограммы.
3.Эмоциональный настрой. Песенку мы пели про улыбку. Давайте станем в круг и тоже улыбнемся друг другу, передайте улыбку друзьям. Ритуал «Дружба начинается с улыбки»: Стоящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются. Каждый говорит что-то приятное о своем соседе, выполняет условие - смотрит в глаза тому, о ком говорит.
4.Беседа по теме. Скажите, а что такое дружба? Кого называют другом? Есть ли у вас друзья? Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать друг? (Обсуждение вопросов, обмен мнениями, общение по теме). Верно, своих друзей нужно любить, помогать им в трудную минуту, уступать, утешать, сопереживать, заботиться о них, быть доброжелательными при общении. (Подвести итог при помощи речевой разминки «Друг – это…». По правилам игры говорят по цепочки, друг за другом. Учитель начинает предложение, а дети заканчивают).
Как вы думаете, легко ли найти себе друзей? Придумайте способы, при помощи которых можно познакомиться, подружиться с человеком, который тебе нравиться. (Далее проигрываются варианты знакомства, предложенные детьми).
А что может помешать дружбе? (Идет обсуждение ответов). Да, ребята, друзей найти не просто, а уж если они есть, то нужно дорожить ими. Ведь друг из любой беды выручит, всегда вовремя поможет. И веселиться вместе интереснее. Дружбу нужно беречь! Я думаю, что вам будет интересно послушать сказку про то, как цветок незабудка не смогла подружиться. Но сначала, поиграем в игру «Веселые человечки».
5.Динамическая пауза».
Человечки дружно жили,
Меж собой они дружили,
Звали их совсем чудно-
Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо.
(хлопают в ладоши)
Удивлялись человечки:
-Хо-хо-хо-хо-хо-хо-хо
(пожимают плечами)
Им собака шла на встречу
И дышала глубоко
Засмеялись человечки:
-Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи
(исполняют пружинку)
Ты похожа на овечку,
Прочитать тебе стихи?
Разобиделась собака
И ушами затрясла
(потряхивают головой)
Человечки же хохочут:
-Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
(потопывают ногами)
6.Работа со сказкой. Садятся на места, слушают, обсуждают. При обсуждении сказки обращается внимание на то, что такие качества, как стойкость, уверенность в себе, сила воли, терпение помогают выстоять в трудный момент, на то, к чему могло бы привести отчаяние (ссылка на текст сказки "Цветок по имени Незабудка" находится в списке источников).
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли было слушать сказку?
- О чем она?
- Вспомните всех персонажей? Какие они по характеру?
- Почему все цветы "нападали" на Незабудку?
- Что она при этом чувствовала?
- С тобой когда-нибудь случалась похожая история?
- Что помогло Незабудке превратиться в красивый цветок?
- "На самом деле Незабудка всегда была красивой, просто сначала этого никто не видел". Согласны ли вы с этим?
- Как вы думаете, у этой сказке счастливый конец?
7. Дружба в мультфильмах(продолжение беседы). Ребята, вспомните один из недавно просмотренных мультфильмов о дружбе. Например, «Вини-Пух и все- все- все!». Назовите его героев. Назовите друзей в этом мультфильме. Как вы догадались, что они являются друзьями? Какие они были по характеру? А какие поступки они совершали? Хотелось бы вам иметь таких друзей?
8. Игры- тренинги. Я предлагаю вам немного поиграть. Встаньте в круг. Положите руки друг другу на плечи. Игра называется «Волшебник».Одному из вас я завяжу глаза шарфом и переведу на другое место в круге. Тот кому я завяжу глаза превратится в волшебника и попробует угадать за чьи плечи он держится, кто стоит рядом с ним. (Повторяется несколько раз).
Следующая игра. Садитесь в круг. Посмотрите друг на друга. Какие мы? Чем похожи? Чем отличаемся? (ответы детей). Да мы все разные. У нас разные имена. Нам нравятся разные игрушки. Назовите, пожалуйста, каждый свое имя и любимую игрушку. Называть будем по очереди, так как сидим в кругу. Хорошо, молодцы. А ведь есть и то чем мы с вами очень похожи. Поднимите руку те, кто любит конфеты. А теперь встаньте те, кто любит смотреть мультфильмы. Возьмитесь за руки те, кто умеет читать. Подойдите к столу те, кто любит делать поделки.
9.Творческий практикум. Здорово! Меня радует то, что вы все любите делать поделки. У меня на столе наборы из цветных листов бумаги. Я даю вам возможность выбрать для своей поделки тот цвет, который похож на ваше настроение. Теперь садимся за парты. По выбранным вами цветам бумаги я вижу, что в классе у всех очень хорошее настроение и положительный настрой на работу. На ваших рабочих местах лежат ножницы и карандаши. Они необходимы нам для выполнения творческой работы. Напоминаю вам правила безопасного пользования инструментами. (Звучит спокойная мелодия со звуками леса.). Положите левую ладошку на лист и обведите её карандашом. Вырежьте её. У меня на доске закреплен большой лист, посередине на нем нарисована окружность. Кто справится с работой, может подходить к доске и приклеивать вырезанную ладошку на линию круга. Посмотрите, что получилось? На что это похоже? (Солнышко, цветочек) . А ведь это наши ладошки. В таком виде они будут согревать весь наш класс. Напоминать вам какие вы разные, а ещё вы дружные, у вас доброе сердце. По отдельности вы все лучики, лепестки, а вместе- теплое, доброе солнышко, которое дарит всем тепло. Спасибо вам за эту работу.
10. Круг дружбы. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ваших ладошек- лучиков. Думаю что теперь, вы чаще будете замечать друг в друге хорошее, заботиться друг о друге, помогать друг другу. В начале урока мы передали улыбки друг другу. Они очень много значат, когда хочешь подружиться. А теперь я предлагаю вам обняться. Положите руки на пояс вашему соседу. У нас получилось крепкое дружное объятие. Ведь мы все с вами друзья и в нашем классе живет дружба.
11. Рефлексия. Что нового вы узнали из сегодняшней беседы ? Знаете ли вы что такое дружба? Стал ли кто -нибудь из вас относиться бережнее к своим друзьям?
12. Итог. (Учащиеся становятся в круг, слушают стихотворение).
Чтобы солнышко светило, чтоб на всех хватало,
Чтоб цвели в лугах цветы, чтоб дружили я и ты.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку друг!
За руки возьмемся, пусть пойдет
По земле огромный хоровод!
Удачи всем в поисках настоящего друга!
(Проводится упражнение - «Всем-всем до свидания!»). Дети, стоя в кругу, ставят свои кулачки столбиком, затем громко кричат: «Всем-всем до свидания!» и убирают кулачки.
Список материалов с интернет-сайтов:
Песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского) ссылка
Терапевтическая сказка "Цветок по имени Незабудка". Автор сказки: Хухлаева О.В.
Мелодия со звуками леса - ссылка
Игра «Веселые человечки» ссылка
Список использованных источников:
- Доклад на тему: «Профилактика агрессивности детей дошкольного возраста» - сайт "Дошколята" - ссылка.
- Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками и младшими школьниками: конспекты для занятий / Е. В. Белинская, Ю. С. Шиманович. - Мозырь : Белый Ветер, 2013.
- Психологическая азбука: программа развивающих занятий в 3-м классе / Т.А. Аржакаева [и др.] - М. : Генезис, 2013.
- Тропинка к своему Я. Начальная школа 1-4: уроки психологии в начальной школе / О. В. Хухлаева. – 4-е изд. - М. : Генезис, 2011г.