Конспект комплексного занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Ягоды» для детей старшей группы с ТНР

4
0
Материал опубликован 19 August 2022






Конспект

комплексного подгруппового занятия

по формированию лексико-грамматических средств языка

на тему «Ягоды»

для детей старшей группы с тяжелым нарушением речи








Выполнила

Попова Валентина Александровна,

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 18»

г.о. Самара

t1660910288aa.jpg

Тема «Ягоды».

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей:

· «Речевое развитие»;

· «Познавательное развитие»;

· «Социально-коммуникативное развитие»;

· «Художественно-эстетическое развитие»;

· «Физическое развитие».

Цель. Обогащение словаря детей на тему «Ягоды».

Задачи:

- обогащать знания детей по теме «Ягоды» («Познавательное развитие»);

- продолжать учить детей отвечать предложением («Речевое развитие»);

- продолжать учить детей образовывать слова неморфологическим способом («Речевое развитие»);

- продолжать учить воспитанников выразительно читать стихи («Речевое развитие»);

- продолжать учить детей согласовывать движения с текстом («Речевое развитие»);

- продолжать учить детей отгадывать загадки («Познавательное развитие»);

- продолжать учить воспитанников складывать разрезные картинки («Познавательное развитие»);

- обогащать словарь детей по теме «Ягоды» («Речевое развитие»);

- расширять словарь антонимов («Речевое развитие»);

- развивать связную речь («Речевое развитие»);

- развивать грамматический строй речи («Речевое развитие»);

- развивать просодические компоненты речи («Речевое развитие»);

- развивать произвольность внимания («Познавательное развитие»);

- развивать зрительную и опосредованную память («Познавательное развитие»);

- развивать наглядно-образное мышление («Познавательное развитие»);

- развивать пространственный анализ и синтез («Физическое развитие»);

- совершенствовать общую моторику («Физическое развитие»);

- совершенствовать работу вкусового и обонятельного анализаторов («Познавательное развитие»);

- развивать и укреплять межанализаторские связи («Познавательное развитие»);

- обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями («Социально-коммуникативное развитие»);

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям («Социально-коммуникативное развитие»);

- воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность) («Социально-коммуникативное развитие»);

- воспитывать доброту (желание помочь) («Социально-коммуникативное развитие»);

- воспитывать интерес к русской народной песне («Социально-коммуникативное развитие»).

Оборудование: 1) доска; 2) магнитофон; 3) аудиокассета с песней «По малину в сад пойдем»; 4) предметные картинки с ягодами: малина, черника, черная смородина, красная смородина, белая смородина, клубника, земляника, рябина, крыжовник, вишня; 5) натуральная ягода; 6) фишки-ягоды; 7) схема для составления рассказа-описания; 8) аудиокассета группы «Сладка ягода»; 9) тарелочки для ягод; 10) аудиокассета с музыкой Поль Мариа; 11) указка; 12) игрушка мишка; 13) разрезные картинки «Ягоды»; 14) шишки; 15) шапочки-ягоды.

Лингвистический материал:

- слова: названия ягод, сладкий, сочный, красный, ароматный, спелый, черный, белый, фиолетовый, малиновый, клубничный, черничный;

- тексты: слова песни «По малину в сад пойдем»; стихотворение к физминутке «Мы по лесу шли, шли»; стихотворение о чернике; загадка о медведе.


Ход занятия

Вводная часть.

Организационный момент.

Хороводная игра «По малину в сад пойдем…».

Цель. Развитие чувства ритма и умения соотносить движения со словами.

I куплет.

По малину Дети входят в кабинет,

В сад пойдем (3 раза). держась за руки.


Мы малины Дети становятся в круг.

Наберем (3 раза).


Припев.

Солнышко во дворе, Руки вверх.

А в саду – тропинка. Руки вниз.

Сладкая ты моя, Дети качают головой и

Ягодка, малинка. хлопают в ладоши (3 хлопка).


II куплет.

Ты, малинка, Руки вперед («приглашение»).

Не в роток (3 раза). «Грозить» пальцем.

Ты, малинка, Топотушки.

В кузовок (3 раза).


Припев.

III куплет.

Пироги мы Ладони друг другу

Напечем (3 раза). попеременно.

Всех соседей Повернуться к гостям.

Созовем (3 раза). Поклон.

Припев.


= Дети садятся. =


Основная часть.

Сообщение темы занятия.

Логопед – Тема нашего занятия «Ягоды».

Обогащение, уточнение и активизация словаря по теме. Развитие связной речи на уровне текста. Формирование навыков словоизменения и словообразования.

= На столах миски с малиной. =

Логопед – О какой ягоде песня?

Дети – О малине.

= Выставляется картинка «Малина».=

Л. – Где растет малина?

Д. – Малина растет в саду, на даче, в лесу.

Л. – Ребята, давайте вспомним запах и вкус малины. Вдохните ее аромат. Какой запах у малины?

Д. – У малины запах ароматный, душистый, свежий, летний.

Л. – Какая малина на вкус?

Д. – Малина на вкус сладкая.

Л. – Молодцы! Ребята, посмотрите на картинку и составьте рассказ о малине по схеме.

= Вывешивается схема составления рассказа-описания. =

Ребенок надевает шапку-малину.

t1660910288ab.jpgД. – Малина – это ягода. Она растет в саду, на даче, в лесу. Малина красная. По форме она круглая. На вкус сладкая. Из малины варят варенье, компот.

Л. – Молодец! Рассказывал громко, правильно, ничего не забыл.

= За правильные ответы логопед выдает фишки-малины. =

Л. – Замечательно! Ребята, из малины делают варенье, отвар, настойку. Применяют при простудах и при высокой температуре. В старину говорили: «Малина жар снимает и болезнь прогоняет».

Л. – Чтобы вылечить больного, приготовим лекарства из малины. Варенье из малины - какое?

Д. – Малиновое варенье.

Л. – Отвар из малины?

Д. – Малиновый отвар.

Л. – Настойка из малины?

Д. – Малиновая настойка.

Л. – Молодцы!

= За правильные ответы логопед выдает фишки-малины. =

= Выставляется картинка «Черника». =

Л. – Что это?

Д. – Это черника.

Л. – Ребята, я знаю, что Никита и Маша выучили стихотворение про чернику. Никита и Маша, прочтите его.

Никита – С мамой в лес гулять пошли,

От жары сбежав в тенек.

Вдруг черничник мы нашли

Вот чудесный был денек!

Маша – Мы собрали пять горстей

Ягод черных, спелых.

Из черники для гостей

Пирогов бы сделать!

Л. – Как выразительно прочитали дети! Молодцы! Давайте им похлопаем!

= Фишки. =

Л. - Ребята, если начинка для пирогов приготовлена из черники, то какая это начинка?

Д. – Начинка черничная.

Л. – А если из черники приготовить сок, какой он?

Д. – Черничный сок.

Л. – А какое будет желе?

Д. – Желе черничное.

Л. – Варенье из черники?

Д. – Черничное варенье.

Л. – Компот из черники?

Д. – Черничный компот.

Л. – Йогурт из черники?

Д. – Черничный йогурт.

= Индивидуальная оценка. Фишки-черники. =

Л. – Расскажите о чернике по схеме.

= Ребенку надевают шапку-чернику. =

Д. – Черника – это ягода. Она растет в лесу. По цвету черника фиолетовая, по форме круглая, по вкусу сладкая. Из черники варят, компот.

Л. – Замечательный рассказ!

= Фишка-черника за рассказ. Логопед вывешивает картинки «Черная смородина», «Красная смородина», «Крыжовник», «Клубника», «Земляника». =

Л. – Ребята, назовите ягоды.

= Индивидуальные ответы детей. =

Л. – Ребята, игра «Узнай ягоду на вкус и составь о ней рассказ».

Логопед вызывает ребенка. Предлагает закрыть глаза, съесть ягоду и узнать ее по вкусу.

Л. – Как ты догадался, что это черная смородина?

Д. – Потому что она сладкая, кисло-сладкая. Вкус знакомый.

Л. – Какой будет компот из смородины?

Д. – Смородиновый компот.

Л. – Варенье из смородины?

Д. – Смородиновое варенье.

Л. – Молодец! Ребята, расскажите об этой ягоде по схеме.

= Составление рассказа-описания о черной смородине по схеме. Ребенок надевает шапку-смородину. Фишка-смородина. =

Логопед предлагает на вкус клубнику.

Л. – Как ты догадался, что это клубника?

Д. – Потому что она сладкая.

Л. – Замечательно! Как называется повидло из клубники?

Д. – Клубничное повидло.

Л. – Молодец! Сок из клубники?

Д. – Клубничный сок.

Л. – Умница! Желе из клубники?

Д. – Клубничное желе.

Л. – Молодец! Ребята, расскажи об этой ягоде по схеме.

= Составление рассказа-описания о клубнике по схеме. Надеть ребенку шапку-клубнику. Фишка клубника. =

3. Динамическая пауза.

Цель. Развитие умения координировать речь с движением.

Мы по лесу шли, шли. Дети идут,

Землянику нашли. садятся, «едят»,

Сели, съели, дальше пошли. встают, идут дальше,

Мы по лесу шли, шли.

И малину нашли. наклоняются,

Присядем на полянке садятся

И песенку споем. t1660910288ac.jpg

Песня из репертуара русс. нар. гр. «Сладка ягода» (припев).

Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.

Л. – Какая ягода горькая?

Д. – Рябина.

Л. – Ребята, рябина горькая, но очень полезная.

Игра «Скажи наоборот».

Цель. Обогащение словаря антонимов.

Л.- Ребята, игра «Скажи наоборот». Рябина горькая, а малина … (Сладкая.) Черника черная, а … .

= Логопед показывает картинку «Белая смородина». =

Д. – Белая смородина – белая.

Л. – Земляника растет в лесу, а … .

= Логопед показывает картинку «Крыжовник». =

Д. – Крыжовник растет в саду.

Л. – Малина – это куст, а … .

= Логопед показывает картинку «Рябина». =

Д. – Рябина – это дерево.

Л. – Ребята, вы молодцы! Давайте похлопаем друг другу.

5. Развитие наглядно-образного мышления. Складывание разрезных картинок на тему «Ягоды».

t1660910288ad.jpg= Раздается стук в дверь. =

Л. – Ребята, угадайте, кто к нам пришел:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

Д. – Это медведь.

t1660910288ae.jpg

Л. – Совершенно верно. (Мишка шепчет на ухо логопеду.) Ребята, Мишка хотел подарить вам картинки ягоды. Но лиса обманула его и разрезала их. Мишка расстроился. Давайте успокоим его – сложим картинки.

Дети складывают картинки под музыку Поль Мориа. Мишка проходит и спрашивает: «Какую ягоду ты сложил?», «Что у тебя получилось?», «Назови ягоду».

Мишка благодарит детей и дарит им шишки. Уход медвежонка.


Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Л. - Ребята, а какая ягода жар снимает и от температуры спасает?

- Назовите мне горькую ягоду?

- А какая ягода бывает 3 цветов?

Оценка.

Л. – Ребята, вы хорошо поработали. Спасибо за занятие.

= Уход под музыку. =



Использованная литература

1) Васильева С.А. Тематический словарь в картинках: Мир растений и грибов. Грибы. Ягоды. (Программа «Я – человек»). – М.: Школьная Пресса, 2004;

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004;

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007;

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005;

Организация и содержание педагогической (логопедической) практики. Методические рекомендации. Составитель А.М. Горчакова – Самара: Издательство СГПУ, 2003.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации