Конспект комплексного занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Ягоды» для детей старшей группы с ТНР
Конспект
комплексного подгруппового занятия
по формированию лексико-грамматических средств языка
на тему «Ягоды»
для детей старшей группы с тяжелым нарушением речи
Выполнила
Попова Валентина Александровна,
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 18»
г.о. Самара
Тема «Ягоды».
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей:
· «Речевое развитие»;
· «Познавательное развитие»;
· «Социально-коммуникативное развитие»;
· «Художественно-эстетическое развитие»;
· «Физическое развитие».
Цель. Обогащение словаря детей на тему «Ягоды».
Задачи:
- обогащать знания детей по теме «Ягоды» («Познавательное развитие»);
- продолжать учить детей отвечать предложением («Речевое развитие»);
- продолжать учить детей образовывать слова неморфологическим способом («Речевое развитие»);
- продолжать учить воспитанников выразительно читать стихи («Речевое развитие»);
- продолжать учить детей согласовывать движения с текстом («Речевое развитие»);
- продолжать учить детей отгадывать загадки («Познавательное развитие»);
- продолжать учить воспитанников складывать разрезные картинки («Познавательное развитие»);
- обогащать словарь детей по теме «Ягоды» («Речевое развитие»);
- расширять словарь антонимов («Речевое развитие»);
- развивать связную речь («Речевое развитие»);
- развивать грамматический строй речи («Речевое развитие»);
- развивать просодические компоненты речи («Речевое развитие»);
- развивать произвольность внимания («Познавательное развитие»);
- развивать зрительную и опосредованную память («Познавательное развитие»);
- развивать наглядно-образное мышление («Познавательное развитие»);
- развивать пространственный анализ и синтез («Физическое развитие»);
- совершенствовать общую моторику («Физическое развитие»);
- совершенствовать работу вкусового и обонятельного анализаторов («Познавательное развитие»);
- развивать и укреплять межанализаторские связи («Познавательное развитие»);
- обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями («Социально-коммуникативное развитие»);
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям («Социально-коммуникативное развитие»);
- воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность) («Социально-коммуникативное развитие»);
- воспитывать доброту (желание помочь) («Социально-коммуникативное развитие»);
- воспитывать интерес к русской народной песне («Социально-коммуникативное развитие»).
Оборудование: 1) доска; 2) магнитофон; 3) аудиокассета с песней «По малину в сад пойдем»; 4) предметные картинки с ягодами: малина, черника, черная смородина, красная смородина, белая смородина, клубника, земляника, рябина, крыжовник, вишня; 5) натуральная ягода; 6) фишки-ягоды; 7) схема для составления рассказа-описания; 8) аудиокассета группы «Сладка ягода»; 9) тарелочки для ягод; 10) аудиокассета с музыкой Поль Мариа; 11) указка; 12) игрушка мишка; 13) разрезные картинки «Ягоды»; 14) шишки; 15) шапочки-ягоды.
Лингвистический материал:
- слова: названия ягод, сладкий, сочный, красный, ароматный, спелый, черный, белый, фиолетовый, малиновый, клубничный, черничный;
- тексты: слова песни «По малину в сад пойдем»; стихотворение к физминутке «Мы по лесу шли, шли»; стихотворение о чернике; загадка о медведе.
Ход занятия
Вводная часть.
Организационный момент.
Хороводная игра «По малину в сад пойдем…».
Цель. Развитие чувства ритма и умения соотносить движения со словами.
I куплет.
По малину Дети входят в кабинет,
В сад пойдем (3 раза). держась за руки.
Мы малины Дети становятся в круг.
Наберем (3 раза).
Припев.
Солнышко во дворе, Руки вверх.
А в саду – тропинка. Руки вниз.
Сладкая ты моя, Дети качают головой и
Ягодка, малинка. хлопают в ладоши (3 хлопка).
II куплет.
Ты, малинка, Руки вперед («приглашение»).
Не в роток (3 раза). «Грозить» пальцем.
Ты, малинка, Топотушки.
В кузовок (3 раза).
Припев.
III куплет.
Пироги мы Ладони друг другу
Напечем (3 раза). попеременно.
Всех соседей Повернуться к гостям.
Созовем (3 раза). Поклон.
Припев.
= Дети садятся. =
Основная часть.
Сообщение темы занятия.
Логопед – Тема нашего занятия «Ягоды».
Обогащение, уточнение и активизация словаря по теме. Развитие связной речи на уровне текста. Формирование навыков словоизменения и словообразования.
= На столах миски с малиной. =
Логопед – О какой ягоде песня?
Дети – О малине.
= Выставляется картинка «Малина».=
Л. – Где растет малина?
Д. – Малина растет в саду, на даче, в лесу.
Л. – Ребята, давайте вспомним запах и вкус малины. Вдохните ее аромат. Какой запах у малины?
Д. – У малины запах ароматный, душистый, свежий, летний.
Л. – Какая малина на вкус?
Д. – Малина на вкус сладкая.
Л. – Молодцы! Ребята, посмотрите на картинку и составьте рассказ о малине по схеме.
= Вывешивается схема составления рассказа-описания. =
Ребенок надевает шапку-малину.
Д. – Малина – это ягода. Она растет в саду, на даче, в лесу. Малина красная. По форме она круглая. На вкус сладкая. Из малины варят варенье, компот.
Л. – Молодец! Рассказывал громко, правильно, ничего не забыл.
= За правильные ответы логопед выдает фишки-малины. =
Л. – Замечательно! Ребята, из малины делают варенье, отвар, настойку. Применяют при простудах и при высокой температуре. В старину говорили: «Малина жар снимает и болезнь прогоняет».
Л. – Чтобы вылечить больного, приготовим лекарства из малины. Варенье из малины - какое?
Д. – Малиновое варенье.
Л. – Отвар из малины?
Д. – Малиновый отвар.
Л. – Настойка из малины?
Д. – Малиновая настойка.
Л. – Молодцы!
= За правильные ответы логопед выдает фишки-малины. =
= Выставляется картинка «Черника». =
Л. – Что это?
Д. – Это черника.
Л. – Ребята, я знаю, что Никита и Маша выучили стихотворение про чернику. Никита и Маша, прочтите его.
Никита – С мамой в лес гулять пошли,
От жары сбежав в тенек.
Вдруг черничник мы нашли
Вот чудесный был денек!
Маша – Мы собрали пять горстей
Ягод черных, спелых.
Из черники для гостей
Пирогов бы сделать!
Л. – Как выразительно прочитали дети! Молодцы! Давайте им похлопаем!
= Фишки. =
Л. - Ребята, если начинка для пирогов приготовлена из черники, то какая это начинка?
Д. – Начинка черничная.
Л. – А если из черники приготовить сок, какой он?
Д. – Черничный сок.
Л. – А какое будет желе?
Д. – Желе черничное.
Л. – Варенье из черники?
Д. – Черничное варенье.
Л. – Компот из черники?
Д. – Черничный компот.
Л. – Йогурт из черники?
Д. – Черничный йогурт.
= Индивидуальная оценка. Фишки-черники. =
Л. – Расскажите о чернике по схеме.
= Ребенку надевают шапку-чернику. =
Д. – Черника – это ягода. Она растет в лесу. По цвету черника фиолетовая, по форме круглая, по вкусу сладкая. Из черники варят, компот.
Л. – Замечательный рассказ!
= Фишка-черника за рассказ. Логопед вывешивает картинки «Черная смородина», «Красная смородина», «Крыжовник», «Клубника», «Земляника». =
Л. – Ребята, назовите ягоды.
= Индивидуальные ответы детей. =
Л. – Ребята, игра «Узнай ягоду на вкус и составь о ней рассказ».
Логопед вызывает ребенка. Предлагает закрыть глаза, съесть ягоду и узнать ее по вкусу.
Л. – Как ты догадался, что это черная смородина?
Д. – Потому что она сладкая, кисло-сладкая. Вкус знакомый.
Л. – Какой будет компот из смородины?
Д. – Смородиновый компот.
Л. – Варенье из смородины?
Д. – Смородиновое варенье.
Л. – Молодец! Ребята, расскажите об этой ягоде по схеме.
= Составление рассказа-описания о черной смородине по схеме. Ребенок надевает шапку-смородину. Фишка-смородина. =
Логопед предлагает на вкус клубнику.
Л. – Как ты догадался, что это клубника?
Д. – Потому что она сладкая.
Л. – Замечательно! Как называется повидло из клубники?
Д. – Клубничное повидло.
Л. – Молодец! Сок из клубники?
Д. – Клубничный сок.
Л. – Умница! Желе из клубники?
Д. – Клубничное желе.
Л. – Молодец! Ребята, расскажи об этой ягоде по схеме.
= Составление рассказа-описания о клубнике по схеме. Надеть ребенку шапку-клубнику. Фишка клубника. =
3. Динамическая пауза.
Цель. Развитие умения координировать речь с движением.
Мы по лесу шли, шли. Дети идут,
Землянику нашли. садятся, «едят»,
Сели, съели, дальше пошли. встают, идут дальше,
Мы по лесу шли, шли.
И малину нашли. наклоняются,
Присядем на полянке садятся
И песенку споем.
Песня из репертуара русс. нар. гр. «Сладка ягода» (припев).
Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.
Л. – Какая ягода горькая?
Д. – Рябина.
Л. – Ребята, рябина горькая, но очень полезная.
Игра «Скажи наоборот».
Цель. Обогащение словаря антонимов.
Л.- Ребята, игра «Скажи наоборот». Рябина горькая, а малина … (Сладкая.) Черника черная, а … .
= Логопед показывает картинку «Белая смородина». =
Д. – Белая смородина – белая.
Л. – Земляника растет в лесу, а … .
= Логопед показывает картинку «Крыжовник». =
Д. – Крыжовник растет в саду.
Л. – Малина – это куст, а … .
= Логопед показывает картинку «Рябина». =
Д. – Рябина – это дерево.
Л. – Ребята, вы молодцы! Давайте похлопаем друг другу.
5. Развитие наглядно-образного мышления. Складывание разрезных картинок на тему «Ягоды».
= Раздается стук в дверь. =
Л. – Ребята, угадайте, кто к нам пришел:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
Д. – Это медведь.
Л. – Совершенно верно. (Мишка шепчет на ухо логопеду.) Ребята, Мишка хотел подарить вам картинки ягоды. Но лиса обманула его и разрезала их. Мишка расстроился. Давайте успокоим его – сложим картинки.
Дети складывают картинки под музыку Поль Мориа. Мишка проходит и спрашивает: «Какую ягоду ты сложил?», «Что у тебя получилось?», «Назови ягоду».
Мишка благодарит детей и дарит им шишки. Уход медвежонка.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Л. - Ребята, а какая ягода жар снимает и от температуры спасает?
- Назовите мне горькую ягоду?
- А какая ягода бывает 3 цветов?
Оценка.
Л. – Ребята, вы хорошо поработали. Спасибо за занятие.
= Уход под музыку. =
Использованная литература
1) Васильева С.А. Тематический словарь в картинках: Мир растений и грибов. Грибы. Ягоды. (Программа «Я – человек»). – М.: Школьная Пресса, 2004;
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007;
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005;
Организация и содержание педагогической (логопедической) практики. Методические рекомендации. Составитель А.М. Горчакова – Самара: Издательство СГПУ, 2003.