Конспект комплексного занятия в старшей группе «Прилёт грачей»

2
1
Материал опубликован 8 April 2018 в группе

 Конспект комплексного занятия в старшей группе

на тему: «Прилёт грачей»

Цель: Систематизировать знания о птицах ( название птиц, особенности их внешнего вида, условия обитания). Учить детей составлять образ птицы из геометрических фигур. Закрепить умение преобразовывать одни геометрические фигуры в другие ( квадрат – в круг, прямоугольник – в овал, квадрат – в треугольник), разрезать прямоугольник на полоски, правильно размещать изображение на листе. Повторить правила работы с ножницами. Развивать речь, мышление, активность, творчество, моторику пальцев рук, аккуратность в работе с клеем, умение выделять красивые работы, рассказывать о них. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать воспитателя, выполнять работу последовательно; бережное отношение к птицам, желание помогать им.

Материал: панно «дерево», схема , образец, «гнёзда», квадраты, прямоугольники цветной бумаги разного размера, ножницы, клеёнки, , образец работы, клей, кисточки, салфетки.

Словарь: перелётные птицы ( соловей, жаворонок, скворец, кукушка, цапля, аист, утка, грач, лебедь, журавль, ласточка),скворечник, гнездо, пашня.

Предварительная работа: беседа на тему «Перелётные птицы», загадывание загадок, наблюдения на прогулках за изменениями в природе весной, за птицами, просушивание голосов птиц, рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», изготовление родителями скворечников, подготовка гнёзд для аппликации.

Ход занятия.

(Дети заходят и становятся полукругом.)

Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. Подарите им свои улыбки. От ваших улыбок им станет теплее и уютнее. А теперь, повернитесь ко мне. Ребята, давайте представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе. Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка поднимает настроение.

Воспитатель:

- Ребята, а любите загадки?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

-Тогда сядьте рядышком друг с другом,

Словно месяц полукругом,

И послушайте загадку,

Дайте правильно отгадку:

Из далёких жарких стран

Гости к нам весной спешат. Кто же это?

Дети:

- Птицы.

Воспитатель:

- Сегодня наше занятие посвящено птицам. 22 марта наши предки отмечали праздник «Жаворонки». Хозяйки пекли постные булочки - «жаворонков», раздавали их детям, а те с шумом и гамом мчались закликать весну. Ребята, это необычный день, его называли «Птичьим днём». Что же происходит в этот день?

Дети:

- В этот день из жарких стран прилетают сорок различных птиц, и первая из них – жаворонок.

Воспитатель:

- Как называются птицы, которые прилетают к нам весной?

Дети:

- Птицы, которые прилетают к нам весной называются перелётные.

Воспитатель:

- Назовите перелётных птиц.

Дети:

- Соловей, жаворонок, скворец, кукушка, цапля, аист, утка, грач, лебедь, журавль, ласточка.

Воспитатель:

- Чем заняты птицы весной?

Дети:

- Весной птицы строят гнезда.

Воспитатель:

- Из чего птицы строят гнёзда?

Дети:

- Птицы строят гнёзда из веток, соломы, травы.

Воспитатель:

- А зачем птицам гнёзда?

Дети:

- Птицам нужны гнёзда, чтобы вывести птенцов.

Воспитатель:

- Какую пользу приносят птицы?

Дети:

- Птицы уничтожают насекомых, переносят семена растений, поют песни.

Воспитатель:

- Поэтому о птицах нужно заботиться и помогать им.

Ребята, на прошлой неделе мы с вами сделали полезное дело для птиц. Что мы сделали и для кого?

Дети:

- Мы развесили скворечники для скворцов.

Воспитатель:

- А сегодня я предлагаю помочь ещё одной птице. Вы готовы помочь?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Присаживайтесь на стулья.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель:

- Какой птице мы будем помогать, вы узнаете, отгадав загадку. Но сначала скажите, что такое пашня?

Дети:

- Пашня – это вспаханное поле.

Воспитатель:

- А теперь загадка:

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…

Дети:

- Грач.

Показать картинку с изображением грача.

Воспитатель:

- Грачи прилетают во второй половине марта и приступают к ремонту и строительству гнёзд. На одном дереве может быть от нескольких гнёзд до нескольких десятков.

Ребята, посмотрите внимательно вот на это дерево. Что вы видите?

Дети:

- Я вижу на дереве много пустых гнёзд и одно гнездо с птицами.

Воспитатель:

- Это грачи, которым мы будем помогать. Может кто – то уже догадался, чем мы можем им помочь?
 

Дети:

- Мы можем сделать им друзей - птиц и поселить их в пустые гнёзда.

Воспитатель:

- А как мы можем сделать птиц?

Дети:

- Птиц можно вылепить из пластилина, сделать из бумаги, нарисовать.

Воспитатель:

- Я предлагаю сделать птиц из бумаги, таких, как на образце. Давайте внимательно их рассмотрим через подзорную трубу.

- Назовите и покажите части тела птицы.

Дети:

- Туловище, голова, крылья, хвост, клюв, глаза.

Воспитатель:

- Но у птиц есть ещё и лапки. Почему у нашей птицы их нет?

Дети:

- Потому, что птица летит, а в полёте она прижимает лапки к туловищу и их не видно.

Воспитатель:

- Прежде чем приступить к работе, давайте разберёмся: как сделать птицу, а в этом поможет нам схема.

Вывесить схему.

Воспитатель:

- Кто хочет рассказать, какое туловище у грача и как нам его вырезать?

Дети:

- Туловище у грача овальное, поэтому нам нужно вырезать овал. Мы возьмём прямоугольник, закругляя срежем углы. У нас получится овал.

Воспитатель:

- Голова у грача по форме какая?

Дети:

- Голова круглая.

Воспитатель:

- И какую геометрическую фигуру нужно вырезать?

Дети:

- Нужно вырезать круг.

Воспитатель:

- Как вырезать круг?

Дети:

- Если мы возьмём квадрат, срежем углы закругляя, то получится круг.

Воспитатель:

- Из каких геометрических фигур мы будем делать крылья, хвост и клюв?

Дети:

- Из треугольников.

Воспитатель:

- Сколько треугольников нам понадобится?

Дети:

- Нам понадобится четыре треугольника.

Воспитатель:

- Нам нужны одинаковы треугольники?

Дети:

- Нет, разные.

Воспитатель:

- Из каких геометрических фигур можно сделать треугольники?

Дети:

- Треугольники можно сделать из квадрата и прямоугольника.

Воспитатель:

- Как вы думаете, для изготовления крыльев, что нужно взять: квадрат или прямоугольник?

Дети:

- Я думаю, что для изготовления крыльев нужно взять квадрат.

- Как из квадрата сделать треугольники?

Дети:

- Если квадрат разрезать по диагонали, от уголка к уголку, то получится два треугольника.

Воспитатель:

- А как будем делать хвост?

Дети:

- Возьмём прямоугольник. Разрежем его от угла к углу, по диагонали. Получится два треугольника. Возьмём один треугольник – это и будет хвост для птицы.

Воспитатель:

- После того, как все детали у вас будут готовы, вам нужно выложить птицу над гнездом так, чтобы поместилась птица и вашего товарища, так как сегодня вы будете работать в парах. Обязательно проверьте, правильно ли вы все сделали и только потом начинайте клеить.

Ребята, вы будете работать с ножницами, поэтому давайте вспомним правила безопасности при работе с ножницами.

Я предлагаю поиграть . Становитесь в круг.

Дети становятся в круг.

Воспитатель:

- Ребята, я буду вам задавать вопросы , если ответ «да», то вы делаете шаг вперёд, а если ответ «нет» - шаг назад. Слушайте внимательно:

1. С ножницами можно играть? (нет)

2. Ножницы – это режущий предмет? (да)

3. При работе ножницами нужно следить за направлением резания? (да)

4. Ножницы можно оставлять в любом месте? (нет)

5. Ножницами нужно пользоваться аккуратно? (да)

6. Можно бегать с ножницами? (нет)

7. Ножницы нужно хранить в указанном месте с закрытыми лезвиями? (да)

8. Можно резать на ходу? (нет)

9. Ножницы – это игрушка? (нет)

10. Вы знаете правила безопасности при работе с ножницами? (да)

Воспитатель:

- А сейчас объединитесь в пары: кто с кем сидит за столом и подойдите возьмите гнездо для ваших птиц.

Дети берут гнёзда и садятся за столы.

Воспитатель:

- Прежде, чем приступить к работе, надо пальчики подготовить.

Пальчиковая гимнастика.

В гости к нашей сестричке

Весной прилетели птички:

Эта птичка – совушка,

Ну, а эта – скворушка,

Эта птичка – воробей,

Ну, а эта – соловей.

Эта – дятел, эта – стриж,

Эта же – поющий чиж.

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – свиристель,

Ну, а эта издалека

Прилетела к нам сорока.

(Помахать пальцами, разминать пальцы.)

- Ребята, ещё раз внимательно посмотрите на образец и приступайте к работе.

Самостоятельная деятельность детей. (Звучат голоса птиц.)

По окончанию работы убирают рабочие места.

Итог.

Воспитатель:

- Ребята, давайте вернём гнёзда с птицами на дерево.

(Дети развешивают гнёзда с птицами.)

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите сколько друзей появилось у грачей: теперь им не будет скучно и одиноко. Сегодня вы сделали ещё одно хорошее дело для птиц.

Ребята, я вот смотрю на нашу коллективную работу, она мне напоминает какую – то картину. А какую не помню. Может вы мне напомните, что это за картина?

Дети:

- Картина Саврасова «Грачи прилетели».

Воспитатель:

- Давайте придумаем название для нашей коллективной работы. Как бы вы хотели её назвать?

Дети:

- «Грачи в гнёздах», «Грачи строят гнёзда», «Прилетели грачи».

Воспитатель:

- Молодцы! Сколько красивых названий вы придумали, поработали хорошо. И наш «волшебный мешочек» сегодня не пустой. Посмотрим, что там?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Тогда доставайте. Что это?

Дети:

- Зерно.

Воспитатель:

- Как вы думаете, зачем нам зерно?

Дети:

- Чтобы покормить птиц.

Воспитатель:

- Да. Сегодня на прогулке мы будем кормить птиц. А наше занятие на этом закончено.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за занятие.

8 April 2018