12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Заякина Ольга Александровна700
Россия, Омская обл., Омск
4

Конспект коррекционного занятия по развитию описательной речи «Аквариумные рыбки»



Конспект коррекционного занятия по развитию описательной речи «Аквариумные рыбки».

ФИО автора: Заякина Ольга Александровна.

Тема: «Аквариумные рыбки».

 

Группа: логопедическая группа (подготовительная подгруппа).

Продолжительность занятия: 30 минут.

Цель: развитие умения составлять рассказы-описания об аквариумных рыбках посредством использования сочетания схемы и изобразительной деятельности.

Задачи:

  • образовательные: обогащение знаний детей об аквариумных рыбках, их внешнем виде, особенностях питания и ухода за рыбками;
  • коррекционно-развивающие: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами; развитие умения составлять простые предложения, предложения, осложненные однородными членами; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, логическое мышление); развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
  • воспитательные: воспитать интерес к аквариумным рыбкам.

Средства развития описательной речи:

  • схема (рассказ составляется с опорой на схему);
  • изобразительная деятельность (особенности строения рыбки, которые необходимо обозначить при составлении рассказа-описания с опорой на схему, закрепляются в рисовании).

Техника рисования: Рисование колпачками: создание чешуи рыбок при помощи колпачков от фломастеров.

Развитие словаря:

обогащение: гуппи, меченосец, скалярия.

уточнение: чешуя, плавники.

Оборудование: медиапроектор; аквариум; схема к рассказу-описанию; изображения рыбок (меченосец, гуппи, скалярия) и геометрические фигуры, необходимые для анализа строения рыбок; комплект рыбок и корма для игры «Накорми рыбку»; индивидуальные наборы красок; колпачки для рисования; комплек рыбок для разукрашивания.

 

Ход занятия

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Вводная часть

- Здравствуйте, ребята! Сегодня пришла к вам не с пустыми руками (указывает на аквариум). А вот что это, вам предстоит отгадать:

Стеклянный домик на столе

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой.

Педагог открывает аквариум.

- Правильно, это аквариум, и нам сегодня предстоит в этот домик поселить жильцов.

- Ребята, а как вы думает, где же мы можем купить аквариумных рыбок?

- За рыбками мы отправимся в зоомагазин. В зоомагазине мы должны вести себя тихо, внимательно слушать и запоминать: названия рыбок, их внешний вид, чем они питаются и как за ними ухаживать.

Дети приветствуют педагога.

 

Отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

 

Варианты детей.

2. Основная часть:

Анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление рассказов-описаний

 

- Зоомагазин – это такой магазин, где продают различных домашних питомцев, а также различные корма для них, клетки, аквариумы и многое другое. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

- В нашем зоомагазине продают различных рыбок (выставляет картинку-схему): меченосец, гуппи, скалярия. Давайте, внимательно рассмотрим этих рыбок.

- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чем похожи все эти рыбки?

- Правильно у всех рыбок одинаковое строение: у них есть голова, жабры, туловище, хвостик, плавники. Тело всех рыбок покрыто чешуей. Выставляет картинку-схему на мольберте.

- А чем же отличаются эти рыбки?

- Правильно, у рыбок различные форма, размер и цвет частей тела.

- Ребята, давайте подойдем к аквариумы, чтобы внимательно рассмотреть рыбок.

- Сначала мы рассмотрим тело рыбок.

- Какой формы тело у меченосца?

 

- Какой форму тело у гуппи?

- У скалярии?

 

- Теперь рассмотрим размер и форму плавников. Какие плавники у меченосца?

 

- Какие плавники у гуппи?

- У скалярии?

 

- Теперь рассмотрим размер и форму хвостика. Опишите верхнюю часть хвоста меченосца и нижнюю?

 

- Какой хвостик у гуппи?

 

- Какой хвост у скалярии?

- Теперь мы расскажем об окрасе рыбок. Каким цветом меченосец?

- Каким цветом гуппи?

 

- Каким цветом скалярия?

- Вот мы и узнали об особенностях каждой рыбки, скажите, чем они отличаются? Выставляет картинку-схему.

 

- Ребята, рыбки хотят проверить, как вы их запомнили, они приглашают нас поиграть в прятки.

- Посмотрите внимательно на картинку и отгадайте, где какая рыбка спряталась.

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, рыбки очень устали, пришло время их покормить. Как вы думаете, чем мы угостим рыбок?

- Эти рыбки питаются животной пищей: мотылями, циклопами - и растительной: водорослями, крапивой.

- Ребята, давайте угостим наших рыбок. Подойдите к квадратному аквариуму. Выбирайте рыбку и то, чем вы хотите ее угостить.

- Я выбираю скалярию. Скалярия съела мотыля.

- Спасибо, ребята, покормили рыбок! Чем нужно угощать рыбок? Выставляет картинку-схему.

- Ребята, мы уже знаем, как называются рыбки, как они выглядят, чем питаются. Как за ними ухаживать? Выставляет картинку-схему.

- Чтобы рыбкам было комфортно, мы должны содержать аквариум в чистоте: мыть его и менять воду; поддерживать температуру воды, следить, чтобы рыбкам было светло.

- Ребята, мы узнали о рыбках все. Выставляет картинку-схему.

- Давайте выберем рыбок для нашего аквариума (Педагог подходит с коробочкой, в которой находятся рыбки).

АУДИОЗАСТАВКА.

Я обожаю тину

И мокрые места

Поганки, плесень, сырость

Такая красота…

Я не люблю рыбешек,

Их красоту и цвет.

Их затяну в болото

Забудут о них все.

Рыбы затягиваются тиной, теряют цвет.

- Ребята, что натворила Кикимора?

- И теперь мы не сможем забрать этих рыбок в наш аквариум. Зачем она это сделала?

- Что же нужно сделать, чтобы победить зло Кикиморы?

- Точно! Разукрасив рыбок, мы вернем им красоту. А что же сделать, чтобы все о них узнали?

 

- Ребята, выбирайте рыбок и проходите в мастерскую.

 

 

 

- Посмотрите внимательно, чего нет у наших рыбок?

- Ребята, как вы думаете, с помощью чего мы нарисуем чешую рыбкам?

- Чешую рыбкам нарисуем с помощью картонных рулончиков. Возьмите рулончик, обмакните в краску, а теперь прижимаем рулончик к туловищу рыбки. Выпуклая сторона рулончика направлена вправо. Педагог показывает.

- Какое туловище у скалярии (меченосца, гуппи)?

- Вот мы и вернули красоту нашим рыбкам, но, зло до конца не побеждено, что же осталось сделать?

- Точно! Но как сделать так, чтобы о рыбках узнали все, все, все?

- А давайте наши рассказы снимем на камеру и отправим на телевидение! Но рассказывать мы должны очень подробно и в этом нам поможет схема: вы должны сказать, как называется рыбка, описать ее строение, рассказать какие у нее плавники, туловище, хвостик, чем она питается, как за ней ухаживать. Указание на схему.

Педагог поочередно вызывает детей.

- Ребята, посмотрите, мы разрушили зло Кикиморы! Пришло время возвращаться в группу, ведь теперь мы можем рыбок из зоомагазина отправить в наш аквариум.

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают.

 

 

 

 

Дети отвечают.

 

Дети подходят.

 

 

- У меченосца тело овальной формы.

- У гуппи тело овальной формы.

- У скалярии тело круглой формы.

- У меченосца маленькие плавники прямоугольной формы.

- У гуппи большой треугольный плавник.

- У скалярии большие треугольные плавники. Они удлиненные.

- У меченосца верхняя часть хвоста маленькая, а нижняя длинная в форме меча.

- У гуппи большой треугольный хвост.

- У скалярии маленький треугольный хвостик.

- Меченосец оранжевого цвета.

- Гуппи серябристо-голубого цвета, с пятнышками.

- Скалярия розового цвета.

- Рыбки отличаются формой, размеров и цветом различных частей тела.

 

Дети отгадывают.

- За замком спрятался меченосец. Я узнала его по длинному хвостику – мечу.

- За ракушкой спряталась скалярия. Я узнал ее по длинным треугольным плавникам.

- За водорослями спряталась гуппи. Я узнала ее по пышному хвосту.

Дети отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают по аналогии.

 

 

Варианты детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Злая кикимора забрала у рыбок красоту и цвет.

- Она хотела, чтобы о рыбках все забыли.

 

- Мы можем разукрасить рыбок и рассказать о них.

- Мы расскажем о рыбках.

Дети разбирают рыбок.

- Я выбираю скалярию.

- Я выбираю гуппи.

- Я выбираю меченосца.

 

- У рыбок нет чешуи и цвета.

Варианты ответов.

 

 

 

Дети выполняют.

 

- У скалярии туловище круглое (овальное).

-Нам нужно рассказать о рыбках.

Варианты детей.

 

Дети составляют рассказы-описания о рыбках.

 

 

 

 

 

Дети подходят к аквариуму.

Дети «заселяют» в аквариум своих рыбок.

3. Заключительная часть:

Рефлексия

Оценка

- С какими трудностями вы столкнулись, когда боролись со злодеяниями Кикиморы?

- С чем было легко справиться?

- Что было для вас самым интересным.- - Спасибо вам за ваши старания.


Презентация "Аквариумные рыбки"
PPTX / 16.81 Мб

Дети садятся.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.