Конспект коррекционного занятия по развитию описательной речи «Аквариумные рыбки»
Пояснительная записка к презентации
Конспект коррекционного занятия по развитию описательной речи «Аквариумные рыбки».
ФИО автора: Заякина Ольга Александровна.
Тема: «Аквариумные рыбки».
Группа: логопедическая группа (подготовительная подгруппа).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Цель: развитие умения составлять рассказы-описания об аквариумных рыбках посредством использования сочетания схемы и изобразительной деятельности.
Задачи:
- образовательные: обогащение знаний детей об аквариумных рыбках, их внешнем виде, особенностях питания и ухода за рыбками;
- коррекционно-развивающие: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами; развитие умения составлять простые предложения, предложения, осложненные однородными членами; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, логическое мышление); развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
- воспитательные: воспитать интерес к аквариумным рыбкам.
Средства развития описательной речи:
- схема (рассказ составляется с опорой на схему);
- изобразительная деятельность (особенности строения рыбки, которые необходимо обозначить при составлении рассказа-описания с опорой на схему, закрепляются в рисовании).
Техника рисования: Рисование колпачками: создание чешуи рыбок при помощи колпачков от фломастеров.
Развитие словаря:
обогащение: гуппи, меченосец, скалярия.
уточнение: чешуя, плавники.
Оборудование: медиапроектор; аквариум; схема к рассказу-описанию; изображения рыбок (меченосец, гуппи, скалярия) и геометрические фигуры, необходимые для анализа строения рыбок; комплект рыбок и корма для игры «Накорми рыбку»; индивидуальные наборы красок; колпачки для рисования; комплек рыбок для разукрашивания.
Ход занятия
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1. Вводная часть |
- Здравствуйте, ребята! Сегодня пришла к вам не с пустыми руками (указывает на аквариум). А вот что это, вам предстоит отгадать: Стеклянный домик на столе С прозрачною водой, С камнями и песком на дне И с рыбкой золотой. Педагог открывает аквариум. - Правильно, это аквариум, и нам сегодня предстоит в этот домик поселить жильцов. - Ребята, а как вы думает, где же мы можем купить аквариумных рыбок? - За рыбками мы отправимся в зоомагазин. В зоомагазине мы должны вести себя тихо, внимательно слушать и запоминать: названия рыбок, их внешний вид, чем они питаются и как за ними ухаживать. |
Дети приветствуют педагога.
Отгадывают загадку.
Варианты детей. |
2. Основная часть: Анализ
Мотивация
Рисование
Комментирование
Составление рассказов-описаний
|
- Зоомагазин – это такой магазин, где продают различных домашних питомцев, а также различные корма для них, клетки, аквариумы и многое другое. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. - В нашем зоомагазине продают различных рыбок (выставляет картинку-схему): меченосец, гуппи, скалярия. Давайте, внимательно рассмотрим этих рыбок. - Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чем похожи все эти рыбки? - Правильно у всех рыбок одинаковое строение: у них есть голова, жабры, туловище, хвостик, плавники. Тело всех рыбок покрыто чешуей. Выставляет картинку-схему на мольберте. - А чем же отличаются эти рыбки? - Правильно, у рыбок различные форма, размер и цвет частей тела. - Ребята, давайте подойдем к аквариумы, чтобы внимательно рассмотреть рыбок. - Сначала мы рассмотрим тело рыбок. - Какой формы тело у меченосца?
- Какой форму тело у гуппи? - У скалярии?
- Теперь рассмотрим размер и форму плавников. Какие плавники у меченосца?
- Какие плавники у гуппи? - У скалярии?
- Теперь рассмотрим размер и форму хвостика. Опишите верхнюю часть хвоста меченосца и нижнюю?
- Какой хвостик у гуппи?
- Какой хвост у скалярии? - Теперь мы расскажем об окрасе рыбок. Каким цветом меченосец? - Каким цветом гуппи?
- Каким цветом скалярия? - Вот мы и узнали об особенностях каждой рыбки, скажите, чем они отличаются? Выставляет картинку-схему.
- Ребята, рыбки хотят проверить, как вы их запомнили, они приглашают нас поиграть в прятки. - Посмотрите внимательно на картинку и отгадайте, где какая рыбка спряталась.
- Ребята, рыбки очень устали, пришло время их покормить. Как вы думаете, чем мы угостим рыбок? - Эти рыбки питаются животной пищей: мотылями, циклопами - и растительной: водорослями, крапивой. - Ребята, давайте угостим наших рыбок. Подойдите к квадратному аквариуму. Выбирайте рыбку и то, чем вы хотите ее угостить. - Я выбираю скалярию. Скалярия съела мотыля. - Спасибо, ребята, покормили рыбок! Чем нужно угощать рыбок? Выставляет картинку-схему. - Ребята, мы уже знаем, как называются рыбки, как они выглядят, чем питаются. Как за ними ухаживать? Выставляет картинку-схему. - Чтобы рыбкам было комфортно, мы должны содержать аквариум в чистоте: мыть его и менять воду; поддерживать температуру воды, следить, чтобы рыбкам было светло. - Ребята, мы узнали о рыбках все. Выставляет картинку-схему. - Давайте выберем рыбок для нашего аквариума (Педагог подходит с коробочкой, в которой находятся рыбки). АУДИОЗАСТАВКА. Я обожаю тину И мокрые места Поганки, плесень, сырость Такая красота… Я не люблю рыбешек, Их красоту и цвет. Их затяну в болото Забудут о них все. Рыбы затягиваются тиной, теряют цвет. - Ребята, что натворила Кикимора? - И теперь мы не сможем забрать этих рыбок в наш аквариум. Зачем она это сделала? - Что же нужно сделать, чтобы победить зло Кикиморы? - Точно! Разукрасив рыбок, мы вернем им красоту. А что же сделать, чтобы все о них узнали?
- Ребята, выбирайте рыбок и проходите в мастерскую.
- Посмотрите внимательно, чего нет у наших рыбок? - Ребята, как вы думаете, с помощью чего мы нарисуем чешую рыбкам? - Чешую рыбкам нарисуем с помощью картонных рулончиков. Возьмите рулончик, обмакните в краску, а теперь прижимаем рулончик к туловищу рыбки. Выпуклая сторона рулончика направлена вправо. Педагог показывает. - Какое туловище у скалярии (меченосца, гуппи)? - Вот мы и вернули красоту нашим рыбкам, но, зло до конца не побеждено, что же осталось сделать? - Точно! Но как сделать так, чтобы о рыбках узнали все, все, все? - А давайте наши рассказы снимем на камеру и отправим на телевидение! Но рассказывать мы должны очень подробно и в этом нам поможет схема: вы должны сказать, как называется рыбка, описать ее строение, рассказать какие у нее плавники, туловище, хвостик, чем она питается, как за ней ухаживать. Указание на схему. Педагог поочередно вызывает детей. - Ребята, посмотрите, мы разрушили зло Кикиморы! Пришло время возвращаться в группу, ведь теперь мы можем рыбок из зоомагазина отправить в наш аквариум. |
Дети отвечают.
Дети отвечают.
Дети подходят.
- У меченосца тело овальной формы. - У гуппи тело овальной формы. - У скалярии тело круглой формы. - У меченосца маленькие плавники прямоугольной формы. - У гуппи большой треугольный плавник. - У скалярии большие треугольные плавники. Они удлиненные. - У меченосца верхняя часть хвоста маленькая, а нижняя длинная в форме меча. - У гуппи большой треугольный хвост. - У скалярии маленький треугольный хвостик. - Меченосец оранжевого цвета. - Гуппи серябристо-голубого цвета, с пятнышками. - Скалярия розового цвета. - Рыбки отличаются формой, размеров и цветом различных частей тела.
Дети отгадывают. - За замком спрятался меченосец. Я узнала его по длинному хвостику – мечу. - За ракушкой спряталась скалярия. Я узнал ее по длинным треугольным плавникам. - За водорослями спряталась гуппи. Я узнала ее по пышному хвосту. Дети отвечают.
Дети отвечают по аналогии.
Варианты детей.
- Злая кикимора забрала у рыбок красоту и цвет. - Она хотела, чтобы о рыбках все забыли.
- Мы можем разукрасить рыбок и рассказать о них. - Мы расскажем о рыбках. Дети разбирают рыбок. - Я выбираю скалярию. - Я выбираю гуппи. - Я выбираю меченосца.
- У рыбок нет чешуи и цвета. Варианты ответов.
Дети выполняют.
- У скалярии туловище круглое (овальное). -Нам нужно рассказать о рыбках. Варианты детей.
Дети составляют рассказы-описания о рыбках.
Дети подходят к аквариуму. Дети «заселяют» в аквариум своих рыбок. |
3. Заключительная часть: Рефлексия Оценка |
- С какими трудностями вы столкнулись, когда боролись со злодеяниями Кикиморы? - С чем было легко справиться? - Что было для вас самым интересным.- - Спасибо вам за ваши старания. |
Дети садятся. |