Конспект коррекционно-развивающего занятия «Мандалы: метод работы с детьми и детским опытом»
Конспект коррекционно-развивающего занятия: «Мандалы: метод работы с детьми и детским опытом»
Цель: активизация детского опыта, связанного с символичным отражением внутреннего мира и его эмоциональными переживаниями.
Задачи:
Снять напряжение, гармонизировать эмоциональное состояние детей посредством мандалотерапии;
Развивать познавательные процессы ребенка: мышление, воображение, мелкую моторику.
Ход:
Организационный момент. Упражнение: «Подарим друг другу улыбку»
Прежде, чем мы начнем занятие давайте проведем небольшое упражнение, которое введет нас в атмосферу нашего занятия.
Психолог задает вопрос: «Можно ли грустить, когда улыбаешься?» - и предлагает, подумав о грустном, улыбнуться. В результате ребенок должен сделать вывод: когда улыбаешься, настроение меняется само собой, поэтому улыбка может помочь справиться с плохим настроением.
Основная часть.
Сегодня, ребята мы будем работать уже с известной нам с вами техникой, как мандалотерапия, т.е. работа с мандалами. На занятии мы будем развивать наше воображение, фантазию, мышление, мелкую моторику рук, научимся снимать эмоциональное напряжение.
Мозговой штурм: «Давайте вспомним, что такое мандалы?»
Мандала (изображение в круге) – универсальный символ, известный во все времена и во всех культурах мира. Метод мандалы относится к одной из арт-терапевтических техник, используется как средство самопознания, может являться продуктом спонтанной творческой деятельности либо создаваться по заданным шаблонам и инструкциям. Изображение в круге, обладающее глубоким символическим значением, это один из древнейших способов взаимодействия человека с его внутренним миром.
В работе мандалы используются разные: цветочные, бабочки, мандалы с животными, дети и многие другие. Сегодня мы будем использовать мандалы с животными.
Этапы работы:
Активизация детского опыта, диагностика сознаваемых и неосознаваемых психологических проблем: детям предлагается набор мандал из которых они должны выбрать одну, наиболее понравившуюся.
Инструкция по работе с мандалой: мандалы раскрашивают только карандашами и мелками, нельзя выходить за круг.
Сочинение сказки.
Цель: развитие воображения, активизация мышления.
Сочинение сказки о животном, изображенном на выбранной мандале по следующей схеме:
определение основного героя, а также статуса действующих лиц: помощник, вредители и т.д.;
сочинение сказки: время действия и место действия (давным-давно, в некотором царстве и т.д.), трудности, с которыми сталкивается главный герой, способы их преодоления (чудеса, которые случаются), развязка.
Раскрашивание мандалы животного.
Цель: коррекция эмоционального состояния, отреагирование детского опыта, активизация внутренних ресурсов.
Рассказывание сказки и обсуждение ее в парах (обмен фантазиями).
Ответы на вопросы.
Цель: снятие стрессового напряжения, гармонизация эмоционального состояния, рефлексия полученного результата, отражающего эмоциональные переживания ребенка (обратная связь).
Почему ты выбрал именно эту проформу?
Как тебе раскрашивалось?
Какие чувства ты испытал, когда раскрашивал?
Изменилось ли твое состояние, и что ты чувствуешь сейчас?
Символическое значение мандальных проформ.
Ознакомление с символическим значением мандальных проформ с изображением животных:
Павлин. Демонстратизм, самолюбование, эгоцентризм. Тонкий эстетический вкус.
Мишка – удовлетворение оральных потребностей. Выбирают те, у кого были проблемы в контексте с матерью. Ранний отрыв от груди, перинатальная проблематика. Если пчелы – враги ( в сказке) - тема конкуренции, т.е. получение каких-либо благ, либо самоутверждение (борьба за власть).
Курица - отношения с матерью. Задается вопрос клиенту о том, с кем он себя идентифицирует. Если он цыпленок, то взаимодействие с тем, кто больше, сильнее. Если курица - отношение со своей материнской ролью, в семье, социуме (если клиент взрослый). Тема опеки, взращивания. Какие отношения: если гармоничные - возможна гиперопека. Если нет- то актуальный конфликт с матерью, либо тем, кто заменил мать. Если цыпленок у взрослого, то детская позиция по жизни, потребность, чтобы опекали.
Ящерицы - мама, дочка. Формирование отношений, женская идентификация, принятие, если ящерицы похожи друг на друга.
Если ящерицы раскрашены по разному - контрсценарий (не буду похожа, не такая как…).
Если выбор сделан мужчиной, то отражаются отношения с женской частью своего мира, проецирование женских качеств, доминирование женских черт в выстраивании отношений.
Если ящерицы разнополые - не прожитый родительский комплекс.
Зеленый цвет означает архитип женственности.
Единороги (мужские части). Тема конкуренции, сотрудничества. Проявление развития контакта со своей мужской частью. У женщин - проявление мужских качеств. Если проформу выбирает женщина, то у нее преобладает стратегия выбора мужского стиля выстраивания отношений. Бесполость у женщин означает не принятие у себя мужских качеств.
Зайцы - самовыражение через соперничество и конкуренцию. (самопроявление через борьбу).
Мышки - потребность в сотрудничестве, компании. Семейственность, потребность быть вместе.
Овечки. У детей - потребность в сенсорном, телесном контакте. У взрослых - потребность в отдыхе.
Кот. У взрослых - рационализирующее поведение, у детей- уход в фантазию от реальных действий.
Хоровод из енотов. Для детей - потребность контактов со сверстниками. У взрослых - доминирование внутреннего ребенка.
Рефлексия.
- что понравилось?
-что нового узнали о себе?
Схема сочинения сказки.
Определение:
Основного героя
Помощника
Вредителя
Время действия и место действия (давным-давно, в некотором царстве и т.д.), Трудности, с которыми сталкивается главный герой
Способы их преодоления (чудеса, которые случаются)
Развязка (конец сказки).
Схема.
Определение:
Основного героя
Помощника
Вредителя
Время действия и место действия (давным-давно, в некотором царстве и т.д.), Трудности, с которыми сталкивается главный герой
Способы их преодоления (чудеса, которые случаются)
Развязка (конец сказки).
Мандалы животные
Варавина Наталия Владимировна