Конспект коррекционно- развивающего занятия
Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя- дефектолога
Контаревой И.С.
Организационный момент.
Здравствуй, Настя. Сегодня тебя ждет интересное занятие.
Для начала, давай вспомним о правильной посадке за партой (ноги должны стоять вместе, спина прямая).
Какое сегодня число и месяц? Время года? какой день недели сегодня, а завтра? а какой день был вчера?
II. Основной этап.
- Настя, давай с тобой отправимся в лес, а для этого произнесем волшебные слова (повороты головы): «Вправо, влево повернись, и в лесу ты очутись».
- Слайд - Посмотри на замечательную картину, которую написал художник Евстигнеев, представь, что мы очутились в этом лесу.
- А теперь послушай внимательно (аудиозапись). - Что за звуки ты услышала?
- Как ты думаешь, какое это время года? Верно, весна! назови весенние признаки.
- Настя, а кого в этом лесу мы можем встретить? Медведя, волка, лису и т.д. Как называются эти животные, одним словом? правильно, дикие.
Тема нашего занятия «Дикие животные».
- Сегодня на занятии мы будем: (знакомство с планом)?
1. выполнять задание на компьютере;
2. поработаем с наложенными картинками;
3. узнаем: кто, где живет;
4. поработаем с «волшебным мешочком»;
5. отдохнем на физ.минутке;
6. соберем картинку;
7. порисуем нетрадиционным приемом.
1. Итак, первое задание по нашему плану: Задание на компьютере .
- Давай вспомним, где живут дикие животные, а где домашние? (диких перенести в лес, а домашних к дому). Молодец, Настя, у тебя отлично получилось.
https://learningapps.org/watch?v=pv9124n3a21
2. «Наложенные изображения животных» (задание: посмотри внимательно и раскрась зайца. А каким цветом бывает заяц? зимой и летом? и почему?).
3. «Кто где живет?» (Настя, к тебе прибежали звери, они забыли свои жилища, как выглядят и как называются. Помоги найти жилище каждому животному).
4. «Волшебный мешочек». Принесла с собой волшебный мешочек. Давай посмотрим, кто там? А теперь закрой глаза. Посмотри на животных, угадай, кого не стало?
5. Физминутка.
Три медведя шли домой: (руки согнуты в локтях перед собой, идут как медведи, переступая с ноги на ногу)
Папа был большой - большой, (на носочках, поднимают руки вверх)
Мама с ним - поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперед)
А сынок - малютка просто (садимся на корточки).
6. Разрезная картинка
7. Применение элемента изотерапия «Лиса».
- Кого ты нарисовала? Какое это животное? где живет? Понравилось тебе рисовать песком?
Заключительный этап.
Рефлексия. (смайлы). Давай вспомним тему занятия. Оцени по плану, что больше всего понравилось и что оказалось для тебя сложным. 1 мин.
Самоанализ.
Тема занятия: Дикие животные.
Класс: 4 класс.
Форма занятия: индивидуальная.
Категория обучающегося: обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант обучения 1 по АООП.
Время реализации занятия: 25 мин.
Цель: Закрепление представлений о диких животных.
Задачи:
Дифференцировать диких и домашних животных.
Соотносить животных с его жилищем.
Определять части тела дикого животного (через применение элементов изотерапии).
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать внимание (отгадывание «Звуки природы», слушание инструкции педагога);
- развивать временные представления (какое время года, признаки на данный момент, на картине Евстигнеева);
- развивать зрительное восприятие (упражнение «Наложенные фигуры животных»);
- развивать пространственное представление (упражнение «Собери картинку»);
- развитие памяти («Волшебный мешочек, кого не стало?»);
-развивать словесно-логическое мышление (загадка о лисе);
-развивать общую и мелкую моторику (физкультминутка «Три медведя», су- джок терапия «Ежик»);
- развивать связную речь детей, активизировать словарь по теме «Дикие животные» (ответы на вопросы);
- воспитывать умение внимательно слушать педагога, формировать навык сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности; воспитывать усидчивость, трудолюбие.
Планируемые предметные результаты:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе.
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе.
Планируемые личностные результаты:
-сформированность навыков коммуникации со взрослыми (обращение за помощью, проявление адекватных способов поведения);
сформированность навыков коммуникации со сверстниками (проявление адекватных способов поведения в разных ситуациях);
- применение ритуалов социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Базовые учебные действия
- личностные учебные действия (положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки; самостоятельность в выполнении учебных заданий);
- познавательные учебные действия (делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства предметов);
- регулятивные учебные действия (адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в заданном темпе; выполнять задания за определенное время; доводить начатое дело до конца);
- коммуникативные учебные действия (вступать в контакт, сотрудничать с педагогом, обращаться за помощью и принимать помощь, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию).
Занятие включает 3 этапа.
1.Организационный.
2. Основной.
3.Заключительный.
В организационном моменте: приветствие педагога с ребенком, формирование навыка правильной посадки за партой. Организационные вопросы педагога (число, месяц, время года) активизируют мыслительные процессы ребенка; настраивают его на работу. Я настроила ребенка на виртуальное путешествие в мир диких животных.
На организационном этапе применялась здоровьесберегающая технология.
Планируемый результат: создание положительного эмоционального настроя ребенка на занятие, принятие социальной роли обучающегося.
На основном этапе: выполнение ребенком задания на компьютере (дифференциация диких и домашних животных), авторское мультимедийное задание обеспечило особую наглядность, которая способствовала лучшему восприятию и закреплению материала.
Работа с наложенными изображениями животных. Выполнение физминутки. Собирание картинки. Су-джок терапия (загадка). Применение элемента изотерапии через нетрадиционный прием.
В основной части занятия применялись здоровьесберегающие технологии: физ.минутка, которая позволила ребенку переключить внимание, снять усталость и напряжение, внесла положительный эмоциональный заряд, способствовала совершенствованию общей моторики и су-джок терапия, которая способствовала развитию мелкой моторики, снятию тонуса в мелких мышцах пальцев рук, что крайне необходимо перед изотерапией, а также смена деятельности.
Для закрепления материала, после элемента изотерапии, педагог с ребенком подводит итог, над какой темой работали.
Планируемые результаты: развитие навыков сотрудничества с педагогом.
- О каких животных мы сегодня говорили?
На заключительном этапе: рефлексия обучающегося, ребенок определяет, что понравилось, а что оказалось сложным.
Соответствие учебного материала уровню развития детей и учебной программе.
Учебный материал подобран в доступной форме и преподнесён с учетом психо-физиологических особенностей, что указывает на реализацию принципа развития.
Использование наглядного материала.
Использовались необходимые и достаточные наглядные средства, которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления у ребенка («Волшебный мешочек», «Собирание картинки»).
ИКТ использовала для развития мотивации ребенка на занятии.
Использование методических приёмов и видов работы.
На занятии использовалось разнообразие видов работ (задание на пк, рисование песком, складывание картинки, игра «кто где живет».)
Наполнение содержания занятия разнообразием приёмов и методов, их взаимосвязь, обоснованность и соответствие индивидуально-возрастным особенностям учащихся:
словесные (беседа на организационном этапе; обсуждение картины Евстигнеева, аудиозаписи);
практические (складывание картинки; наложенные фигуры; рисование);
наглядные («Волшебный мешочек», «Собирание картинки», дифференциация на пк).