Конспект занятия коррекционно-развивающей программы с элементами логоритмики и музыкотерапии
Конспект занятия коррекционно-развивающей программы с элементами логоритмики и музыкотерапии, направленной на развитие психомоторики младшего школьника с ОВЗ (умственной отсталостью) на уроках музыки и пения
Занятие 2
Время проведения: 20 – 25 мин.
Цель: Совершенствование ходьбы, увеличение объема дыхания, развитие четкости движений голеностопного сустава, подготовка детей к исполнению элементов народной пляски, развивает чувство музыкальной формы различие двух неконтрастных частей мелодии, развитие ритмической четкости и ловкости движений, ощущения музыкальной фразы, конец которой отмечается четким прыжком.
1.Ритмическое приветствие и разминка(5 мин.): поклон девочек, мальчиков (музыка Ф. Шуберта «Вальс»),
Ходьба:
1) отдельно по дорожке, обозначенной двумя канатами;
2) группой;
3) группой под барабан к противоположной стене зала;
4) группой вдоль зала;
Дыхательные упражнения: (3 мин.) Гимнастика «активного вдоха», упражнения «Наклоны головы», «Обними плечи», «Повороты», «Маятник», «Насос» (музыка — латышская народная мелодия в обработке А.Донас).
2.Основная часть: (10 мин.)
1) Выставление ноги на пятку. (Эстонская народная танцевальная мелодия. Автор упражнения Н. Сорокина).
Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Такты 1—8: легко бегут вправо (влево). На счет «два» 8-го такта останавливаются лицом в круг и отпускают руки. Такт 9: положив руки на пояс, дети на «раз» полуприседают, на «два» выпрямляются. Такт 10: на «раз» выставляют вперед правую ногу, ставя ее на пятку, на «два» приставляют ее к левой. Такт 11: то же движение левой ногой. Такт 12: три шага на месте, затем поворачиваются спиной к центру круга. Такты 13-— 15: повторение движений 9—11 тактов. Такт 16: дети поворачиваются лицом к центру круга.
2) Бег с остановками (прыжки через воображаемое препятствие). (Венгерская народная мелодия. Автор упражнения Е. Дубянская).
Дети стоят по кругу. На такты 1—4: бегут. Сделав 6 шагов, останавливаются на «раз» 4-го такта прыжком с одной ноги на обе («перепрыгнули через препятствие — «лужу», «камень», «канавку»). Бег пружинящий:
Во время бега руки свободно двигаются: одна вперед, другая назад, остановившись, руки разводят в стороны. Такты 5—8, 9—12, 13—16, 17—20, 21—24: повторение тех же движений.
3.Релаксация: (7 мин.)
Упражнения с элементами мышечного расслабления. Спокойная ходьба, упражнения для восстановления дыхания.
Упражнение на развитие диафрагмального дыхания. Под медленную музыку («Лесной олень») лежа на полу на вдох поднимать животом мягкую игрушку и на выдох опускать ее,заключительная беседа о занятии. Прощальный поклон учеников.
Используемая литература:
Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. [Текст] /В.Г. Алямовская — М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993. — 492 с.
Буренина, А. И., Проектирование интегративной программы предшкольного образования [Текст] /А.И. Буренина, А.И. Колунтаева — СПб. ЛОИРО, 2007. — 272 с.;
Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. [Текст] /Г.А. Волкова — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. – (Коррекционная педагогика).
Еременко, Н.И. Здоровье сберегающие технологии в ДОУН. [Текст]/Н.И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. —152 с.
Картушина, М.Ю. Быть здоровыми хотим. [Текст] / М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 123 с.
Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. [Текст] / М.Ю. Картушина – М: ТЦ Сфера, 2007, 97 с.
Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду [Текст]; Методическое пособие / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2004, 236 с.
Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей [Текст] / О.В. Клезович. — М: Аверсэв, 2005. —152 с.
Ковалько, В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2005. - 254 с.
Коноваленко, В. В. Развитие связной речи [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 342 с.
Кузнецова, Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Е.В. Кузнецова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 256 с.
Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления [Текст] / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М.: Линка-Пересс, 2000. – 345 с.
Медведева, Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников[Текст]: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада /О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994. – 245 с.
Тютюнникова, Т. Э. Речевые игры [Текст] / Т.Э. Тютюнникова//Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, С. 115-119.
Тютюнникова, Т. Э. Инструменты Карла Орфа [Текст] / Т.Э. Тютюнникова//Дошкольное воспитание. – 1998. - №2, С. 141-144;
Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика [Текст] / О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 102 с.
Цвынтарный, В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем [Текст] / В.В. Цвынтфрный. - СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 231с.
Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст] / М.И. Чистякова. - М.: Просвещение, Владос, 1995. – 234с.
Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей [Текст] / М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007. – 164с.
Голубятикова Татьяна Анатольевна
Мария Павловна Колесова