Конспект коррекционно-развивающего занятия по профилактике агрессивного поведения у младших школьников «Давайте жить дружно»
Конспект коррекционно-развивающего занятия по профилактике агрессивного поведения у младших школьников «Давайте жить дружно»
Автор: педагог-психолог МОУ «СОШ №1 г. Ртищево Саратовской области» Шефер А.А.
Цель занятия:
– профилактика агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста в школе.
Задачи:
– научить детей разнообразным способам выражения в приемлемой форме
агрессии, гнева, своих эмоций, желаний и делиться ими с одноклассниками.
– установление телесного контакта, переключение, снижение агрессивности.
– формирование дружного коллектива.
Участники: обучающиеся начальныхклассов
Продолжительность занятия: 40-45 минут.
Этапы занятия:
- Организационный момент (5 мин.)
- Основная часть (30 мин.)
- Заключительный этап. Рефлексия(10 мин.)
ХОД ЗАНЯТИЯ .
- Организационный момент:
- Упражнение : «Сказки о добре и зле».
Вспомним сказки, где добро побеждает зло. Например, «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Чебурашка и крокодил Гена» и другие. Назовите хороших, положительных героев, какими качествами они обладают? А теперь назовите отрицательных героев сказок и какими качествами они обладают?
- Основная часть.
- Введение в тему.
- Игра «Камешек в ботинке»
В этой игре мы используем простую и понятную детям метафору, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Инструкция: сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой. Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: «У меня нет камушка в ботинке» или «У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками». Расскажите нам, что еще вас удручает. Детям предлагается поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсуждаются отдельные «камушки», которые будут названы.
- Игра-упражнение «Где прячется злость?».
Дети рассредоточиваются по залу, закрывают глаза и поднимают вверх руку с вытянутым указательным пальцем. Не открывая глаз, игроки должны словом или жестом ответить на вопрос: «Когда с вами происходят различные ситуации, где у вас прячется злость? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть?
- Упражнение «Прогоним нашу злость».
Дети выгоняют из своего тела злость: кричат, топают, хлопают в ладоши, надувают щеки, сжимают кулаки, высоко встают на носочки и со всей силы тянуться вверх.
- Упражнение 3: «Цыпленок из яйца».
Цель: установление телесного контакта, снижение агрессивности.
Дети делятся на пары. Один учащийся – цыпленок в скорлупе, другой учащийся курочка – наседка. «Цыпленок» садится на стул и группируется (подтягивает ноги к себе, «наседка» обнимает его и старается согреть своим теплом. В течение 1 – 2 минут происходит это действие, а потом из скорлупы вылупляется цыпленок. Скорлупу может имитировать белая туалетная бумага. Потом дети меняются ролями.
- Ситуации.
Перед вами на столе кружки двух цветов. Я буду называть ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, и желтый, если вам подходит второе выражение.
- На столе лежит интересная книга. Ты очень хочешь ее посмотреть, но твой одноклассник успел взять книгу раньше:
1. Ты подождешь своей очереди.
2. Ты отберешь у него книгу.
- Ты поссорился с другом:
1. Ты попытаешься объясниться с ним.
2. Ты обижаешься и мстишь.
- Твой одноклассник сломал дорогую тебе вещь:
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударишь его, накричишь.
- С тобой поступают грубо, может быть, даже жестоко:
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты не станешь выяснять отношения и обратишься за помощью к взрослому.
Обсуждение стратегий поведения в конфликтных ситуациях: ситуация – возможные стратегии поведения – последствия применения каждой из стратегий – выбор наиболее безопасных стратегий.
Примеры ситуаций:
1. Юра без спроса взял у Коли его тетрадь.
2. Лена назвала Наташу глупой и смешной.
3. На перемене Сергей толкнул Рому так, что тот упал, а сам убежал.
3.Завершающий этап. Рефлексия.
- Групповой коллаж «Ладошки»
А теперь возьмите каждый по одной ладошке, раскрасьте их и приклейте ее на наш общий плакат. Эти ладошки все разные, как и мы с вами. Но наш класс – это одна дружная семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение и взаимопонимание!
Конспект коррекционно-развивающего занятия по профилактике агрессивного поведения у младших школьников «Давайте жить дружно»
Автор: педагог-психолог МОУ «СОШ №1 г. Ртищево Саратовской области» Шефер А.А.
Цель занятия:
– профилактика агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста в школе.
Задачи:
– научить детей разнообразным способам выражения в приемлемой форме
агрессии, гнева, своих эмоций, желаний и делиться ими с одноклассниками.
– установление телесного контакта, переключение, снижение агрессивности.
– формирование дружного коллектива.
Участники: обучающиеся начальныхклассов
Продолжительность занятия: 40-45 минут.
Этапы занятия:
- Организационный момент (5 мин.)
- Основная часть (30 мин.)
- Заключительный этап. Рефлексия(10 мин.)
ХОД ЗАНЯТИЯ .
- Организационный момент:
- Упражнение : «Сказки о добре и зле».
Вспомним сказки, где добро побеждает зло. Например, «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Чебурашка и крокодил Гена» и другие. Назовите хороших, положительных героев, какими качествами они обладают? А теперь назовите отрицательных героев сказок и какими качествами они обладают?
- Основная часть.
- Введение в тему.
- Игра «Камешек в ботинке»
В этой игре мы используем простую и понятную детям метафору, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Инструкция: сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой. Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: «У меня нет камушка в ботинке» или «У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками». Расскажите нам, что еще вас удручает. Детям предлагается поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсуждаются отдельные «камушки», которые будут названы.
- Игра-упражнение «Где прячется злость?».
Дети рассредоточиваются по залу, закрывают глаза и поднимают вверх руку с вытянутым указательным пальцем. Не открывая глаз, игроки должны словом или жестом ответить на вопрос: «Когда с вами происходят различные ситуации, где у вас прячется злость? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть?
- Упражнение «Прогоним нашу злость».
Дети выгоняют из своего тела злость: кричат, топают, хлопают в ладоши, надувают щеки, сжимают кулаки, высоко встают на носочки и со всей силы тянуться вверх.
- Упражнение 3: «Цыпленок из яйца».
Цель: установление телесного контакта, снижение агрессивности.
Дети делятся на пары. Один учащийся – цыпленок в скорлупе, другой учащийся курочка – наседка. «Цыпленок» садится на стул и группируется (подтягивает ноги к себе, «наседка» обнимает его и старается согреть своим теплом. В течение 1 – 2 минут происходит это действие, а потом из скорлупы вылупляется цыпленок. Скорлупу может имитировать белая туалетная бумага. Потом дети меняются ролями.
- Ситуации.
Перед вами на столе кружки двух цветов. Я буду называть ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, и желтый, если вам подходит второе выражение.
- На столе лежит интересная книга. Ты очень хочешь ее посмотреть, но твой одноклассник успел взять книгу раньше:
1. Ты подождешь своей очереди.
2. Ты отберешь у него книгу.
- Ты поссорился с другом:
1. Ты попытаешься объясниться с ним.
2. Ты обижаешься и мстишь.
- Твой одноклассник сломал дорогую тебе вещь:
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударишь его, накричишь.
- С тобой поступают грубо, может быть, даже жестоко:
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты не станешь выяснять отношения и обратишься за помощью к взрослому.
Обсуждение стратегий поведения в конфликтных ситуациях: ситуация – возможные стратегии поведения – последствия применения каждой из стратегий – выбор наиболее безопасных стратегий.
Примеры ситуаций:
1. Юра без спроса взял у Коли его тетрадь.
2. Лена назвала Наташу глупой и смешной.
3. На перемене Сергей толкнул Рому так, что тот упал, а сам убежал.
3.Завершающий этап. Рефлексия.
- Групповой коллаж «Ладошки»
А теперь возьмите каждый по одной ладошке, раскрасьте их и приклейте ее на наш общий плакат. Эти ладошки все разные, как и мы с вами. Но наш класс – это одна дружная семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение и взаимопонимание!