Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию межличностных отношений «Наши эмоции»
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию межличностных отношений на тему: «Наши эмоции»
Задачи:
Образовательнные:
-учить детей снимать психоэмоциональное напряжение и и вырабатывать желаемое настроение,уметь выполнять упражнения психогимнастического характера , направленные на снятие напряжения и расслабление мышц рук, ног, туловища, шеи, лица;
-учить простейшим приемам релаксации.
Развивающие:
-развивать умение словесно выражать различные эмоциональные состояния: радость, грусть, злость, страх, удивление, формировать положительные эмоции в различных ситуациях.
Воспитательные:
-воспитывать чувство самоуважения, позитивное отношение ко всем участникам группы, создать комфортную атмосферу.
Материалы к занятию:
пиктограммы с изображением различных эмоциональных состояний; клубок ниток; морские ракушки; атрибуты для игры «Моряки»; аудиозаписи со спокойной расслабляющей музыкой; игра «Рыбки»; игра «Угадай настроение».
Части занятия | Ход занятия | Методы и приемы организации |
1.Организационная: | П: - Наступило прекрасное утро. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: «Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.» Вдохните глубоко и забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту сегодняшнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу на целый день. Дети стоят по кругу. - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на корабле. Перед путешествием необходимо зарядиться бодростью и энергией. Сядьте свободно. Дети сидят. Большим и указательным пальцами помассируйте мочки ушей 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Опустите руки, встряхните ладонями. Вытяните руку и поставьте указательный палец между бровями. Помассируйте эту точку 10 раз. Встряхните ладонями.
| Ритуал начала занятия
Точечный массаж для поднятия жизненного тонуса |
2.Основная: | П: - Молодцы! А сейчас отправляемся в путешествие. Мальчики, помогите девочкам подняться на корабль и наденьте атрибуты. Дети рассаживаются на приготовленных стульях, надевают на голову шапочки с ленточками. П: - Все заняли места на борту? Отлично. Закройте глаза и представьте, что наш корабль плывет по морю, раскачиваясь на волнах. Каких морских жителей вы можете тут встретить? Ответы детей (киты, дельфины, чайки и др.) П: - Наш корабль следует строго по курсу и я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Море волнуется». П: - Вдали виднеется земля. Давайте сойдем на берег и немного искупаемся. Дети переходят с «корабля на другую сторону» и окружают педагога. П: - Игра называется «Волны». Описание игры: дети находятся рядом с педагогом и он говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давай те сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться как они, шелестеть и журчать, улыбаться и искриться на солнце.» Затем педагог предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его, поглаживают, тихонько журчат. П: - Мы устали и я предлагаю вам отдохнуть. Как это можно сделать? Ответы детей (побродить по острову, поиграть еще, позагорать на берегу.) П: - Хорошо, давайте позагораем . Дети укладываются на коврики, закрывают глаза. П:- Расслабьте ваши руки и ноги, медленно втяните в себя морской воздух и почувствуйте аромат моря. Всем нам хорошо и приятно. Звучит музыка. П: -А теперь откройте глаза и посмотрите вокруг. Что вы видите? Ответы детей (камни, морского тюленя, птицу, ракушки, много красивых насекомых). П: - Да, действительно, на этом острове много всего красивого, а особенно ракушки. Возьмите их в руки, поднесите к ушам и послушайте, что они могут вам «рассказать». Дети слушают ракушки, при этом звучит аудиозапись. П: - Предложите послушать «голос» найденной ракушки своим друзьям. Молодцы! О чем вам рассказала ракушка? Ответы детей (дети фантазируют на заданную тему.) П: -А теперь сядьте на теплый песок поудобнее и давайте поиграем .Выполняются психогимнастические упражнения «Игра с песком», «Солнышко и тучка», «Лицо загорает» (автор М.И. Чистякова) П: - Пока мы отдыхали к берегу приплыли морские рыбы и спрятали на берегу свои фотографии. Найдите их, рассмотрите и определите, какое у рыбок на этих фотографиях настроение, какие чувства они испытывают? Дети ищут по группе рисунки, рассматривают их, отвечают на вопросы педагога. П: - Что за рыба изображена на этой фотографии? - Какое у нее настроение? (веселое, грустное, испуганное, злое) - Какие чувства она испытывает? (веселье, грусть, злость, страх) - Ребята, скажите, как еще можно поиграть с этими «рыбками»? Ответы детей (отпустить их в море, и т.д.) П: - Давайте поиграем с вами в такую игру «Угадай и покажи настроение» Описание игры: дети двигаются под музыку по кругу. На полу разложены картинки. Когда музыка заканчивается, каждый ребенок берет ту картинку, около которой он остановился. Рассматривает ее, определяет и изображает вид эмоции. Игра проводится 2-3 раза. П:- Очень хорошо мы с вами поиграли , а теперь пора и отдохнуть немного. Давайте отдохнем на берегу, укладывайтесь на свои коврики. Звучит спокойная музыка. П: - Реснички опускаются, глазки закрываются, мы отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Вдох- выдох, вдох- выдох, вдох- выдох. Я слышу шум моря, волн и пены на песке. Волна беседует со мной и говорит: «Расслабься, успокойся, отдохни. Пусть голова, шея, грудь и руки отдохнут. Почувствуй чистый воздух моря. Тепло и свет ласкают тело. Расслабься и послушай тишину. Вдох- выдох.» Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать. (Дети встают.) Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем. Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза, проснуться. П: - Вот и пришло время прощаться с этим чудным островом и отправляться в обратный путь. Мальчики, помогите девочкам подняться на корабль и занять свои места. (Дети рассаживаются на «корабле») Звучит музыка. П: - Закройте глаза и почувствуйте, как плавно раскачивается на волнах наш корабль. Вот мы и вернулись в детский сад. Сядьте, пожалуйста, в круг на ковре. Я предлагаю вам взять в руки клубочек и рассказать ему о своем настроении и полученных впечатлениях, о нашем морском путешествии. (Дети по очереди разговаривают с клубочком. Передавая его рядом сидящему ребенку. При этом они наматывают ниточку себе на палец.) |
Создание воображаемой ситуации
Игры, предусматривающие общение без слов Поисковая деятельность (вопросы к детям) Элементы детского аутотренинга Создание воображаемой ситуации Психогимнастика Игры на распознавание различных эмоциональных состояний Релаксационное упражнение Обсуждение по кругу |
3.Заключительная: | П: - Молодцы! Сейчас положите руки себе на колени. Закройте глаза и послушайте то, что скажет вам клубочек: «Мне понравились ваши рассказы о своем настроении. Было очень интересно узнать о путешествии на корабле. Я хочу пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными. Уважали и любили друг друга, чтобы у вас всегда было веселое. радостное настроение.» | Рефлексия Ритуал окончания занятия (обмен переживаниями и выполнение группового правила) |