Конспект лекции по дисциплине «Экономика организации» (11 класс)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ ПО «ПЕНЗЕНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»
Преподаватель: Аникеева О.Н.
г. Пенза
2015 г.
Содержание дисциплины:
Раздел 1. Экономика и экономическая наука
Раздел 2. Семейный бюджет
Раздел 3 Товар и его стоимость
Раздел 4. Рыночная экономика
Раздел 5.Труд и заработная плата
Раздел 6. Деньги и банки
Раздел 7. Государство и экономика
Раздел 8. Международная экономика
Задачами данной дисциплины являются:
- освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
- развитие экономического мышления, потребности в экономических знаниях;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
- формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
Раздел 1. Экономика и экономическая наука
Тема 1.1 Потребности. Свободные и экономические блага.
1. Экономические потребности общества
Условием жизни любого человека, семьи и общества в целом является удовлетворение потребностей. Потребности каждого человека практически безграничны. Степень удовлетворения потребностей человека зависит от того дохода, который он получает. Доход любой семьи ограничен. Таким образом, перед каждым человеком, фирмой и государством стоит проблема выбора, как использовать имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения потребностей.
Блага – это предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность. Свободными благами являются: воздух, вода, солнечный свет.
Экономическими благами являются платные, ограниченные ресурсы.
Главная проблема экономики – ограниченность ресурсов.
2. Важнейшие экономические ресурсы
Марксистская экономика выделяет в качестве важнейших следующие экономические ресурсы: предмет труда, средство труда, рабочая сила. Они являются факторами производства (условиями производства).
Предмет труда – это то, что человек стремится преобразовать, что составляет материальную основу продукта. Первичные предметы труда находятся в самой природе. Сырье – это продукт труда, претерпевший воздействие человеческого труда, но предназначенный для дальнейшей переработки.
Основные материалы составляют конструктивную основу изделия. Вспомогательные материалы присоединяются к основным для придания им свойств или для ремонта и обслуживания.
Средство труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (машины, инструменты, приборы, мосты и т.д.).
Средства производства - совокупность предметов труда и средств труда.
Рабочая сила - способность к труду - главный фактор производства.
Совокупность рабочей силы и средств производства составляют производительные силы общества.
Производственные отношения – общественные отношения, в которые вступают люди в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Совокупность производительных сил и производственных отношений составляют способ производства.
Способы производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.
Современная классификация выделяет следующие факторы производства: труд, земля (природные ресурсы), капитал, предпринимательские способности.
Труд – целесообразная деятельность человека, совокупность знаний, умений и навыков, физических, интеллектуальных способностей человека.
Земля – природный ресурс, является предметом труда и средством труда.
Капитал – произведенные людьми средства производства. Капитал подразделяется на реальный (собственно средства производства) и денежный (деньги для закупки средств производства).
Предпринимательская способность – это способность принимать решения и рисковать.
3. Граница производственных возможностей
3.1 Производственные возможности и экономический продукт
Производственные возможности - это максимальное количество товаров и услуг в определенном их наборе, которое может быть одновременно произведено за данный период, при данных ресурсах и технологии. При этом имеется в виду, что все наличные ресурсы используются наиболее полно и эффективно.
Экономический продукт - это все, что создается и используется в экономике.
Продукция - продукты материального производства: товары народного потребления (для населения) и товары производственного назначения.
Работы воплощают определенный вид трудовой деятельности и ее продукт (строительно-монтажные работы, ремонтные, уборка урожая, научно-исследовательские, проектные).
Услуги воплощают вид работ, в результате которых изменяется качество существующих вещей (стирка, обучение, уборка помещений).
Экономический продукт деятельности делят на такие два класса: промежуточный (подлежит дальнейшему производственному преобразованию) и конечный (поступает в сферу конечного использования).
Раздел 2. Семейный бюджет
Тема 2.1.Источники доходов семьи. Основные виды расходов
семьи. Сбережения населения. Страхование
2.1.1. Источники доходов семьи
Семья – это люди, проживающие вместе и имеющие общий доход.
Бюджет семьи – свод расходов и доходов семьи (домашнего хозяйства).
Источники доходов семей:
1)заработная плата членов семьи - наемных работников;
2)прибыль членов семьи - собственников фирм;
3)рента;
4)доход от капитала (проценты);
5)трансферты - социальные выплаты от государства;
6)другие.
Закон возвышения потребностей: потребности растут в количественном и качественном отношении.
Значение закона: возможности улучшения уровня жизни людей, роста производства и доходов, необходимость рационального потребления и расходования ресурсов.
2.2.3. Значение закона убывающей предельной полезности
Закон убывающей предельной полезности: по мере роста объема потребляемых благ предельная полезность каждой дополнительной
Раздел 4. Рыночная экономика
Тема 4.1 Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры
4.1.1 Рынок и его функции
Кругооборот производства и обмена продукции в экономической системе
Рынок – это экономические отношения, связанные с куплей и продажей (связанные с обменом).
Функции рынка:
1) информирующая
2) ценообразующая
3) посредническая
4) регулирующая
5) стимулирующая
6) оздоравливающая (санирующая)
4.1.2 Рыночный механизм
Рыночный механизм осуществляется через действие таких рыночных сил, как конкуренция, спрос, предложение, цена.
Спрос – это количество товаров, которые потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных цен в течение определенного времени.
Законом спроса называется обратная связь между ценой и величиной спроса. Кривая спроса отражает закон спроса.
Факторы спроса:
1)цена – важнейший фактор
2)неценовые факторы:
а) вкусы и предпочтения потребителей,
б) число потребителей на рынке,
в) денежные доходы потребителей
г) степень удовлетворенности потребителей,
д)цены на взаимосвязанные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняющие),
е) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов
Агрегированная функция спроса
Предложение выражает количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по некоторой цене из возможных цен в течение определенного периода времени.
Законом предложения называется прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта.
Факторы предложения:
1. Цена – главный фактор
2. Неценовые факторы
а) цена на продукты (материалы, оборудование, электроэнергия и т.д.)
б) технология производства
в) налоги и дотации
г) цены на другие товары
д) ожидание изменения цен
е) число продавцов на рынке.
4.1.3 Концепция равновесия рынка
Рынок находится в равновесии, если величина спроса равна величине предложения.
Рыночное саморегулирование равновесной цены осуществляется следующим образом.
Если предложение больше спроса, то - избыток товара на рынке, возникают трудности сбыта, усиливается конкуренция среди продавцов, цены снижаются, предложение сокращается, спрос растет.
Если спрос больше предложения, то - дефицит на рынке, трудно купить товар, усиливается конкуренция среди покупателей, цена повышается, спрос сокращается, предложение растет.
Устойчивость равновесия.
Взаимодействие спроса и предложения на рынке при совершенной конкуренции ведет к установлению рыночного равновесия. Спрос и равновесие товаров меняются, их кривые смещаются и точка равновесия «блуждает». Рыночное саморегулирование согласовывает предложение и спрос. Равновесная цена является относительно устойчивой. Вмешательство внешних сил, которыми являются государство или монополия, приводит к нарушению рыночного равновесия. Цена ниже равновесной не заинтересовывает производителя расширять производство.
4.1.4 Эластичность спроса и предложения
А) Эластичность Спроса по Цене.
Предметы роскоши отличаются высокой эластичностью. Неэластичным называется такой спрос, который изменяется в меньшей степени, чем… Предметы первой необходимости (вода, продукты питания, одежда, жилье) отличаются неэластичностью.
Предпринимательская деятельность – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли и связанная с риском.
Виды предпринимательской деятельности:
1) производственная (производство продукции, выполнение работ и услуг),
2) коммерческая (торговая деятельность, посредническая),
3) финансовая (банковские услуги, посредничество на рынке ценных бумаг, страхование, инвестирование, международные валютные и кредитные отношения).
Цели:
1) экономические (рост капитала, реализация научно-технической программы),
2) социальные (создание и сохранение рабочих мест, обеспечение населения товарами),
3) персональные (связаны с личными наклонностями владельцев; усиление политического влияния).
4.2. Организационно-правовые формы предприятий
1) хозяйственные товарищества – объединение партнеров для совместного бизнеса:
а) полные товарищества (с неограниченной ответственностью)
б) коммандитные товарищества (товарищества на вере: один или несколько участников – полных товарищей – ответственны неограниченно, а остальные – коммандитисты – ответственны своими вкладами)
2) общества:
а) с ограниченной ответственностью (размером вклада)
б) с дополнительной ответственностью (несут ответственность личным имуществом, кратном стоимости их вкладов)
3) акционерные общества
АО или корпорация (объединение) - крупное предприятия, капитал которого образуется путем объединения индивидуальных капиталов через продажу акций.
Закрытые АО продают акции только учредителям или определенному кругу лиц.
Открытые АО свободно продают акции.
4) унитарные предприятия
государственное или муниципальное предприятие, неделимое (унитарное) имущество которого является общественной (государственной или муниципальной) собственностью. Их ответственность ограничивается пределами закрепленных за ними производственных фондов.
5) ПБОЮЛ – предприятие без образования юридического лица – индивидуальный предприниматель.
Тема 4.2 Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда
4.2.1 Производственная структура и инфраструктура предприятия
А) Производственная структура и инфраструктура предприятия
Общая производственная структура предприятия включает основное и вспомогательное производство. Основное производство осуществляет выпуск продукции, для которой было создано предприятие. Вспомогательное производствообслуживает подразделения предприятия: это ремонтные, инструментальные цехи, транспортные, энергетическое, складское хозяйство и другие.
Инфраструктура предприятия предназначена поддерживать основное производство. К ней относят вспомогательные службы.
Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов
Производственная структура предприятия подразделяется на предметную, технологическую, смешанную (предметно-технологическую).
Предметная структура – сосредоточение производства на продукции конечного потребления, специализация цехов на изготовлении определенного изделия или группы однородных изделий, узлов, деталей. Например, цехи по изготовлению двигателей, задних мостов, кузовов, коробок передач на автомобильном заводе.
Технологическая структура – специализация цехов предприятия на выполнении части технологического процесса или производственного процесса. Например, наличие литейного, кузнечно-прессового, штамповочного, механического или сборочного цехов на машиностроительном заводе.
Смешанная структура – часть цехов специализирована технологично, а остальная – предметно.
Производственный процесс – это совокупность взаимосвязанных основных,вспомогательных, обслуживающих и естественных процессов, направленных на изготовление определенной продукции.
Производственный процесс — это совокупность действий работников и орудий труда, в результате которых сырьё, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, поступающие на предприятие, превращаются в готовую продукцию или услугу в заданном количестве, качестве и ассортименте в определённые сроки. Производственный процесс состоит из основных, вспомогательных и обслуживающих процессов.
Обслуживающие процессы обеспечивают бесперебойную работу основного и вспомогательного производства.
Стадии производственного процесса:
- заготовительная,
- обрабатывающая,
- сборочная.
Производственный процесс подразделяется на простой (ряд последовательных операций изготовления) и сложный (совокупность простых операций).
На структуру производственного процесса влияет:
- конструкция изделия,
- технология (способ производства),
- оборудование,
- масштабы производства.
Б) Технологический процесс
Технологический процесс — это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда. К предметам труда относят заготовки и изделия.
Технологический процесс — последовательность технологических операций, необходимых для выполнения определенного вида работ.
Технологический процесс определяет способ производства продукции. Технологический процесс состоит из операций.
Операция – это обработка предмета труда на одном рабочем месте без переналадки оборудования одним рабочим.
Производственный цикл – это календарный период времени, в течение которого продукт труда проходит на предприятии все операции по превращению в готовую продукцию.
Производственный цикл - период пребывания предметов труда (сырья и материалов) в производственном процессе с начала изготовления до выпуска готового продукта.
Производственный цикл включает элементы: рабочий период, естественные процессы и перерывы.
Типы производства:
- массовое - постоянное повторение одних и тех же работ, непрерывное производство, применение точных нормативов,
- серийное (крупносерийное, среднесерийное, мелкосерийное), характеризуется регулярной повторяемостью операций,
- единичное производство - нерегулярная повторяемость или неповторяемость работ.
В) Основные формы организации производства
Формы организации производства:
концентрация – сосредоточение производства и увеличение выпуска продукции;
комбинирование – связь специализированных производств в единый хозяйственный комплекс;
специализация – сосредоточение на выпуске определенных видов продукции:
кооперация - связь между предприятиями.
Специализация — сосредоточение деятельности на относительно узком секторе, специальном направлении, отдельных технологических процессах и операциях или видах выпускаемой продукции. Специализация производства в промышленности реализована в трех основных формах: предметной, подетальной и технологической.
Кооперирование — это форма организации производства, при которой осуществляется установление и использование сравнительно устойчивых и долговременных производственных и управленческих связей между предприятиями, организациями и другими структурами, каждая из которых специализируется на производстве отдельных составных частей целого или выполнении отдельного вида работ (услуг).
Комбинирование производства — одна из форм организации производства, основанная на соединении принципиально разных технологических процессов на одном крупном предприятии (например, на металлургическом комбинате применяются литейные, химические и прокатные технологии).
Отрасль представляет собой совокупность предприятий, характеризующихся единством производимой продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров, специфическими условиями труда.
Выделяют: - отрасли материального производства - промышленность, с/х, транспорт, связь, строительство, разведка недр, водное хозяйство, торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, материально-техническое обеспечение и сбыт,
- отрасли нематериального производства - образование, здравоохранение, культура, спорт, управление и т.д.
В основе формирования отрасли лежит общественное разделение труда.
4.2.2 Производительность труда и ее измерение
Производительность труда это интегральный показатель эффективности труда.
Она измеряется:
1) количеством продукции, произведенным в единицу времени – выработкой,
2) количеством времени, затрачиваемым на производство единицы продукции – трудоемкостью.
Производительность труда – это способность работника произвести за единицу времени определенное количество товаров или услуг.
Выработка и трудоемкость – две взаимодополняющие характеристики. Чем выше выработка и ниже трудоемкость, тем лучше работает персонал.
От уровня (величины) производительности труда зависят объем произведенной продукции, численность персонала, доход предприятия, зарплата и другие экономические показатели.
Уровень производительности труда отражает эффективность экономической системы.
4.2.3 Факторы, определяющие уровень (величину) производительности труда:
- образованность, квалификация, профессионализм работника;
- заинтересованность в результатах труда;
- уровень развития науки и техники и применения их достижений в производстве (организация труда, использование прогрессивных материалов, применение высокопроизводительной техники);
- интенсивность (напряженность) труда;
- природные условия, комфортные условия труда.
4.2.4 Главные отличительные черты современного работника:
- высоко и всесторонне образованный;
- профессионально компетентный и деловой (инициативный);
- самостоятельно и творчески мыслящий;
- активно и ответственно действующий.
- фондоотдача – это стоимость продукции, приходящейся на 1 рубль основных производственных фондов, - фондоемкость продукции – это стоимость основных производственных фондов,… - фондовооруженность труда – это стоимость основных производственных фондов, приходящихся на одного среднесписочного…
Раздел 5. Труд и заработная плата
Тема 5.1 Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда
5.1.1 Рынок труда
Рынок труда — это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.
Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. На рынке труда продается рабочая сила – способность к труду. Заработная плата является платой за труд.
Субъекты рынка труда: работодатели и работники, посредники между ними, представители органов государственной власти.
При избытке рабочей силы возникает безработица.
На рынке труда формируется спрос, предложение, равновесная цена (уровень заработной платы), имеется конкуренция.
Величина спроса на труд определяется уровнем цен на продукцию ипроизводительностью труда.
При росте оплаты труда увеличивается предложение труда.
1)Кривая спроса фирмы на труд
Денежное выражение предельного продукта труда показывает величину прироста общей выручки фирмы в результате привлечения дополнительной единицы труда.
2)Кривая индивидуального предложения труда.
При определенном уровне ставки заработной платы объем индивидуального предложения сокращается.
Рисунки кривых спроса и предложения на труд.
5.1.2 Заработная плата и стимулирование труда
Оплата труда согласно ТК РФ - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам заихтруд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Заработная плата - это
- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы,
-а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Факторы, определяющие размер заработной платы:
- стоимость рабочей силы
- рост производительности труда работника
- квалификация работника и характер труда
- конъюнктура на рынке труда
- степень обобществления заработной платы (возможности выплат через общественные фонды потребления)
- национальность, пол, религия и другие (дискриминационные).
Организация оплаты труда включает:
- оформление трудового договора,
- наличие и соблюдение правил внутреннего распорядка организации,
- наличие и соблюдение должностной инструкции, определяющей обязанности и права работника,
- регулярность выдачи заработной платы работнику,
- условия повышения заработной платы,
- применение прогрессивных систем оплаты труда, предусматривающих значительную долю в структуре заработной платы премиальной части,
- социальные выплаты.
Тема 5.2 Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы
5.2.1 Безработица
5.2.1.1 Сущность безработицы
Безработица – незанятость в сфере н/х трудоспособного населения, желающего иметь работу. Безработица является результатом несоответствия между спросом на рабочую силу и предложением.
Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.
5.2.1.2 Виды безработицы
1.Фрикционная. Люди ищут работу и могут ее получить в ближайшем будущем, при этом они переходят с низко оплачиваемой на более высокооплачиваемую работу. Это способствует более рациональному распределению трудовых ресурсов. Существует постоянно.
2.Структурная. Частично является следствием НТП. Безработный должен пройти переподготовку. Существует постоянно.
Фрикционная и структурная безработица в сумме составляют естественный уровеньбезработицы – 5-6%.
3.Циклическая. Возникает в периоды экономического спада и уменьшается в периоды подъема производства. Это наиболее тяжелый вид безработицы.
4.Скрытая. Специалисты выполняют работу меньшей квалификации или специалистам оплачивается их труд ниже их квалификации.
5.Частичная. Работники вынужденно заняты неполный рабочий день или неполная
5.2.1.3 Измерение безработицы
Уровень безработицы – процент безработных в общей численности трудоспособного населения. Естественный уровень безработицы – это «нормальный» минимально возможный в стране уровень безработицы, при котором существуют лишь фрикционная и структурная безработица. Полная занятость означает, что безработица не превышает естественного уровня.
5.2.2 Политика государства в области занятости
Важную роль в регулировании рынка труда играют государственные и частные учреждения. Они выполняют функции переподготовки и защиты свободной рабочей силы, а также перераспределения и трудоустройства людей.
Последствия безработицы представляют угрозы обществу:
1. Недовыпуск продукции, особенно в условиях демографической ямы.
2. Снижение жизненного уровня лишившихся работы.
3. Моральный ущерб лишившихся работы – потеря квалификации, самоуважения, распад семьи.
4. Рост налогов для покрытия затрат на выплаты пособий по безработице.
5. Сокращение совокупного спроса.
6. Рост социальной и политической напряженности в обществе.
Политика государства в области занятости населения.
1) Создание дополнительных рабочих мест с помощью стимулирования спроса путем снижения налогов, процентов по кредитам и т.п.
2) Регулирование уровня и продолжительности безработицы через налаживание служб трудоустройства (бирж труда), которые организуют систему информации о свободных рабочих местах, осуществляют посредничество в подборе работы, обучение и повышение квалификации, получение субсидий для переезда к новому месту жительства, временную занятость на общественных работах, юридическую помощь в организации собственного бизнеса.
3) Социальная защита безработных включает выплату пособия по безработице, выплату стипендий обучающимся.
5.2.3 Права и обязанности профсоюзов
Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Профессиональные союзы являются объединениями работников отрасли. Профсоюзы заключают с предпринимателями коллективный договор о заработной плате и условиях труда. Профсоюзы добиваются соблюдения коллективного договора обеими сторонами.
Если не удается достичь компромисса, то профсоюзы объявляют забастовки, а так как конфликты между профсоюзами и нанимателями тяжело сказываются на экономической и политической ситуации, то правительство стало вмешиваться в процесс заключения коллективных договоров:
принимаются законы, которые ограничивают максимальную продолжительность рабочего дня, устанавливают минимально допустимый уровень заработной платы и пособия по безработице.
Правовая основа деятельности профсоюзов
Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями и другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией РФ, ФЗ об общественных объединениях, трудовым кодексом. Профсоюз разрабатывает Устав. Государственная регистрация профсоюза в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке. Профсоюз осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законодательством РФ, Уставом Профсоюза и уставами общественных объединений, членом которых является Профсоюз, в части прав и обязанностей их членских организаций.
Профсоюзная организация может быть создана и тремя человеками. Права появляются у зарегистрированной организации. Профсоюз является юридическим лицом с момента государственной уведомительной регистрации, приобретает права и обязанности через свои органы, действующими в соответствии с законодательством РФ и Уставом.
Федеральный закон о профсоюзах № 10-ФЗ от 12.01.1996 г., в редакции 2010 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»: имеется собственность профсоюзов и право организации банков. Оказываются бесплатные консультации. Профсоюзы принимают участие в разработке государственных программ занятости, способствуют осуществлению мер социальной защиты членов Профсоюза, высвобождаемых в результате сокращения численности или штата работников, реорганизации или ликвидации учреждений. Проводят изучение и вносят предложения по проектам законодательных и нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права членов Профсоюза, участвуют в разработке политики по молодежным вопросам, заботятся об укреплении здоровья членов профсоюза, оказывают методическую, консультационную, юридическую и правовую помощь, обеспечивают защиту интересов в органах по рассмотрению трудовых споров и суде, организуют кассы взаимопомощи, организуют и проводят культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу, оказывают содействие в организации санаторно-курортного лечения и отдыха, создают фонды солидарности и др. фонды.
Основные права профсоюзов
Право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.
Право профсоюзов на содействие занятости.
Право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.
Право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров.
Право на информацию.
Право на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров.
Право на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде.
Права в области охраны труда и окружающей среды.
Права участия в приватизации государственного и муниципального имущества.
Права на социальную защиту работников.
Право на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров.
100 статей трудового кодекса касаются профсоюзов. С профсоюзом согласовываются: изменение условий труда, продолжительность рабочего дня, сокращение численности штата, увольнение работника по инициативе администрации, разделение рабочего дня на части, установление системы оплаты труда, стимулирование труда, охрана труда, участие в приватизации гос. имущества, урегулирование споров, право на получение информации, быть представителем интересов трудового коллектива, даже при малой численности профсоюзов.
Гарантии прав профсоюзов
Гарантии имущественных прав профсоюзов. Финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности.
Гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов
Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюза
Гарантии имущественных прав профсоюзов, на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров, осуществление профсоюзного контроля законодательства. Работодатель обязан в недельный срок отреагировать на предписание профсоюзной организации.
Профсоюз владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, а также владеет и пользуется переданными ему в установленном порядке в хозяйственное ведение иным имуществом.
Средства и имущество Профсоюза состоят из ежемесячных взносов членов Профсоюза, поступлений от юридических и физических лиц (пожертвования, благотворительность), отчислений работодателей (по коллективным договорам, соглашениям) на проведение культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, культурно-просветительных физкультурных мероприятий, доходов от вложений временно свободных средств, внереализационных операций, включая дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам, поступлений от проводимых в соответствии с Уставом лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий, не запрещенных законом, доходов от гражданско-правовых сделок, предпринимательской (в том числе внешнеэкономической) деятельности и иных поступлений имущества по основаниям, допускаемым законом.
Профсоюз может заниматься предпринимательской деятельностью, создавать банки, страховые общества, кредитные и иные коммерческие и некоммерческие организации, фонды солидарности, благотворительные, страховые, культурно-просветительские, обучения и подготовки кадров, иные фонды, кассы взаимопомощи в соответствии с уставными целями и задачами и в порядке, установленном законодательством, направляя на эти цели членские профсоюзные взносы. Доходы используются только для достижения уставных целей. Как юридическое лицо имеют самостоятельный баланс, текущий и другие банковские счета.
Взносы членов Профсоюза распределяются на финансирование деятельности:
- общепрофсоюзной,
- региональной,
- территориальной,
- первичной организации (до 15 членов включительно).
Порядок отчислений определяет региональный комитет.
Расходование средств производится на основе утвержденных выборными органами смет, контроль за своевременным и полным перечислением членских профсоюзных взносов и за их целевым использованием осуществляют ревизионные комиссии и вышестоящие профсоюзные органы.
Защита прав профсоюзов
Судебная защита прав профсоюзов, ответственность за нарушение прав профсоюзов осуществляются в соответствии с законодательством.
Цель профсоюзной организации – заключение трудового договора, если в организации более 50% члены профсоюза. Все внутренние положения должны быть согласованы с профсоюзной организацией, включая правила внутреннего распорядка. Это важно для снижения и устранения конфликтов между работниками и администрацией.
Профсоюзы имеют право как организации, обращаться в суд.
Ответственность профсоюзов
За невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.
Обязанности профсоюзов
Профсоюз обязан контролировать выполнение коллективного договора, участвовать в урегулировании трудовых споров.
Деятельность Профсоюза основывается на принципах свободы, независимости, справедливости, солидарности, демократизма, добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.
Отношения Профсоюза с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), представителями нанимателей, органами государственной власти и местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, заключаемых коллективных договоров и соглашений.
Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов
В отраслях имеются отраслевые соглашения. Профсоюз может наложить ограничения на сокращение штатов и финансирование. В КМПО действует профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания. Это добровольная общероссийская общественная организация граждан – членов Профсоюза – работников и государственных служащих, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными (служебными) интересами по роду их деятельности в государственных, муниципальных органах и на предприятиях, в учреждениях, органах местного самоуправления, коммерческих организациях и организациях общественного обслуживания независимо от форм собственности, а также учащихся образовательных учреждений, созданная в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (в вопросах занятости, трудовых отношений, условий и оплаты труда, охраны здоровья и соблюдения социальных гарантий).
Профсоюз, его структурные подразделения и их выборные органы имеют свои печати и штампы установленного образца. Профсоюз имеет свой флаг и символику, учреждает Почетные грамоты, награды и другие знаки отличия.
Программа действий Профсоюза по защите социально-трудовых прав и законных интересов членов профсоюза в 2010-2015 гг.(выписка).
Главным критерием эффективности деятельности Профсоюза является реальное обеспечение каждого члена Профсоюза:
- рабочим местом в соответствии с трудовым договором (служебным контрактом) и квалификацией,
- своевременно выплачиваемой, достойной его труду заработной платы (денежным содержанием),
- здоровыми и безопасными условиями труда,
- надежной защитой его трудовых прав.
Для достижения этих целей Профсоюз осуществляет работу по следующим направлениям:
1.Защита социально-трудовых прав и законных интересов членов профсоюза
2.Правозащитная работа Профсоюза
3.Охрана труда и здоровья
4.Организационное укрепление Профсоюза (содействуют вовлечению профсоюзной молодежи в общественную работу, создают молодежные советы).
5.Осуществление финансовой политики Профсоюза (финансовое обеспечение материальной базы для защиты социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза)
Раздел 6. Деньги и банки
Тема 6.1 Понятие денег и их роль в экономике
6.1.1 Деньги и их функции
Деньги - всеобщий эквивалент в товарообменных отношениях.
Функции денег:
1) мера стоимости
2) средство обращения
3) средство платежа (зарплата, уплата налогов, выплата страховых возмещений, процентов по кредиту)
4)средство накопления
5)мировые деньги.
Важнейшим свойством денег является их высокая ликвидность. Под ликвидностью понимается способность какого-либо имущества (активов) служить в качестве средства платежа. Наличные деньги обладают абсолютной ликвидностью. Поэтому фирмы и домашние хозяйства отдают предпочтение наличным деньгам и почти абсолютно ликвидным депозитам (вкладам) до востребования. Однако наличные деньги не приносят дохода, а процент по вкладам до востребования лишь компенсируют общее повышение цен, а реальный доход нулевой.
Деньги - это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам.
В другом определении деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами:
§ обменивается на любой другой товар;
§ измеряет стоимость любого другого товара (эта функция выражается в цене и в масштабах этих цен).
Сущность денег раскрывается в пяти функциях:
§ Меры стоимости
§ Средства обращения
§ Средства платежа
§ Средства сбережения и накопления
§ Мировые деньги
6.1.2 Закон денежного обращения
Закон Денежного Обращения: Количество Денег В Обращении Должно Соответствовать Сумме Цен Всех Реализуемых Товаров.
где М – денежная масса, р – средняя цена единицы продукции, Q – общий объем произведенной продукции за год,
М*V = р*Q.
Когда темпы роста денежной массы превышают темпы роста товарной массы (М*V > р*Q), равновесие восстанавливается в результате роста цен. Переполнение каналов денежного обращения может произойти, если увеличится скорость обращения денег V. Такие же последствия могут быть вызваны сокращением предложения товаров на рынке (падение объема производства Q). Чтобы уровень цен в экономике был стабилен, правительство должно поддерживать темп прироста денежной массы на уровне средних темпов роста объема производства. Величину денежной массы регулирует Центральный банк.
6.1.3 Роль денег в экономике.
В последнее десятилетие в мировой экономике просматриваются общие тенденции развития денежной системы:
1) завершился процесс демонетизации золота (золото не является платежным средством),
2) все большую роль в денежном обороте играют квазиденьги (чеки, кредитные карточки, банковские счета, векселя и др.),
3) в денежном обороте главными становятся коллективные валюты (евро), которые вытесняют национальные деньги,
4) все большая роль отводится электронным деньгам. Это ведет к экономии ресурсов на создание наличных денег и позволяет осуществлять контроль за всеми денежными операциями (предотвращает уклонение от оплаты налогов),
5) деньги становятся самовозрастающей стоимостью (капиталом).
Тема 6.2 Банковская система. Финансовые институты
6.2.1 Банковская система
6.2.1.1 Составляющие банковской системы
Банковская система РФ состоит из двух уровней и включает в себя
- Центральный банк (Банк России),
- кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.
Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система - это совокупность различных видов банков и банковских институтов и их взаимосвязи, существующих в той или иной стране в определенный исторический период.
Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров.
Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы.
Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. Но одну из важнейших ролей играет банковская система, обеспечивающая на современном этапе развития экономических взаимоотношений нормальное функционирование всей экономики в целом.
Банковские системы используются для решения следующих текущих и стратегических задач:
1. обеспечения экономического роста;
2. регулирования инфляции;
3. регулирования платежного баланса.
6.2.1.1 Центральный банк
Центральный банк имеет законодательно закрепленную монополию на эмиссию национальных денежных знаков и ряд особых функций в области кредитно-денежной политики.
Правовое положение ЦБ РФ – не зависим от исполнительных органов государственной власти, но подотчетен законодательной власти. Банк России является юридическим лицом, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не отвечает по обязательствам правительства, как и правительство не отвечает по обязательствам Банка России. Независимость позволяет Банку России быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, принимать эффективные меры по поддержанию стабильности экономики.
Экономическими целями Банка России являются:
- обеспечение устойчивости рубля, то есть стабильности покупательной способности рубля и стабильности его курса по отношению к иностранным валютам,
- содействие развитию и укреплению банковской системы России.
Банк России выполняет следующие функции:
- проводит монетарную (денежно-кредитную) политику России,
- участвует в законотворчестве,
- осуществляет монопольную эмиссию денег,
- устанавливает для коммерческих банков нормы обязательных резервов,
- назначает временных управляющих коммерческих банков,
- является хранителем золотовалютных резервов страны: обслуживает международные финансовые операции страны, контролирует состояние платежного баланса, выступает покупателем и продавцом на международных валютных рынках,
- является межбанковским расчетным центром,
- выдает кредиты коммерческим банкам.
Банк России не выдает кредиты физическим лицам и предприятиям.
6.2.1.2 Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики
1) Политика дешевых и дорогих денег (кейнсианская).
Политика дешевых денег заключается в увеличении предложения денег и кредитов, что способствует расходам и инвестициям, росту производства и занятости.
Инструменты политики дешевых денег:
А) скупка государством у банков и населения государственных облигаций,
Б) уменьшение установленной нормы денежного резерва коммерческих банков (в результате растут их кредитные ресурсы),
В) снижение учетной ставки, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки.
Политика дорогих денег заключается в сокращении денежного предложения, снижении доступности кредитов, что приводит к сокращению инвестиций, совокупных расходов, падению спроса на товары и услуги, цен и направлена на борьбу с инфляцией.
Инструменты политики дорогих денег:
А) государство продает свои облигации,
Б) Центральный банк увеличивает норму банковского резерва,
В) повышение учетной ставки Центрального банка.
2) «Денежное правило» монетаристов.
Современные неоклассики и монетаристы больше полагаются на рыночную самонастройку. Свободное рыночное предложение (производство) обеспечивает спрос.Роль государства заключается в стимулировании хозяйственной активности путем снижения налогов, сокращения социальных выплат. В условиях стагфляции макрорегулирование следует ограничить соблюдением «денежного правила»: масса денег в обращении (денежное предложение) должна систематически увеличиваться годовым темпом, соответствующим темпу прироста объема производства (3-5% в год).
6.2.1.3 Кредитные организации
Кредитные организации - это юридические лица, которые для получения прибыли, как основной цели своей деятельности, на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеют право осуществлять предусмотренные законодательствомбанковские операции.
Лицензии на осуществление операций
Различают кредитные организации двух видов: банки и небанковские кредитные организации.
6.2.1.4 Коммерческие банки
Банк - кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять следующие банковские операции:
- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,
- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование),
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Основное назначение банков - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.
По функциональному назначению банки подразделяются на
- коммерческие - основное звено банковской системы. Главное их отличие от ЦБ - отсутствие права эмиссии банкнот. Коммерческие банки осуществляют почти все виды банковских операций: кассовые, расчетные, кредитные, валютные, операции с ценными бумагами, оказание финансовых и посреднических услуг и др.
- сберегательные - создаются с целью привлечения временно свободных денежных средств населения и предприятий и их размещения на условиях возвратности, платности, срочности в интересах вкладчиков банка и развития хозяйства;
- инвестиционные - обеспечивают финансирование вложений в производство на длительный срок;
- ипотечные - предоставляют долгосрочные денежные займы под залог недвижимости - земли, строений;
- депозитные - обслуживают клиентов по вкладам (депозитам) и ссудам (кредитам).
6.2.1.5 Небанковские кредитные организации
Небанковские кредитные организации осуществляют отдельные банковские операции, предусмотренные законодательством страны. Они вправе осуществлять следующие банковские операции и сделки:
- привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок),
- размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет,
- купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме от своего имени и за свой счет,
- выдача банковских гарантий.
6.2.1.6 Филиал иностранного банка
Филиал иностранного банка - это обособленное подразделение иностранного банка, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе представительство.
6.2.2 Финансовые институты
Специализированные кредитно-финансовые учреждения (финансовые институты, небанковские кредитные организации):
- страховые компании,
- пенсионные фонды,
- ссудо-сберегательные ассоциации,
- инвестиционные компании,
- финансовые компании,
- благотворительные фонды,
- кредитные союзы.
Раздел 7. Государство и экономика
Тема 7.1 Роль государства в экономике. Общественные блага
В рыночной экономике действует механизм рыночного саморегулирования. Он включает конкуренцию, спрос, предложение, рыночные цены.
7.1.1Основные цели государственного регулирования:
- экономический рост,
- полная занятость,
- экономическая эффективность,
- экономическая свобода,
- безопасность,
- обеспечение нетрудоспособных,
- стабильный уровень цен,
- баланс во внешних экономических связях.
7.1.2 Основные функции государства:
1) Установление правил хозяйствования в условиях рыночной экономики (законодательное регулирование)
2) Производство общественных благ.
3) Поддержка конкуренции (защита прав собственности, поддержка малого бизнеса, приватизация) и обеспечение экономического роста (инвестирование в проекты государственной важности, в фундаментальную науку, инфраструктуру)
4) Обеспечение стабильности в экономике (преодоление инфляции, обеспечение полной занятости, баланс экспорта и импорта, корректировка случаев несостоятельности рынка)
5) социальная политика (пенсии, пособия по безработице, временной нетрудоспособности, инвалидам, дотации малоимущим семьям, многодетным семьям).
Осуществление государственных функций требует их финансирования.
7.1.3 Основные направления государственного регулирования, принципы и инструменты:
1) Административно-правовое регулирование
2) Управление важнейшими сферами жизни общества:
оборона, полезные ископаемые, водные ресурсы, природные ресурсы, здравоохранение, образование, национальные объекты культуры, дороги, дамбы, уборка, освещение улиц и дорог
3) Государственные программы и госзаказы
4) Финансовая политика:
денежная, кредитная, налоговая, бюджетная.
5) Социальная политика
7.1.4 Общественные блага.
Общественные блага - блага, к которым имеют доступ все индивиды. К общественным благам относятся: оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т.п.
1. Между потребителями общественных благ нет конкуренции, так как они существуют для всех жителей.
2. Производитель не может воспрепятствовать потреблению общественных благ кем бы то ни было.
Общественные блага — блага, обладающие следующими признаками:
-признак неисключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага,
-признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим,
-признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы.
Тема 7.2 Налоги. Система и функции налоговых органов
7.2.1 Налоги
7.2.1.1 Место налогов в финансовой системе
Финансы - это вся совокупность денежных средств общества и связанных с ними экономических отношений.
Финансовая система состоит из трех звеньев: финансы государства, финансы предприятий (организаций, хозяйствующих субъектов), финансы населения (домашних хозяйств). Главное звено в финансовой системе - это финансы предприятий(потому что предприятие - главное звено в экономике, так как предприятие производит товар).
Налог - это обязательный сбор, взимаемый государством с организаций и граждан в порядке и на условиях, установленных законом.
Налоги являются главным источником средств для государства.
7.2.1.2 Объекты налогообложения:
1) налоги на доходы,
2) налоги на имущество,
3) налоги на расходы.
7.2.1.3 Способы взимания налогов:
1) прямые (подоходный, поимущественный, налог на прибыль),
2) косвенные (акцизы, таможенные пошлины, НДС).
7.2.1.4 Способы определения размера налогов:
1) пропорциональные,
2) прогрессивные (ослабляет неравенство в обществе).
7.2.1.5 Уровни налогообложения:
1) общенациональные (федеральные),
2) региональные,
3) местные.
7.2.1.6 Порядок использования:
1) общие,
2) целевые.
7.2.1.7 Функции налогов:
1) фискальная - обеспечивает поступление денежных средств государству,
2) регулирующая - с помощью скидок и льгот у некоторых предприятий остаются дополнительные денежные средства,
3) перераспределительная - средства направляются на выполнение государственных программ.
7.2.1.8 Принципы налогообложения:
1) принцип справедливости.
Каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.
2) принцип соразмерности.
Баланс интересов налогоплательщика и государства характеризуется кривой Лаффера. Она показывает зависимость налоговых поступлений от изменения налоговой ставки.
Кривая Лаффера
3) принцип учета интересов налогоплательщиков.
Простота исчисления и уплаты налогов.
4) принцип определяемости.
Сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику.
5) принцип удобства.
Время и способ уплаты удобны налогоплательщику.
6) принцип эффективности.
Сумма сборов должна превышать примерно в два раза затраты на сбор налогов.
Согласно идеям А. Смита, при формировании налоговой системы необходимо руководствоваться следующими принципами:
· принципом справедливости, утверждающим всеобщность обложения налогом и равномерность распределения его между гражданами соразмерно их доходам. Понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального статуса человека, его политических взглядов. В приложении к современности применение данного правила означает, что налогоплательщики законодательно обязаны участвовать в финансировании общественных (государственных) структур и мероприятий, причем распределение налогового бремени производится с учетом уровня полученных доходов;
· принципом определенности, требующим, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику. Неопределенность налогообложения, с одной стороны, приводит к тому, что плательщик может попасть под власть контролирующих инстанций, а с другой — создает условия уклонения от налогообложения. Кроме того, в условиях неоднозначности толкования нормативных документов, нестабильности и непредсказуемости системы налогообложения в целом трудно принимать решения и строить стратегию бизнеса;
· принципом удобства, который предполагает, что при создании налоговой системы должны в первую очередь учитываться интересы плательщика: минимум формальностей, максимальная простота процедуры перечисления средств, совпадение во времени момента получения дохода и изъятия налога и т.п.;
· принципом экономии, заключающимся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации и удешевлении системы налогообложения в целом. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.
Особое внимание в условиях федеративного или конфедеративного устройства общества уделяется принципу строгого разделения налогов и сборов по уровням бюджета от низшего (населенный пункт или район) к высшему (общегосударственный). Выполнение данного правила должно регулироваться нормами как местного, так и федерального законодательства.
В основу методик построения налоговых систем могут быть положены различные научные методы: системного, комплексного и целостного подходов, аналитический, статистический, сравнительной оценки и другие методы (способы и приемы), в том числе логико-математический/
7.2.1.9 Значение налогов:
- источник доходов бюджетов всех уровней (федерального, регионального, местного),
- налоговыми льготами стимулируется развитие отдельных направлений экономики (модернизации, инфраструктуры, инноваций и др.).
7.2.2 Система и функции налоговых органов
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В систему налоговых органов входят Федеральная налоговая служба (ФНС) Министерства финансов Российской Федерации и ее территориальные органы.
К территориальным налоговым органам относятся:
а) межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы России:
• по федеральным округам;
• по крупнейшим налогоплательщикам;
• по контролю за алкогольной и табачной продукцией;
• по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков;
• по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг;
• по централизованной обработке данных;
б) управления Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации;
в) инспекции Федеральной налоговой службы России по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонного уровня.
При осуществлении своих функций налоговые органы взаимодействуют с федеральными, региональными, местными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами.
При перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным, налоговым законодательством обязанности налоговых органов по взиманию налогов несут таможенные органы.
Налоговые органы вправе:
• требовать от налогоплательщиков и налоговых агентов подтверждающие документы, на основании которых произведены исчисление и уплата налогов;
• проводить налоговые проверки;
• производить выемку документов при проведении налоговых проверок в случаях их возможного уничтожения (сокрытия, изменения или замены);
• вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой налогов;
• приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, налагать арест на их имущество;
• осматривать производственные помещения и территории налогоплательщиков, проводить инвентаризацию имущества;
• определять суммы налогов расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных помещений, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых документов, отсутствия (или ведения с нарушением установленного порядка) учета доходов и расходов, объектов налогообложения;
• требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений и контролировать их выполнение;
• взыскивать недоимки по налогам и сборам, пени и штрафы;
• требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков;
• привлекать для налогового контроля сторонних специалистов, экспертов и переводчиков;
• создавать налоговые посты;
• предъявлять в суды иски, связанные с нарушением налогового законодательства;
• другие права.
Кроме прав налоговые органы обязаны:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах (со своей стороны) и осуществлять контроль его соблюдения (со стороны налогоплательщиков);
2) вести учет налогоплательщиков;
3) соблюдать налоговую тайну;
4) при выявлении признаков преступления направлять материалы в органы внутренних дел (в десятидневный срок со дня выявления);
5) бесплатно информировать налогоплательщиков о налоговом законодательстве, их правах и обязанностях, о своих полномочиях; предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
6) направлять налогоплательщику копии актов, решений, налоговых уведомлений, требований об уплате налогов;
7) осуществлять возврат или зачет переплаченных налогов, пеней и штрафов;
8) другие обязанности.
Таким образом, выделяются следующие функции налоговых органов:
• контрольная (п. 1—4);
• разъяснительная (п. 5—6);
• расчетная (п. 7).
Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам в случае своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а также неправомерных действий или бездействия должностных лиц; такие убытки возмещаются за счет федерального бюджета, а соответствующие должностные лица могут привлекаться к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.
Главным распорядителем средств федерального бюджета является Федеральная налоговая служба Российской Федерации применительно к налоговым органам. Для таможенных органов главным распорядителем средств федерального бюджета является Федеральная таможенная служба Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:
- за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах,
- за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
- за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей,
- а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции
- и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Это определение дано в Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506. Но и оно, по сути, является кратким, поскольку в перечне полномочий, изложенном в том же Положении, содержится ряд функций, не указанных в определении. Нас интересуют в первую очередь те, которые предполагают в качестве мер контроля проведение проверок. Это контроль применения контрольно-кассовых машин и проведения лотерей.
ФНС России осуществляет:
контрольную деятельность;
лицензирование отдельных видов деятельности;
государственную регистрацию;
учетно-информационную деятельность;
консультационную работу;
контрольно-аналитическую деятельность.
Тема 7.3 Государственный бюджет. Государственный долг
7.3.1 Государственный бюджет
Государственные финансы - это денежные средства, связанные с образованием и использованием финансовых ресурсов для выполнения государством своих функций.
Государственные финансы состоят из государственного бюджета, государственного кредита и внебюджетных фондов.
Государственный бюджет - это экономические отношения по поводу распределения национального дохода.
Функции государственного бюджета:
1) образование общегосударственного фонда денежных средств,
2) использование общегосударственного фонда денежных средств,
3) контроль за движением бюджетных ресурсов, за динамикой экономического развития и ходом социально-экономических процессов.
Бюджетная система РФ - это совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.
Доходами федерального бюджета зачисляются:
- налоговые поступления,
- неналоговые поступления,
- доходы субъектов РФ, предназначенные для финансирования централизованных мероприятий.
Основные направления расходов федерального бюджета:
- обеспечение обороноспособности страны,
- содержание органов высшей законодательной и высшей исполнительной власти,
- частичное финансирование непроизводственной сферы - культуры, просвещения, образования, здравоохранения и др.
- финансирование отдельных предприятий и отраслей производственной сферы,
- создание государственных резервов.
Если доходы бюджета превышают расходы, то образуется профицит бюджета. Он используется на социально-экономические цели и для обеспечения резервов.
Если доходы бюджета меньше расходов, то образуется дефицит бюджета. Он покрывается за счет внутренних (посредством облигаций) и внешних заимствований.
Механизм секвестра расходов бюджета (сокращения) при его несбалансированности проводится по всем статьям, кроме защищенных в одной и той же пропорции.
Решая социальные задачи, государство призвано не допускать слишком большого неравенства доходов, иначе появляется угроза стабильности общества. Государство должно поддерживать равновесие сил производителей и потребителей, нанимателей и наемных работников.
По экономическому содержанию бюджетные расходы делятся на текущие (на покрытие затрат) и капитальные (на развитие экономики).
7.3.2 Государственный долг
Государственный долг возникает при несбалансированности экономики. Очень высокий долг означает более высокие платежи по нему, которые осуществляются из бюджета. Обслуживание долга может становиться политически нецелесообразным. Один из критериев – отношение госдолга к ВВП не должно превышать 50%.
Тема 7.4 Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы
7.4.1 Понятие ВВП
Валовой внутренний продукт (ВВП) характеризует конечный результатпроизводственной деятельности и измеряет стоимость товаров и услуг, произведенныхвнутри страны для конечного потребления. Это валовой продукт, потому что исчисляется до вычета потребления основного капитала.
Методы расчета ВВП:
1) по доходам.
Определяется сумма всех доходов, созданных в обществе при производстве ВВП.
2) по расходам.
Определяется сумма всех расходов на конечное потребление.
3) по производству.
Определяется сумма стоимостей продукции, произведенной всеми предприятиями страны. Расчет ведется по добавленной стоимости. Это стоимость той части продукции, которая произведена данной фирмой.
Конечные продукты покупаются для конечного потребления. Промежуточные продукты покупаются для дальнейшей обработки либо перепродажи.
Номинальный ВВП - продукт, стоимость которого выражена в фактических ценах.
Реальный ВВП - продукт, стоимость которого скорректирована на величину годового роста цен.
ВВП реальный = ВВП номинальный / Дефлятор
Дефлятор отражает изменение уровня цен.
Национальный доход (чистый национальный продукт, НД) - это часть ВНП, за вычетом суммы годовых амортизационных отчислений. Амортизационные отчисления являются издержками по восстановлению изношенной части основных фондов.
Таким образом, основными макроэкономическими показателями являются: ВВП, ВНП, НД .
7.4.2 Основные факторы экономического роста
Экономический рост - это количественное увеличение и качественное совершенствование общественного производства.
Экстенсивный путь экономического роста осуществляется за счет вовлечения в производство дополнительных ресурсов.
Интенсивный путь экономического роста осуществляется за счет более эффективного использования ресурсов в производстве.
Экономический рост, кроме положительных черт имеет отрицательные последствия.
Факторы экономического роста:
- природные ресурсы,
- трудовые ресурсы,
- основной капитал,
- научно-технические знания,
- структура экономики,
- совокупный спрос,
- тип экономической системы,
- социально-политические факторы.
7.4.3 Экономические циклы.
Главными проявлениями макроэкономической нестабильности являются периодические спады производства, безработица и инфляция.
Спады производства приводят к падению занятости и уменьшению доходов, к сокращению расходов, к снижению спроса.
Основные виды экономических колебаний:
1) текущие (сезонные подъемы и спады деловой активности, хозяйственные сбои, связанные с задержкой сырья),
2) средние экономические циклы - представляют наибольшую угрозу макроэкономической стабильности,
3) длительные экономические циклы (длинные волны) - протяжением около 50 лет, связаны со сменой экономических эпох.
Рисунок - Фазы экономического цикла
Тема 7.5 Основы денежной политики государства
Политика Центрального банка регулирует деятельность коммерческих банков, а через них экономику в целом.
ЦБ воздействует на размер обязательных резервовкоммерческих банков. Изменение обязательных резервов приводит к изменениям совокупной денежной массы, находящейся у коммерческих банков. Расширение или сокращение денежной массы влечет за собой соответствующеерасширение или сокращение кредита. Большая или меньшая доступность кредита способствует инвестированию капитала в те или иные проекты, которые намерены финансировать фирмы, или тормозит его. Изменение уровня инвестиций приводит к соответствующим изменениям совокупного спроса, уровня ВВП, занятости и общего уровня цен.
На величину обязательных резервов коммерческих банков ЦБ воздействует тремя способами:
1) путем изменения норм резервных требований,
2) при помощи операций с ценными бумагами на рынке ценных бумаг (операций на открытом рынке),
3) путем учетной ставки.
Первый способ является сильнодействующим, поэтому используется редко.
Второй способ является гибким и регулярно применяется. Продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке (гособлигаций) приводит к сокращению резервов коммерческих банков. Скупка государственных ценных бумаг стимулирует расширение спроса и рост денежной массы.
Третий способ позволяет регулировать деятельность коммерческих банков путем непосредственного изменения процентной ставки по ссудам, которые ЦБ предоставляет коммерческим банкам. При снижении учетной ставки ЦБ поощряет коммерческие банки увеличивать свои резервы и расширять свои операции.
Политика содействия росту денежной массы в обращении, стимулирования кредитов, снижения процентной ставки называется политикой "дешевых денег" (сheap money).
Политика ограничения роста денежной массы в обращении, препятствования расширению кредитования, повышения процентной ставки называется политикой "дорогих денег" (dear money, tight money).
Раздел 8. Международная экономика
Тема 8.1 Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли
8.1.1 Международная торговля
В основе международной торговли лежит международное разделение труда (МРТ), то есть специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которыми эти страны обмениваются.
Абсолютные преимущества международной специализации проявляются в том, что та или иная страна производит данный товар с меньшими, чем у других стран прямыми издержками (явными).
Сравнительные преимущества проявляют себя, когда сопоставление проводится по альтернативным издержкам производства. Альтернативные (вмененные) издержки - это количественные потери одного продукта при переходе на производство другого.
Потоки международной торговли делят на экспорт (вывоз) и импорт (ввоз). Их сумма по каждой стране составляет ее внешнеторговый товарооборот. Платежный баланс страны содержит товарные и денежные операции с зарубежными партнерами. Торговый баланс является составной частью платежного баланса. Активный баланс - поступление в страну больше платежей, остаток (сальдо) - положительный. Пассивный баланс - платежи больше поступлений, сальдо отрицательное.
8.1.2 Государственная политика в области международной торговли
Внешнеторговая политика - это система мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков.
Сложилось два типа торговой политики: протекционизм и свободная торговля (фритредерство, либерализация).
Протекционизм - это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Протекционистские меры:
- таможенные пошлины (тарифные барьеры);
- нетарифные барьеры - импортные квоты, лицензирование, запреты;
- поддержка экспорта - субсидии, налоговые льготы, дешевые кредиты, политическая поддержка и др.
Демпинг - массированный выброс товаров на рынок или ценных бумаг на биржу по заниженным ценам с целью подавления конкурентов.
Свободная торговля (фритредерство) - это политика, предполагающая свободное движение товаров и услуг между странами без торговых барьеров.
Преимущества свободной торговли:
- стимулирует конкуренцию,
- увеличивает эффективность производства и снижает цены,
- расширяет предложение товаров,
- полностью используются преимущества МРТ.
Недостатки свободной торговли:
- отсутствие защиты национальной экономики от отрицательного воздействия иностранного бизнеса (демпинг, сбыт некачественной и устаревшей продукции).
Современные государства проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает элементы обоих типов. Общим курсом является либерализация мировой торговли. Россия провела мероприятия и вступила в ВТО (Всемирную торговую организацию).
Тема 8.2 Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы
8.2.1 Валюта
Валюта- национальная денежная единица, используемая в международных расчетах. Валютой называют также денежные знаки иностранных государств и платежные средства (переводы, чеки, векселя), выраженные в национальных денежных единицах и используемые в международных расчетах.
Валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах. Обмен валют в процессе международных экономических связей осуществляется в соответствии с их валютным курсом. Валютный (обменный курс) обычно представлен в виде двух показателей: цены покупки и цены продажи.
Котировка - фиксация валютного курса на определенную дату.
Прямая котировка - к единице иностранной валюты приравнивается денежная единица национальной валюты. В Великобритании 1долл США = 0,5491 фунтов стерлингов.
Косвенная котировка означает, что единица национальной валюты приравнивается к определенному количеству иностранной валюты. В Великобритании 1 фунт стерлингов = 1.8210 долл. США.
Факторы, определяющие валютные курсы:
- объем денежной массы,
- объем ВВП,
- паритет покупательной способности,
- динамика покупательной способности валют,
- колебания циклического характера,
- различия в процентных ставках,
- переливы капитала,
- размеры экспорта и импорта,
- ожидания относительно будущей динамики валютного курса.
Банки при котировке валюты указывают курс ее покупки и продажи. За счет разницы цен покрываются операционные издержки и образуется прибыль.
Большая часть валютных сделок относится к сделкам СПОТ. По таким сделкам валюта поставляется на второй день со дня заключения сделки по курсу на момент ее совершения. Курс СПОТ является базовым.
При срочных сделках (форвардных) валюта поставляется через определенный срок (один, два, три, шесть, двенадцать месяцев) после заключения сделки по курсу, зафиксированному на момент совершения сделки. При сделке ФОРВАРД валюта котируется дороже (с премией) или дешевле (с дисконтом), чем при сделке СПОТ, размер которых зависит от разницы процентных ставок по вкладам в разных странах. Эти сделки используются для получения спекулятивной прибыли на разнице курсов и при страховании от рисков.
Кроме того, различают фиксированные валютные курсы, свободно плавающие валютные курсы, и управляемо плавающие валютные курсы.
8.2.2 Способы государственного регулирования валютных курсов:
- валютные интервенции (государство продает или покупает валюту),
- контроль над внешней торговлей,
- валютное рационирование (валютный контроль), при котором государство обязывает экспортеров продавать ему часть своей валютной выручки,
- внутреннее макроэкономическое регулирование, например, политика "дорогих денег".
8.2.3 Динамика валютного курса
Снижение курса национальной валюты стимулирует экспорт товаров из данной страны, препятствуя импорту товаров, что невыгодно для потребителей данной страны, так как при меньшем выборе товаров ниже качество и выше цена.
Повышение курса национальной валюты препятствует экспорту товаров из страны, стимулирует импорт, выгодно для потребителей.
8.2.4 Конвертируемость валюты
Конвертируемость валюты предполагает возможность ее обмена на другую валюту.
Различают внешнюю и внутреннюю, полную и неполную (частичную) конвертируемость валют.
Внешняя конвертируемость валюты означает, что сделки с этой валютой разрешены только иностранцам (например, с целью репатриации прибыли и капитала). Внутренняя конвертируемость валюты означает, что сделки с этой валютой разрешены только юридическим лицам данной страны (например, для оплаты импортного контракта) и гражданам этого государства (например, при покупке иностранной валюты для туристической поездки). Частичная конвертируемость означает возможность обмена валюты для совершения лишь некоторых операций (например, связанных с внешней торговлей, переводом за границу доходов на капитал). Полная конвертируемость валюты предполагает, что физические и юридические лица данной страны и других стран имеют возможность совершать любые операции с валютой этой страны: предоставление кредитов иностранцам, покупка акций зарубежных фирм, приобретение недвижимости и пр.
Российский рубль является частично конвертируемой валютой с управляемо плавающим курсом.
Превращению рубля в свободно конвертируемую валюту способствуют:
- либерализация операций с капиталом,
- стабильность экономики,
- модернизация структуры хозяйства,
- низкая инфляция,
- развитая банковская система,
- значительные золотовалютные резервы.
7.2.5 Глобальные экономические проблемы:
- экономическая отсталость,
- демографическая проблема,
- продовольственная проблема,
- проблема ресурсов,
- экологическая проблема,
- проблема конверсии.
Тема 8.3 Особенности современной экономики России
Для развития экономики России созданы рыночные условия: законодательная база, 70% частных предприятий, развитая банковская система, управляемый плавающий валютный курс.
В настоящее время Россия развивается в направлении модернизации, технологического развития, создания новых прогрессивных материалов, высокопроизводительного оборудования, инноваций продукта, технологий, в управлении, повышения финансовой грамотности населения, создания благоприятного инвестиционного климата, относительной стабильности, что позволяет привлечь в экономику страны дополнительный капитал, в том числе и зарубежный. Россия сотрудничает со странами различного уровня экономического развития.
Для развития экономики России имеются ресурсы, создана законодательная база, выбрана стратегия модернизации. Необходимо преодолеть имеющиеся серьезные недостатки в реализации стратегии развития.
Недостатки:
1) система откатов, коррупция;
2) сырьевая модель экономики, хотя цель - несырьевая модель социального государства;
3) недостаточная поддержка бизнеса;
4) высокие социальные налоги.
Перспективы:
1) через 10 лет Россия войдет в пятерку ведущих экономик мира,
2) через 10 лет ВВП на душу населения поднимется с 19 тыс. долл. до 35 тыс. долл. ("удвоение ВВП").
3) Москва станет мировым финансовым центром.
Выводы по курсу экономики.
1. Основная экономическая проблема – ограниченность ресурсов.
2. Эффективной является такая экономическая система, где выше производительность труда.
3. В смешанной экономической системе сочетаются достоинства рыночной экономики с ее мотивацией высокой производительности труда и государственное регулирование решения некоторых социально-экономических проблем.
Пивкина Надежда Валентиновна
Гильманова Ольга Павловна
Гильманова Ольга Павловна