Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [ч’]-[щ’]»
Тема:Звуки [ч’]-[щ’]
Цель: Дифференциация звуков [ч’]-[щ’]
Задачи:
Образовательные:
-учить дифференцировать звуки занятия в слогах, словах, предложениях и тексте;
- учить не путать на письме буквы звуков, изучаемых на занятии;
-формировать навыки работы со словами – паронимами, навыки слогового анализа и синтеза; закреплять навыки правильного написания слогов ча-ща, чу-щу;
Коррекционно-развивающие:
-развивать логическое мышление, зрительную память, внимание и память, мелкую моторику пальцев рук, речевое дыхание;
Воспитательные:
-воспитывать интерес к логопедическим занятиям, правила поведения с одноклассниками.
Оборудование: презентация по теме занятия, изображение солнечного зайчика, пособие для развития речевого дыхания, зеркала, таблица «Отличие буквы от звука»,
Ход занятия
Этапы занятия | Вре-мя | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
Организа-ционный момент Дыха- тельная гимна-стика Опреде-ление темы Характе-ристика звуков Различе-ние в написании букв Различе-ние в слогах Различ-ение в словах Гимнас-тика для пальцев Физ. минутка Различе-ние в предложе-ниях Различе-ние в текте Рефлексия Итог | 2 2 2 5 3 3 2 2 5 5 3 3 3 2 | - Здравствуйте, ребята. Что я сказала? Ничего особенного, но в комнате стало светлее. Дети, а что означает слово «здравствуйте»? Что мы желаем друг другу, когда здороваемся? Как нужно правильно здороваться? Давайте поздороваемся с солнечным зайчиком, он сядет каждому из вас на плечо, а вы погладьте его и ласково поздоровайтесь. - Дети, солнечному зайчику понравилось, как вы с ним поздоровались, он приглашает вас на полянку и предлагает поиграть в ветерок. - Ребята, солнечный зайчик хочет вам загадать загадки. - Догадайтесь о какой букве идет речь. - На расческу эта буква очень похожа, у нее три зубца, так это что же… -Да, вы правильно решили: букву пишем как четыре, только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя. - Ребята, назовите тему нашего занятия. - Назовите отличие звука от буквы. - Ребята, давайте охарактеризуем звук [ч'] и звук [щ’]. Звук[ч']:губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы на расстоянии друг от друга, кончик языка и его спинка образуют смычку с бугорком, эта смычка переходит в щель между ними, воздушная струя короткая, тёплая, голоса нет, звук согласный, глухой, всегда мягкий. Звук щ’]: губы округлены слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, кончик языка поднят к бугорочками образует с ними щель, воздушная струя длинная, тёплая, голоса нет, звук согласный, мягкий, всегда -Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются? Учитель-логопед делает вывод: [ч’] и [щ’]-согласные, глухие, всегда мягкие, разное положение языка, воздушная струя при произнесении звука [ч'] – короткая, разное положение зубов. Логопед предлагает детям карточки с буквами, которые можно попутать на письме с буквами занятия. Дети должны подчеркнуть только буквы «ща» и «чэ». -Молодцы, ребята. - А теперь давайте, выделим ч-щ звуки из ряда слогов. - Прослушайте слоги, запишите первую букву: ча, ща, щу, чу, щи, че, ще; последнюю: оч, уч, ущ, ещ, еч, ощ. Игра «Назови слово с другим звуком» Плач, челка, четки, чадить, горячий, помочь, лечи. - Поиграем в игру «Шифровальщики». Прослушайте слова, если в слове слышится звук [ч'] - рисуем короткую стрелочку, а если [щ'] – длинную. Длина стрелочки показывает на продолжительность воздушной струи. - Ответьте на вопросы одним словом. - Где жили первобытные люди? - Какой прибор показывает время? - Чем чистят одежду? - Чем покрыта кожа свиньи? - Как по другому называют огурцы, капусту, лук? Игра «Исправь ошибку» На доске предложения «Чука поймала в речке леча» «У ченкащёрное ухо» Игра «Договори двустишье» «Солнце глянуло сквозь щелку, Свесив огненную челку; Вышел еж с сапожной щеткой, Занялся работой четкой; Гуталина на щадит, Гуталин слегка чадит; Заяц волка замещает, Всех косых не замечает; Вдоль по улице мощеной Мчится вдаль арбуз моченый; А волна реки, плеща, Пену сбросила с плеча; Оба брата, Гек и Чук, Принялись за ловлю щук; И кричит им птица Щур: - Не меня ловите чур! -Вот и подошло к концу наше занятие, солнечный зайчик предлагает вам выполнить последнее задание. - Нарисуйте в тетрадях его изображение: грустный, если вам было неуютно на занятии, вы многого не поняли, веселый, если вам все понравилось. - Назовите тему занятия. Чем занимались? Какие задания понравились больше всего. | Дети приветствуют учителя-логопеда. - Мы желаем здоровья. - Нужно смотреть друг другу в глаза. Дети выполняют инструкцию учителя-логопеда. -Буква «Ща». - Буква «Чэ». - Буквы «Чэ» и «Ща». Дети дают характеристику звуков, используют зеркала. - Положение губ. -При произнесении [ч']воздушная струя сильная, короткая, теплая. -При произнесении [щ’] - воздушная струя теплая, плавная, длинная. Дети выполняют инструкцию логопеда. Работа выполняется у доски поочередно. Выполняет один ученик у доски. Дети выполняют упражнение Письменно. - В пещере. - Часы. - Щеткой. - Щетиной. - Овощи. Ученик записывает верный вариант на доске. Хоровые ответы детей. Дети рисуют солнечного зайчика в тетрадях. Дети высказывают свои мнения. |