Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [ч’]-[щ’]»

2
0
Материал опубликован 29 April 2020




Тема:Звуки [ч’]-[щ’]

Цель: Дифференциация звуков [ч’]-[щ’]

Задачи:

Образовательные:

-учить дифференцировать звуки занятия в слогах, словах, предложениях и тексте;

- учить не путать на письме буквы звуков, изучаемых на занятии;

-формировать навыки работы со словами – паронимами, навыки слогового анализа и синтеза; закреплять навыки правильного написания слогов ча-ща, чу-щу;

Коррекционно-развивающие:

-развивать логическое мышление, зрительную память, внимание и память, мелкую моторику пальцев рук, речевое дыхание;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям, правила поведения с одноклассниками.

Оборудование: презентация по теме занятия, изображение солнечного зайчика, пособие для развития речевого дыхания, зеркала, таблица «Отличие буквы от звука»,









Ход занятия



Этапы занятия

Вре-мя

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Организа-ционный момент








Дыха-

тельная гимна-стика

Опреде-ление темы








Характе-ристика звуков


































Различе-ние в написании

букв

Различе-ние в слогах






Различ-ение в словах

Гимнас-тика для

пальцев







Физ.

минутка









Различе-ние в предложе-ниях


Различе-ние в текте
















Рефлексия







Итог




















2










2




2










5




































3




3








2



2



5






5










3





3


















3







2
























- Здравствуйте, ребята.

Что я сказала? Ничего особенного, но в комнате стало светлее. Дети, а что означает слово «здравствуйте»? Что мы желаем друг другу, когда здороваемся? Как нужно правильно здороваться? Давайте поздороваемся с солнечным зайчиком, он сядет каждому из вас на плечо, а вы погладьте его и ласково поздоровайтесь.

- Дети, солнечному зайчику понравилось, как вы с ним поздоровались, он приглашает вас на полянку и предлагает поиграть в ветерок.

- Ребята, солнечный зайчик хочет вам загадать загадки.

- Догадайтесь о какой букве идет речь.

- На расческу эта буква очень похожа, у нее три зубца, так это что же…

-Да, вы правильно решили: букву пишем как четыре, только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.

- Ребята, назовите тему нашего занятия.

- Назовите отличие звука от буквы.

- Ребята, давайте охарактеризуем звук [ч'] и звук [щ’].

Звук[ч']:губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы  на расстоянии  друг от друга, кончик языка  и  его спинка  образуют  смычку  с бугорком,  эта  смычка переходит  в щель  между  ними,   воздушная  струя короткая, тёплая,  голоса нет, звук  согласный, глухой, всегда мягкий.

Звук  щ’]: губы округлены слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, кончик языка поднят к бугорочками образует с ними щель, воздушная струя длинная, тёплая, голоса нет, звук  согласный, мягкий,  всегда

-Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?













Учитель-логопед делает вывод:

[ч’] и [щ’]-согласные, глухие, всегда мягкие, разное положение языка, воздушная струя при произнесении  звука [ч'] – короткая, разное положение зубов.

Логопед предлагает детям карточки с буквами, которые можно попутать на письме с буквами занятия. Дети должны подчеркнуть только буквы «ща» и «чэ».

-Молодцы, ребята.

- А теперь давайте, выделим ч-щ звуки из ряда слогов.

- Прослушайте слоги, запишите первую букву:

ча, ща, щу, чу, щи, че, ще;

последнюю:

оч, уч, ущ, ещ, еч, ощ.

Игра «Назови слово с другим звуком»

Плач, челка, четки, чадить,

горячий, помочь, лечи.




- Поиграем в игру «Шифровальщики». Прослушайте слова, если в слове слышится звук [ч'] - рисуем короткую стрелочку, а если [щ'] – длинную. Длина стрелочки показывает на продолжительность воздушной струи.




- Ответьте на вопросы одним словом.

- Где жили первобытные люди?

- Какой прибор показывает время?

- Чем чистят одежду?

- Чем покрыта кожа свиньи?

- Как по другому называют огурцы, капусту, лук?

Игра «Исправь ошибку»

На доске предложения

«Чука поймала в речке леча»

«У ченкащёрное ухо»


Игра «Договори двустишье»

«Солнце глянуло сквозь щелку,

Свесив огненную челку;

Вышел еж с сапожной щеткой,

Занялся работой четкой;

Гуталина на щадит,

Гуталин слегка чадит;

Заяц волка замещает,

Всех косых не замечает;

Вдоль по улице мощеной

Мчится вдаль арбуз моченый;

А волна реки, плеща,

Пену сбросила с плеча;

Оба брата, Гек и Чук,

Принялись за ловлю щук;

И кричит им птица Щур:

- Не меня ловите чур!


-Вот и подошло к концу наше занятие, солнечный зайчик предлагает вам выполнить последнее задание.

- Нарисуйте в тетрадях его изображение:

грустный, если вам было неуютно на занятии, вы многого не поняли, веселый, если вам все понравилось.

- Назовите тему занятия. Чем занимались? Какие задания понравились больше всего.

Дети приветствуют учителя-логопеда.

- Мы желаем здоровья.

- Нужно смотреть друг другу в глаза.


Дети выполняют инструкцию учителя-логопеда.




-Буква «Ща».

- Буква «Чэ».



- Буквы «Чэ» и «Ща».

Дети дают характеристику звуков, используют зеркала.












- Положение губ.

-При произнесении [ч']воздушная струя сильная, короткая, теплая.

-При произнесении [щ’] - воздушная струя теплая, плавная, длинная.






Дети выполняют инструкцию логопеда.

Работа выполняется у доски поочередно.








Выполняет один ученик у доски.





Дети выполняют упражнение

Письменно.



- В пещере.

- Часы.

- Щеткой.

- Щетиной.

- Овощи.


Ученик записывает верный вариант на доске.

Хоровые ответы детей.

















Дети рисуют солнечного зайчика в тетрадях.




Дети высказывают свои мнения.






























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.