Конспект логопедического занятия для 1 класса «Дифференциация и автоматизация звука [р – р’] в слогах, словах, предложениях»
	Цель: учить детей различать звуки [ р- р’ ], автоматизировать эти звуки в связной речи.
	Задачи:
	• расширение и активизация словарного запаса,
	• совершенствовать речевую моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез;
	• развивать коммуникативную сторону речи;
	• развивать у детей слуховое внимание, память;
	• обогащать эмоциональную сферу;
	• воспитывать любовь к отечественным мультфильмам.
	Оборудование: Картинка «Вини - Пух и все-все-все… Прогулка по лесу», макеты грибов, корзинка, мягкая игрушка кролика, разрезные картинки в конвертах, два цвета шаров, аудиозапись песни.
	Ход занятия
	1. Организационный момент.
	Здравствуйте. На сегодняшнем занятии мы с вами совершим прогулку в сказочный лес, во время которой будем повторять звуки [ р – р ‘].
	В мире много разных сказок
	Грустных и смешных,
	Но прожить на свете
	Нам нельзя без них.
	В сказке может всё случиться,
	Наша сказка впереди
	Сказка в двери к нам стучится,
	Скажем сказке - заходи.
	-А помогут нам? Ребята закройте глаза.
	Звучит фонограмма песни «Кто ходит в гости по утрам…»(из мультфильма « Винни - Пух и все, все, все…»
	-Ребята голос какого сказочного героя вы услышали?
	(Винни – Пуха).
	-Каких ещё героев этой сказки вы знаете?
	-Пятачок, Кролик, Тигра, Ослик, Сова.
	2. Основная часть. «Дорожки – тропинки. »
	-А теперь представьте, что мы идём по тропинке и песенку поём «ла-ла-ла»
	-Дети повторяют «ла-ла-ла».
	-Тут Винни – Пух их встречает, радуется гостям и радостно рычит свою ворчалку «ра-ра-ра». Дети повторяют «ра-ра-ра»
	-Ребята, а давайте мы пойдём вместе на прогулку и я вас познакомлю со своим другом Пятачком. Согласны?
	-Поднимается Винни – Пух в гору, тяжело ему идти, поёт песню «ру-ру-ру». И вам тяжело , повторяют «ру-ру-ру».
	-Спускается медведь с горы «ры-ры-ры». Дети за ним «ры-ры-ры».
	-Медведь обходит осторожно большую яму «ро-ро-ро». Дети тоже обходят «ро-ро-ро».
	Выделение звуков из слов.
	-Вот и вывел Винни – Пух детей на полянку, а там разные ягоды растут: брусника, вороний глаз, красная смородина, крушина, морошка, чёрная смородина, черника.
	-Винни – Пуху понравились ягоды в названии которых есть звуки [р – р ‘].
	-Какие это ягоды? Назовите их.
	-Ребята, а все ли ягоды можно съесть?
	-Вороний глаз, крушину нельзя они ядовитые. В природе можно рвать и кушать только то, что знаете.
	Физминутка.
	Ребята Вини – Пух остался доедать ягоды съедобные. А нам с вами показал дорогу к поляне Пятачка. Он собрался собирать грибы на полянке перед своим домиком.
	-Давайте ему поможем.
	-Я вам буду загадывать загадки, а вы мне чётко произносить отгадку и класть гриб в корзину.
	Глубоко был спрятан он.
	Раз, два, три – и вышел он
	И стоит он на виду.
	Белый, я тебя найду! (боровик)
	
	Я в красной шапочке расту
	Среди корней осиновых.
	Меня увидишь за версту
	Зовусь я… (подосиновик)
	
	Не спорю – не белый я, братцы, попроще
	Расту я обычно в берёзовой роще. (подберёзовик)
	
	Ходят в рыженьких беретах
	Осень в лес приносят летом,
	Очень дружные сестрички
	Золотистые… (лисички)
	
	Вдоль лесных дорожек,
	Много белых ножек,
	В шляпках разноцветных
	Издали приметных
	Собирай, не мешкай.
	Это… (сыроежки)
	
	Растут на опушке
	Рыжие подружки,
	А зовут их… ( волнушки)
	
	Сорвал я гриб в лесу,
	Любуюсь на его красу.
	На белой он ножке
	На шляпке – горошки. (мухомор)
	
	-Мухомор не будем собирать. Он ядовитый.
	-А какие грибы у нас в корзине?
	-Съедобные, их можно употреблять в пищу, варить, солить.
	-А мухомор не съедобный, ядовитый, его нельзя употреблять в пищу.
	-Может мы его можем растоптать?
	-Нет. Ядовитые грибы лечат животных, поэтому несъедобные грибы уничтожать нельзя, а обойти стороной.
	Автоматизация звука [р] в предложениях.
	Пошли дети дальше по лесу.
	-Кто это?
	-Кролик.
	-А навстречу им Серый Кролик.
	Я вам предлагаю игру «Я начинаю, а вы заканчивайте, хором дружно отвечаете:
	1.У хозяйки жил… (Серый Кролик).
	2. Дети любили… (Серого Кролика).
	3. Ребята заботились о… (Сером Кролике).
	4. Они приносили морковку и капусту… (Серому Кролику).
	5. Дети подолгу любовались… (Серым Кроликом).
	Игра «Доскажи словечко».
	Выполнили мы и это задание, отправимся дальше по тропинке вместе с Кроликом. И повстречали Тигра.
	-Я вам буду маленькие стихотворения рассказывать, а вы заканчивайте вторую строчку словом, подходящим по смыслу.
	
	Дедушку зовут Лука,
	У него болит … Рука
	
	На столе с картошкой плошка,
	За столом голодный … Прошка
	
	Рисовал художник ламу
	И картину вставил в … Раму
	
	Хорошо танцует Валя
	И её сестричка … Варя
	
	Вечно плачет этот Лёва
	Говорят ему: «Ты … рёва»
	
	Зреет на кустах малина,
	Соберёт её … Марина
	
	Собирал модели Юлик,
	Помогал братишке … Юрик
	
	В блеске солнечных лучей
	По земле бежит … ручей
	
	Договаривание слога, необходимого для составления слова.
	Дети отправились дальше по тропинке и встретили Ослика.
	-Я вам буду называть первый слог слова, а вы договаривайте второй:
	ра ру ры
	иг – ра бе - ру ков - ры
	фа – ра жа – ру шку - ры
	Жо – ра ды – ру па - ры
	ко – ра но – ру го – ры
	
	Дифференцированное задание.
	Шли мы с вами по тропинке и пришли к домику Совуньи. Она вам придумала сложное задание.
	-Сейчас мы будем работать по группам. Я раздам конверты в них разрезанная картинка, вам нужно ёё собрать.
	-Назовите, что у вас на картинке?
	-Молодцы, вы все справились с заданиями, я думаю зверям понравилась наша прогулка по лесу. А теперь нам пора в обратный путь, возвращаться домой.
	3.Рефлексия.
	-Ребята, мы учились сегодня с вами произносить правильно звуки [р- р’] . Всё ли у вас получилось.
	-Кто считает, что у него всё получилось возьмёт себе красный шарик, у кого не всё получалось – зелёный, а если кто считает, что всё получалось, но ещё нужно немного поработать может взять два шарика – зелёный и красный.
 
                                     
                                 
                                 
                                 
                                 
                         
                         
                         
                         
                         
                        