Конспект логопедического занятия для 1 класса «Дифференциация и автоматизация звука [р – р’] в слогах, словах, предложениях»
Цель: учить детей различать звуки [ р- р’ ], автоматизировать эти звуки в связной речи.
Задачи:
• расширение и активизация словарного запаса,
• совершенствовать речевую моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез;
• развивать коммуникативную сторону речи;
• развивать у детей слуховое внимание, память;
• обогащать эмоциональную сферу;
• воспитывать любовь к отечественным мультфильмам.
Оборудование: Картинка «Вини - Пух и все-все-все… Прогулка по лесу», макеты грибов, корзинка, мягкая игрушка кролика, разрезные картинки в конвертах, два цвета шаров, аудиозапись песни.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте. На сегодняшнем занятии мы с вами совершим прогулку в сказочный лес, во время которой будем повторять звуки [ р – р ‘].
В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке - заходи.
-А помогут нам? Ребята закройте глаза.
Звучит фонограмма песни «Кто ходит в гости по утрам…»(из мультфильма « Винни - Пух и все, все, все…»
-Ребята голос какого сказочного героя вы услышали?
(Винни – Пуха).
-Каких ещё героев этой сказки вы знаете?
-Пятачок, Кролик, Тигра, Ослик, Сова.
2. Основная часть. «Дорожки – тропинки. »
-А теперь представьте, что мы идём по тропинке и песенку поём «ла-ла-ла»
-Дети повторяют «ла-ла-ла».
-Тут Винни – Пух их встречает, радуется гостям и радостно рычит свою ворчалку «ра-ра-ра». Дети повторяют «ра-ра-ра»
-Ребята, а давайте мы пойдём вместе на прогулку и я вас познакомлю со своим другом Пятачком. Согласны?
-Поднимается Винни – Пух в гору, тяжело ему идти, поёт песню «ру-ру-ру». И вам тяжело , повторяют «ру-ру-ру».
-Спускается медведь с горы «ры-ры-ры». Дети за ним «ры-ры-ры».
-Медведь обходит осторожно большую яму «ро-ро-ро». Дети тоже обходят «ро-ро-ро».
Выделение звуков из слов.
-Вот и вывел Винни – Пух детей на полянку, а там разные ягоды растут: брусника, вороний глаз, красная смородина, крушина, морошка, чёрная смородина, черника.
-Винни – Пуху понравились ягоды в названии которых есть звуки [р – р ‘].
-Какие это ягоды? Назовите их.
-Ребята, а все ли ягоды можно съесть?
-Вороний глаз, крушину нельзя они ядовитые. В природе можно рвать и кушать только то, что знаете.
Физминутка.
Ребята Вини – Пух остался доедать ягоды съедобные. А нам с вами показал дорогу к поляне Пятачка. Он собрался собирать грибы на полянке перед своим домиком.
-Давайте ему поможем.
-Я вам буду загадывать загадки, а вы мне чётко произносить отгадку и класть гриб в корзину.
Глубоко был спрятан он.
Раз, два, три – и вышел он
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (боровик)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту
Зовусь я… (подосиновик)
Не спорю – не белый я, братцы, попроще
Расту я обычно в берёзовой роще. (подберёзовик)
Ходят в рыженьких беретах
Осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички
Золотистые… (лисички)
Вдоль лесных дорожек,
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных
Издали приметных
Собирай, не мешкай.
Это… (сыроежки)
Растут на опушке
Рыжие подружки,
А зовут их… ( волнушки)
Сорвал я гриб в лесу,
Любуюсь на его красу.
На белой он ножке
На шляпке – горошки. (мухомор)
-Мухомор не будем собирать. Он ядовитый.
-А какие грибы у нас в корзине?
-Съедобные, их можно употреблять в пищу, варить, солить.
-А мухомор не съедобный, ядовитый, его нельзя употреблять в пищу.
-Может мы его можем растоптать?
-Нет. Ядовитые грибы лечат животных, поэтому несъедобные грибы уничтожать нельзя, а обойти стороной.
Автоматизация звука [р] в предложениях.
Пошли дети дальше по лесу.
-Кто это?
-Кролик.
-А навстречу им Серый Кролик.
Я вам предлагаю игру «Я начинаю, а вы заканчивайте, хором дружно отвечаете:
1.У хозяйки жил… (Серый Кролик).
2. Дети любили… (Серого Кролика).
3. Ребята заботились о… (Сером Кролике).
4. Они приносили морковку и капусту… (Серому Кролику).
5. Дети подолгу любовались… (Серым Кроликом).
Игра «Доскажи словечко».
Выполнили мы и это задание, отправимся дальше по тропинке вместе с Кроликом. И повстречали Тигра.
-Я вам буду маленькие стихотворения рассказывать, а вы заканчивайте вторую строчку словом, подходящим по смыслу.
Дедушку зовут Лука,
У него болит … Рука
На столе с картошкой плошка,
За столом голодный … Прошка
Рисовал художник ламу
И картину вставил в … Раму
Хорошо танцует Валя
И её сестричка … Варя
Вечно плачет этот Лёва
Говорят ему: «Ты … рёва»
Зреет на кустах малина,
Соберёт её … Марина
Собирал модели Юлик,
Помогал братишке … Юрик
В блеске солнечных лучей
По земле бежит … ручей
Договаривание слога, необходимого для составления слова.
Дети отправились дальше по тропинке и встретили Ослика.
-Я вам буду называть первый слог слова, а вы договаривайте второй:
ра ру ры
иг – ра бе - ру ков - ры
фа – ра жа – ру шку - ры
Жо – ра ды – ру па - ры
ко – ра но – ру го – ры
Дифференцированное задание.
Шли мы с вами по тропинке и пришли к домику Совуньи. Она вам придумала сложное задание.
-Сейчас мы будем работать по группам. Я раздам конверты в них разрезанная картинка, вам нужно ёё собрать.
-Назовите, что у вас на картинке?
-Молодцы, вы все справились с заданиями, я думаю зверям понравилась наша прогулка по лесу. А теперь нам пора в обратный путь, возвращаться домой.
3.Рефлексия.
-Ребята, мы учились сегодня с вами произносить правильно звуки [р- р’] . Всё ли у вас получилось.
-Кто считает, что у него всё получилось возьмёт себе красный шарик, у кого не всё получалось – зелёный, а если кто считает, что всё получалось, но ещё нужно немного поработать может взять два шарика – зелёный и красный.